Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отечественные и зарубежные воспитательные системы
Образовательные учреждения являются центральным звеном всей воспитательной системы. Отличительной особенностью сегодняшнего времени является вариативность и разнообразие воспитательных систем в зависимости от типов образовательных учреждений, специфики их деятельности, целей и задач, региональных традиций. Отечественные воспитательные системы. В золотой фонд истории отечественной педагогики и школы вошел, безусловно оправдавший себя на практике, опыт лучших школ 20-30-х гг. ХХ века, который позволяет нам говорить об их эффективной воспитательной системе – А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, С.М. Ривеса, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого, Н.П. Шульмана. В последующие годы - длительный опыт школ-интернатов Г.М. Кубракова, З.Г. Шоюбова (Азербайджан), А.А. Католикова, школа Ф.Ф. Брюховецкого и др. Здесь целостно реализованы идеи построения трудовой основы воспитания коллектива, его демократизации, самоуправления, тесной связи с жизнью. Эти воспитательные системы можно охарактеризовать как «школы-хозяйство». Широкую известность получила деятельность коллектива Сахновской средней школы (Украина) – директор А.А. Захаренко. Воспитательный процесс в ней строился по принципу: «через увлеченность в труде и учебе». Развитие педагогически целесообразных материально-бытовых и социально-трудовых условий воспитания рассматривается как первостепенный фактор воспитания и развития личности. Школа имела хорошо оборудованные мастерские, сельскохозяйственную технику, опытные участки, большой сад, оранжерею, построены учебно-оздоровительный комплекс и музей, имеется обсерватория. Директор школы – член правления колхоза, а председатели колхоза и сельского совета – члены педсовета. Разделяя вместе с взрослыми (по мере сил) крестьянский труд, школьники с начальных классов приобщаются к реальной жизни и заботам родного села, а через него и общества в целом. Временные трудовые объединения, чья длительность меняется, - это обычные рабочие бригады, состоящие из школьников, их родителей, учителей. Результаты труда учащихся учитывались в трудовых книжках, которые ребята имеют с 4-го класса. Школа следит за жизнью и работай учащихся после их выпуска, т.к. большинство их обычно остается в родном хозяйстве. Возрождение Сахновской средней школы после прихода в нее А.А. Захаренко способствовало возрождению села. В качестве яркого примера воспитательной системы школы как «школы-хозяйства» можно привести школу-хозяйство с. Кропивницкого, Кировоградской области (директор А.И. Ковырев). Она существовала на условиях аренды в рамках базового колхоза им. Т.Г. Шевченко, хозяйственно-финансовой самостоятельности и самоуправления. Она действовала на основе своего Устава; высший орган самоуправления – общее собрание, исполнительный – правление школы-хозяйства. Хорошая материально-техническая база школы, производительный труд с современными экономическими отношениями позволяли дифференцировать учебную структуру школы. Ребята получали не менее двух производственных специальностей, овладевали навыками домашнего хозяйства. Работа в школе-хозяйстве засчитывалась в трудовой стаж, и каждый выпускник к ее окончанию имел два года трудового стажа. Для старшеклассников в школе разработана и действовала единая учебно-производственная цикличная программа, содержащая теоретическую и практическую части по каждому из двенадцати выделенных циклов. Выпускникам такой школы легче адаптироваться в условиях нестабильности экономики, рыночных отношений и сопутствующих им факторов, т.к. они имели квалификацию работников для сельского хозяйства, хорошую общую и начальную профессиональную подготовку, легко ориентировались в экономических отношениях. Созданием своей хозяйственно-трудовой базы известна воспитательная система Мамлютской санаторной школы-интерната – Казахстан. Сегодня она представляет из себя настоящий школьный городок со своими мастерскими, агрохимлабораторией, гаражом, теплицей, спорткомплексом, стадионом, животноводческой фермой, фруктовыми садами, производственными полями. Опытническая работа школы велась по заданиям НИИ садоводства и огородничества. В целом система ведения хозяйства рассчитана на круглогодичный цикл, а основная форма организации коллективного труда школьников – бригада. Руководит хозяйством от имени учащихся совет самоуправления. Создателем и многолетним бессменным руководителем агрошколы в г. Сыктывкар, Республики Коми был А.А. Католиков. Школа существует как школа полного дня, в которой обучается около 300 детей, имеет городскую и пригородную части (которая представляет учебно-опытное хозяйство: цветники, опытные участки с теплицами, пахотные земли, луга, лесное хозяйство, животноводческие помещения и т.д.), спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир. Благодаря включению ребенка в коллективную трудовую деятельность активизируется процесс его саморазвития, развивается профессиональная направленность личности, происходит овладение духовно-нравственными ценностями. Переход школ на новые условия хозяйствования, ее действия в новых социально-экономических условиях значительно расширяет возможности воспитательной системы, ведет к повышению общественного статуса школы, экономической самостоятельности, хотя это сопряжено с большими трудностями, особенно в период современного кризиса. Важнейшей задачей современного воспитания становится преодоление потребительской, иждивенческой позиции молодежи, укрепление связи воспитания с социально-экономическими условиями жизни общества, воспитание гражданственности и ответственности. Гуманистическую воспитательную систему «общей заботы» И.П. Иванова, по мнению Г.К. Селевко, отличает направленность на воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножать общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Коллективное творческое воспитание (по И.П. Иванову) признает диалог всех возникающих точек зрения; уважение самого ребенка, его уникальной позиции в мире; социальную направленность деятельности; коллективную деятельность как средство создания мощного творческого поля; использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности; создание условий для проявления и формирования основных черт творческой самодеятельности. Сама своеобразная технология организации воспитательной работы с детьми получила название методики или технологии коллективных творческих дел (КТД) как способ организации яркой, наполненной трудом, общением, заботой, жизни воспитанников и воспитателей на основе стимулирования творческой деятельности детей и создания временных органов самоуправления (советов дел). Воспитательная система московской школы № 825 (В.А. Караковский), основываясь на развитии самоуправления, обращая внимание на гибкость, изменчивость, сменяемость и обновление в самой системе, которая строится на нескольких (в основе своих традиционных) ключевых общешкольных мероприятиях, с широким привлечением к ним детей, учителей, родителей, общественности. А. Сидоркин отмечает, что концепция воспитания В.А. Караковского опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции средств воспитательного воздействия, ориентации на личность школьника, его интересы и потребности, идею общественной и личной ценности школы. В школе и организационном строении коллектива присутствуют постоянные и временные органы управления (совет дела, совет сборовских комиссаров, дежурный командир класса). Все решения предварительно обговариваются, при необходимости выносятся на Большой совет, куда входят педагоги, представители всех классов, начиная с шестых. Большинство в нем составляют школьники. Существенным признаком воспитательной системы являются использование коммунарской методики, высокий уровень неформальных межличностных отношений, взаимодействие с наукой.[29] Творческое перенесение «коммунарской методики» И.П. Иванова – главное достоинство этой воспитательной системы. «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «школа диалога культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, «школа адаптирующей педагогики» Е.А. Ямбурга и Б.А. Бройде – далеко не полный перечень тех воспитательных систем отечественной педагогики, которые могут рассматриваться и как авторские школы. Из зарубежных воспитательных систем наибольшую известность имеют вальдорфские школы (основатель школ Р. Штайнер), гуманистическая система нетрадиционного образования М. Монтессори, которые также можно назвать альтернативными образовательными учреждениями. Педагогическая концепция Р. Штайнера (1861 – 1925) была создана в начале 20-х гг. прошлого века на основе религиозно-философского учения (антропософии) и направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью специальных упражнений. В центре концепции представлены различные виды деятельности детей: трудовая, художественная, театрализованная. В этой школе нет стабильных учебных программ, планов, учебников; нет строгой регламентации жизни учащихся; нет оценок; к работе школы активно привлекаются семьи воспитанников. Обучение проходит по эпохам методом погружения, много игры и права на свободный творческий поиск для ребенка, внимание к здоровью ребенка. Надо отметить, что позиция Р. Штайнера по религиозному воспитанию, которое осуществлялось как частное обучение, свободное христианское воспитание, не принималось православием, т.к. содержало много элементов мистицизма. Итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870 – 1925) реализовывала идеи свободного воспитания; разработала программу, методику сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и начальной школы, выявила сензитивные периоды развития ребенка, сформулировала принцип организации особой воспитывающей среды, особенно важной для детей, имеющих физические недостатки в интеллектуальном развитии. М. Монтессори, как замечает Г.К. Селевко, «определила главной задачей школы – поставлять «пищу» для естественного процесса самореализации». Девиз педагогики М. Монтессори – «Помоги мне это сделать самому», поэтому вместо обучения нужно создавать условия для самостоятельного развития детей, учитывая его спонтанность, единство индивидуального и социального развития, а также естественный процесс обучения. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) представляет собой технологию, основанную на библейских принципах с использованием компьютерного обучения. Цели школы – воспитание законопослушного гражданина, воспитание веры в Бога, акмеологическое развитие личности. В основе концепции школы заложены идеи возвращения к Богу как образцу для формирования характера детей; возврат к родителям, чтобы они стали ближе к детям и школе; возврат к индивидуальному обучению для каждого ребенка по каждому предмету; интеграция школьного содержания обучения с вузовским, используя возможности Интернета. Воспитательная система «справедливое сообщество» появилась в США в 60-х гг. В основе этой системы лежат идеи Л. Кольберга, который рассматривал воспитание как продвижение от низшей к более высокой ступени; нравственное развитие идет последовательно по восходящей и зависит от умственного. «Справедливые сообщества» представляют небольшие объединения педагогов и учащихся в рамках традиционной школы на основе равноправия и демократии, сотрудничестве. У сообщества есть свой кодекс поведения, основанный на принципах справедливости и заботы друг о друге, что делает обстановку в школе эмоционально комфортной. Содержание деятельности сообщества определяется заботой об окружающих людях, что делает их близкими к воспитательной системе «общей заботы» И.П. Иванова в российской педагогике. Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм (В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шиянов). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 4244; Нарушение авторского права страницы