Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ 1. Предельный опыт Чорана. Между агонией и экстазом



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся в современном мире ситуацией, в контексте которой целесообразным представляется разделить людей на две противоположные группы и применить эту идею к истории Украинского государства.

Люди, относящиеся к первой, неспособны критически мыслить. Неосознанно или сознательно отказываясь брать на себя ответственность, они прибегают к «уже готовым истинам», которые предлагаются различными политическими концепциями, многочисленными религиозными догмами, а в худшем случае - необразованным и интеллектуально неразвитым ближайшим окружением. Невежественность и узость мышления таких людей не мешает, а наоборот – благоприятствует им в активном выражении своих взглядов и уверенных попытках воплотить их в социальную реальность. Их узкий кругозор и духовное убожество является предпосылкой формирования категоричных воззрений, истинность которых эти люди не подвергают сомнению.

Ко второй группе можно отнести людей, которые так же, как и Э. Чоран, не могли ни жить, ни умереть, а лишь агонизировать, которые боролись против себя и представляли собой тип людей, у которых мысль соприкосается с немыслимым. Собственно, лишь для таких читателей эссеистика румынского скептика представляется воплем существа, испытывающего высшее напряжение жизни; молитвой неверующего; терапевтическим средством, предотвращающим безумие и самоубийство, а не словоблудием и нытьем заскучавшего бездельника.

Такие люди страдают от избытка рефлексии, постоянно анализируя и подвергая все сомнению, в том числе и само сомнение. «Излишняя» сознательность, неспособность принять утверждение на веру, остановить анализ, совершаемый собственным сознанием, лишают их возможности действовать.

Вследствие этого, будучи, возможно, наиболее интеллектуально развитыми представителями человечества, такие личности теряют самоидентичность, доводя себя посредством собственного мышления либо до нигилизма, либо до отчаяния, а иногда они находятся на грани самоубийства. На этой грани всю жизнь и находился Э. Чоран.

Русский философ, которого Чоран упоминал в числе внутренне близких ему, Лев Шестов писал, что всякая глубокая мысль должна начинаться с отчаяния, а оптимизм, торопливую готовность перескакивать от заключения к заключению можно без всякого колебания считать верным признаком ограниченного, не любящего сомнений самодовольства - а, стало быть, и поверхностности. А ведь именно эти «чересчур мыслящие», умерив свой скептицизм, могли бы указать обществу оптимальные пути развития.

Степень разработанности. Информация о жизни Эмиля Чорана и осмысление его творчества представлены в работах украинских литературных обозревателей Т. Огарковой и И. Славинской, российских социологов Б. Дубина и А. Бовдунова, историка Л. Наврозова, в интернет-публикации дискуссии литературоведа Р. Семкова, писательницы Е. Кононенко и культуролога А. Иванишиной, а также в переведенных на русский язык трудах американского критика Сьюзен Зонтаг и французской журналистки А. Леньель-Лавастин.

В интернете представлено много иностранных сайтов, содержащих большое количество работ, в том числе диссертаций, посвященных изучению творчества Чорана, которые не переведены ни на русский, ни на украинский языки.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть противоречивость сложной философской мысли Э. Чорана в контексте культурно-философских процессов в Европе и Украине.

1. Показать на примере творчества Э. Чорана, что в условиях надвигающейся катастрофы современным рационально мыслящим философам также необходимо критически переосмыслить свою позицию.

2. На примере Эмиля Чорана показать, что даже неверующий может найти способ молиться и исповедоваться. Показать, что достижения крайней степени нигилизма, приводит к его преодолению.

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть маргинальность взглядов Э. Чорана.

2. Определить сущность философствования Э. Чорана.

3. Рассмотреть концепцию плодотворности страдания Э. Чорана в контексте современных политических процессов в Украине.

Объектом исследования является сущность философии антиинтеллектуализма Э. Чорана.

Предмет исследования – философствование Э. Чорана как вариант терапевтического средства для преодоления противоречий современного глобального мира.

Выводы. Несмотря на фрагментарное нелинейное письмо Э. Чорана и отсутствие оформленной системы взглядов, его по праву можно назвать не только эссеистом-литератором, но и великим философом. Он был тем мыслителем, который стремился избавиться от мышления, преодолеть его противоречия. Настоящий философ – это тот, кто в каждой мысли неизбежно видит ее противоречивость, ощущает давление невыразимого, которое порой не совместимо с жизнью; он пишет не ради получения научной степени или должности, славы или развлечения, а для того, чтобы спасти себя от безумия, несправедливости и самоубийства. Таким и был отчаянный скептик Эмиль Мишель Чоран.

В процессе работы выявлено, что образ мысли Э. Чорана был в значительной степени связан догмами исторического сознания; он с неотвратимостью снова и снова воспроизводил его нормы, пытаясь в то же время их преодолеть. Мысль Чорана постоянно находилась в скрытом конфликте между мучительным принятием этих норм и подлинной их переоценкой.


 

РАЗДЕЛ 1. Предельный опыт Чорана. Между агонией и экстазом

Раздел 2. Эмиль Чоран и фашизм

Выводы

В работе проанализирована специфика мышления Э. Чорана. Его метафизика совпадает с традиционализмом как мировоззренческим направлением. Он рассматривает человека выпавшим из времени в зону тотальной скудости, где невозможно создание нового, где все является рециклированием прошлого, которое сливается с настоящим. В соответствии с таким подходом традиционализм Чорана соединяется с интуитивизмом и гностическим мистицизмом.

Проведен философско-биографический анализ творчества мыслителя, в котором проясняется, что метод, используемый Э.Чораном в его творчестве, фактически, совпадает с его образом жизни.

Предпринята попытка выяснить, можно ли считать Э. Чорана философом или он является исключительно писателем. Сам Э. Чоран не желает причислять себя ни к тем ни к другим. По его мнению, не может быть и речи об обретении какой-либо профессии человеком, который беспрерывно думает о смерти. Тем не менее, критики и исследователи его творчества часто называли его философом, ведь философствование было для него было образом жизни. Философствование являлось для него средством спасения от невыносимости существования. Оно трансформируется в обряд изгнания бесов, становится страданием, которое выковывает жизнелюбие.

Отказ Э. Чорана относить себя к некой профессии, как и быть гражданином вообще, скорее всего, обусловлен его нежеланием укореняться в чем-либо.

Его творческая и мыслительная деятельность является средством преодоления невыносимости собственного существования, ужаса столкновения с Ничто.

Рассмотрена трансформация отношения Чорана к крайне правым политическим движениям, его участие в поддержке прогитлеровского румынского фашизма, и своеобразное протрезвление от шовинизма, раскаяние.

Ярая поддержка ранним Э. Чораном румынского фашизма выросла из национальных комплексов, связанных с заброшенностью и провинциальностью Румынии, желанием видеть свою страну великой. После войны и поражения гитлеровской диктатуры, Э. Чоран перешел на позиции общегуманистических ценностей и экзистенциального мировосприятия.

В ситуации, когда демократические лозунги и либеральные призывы оказываются бесполезными и даже разлагают нацию, молодой Э. Чоран хотел в силу своих благих побуждений поддержать насилие во имя высших национальных целей. Полагая, что рациональный национализм приведет к национальной трансформации, а не катастрофе, мыслитель продемонстрировал как нейтральная идея, одушевленная человеческими страстями, принимая облик события, превращается в эпилептический припадок и ведет к трагедии.

Рассмотрена концепция плодотворности теории катастроф, полученной из анализа творчества Чорана, в контексте политических событий в Украине.

В процессе исследования выявлено, что Э. Чоран был в значительной степени связан догмами исторического сознания и с неотвратимостью снова и снова воспроизводил его нормы, сколько бы раз ни пытался их преодолеть. Мысль Э. Чорана фактически застывает, так как не принимает сложный выбор между принятием пришедших из прошлого норм и необходимостью их подлинной переоценки.

 


 

Библиографический список

 

1. Sunic T. Emil Cioran and The culture of Death / T. Sunic. – Интернет-ресурс: http: //planetcioran.blogspot.com

2. Чоран Э. Выпасть из времени / Э.Чоран // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX – XXI веков М. 2007.

3. Клоссовски П. перевод «Антигоны» Кьеркегора / П. Клоссовски // Олье Д. Колледж Социологии. – М., 2004.

4. Фуко М. Слова и Вещи. СПб., 1994.

5. Сиоран Э. Искушение существованием / Э. Сиоран. – Интернет-ресурс: http: //www.lib.ru/FILOSOF/SIORAN/iskushenie.txt_with-big-pictures.html

6. Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер и философия Другого Начала / А.Г. Дугин М., 2010.

7. Bloch E. The spirit of Utopia / E. Bloch Standford: Stanford University Press, 2000.

8. Болдырев И.А. Эрнст Блох и Гностицизм / И.А.Болдырев. – Интернет-ресурс: http: //runivers.ru/philosophy/logosphere/60590/

9. Чоран М. Механика утопии / М. Чоран // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX – XXI веков М. 2007.

10. Агамбен Дж. Homosacer. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен. – М.: Европа, 2011;

11. Culianu I.P. Experienţ ealeextazului.Extaz, ascensiune ş ipovestirevizionară dinelenismpî nă î nEvulMediu / P. CulianuI. – Bucuresti, Iasi, 2004.

12. Culianu I.P. Psychanodia I: A Survey of the Evidence Concerning the Ascension of the Soul and Its Relevance / I.P. Culianu. – Leiden, Brill, 1983

13. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза / М. Элиаде. – Интернет-ресурс: http: //www.jungland.ru/Library/Shamanism

14. Cioran E. Pe culmile disperarii / E. Cioran. – Интернет-ресурс: http: //miscarea.net/alte_carti2

15. Бовдунов А. Больше не быть человеком: Эмиль Чоран и путь к Новой Метафизике / А. Бовдунов – Интернет-ресурс: http: //against-postmodern.org/bovdunov-bolshe-ne-byt-chelovekom-emil-choran-i-put-k-novoi-metafizike

16. Cioran E.M. Schimbarea la fata a Romaniei / E.M. Cioran. – Bucuresti. Humanitas. 1990

17. Cioran E.M. Pe culmile disperarii / E.M. Cioran. – Bucuresti. Humanitas. 1990

18. Кацис Л. ФАШИЗМ «ЗАБЫВШИХ» СВОЙ ФАШИЗМ / Л.Кацис

19. Юнг К.-Г. Архетип и символ / К.-Г. Юнг. - М., 1991.

20. Чоран Э. Печаль бытия / Э. Чоран. – Интернет-ресурс: http: //www.rossia3.ru/ideolog/friends/cioran_su

21. Эпштейн М. Эссеистика как нулевая дисциплина / М. Эпштейн. – Интернет-ресурс: http: //old.russ.ru/antolog/intelnet/mt_essayistic.html

22. Cioran E. Oeuvres / Е. Cioran. – Интернет-ресурс: http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=4027751

23. Cioran E. Cahiers / Е. Cioran. – Интернет-ресурс: http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=4027751

24. Cioran E. Cahier de Talamanca/ Е. Cioran. – Интернет-ресурс: http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=4027751

25. Чоран Э. М. После конца истории: Философская эссеистика / Пер. Б. Дубина, Н. Мавлевич, А. Старостиной. — СПб: Симпозиум, 2002.

26. Чоран Э. М. Признания и проклятия; Пер. с франц. О. Акимовой / Э. М. Чоран. — СПб: Симпозиум, 2004.

27. Сиоран Э. М. Горькие силлогизмы / Э. М. Сиоран. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2008.

28. Чоран Э. М. Соблазн разочарования / Пер. И. Хадикова // Митин журнал. — 1998. — Вып. 56.

29. Чоран Э. М. «Энтузиазм как форма любви» (Отрывок из книги «На вершинах разочарований»); Пер. с рум. А. Бовдунова / Э. М. Чоран.

30. Liiceanu Gabriel. Itiné raires d’une vie. E.M.Cioran. Paris: Michalon, 1995.

31. Lectures de Cioran/ Textes ré unis par Norbert Dodille et Gabriel Liiceanu. Paris: l’Harmattan, 1997.

32. Kluback W., Finkenthal M. The temptations of Emile Cioran. New York: Peter Lang Publishing, 1997.

33. Bollon Patrice. Cioran, l’hé ré tique. Paris: Gallimard, 1997.

34. Moret Philippe. Tradition et modernité de l’aphorisme: Cioran, Reverdy, Scutenaire, Jourdan, Chazal. Genè ve: Librairie Droz, 1997

35. Stolzel Thomas. Ein Sä ulenheiliger ohne Sä ule. Begegnungen mit E.M. Cioran. Essays.Graz: Literaturverlag Droschl, 1998.

36. Jaudeau Sylvie. Cioran ou le dernier homme. Paris: José Corti, 2001.

37. Thoma Friedgard. Um nichts in der Welt. Eine Liebe von Cioran. Bonn: Weidle Verlag, 2001.

38. Balan George. Emil Cioran: La lucidité libé ratrice. Paris: é d. Josette Lyon, 2003.

39. Modreanu Simona. Le Dieu paradoxal de Cioran, Paris: Editions du rocher, 2003

40. Valcan Ciprian. La concurrence des influences culturelles francaises et allemandes dans l’oeuvre de Cioran. Bucureş ti: Editura ICR, 2008.

41. Наврозов Л. Эмиль Чоран: «последний инакомыслящий» // Иностранная литература. — 1994. — № 1.

42. Зонтаг С. «Думать наперекор себе». Размышления о Чоране; Пер. с англ. Б. Дубина / С. Зонтаг // Иностранная литература. — 1996. — № 4.

43. Зонтаг С. «Думать наперекор себе». Размышления о Чоране / С. Зонтаг // Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

44. Дубин Б. Бесконечность как невозможность: фрагментарность и повторение в письме Эмиля Чорана / Б. Дубин // Новое литературное обозрение. — 2002. — № 54 (2).

45. Ленель-Лавастин А. Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран / А. Ленель-Лавастин. - М.: Прогресс-Традиция, 2007

46. Смирнов И. «Забытый фашизм». Театр абсурда в колоде одной масти. / И. Смирнов. – Интернет-ресурс: http: //scepsis.net/library/id_1911.html

47. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности / Л. Шестов. – Интернет-ресурс: http: //www.magister.msk.ru/library/philos/shestov/shest08.htm

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся в современном мире ситуацией, в контексте которой целесообразным представляется разделить людей на две противоположные группы и применить эту идею к истории Украинского государства.

Люди, относящиеся к первой, неспособны критически мыслить. Неосознанно или сознательно отказываясь брать на себя ответственность, они прибегают к «уже готовым истинам», которые предлагаются различными политическими концепциями, многочисленными религиозными догмами, а в худшем случае - необразованным и интеллектуально неразвитым ближайшим окружением. Невежественность и узость мышления таких людей не мешает, а наоборот – благоприятствует им в активном выражении своих взглядов и уверенных попытках воплотить их в социальную реальность. Их узкий кругозор и духовное убожество является предпосылкой формирования категоричных воззрений, истинность которых эти люди не подвергают сомнению.

Ко второй группе можно отнести людей, которые так же, как и Э. Чоран, не могли ни жить, ни умереть, а лишь агонизировать, которые боролись против себя и представляли собой тип людей, у которых мысль соприкосается с немыслимым. Собственно, лишь для таких читателей эссеистика румынского скептика представляется воплем существа, испытывающего высшее напряжение жизни; молитвой неверующего; терапевтическим средством, предотвращающим безумие и самоубийство, а не словоблудием и нытьем заскучавшего бездельника.

Такие люди страдают от избытка рефлексии, постоянно анализируя и подвергая все сомнению, в том числе и само сомнение. «Излишняя» сознательность, неспособность принять утверждение на веру, остановить анализ, совершаемый собственным сознанием, лишают их возможности действовать.

Вследствие этого, будучи, возможно, наиболее интеллектуально развитыми представителями человечества, такие личности теряют самоидентичность, доводя себя посредством собственного мышления либо до нигилизма, либо до отчаяния, а иногда они находятся на грани самоубийства. На этой грани всю жизнь и находился Э. Чоран.

Русский философ, которого Чоран упоминал в числе внутренне близких ему, Лев Шестов писал, что всякая глубокая мысль должна начинаться с отчаяния, а оптимизм, торопливую готовность перескакивать от заключения к заключению можно без всякого колебания считать верным признаком ограниченного, не любящего сомнений самодовольства - а, стало быть, и поверхностности. А ведь именно эти «чересчур мыслящие», умерив свой скептицизм, могли бы указать обществу оптимальные пути развития.

Степень разработанности. Информация о жизни Эмиля Чорана и осмысление его творчества представлены в работах украинских литературных обозревателей Т. Огарковой и И. Славинской, российских социологов Б. Дубина и А. Бовдунова, историка Л. Наврозова, в интернет-публикации дискуссии литературоведа Р. Семкова, писательницы Е. Кононенко и культуролога А. Иванишиной, а также в переведенных на русский язык трудах американского критика Сьюзен Зонтаг и французской журналистки А. Леньель-Лавастин.

В интернете представлено много иностранных сайтов, содержащих большое количество работ, в том числе диссертаций, посвященных изучению творчества Чорана, которые не переведены ни на русский, ни на украинский языки.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть противоречивость сложной философской мысли Э. Чорана в контексте культурно-философских процессов в Европе и Украине.

1. Показать на примере творчества Э. Чорана, что в условиях надвигающейся катастрофы современным рационально мыслящим философам также необходимо критически переосмыслить свою позицию.

2. На примере Эмиля Чорана показать, что даже неверующий может найти способ молиться и исповедоваться. Показать, что достижения крайней степени нигилизма, приводит к его преодолению.

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть маргинальность взглядов Э. Чорана.

2. Определить сущность философствования Э. Чорана.

3. Рассмотреть концепцию плодотворности страдания Э. Чорана в контексте современных политических процессов в Украине.

Объектом исследования является сущность философии антиинтеллектуализма Э. Чорана.

Предмет исследования – философствование Э. Чорана как вариант терапевтического средства для преодоления противоречий современного глобального мира.

Выводы. Несмотря на фрагментарное нелинейное письмо Э. Чорана и отсутствие оформленной системы взглядов, его по праву можно назвать не только эссеистом-литератором, но и великим философом. Он был тем мыслителем, который стремился избавиться от мышления, преодолеть его противоречия. Настоящий философ – это тот, кто в каждой мысли неизбежно видит ее противоречивость, ощущает давление невыразимого, которое порой не совместимо с жизнью; он пишет не ради получения научной степени или должности, славы или развлечения, а для того, чтобы спасти себя от безумия, несправедливости и самоубийства. Таким и был отчаянный скептик Эмиль Мишель Чоран.

В процессе работы выявлено, что образ мысли Э. Чорана был в значительной степени связан догмами исторического сознания; он с неотвратимостью снова и снова воспроизводил его нормы, пытаясь в то же время их преодолеть. Мысль Чорана постоянно находилась в скрытом конфликте между мучительным принятием этих норм и подлинной их переоценкой.


 

РАЗДЕЛ 1. Предельный опыт Чорана. Между агонией и экстазом


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь