Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «политическая культура общества», ее составные элементы
В каждой стране идет своя политическая жизнь. Особенностью политической культуры является то, что она определяет не саму политику или политический процесс, а комплекс представлений о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой общенациональной культуры. Термин «культура» не употребляли М.Вебер, К.Маркс. Он возникает в древнем мире – агрокультура. С XVII века применяется для определения умственных способностей людей. В XVIII веке в немецкой литературе для обозначения прогресса в обществах. В конце XIX века английские антропологи употребляют его для обозначения образцов мышления, действия, верований, систем ценностей, символов и технологий общества. Антропология рассматривается как наука о культурах, затем социология начинает заниматься изучением культуры для обозначения моделей действий, отличающих одно общество людей от других. Тейлор – английский антрополог, дает такое определение культуры. Культура или цивилизация понимаемая в ее широком этнографическом смысле есть сложная система, которая охватывает знания, верования, искусство, право, мораль и все другие самоценности и привычки человека как члена общества. Э. Дюркгейм определяет культуру как способность действовать, мыслить и чувствовать внешнее по отношению к индивидууму и наделенное силой принуждения по отношению к нему. Культура включает в себя ролевое распределение. Человек усваивает определенные роли и выполняет их. М. Дюверже считал, что культура – связанная система способов действия, мышления и чувственного восприятия, которая констатирует роли, определяет предсказуемое поведение, особенности индивида. Культура разнолика. Есть французская, американская, русская культура. Есть крестьянская, рабочая, религиозная, светская. Есть культуры – характерные для слоев общества. Есть контркультура, когда некоторые группы сознательно не признают какие-то процессы в экономике, политике (авангард, сексуальная революция). Новые социальные движения являются контркультурами. Бывает агрессивная и пассивная контркультура. Культура всегда нормативна, то есть это совокупность определенного количества норм, распространенных на все общество. В структуру культуры входят: нормы, ценности, ритуалы, санкции. Нормы – это принципы поведения для общества и его членов. Нормы бывают двух степеней исполнения: а) которые обязательно соблюдаются (не укради, не убей и др.); б) идеальные (благотворительность – хорошо, но не каждый этим занимается). Санкции бывают негативные и позитивные, их три вида: а) юридические, правовые – поощрение, наказание; б) рассеянные социальные санкции (бойкот, изгнание из общности, линчевание); в) моральные санкции (угрызение совести, чувство вины и др.). Нормы постоянно меняются. Это процесс. Стабильно то общество, где нормы постоянны и где новое органически прибавляется к старому (Английская политическая система). В Европе с XIII по XVIII века фактически ничего не менялось в образцах, нормах. Общее количество населения не изменялось. Жизненный процесс регулировался демографией и биоритмами, а не экономикой и политикой. Есть границы культуры – территориальные, политические, национальные, социальные и др. Культурные системы делятся по функциональному признаку на экономическую, религиозную, политическую и др. В политическую культуру входят: - политический процесс; - политический ритуал; - отношения между людьми как членами государства и других субъектов политики. Политическая культура не механическое вычленение из общей культуры, она в нее интегрирована, вбирает все лучшее. Итак, политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течении многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами. В ее структуру входят ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства. Политическую культуру можно характеризовать как целостно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему. Сам термин «политическая культура» появился в 1956 году в работах Алмонда и Т.Парсонса. Политическая культура связывает политическую жизнь с мифами, традициями, существующими в сознании всех граждан. «Политическая культура» - совокупность идей более или менее разделяемых всем обществом отличающихся большим постоянством во времени и относящихся к общественно-политическим объектам – режиму, формам правления, институтам, правящим кругам и т.д. Основные элементы политической культуры: 1. национальная идентичность, связанная с государством – нацией; 2. идентификация с согражданами; 3. представление о задачах правительства, власти; 4. представление о процессе принятия решений; 5. политический стиль. Политическая культура – субъективное понятие существующее в сознании человека и общества, хотя оно отражает совершенно реальные объективные явления политической жизни. Охарактеризуем подробнее элементы: 1. Национальная идентичность один из центральных элементов политических убеждений, членом какой общности считает себя индивид. Национальная идентификация во многом связана с религиозной. Чувство идентичности с нацией очень сильное. Есть нации, которым ясно кто они, например, англичане. В США – вначале поселились англосаксы, потом выходцы из Восточной Европы. Отсутствие национальной идентичности устойчиво требует создания государства – нации. Война и революция очень усиливают процесс национальной идентификации. Если политическая элита нуждается в поддержке общества, то ее можно получить в войне или революции. Внутри государства могут быть группы, которые считают себя членами государства, но остальные их таковыми не считают, и наоборот, - центр хотел бы их принять в свою общность, но группы противятся. 2. Идентификация (по горизонтали) с согражданами может быть большей или меньшей. Степень доверия к политикам несет отпечаток национальной культуры в целом. Есть общества, где доверяют только членам своей семьи (Эфиопия). В Германии, Англии очень высокая степень доверия к правительству. В данный момент у нас нет сформировавшейся политической культуры. Старая разрушена, новая не создана. Чем больше доверия к согражданам, тем лучше отношение к оппозиции. 3. Представление о задачах правительства в разных обществах разное. На вопрос: Что должна делать власть для граждан? Имеются следующие мнения: а) правительство ни во что не вмешивается; б) правительство контролирует все сферы деятельности. 4. Во многих странах, граждане видят только результат, а не процесс, это не участники политического процесса, а подданные. В данном случае граждане не активно взаимодействуют с государством. Существуют правила участия в принятии решений, в авторитарных режимах тоже предполагается участие граждан в процессе принятия решений. В тоталитарных обществах практически не участвуют. 5. политический стиль отражает, как в той или иной политической культуре происходит политический процесс, каким образом в политике воплощаются ценности. Существуют такие разновидности политического стиля: а) идеологический – характеризуется четкой приверженностью к идеологии; б) прагматический исходит не из мировоззрения, а из соображений полезности. Различают открытую и закрытую систему убеждений; имплицитную и эксплицитную; инструментальную и экспрессивную: открытая политическая система способна к изменениям, компромиссам и т.д.; закрытая не способна к этому, чем больше система закрыта, тем меньше у нее возможности для приспособления; эксплицитные системы характеризуются открытыми целями (марксизм, фашизм) имплицитные – четко не формулируются цели и задачи; экспрессивная, когда политика имеет очень выраженную символику, плакаты, демонстрации, марши, митинги (советская, фашистская); инструментальная – когда политический процесс осуществляется без ритуалов и символики. Таким образом, политическая культура выполняет в обществе определенные функции: - идентификации, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении способов участия в выражении и отстаивании интересов этой общности; - ориентации, характеризующей стремление человека к пониманию своих возможностей при реализации своих прав и свобод в условиях конкретной политической системы; - адаптации, помогающей человеку приспособиться к изменяющейся политической реальности, условиям его политического функционирования; - социализации, то есть формирования человеком определенных политических навыков и качеств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои права и потенциал; - интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность мирного существования в рамках политической системы, недопущение развала государства и общества; - коммуникации, способствующей взаимодействию всех субъектов власти на основе использования общепринятых символов, стереотипов и других средств общения [10, с. 241 – 242].
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы