Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие, сущность и структура системы морально-нравственных ценностей, определение места семейных ценностей в ней.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Введение
В развивающемся российском обществе происходят постоянные изменения. Множество событий общественной и политической жизни, все более ускоряющий темп человеческого существования, стрессы, информационные перегрузки оказывают большое влияние на человека, его восприятие и систему ценностей. Семейные ценности являются одним из элементов здорового функционирования общества. Собственно семейное воспитание закладывает в нас определенные качества, которые мы используем в нашей взрослой жизни, что коренным образом влияет на всю жизнь общества целиком. Иерархия ценностей, место семейных ценностей в ней отражают особенности времени, условий жизни, основывают фундамент отношений человека к самому себе, к окружающим, к миру в целом. Отношение к семейным ценностям и семье отражает характерные черты данного времени и особенности внутреннего мира человека, условий жизни и моральных принципов, которые были сформированы в его ближайшем окружении. Одной из основных проблем является неспособность семьи осуществлять свои главные функции, которые она с успехом выполняла прежде, потому что (а почему вы так это категорично утверждаете? С чем нуклеарная семья не может справиться? ), теперь большую значимость имеют неспецифических функции семьи такие как накопление и передача собственности, статуса, как материального, так и социального, организация производства и потребления, отдыха и досуга, и наконец, создание микроклимата, который устраняет напряжение и способствует самосохранению. (какие неспецифические функции семьи вы можете выделить? ). Сообразно развитию общества, происходят и различные экономико-социальные, политические, ценностные изменения, что напрямую влияет на семейные ценности. Следовательно, модель старой семьи (старой – это какой патриархальной, нуклеарной еще какой-либо? ) на сегодняшний день утрачена, а новая пока еще не сформировалась (здесь я имела в виду не какую-то конкретно модель семьи, а семью как функциональную систему, которая не справляется со своими специфическими функциями, о чем говорилось выше) хотя я с вами не согласен, сегодня, например, закон разрешает, но не в нашей стране, гомосексуальные семьи, семьи, где доминирующую позицию занимаю женщины, семьей также называют ребенка и одинокого родителя, что является тоже не вполне традиционной моделью). Если у общества нет сформированной и устойчивой модели семьи, которая делает его стабильным и прочным, то возникают различные социальные проблемы, например, нравственный упадок общества, социальное сиротство, рост проституции, бродяжничество, отказ от детей. Поэтому необходимо укрепить институт семьи. Очевидно, что данные процессы свидетельствуют о кризисе семейных ценностей, а их трансформация, требует серьезного научного осмысления. Результатом кризисных явлений в институте семьи стало большое количество проблем детства: нарушения в процессе формирования нравственной сферы у подростков; у подрастающего поколения наблюдается отсутствие четких представлений о нравственности, безответственность по отношению к своей семье и обществу. Нарушения процесса по формированию морально-нравственных ценностей может обуславливать такие негативные последствия как делинкветное и девиантное поведение, наркомания, алкоголизм, проституция, общественная пассивность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время все более растет число семей, которые входят в группу риска, а также возрастает число неблагополучных семей, соответственно и растет число детей, которые воспитываясь в такой семье травмируются, нарушаются процессы социализации ребенка, то есть, у них не развиваются необходимые коммуникативные навыки, возникают проблемы психологического характера, не формируется здорового отношения как к собственному я, так и к другим людям, и может существовать еще множество проблем. Одним словом, такой ребенок дезадаптирован и необходимо проводить с ним многоступенчатую реабилитационную работу, поэтому одним из важнейших этапов этой работы должно стать формирование у подростка системы семенных ценностей, которая будет влиять на его психическое и физическое здоровье, а также в будущем станет необходимой опорой для создания собственной семьи. Гипотезой данной работы является то, что подростки социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в силу объективных обстоятельств лишены опыта жизни в полноценной семье, что сказывается на их ценностном отношении к семье, характере осмысления и восприятия семейных ценностей. Самостоятельно решить эту проблему сложно, поэтому именно помощь специалистов по социальной работе должна заложить основы семейных ценностей и помочь подростку разобраться в них. Целью нашей работы является разработка технологии социальной работы по формированию семейных ценностей у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра Объектом исследования являются семейные ценности как совокупность определенных представлений о семье, оказывающая влияние на организацию жизнедеятельности личности. Предмет исследования – технологии формирования семейных ценностей у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1.Проанализировать систему морально-нравственных ценностей, определив место семейных ценностей в ней; 2.Рассмотреть представления подростков о семье и семейных ценностях; 3.Выявить проблемы подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра; 3.Определить компоненты структуры семейных ценностей у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра; 4. Изучить технологии формирования у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра семейных ценностей с учетом инновационных форм и методов взаимодействия. 5. Разработать программу по формированию семейных ценностей у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра
ГЛАВА 1 Выводы по 1 главе
Семейные ценности – совокупность значимых представлений о действительности, который влияет на наше существование, деятельность, жизненные позиции, отношения. Ценностные ориентации оказывают большое влияние на жизнедеятельность каждого человека, на его представления о роли и характере семьи в его жизни. Они отражают наш внутренний эмоциональный мир. При этом семейные ценности являются не единственными, поэтому они необходимо встраиваются в иерархическую систему ценностей человека, занимая различное место в ней. На этом основании нами были рассмотрены различные классификации ценностей, которые в основном делают акцент базовые ценности, которые входят в ценностные ориентации каждого человека. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии. Дать полную конкретизированную формулировку семейным ценностям довольно сложно, потому что это понятие определено субъективным восприятием действительности каждого отдельного человека. Сущность семейных ценностей, их структура неоднозначно понимается в современной науке. Основой семейных ценностей является триединство супружества, родительства и родства. К супружеству можно отнести такие ценности как брак, отношения между супругами, ценности, связанные с различными половыми ролями в семье. Родительство характеризуется ценностью детей, многодетностью или малодетностью, а также воспитание и социализация детей в семье. К ценностям родства относятся ценности наличия родственников, взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи. Семья исполняет основную роль в процессе формирования морально-нравственных принципов ребенка. Она формирует личность или травмирует ее, только в семье, возможно, упрочнить или разрушить психику ее членов, способствовать создания образа я у личности. В зависимости от построений отношений в семье, какие преобладают ценности и интересы у старшего поколения, такие они будут и у младших ее членов. Развитие ребенка вне семейных отношений, особенно на ранних этапах развития, негативный жизненный опыт не позволяют создать подростках благоприятный семейный образ, который отразил бы психологическое и эмоциональное благополучие. В настоящее время проблематика формирования семейных ценностей подростков очень актуальна, многообразия причин приводят к нарушениям в данной сфере и ведет к искаженным, деформированным семейным установкам и ценностям. Поэтому необходимо составить программу реабилитации подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра, одним из шагов которой, будут мероприятия по интериоризации семейных ценностей воспитанников. Введение
В развивающемся российском обществе происходят постоянные изменения. Множество событий общественной и политической жизни, все более ускоряющий темп человеческого существования, стрессы, информационные перегрузки оказывают большое влияние на человека, его восприятие и систему ценностей. Семейные ценности являются одним из элементов здорового функционирования общества. Собственно семейное воспитание закладывает в нас определенные качества, которые мы используем в нашей взрослой жизни, что коренным образом влияет на всю жизнь общества целиком. Иерархия ценностей, место семейных ценностей в ней отражают особенности времени, условий жизни, основывают фундамент отношений человека к самому себе, к окружающим, к миру в целом. Отношение к семейным ценностям и семье отражает характерные черты данного времени и особенности внутреннего мира человека, условий жизни и моральных принципов, которые были сформированы в его ближайшем окружении. Одной из основных проблем является неспособность семьи осуществлять свои главные функции, которые она с успехом выполняла прежде, потому что (а почему вы так это категорично утверждаете? С чем нуклеарная семья не может справиться? ), теперь большую значимость имеют неспецифических функции семьи такие как накопление и передача собственности, статуса, как материального, так и социального, организация производства и потребления, отдыха и досуга, и наконец, создание микроклимата, который устраняет напряжение и способствует самосохранению. (какие неспецифические функции семьи вы можете выделить? ). Сообразно развитию общества, происходят и различные экономико-социальные, политические, ценностные изменения, что напрямую влияет на семейные ценности. Следовательно, модель старой семьи (старой – это какой патриархальной, нуклеарной еще какой-либо? ) на сегодняшний день утрачена, а новая пока еще не сформировалась (здесь я имела в виду не какую-то конкретно модель семьи, а семью как функциональную систему, которая не справляется со своими специфическими функциями, о чем говорилось выше) хотя я с вами не согласен, сегодня, например, закон разрешает, но не в нашей стране, гомосексуальные семьи, семьи, где доминирующую позицию занимаю женщины, семьей также называют ребенка и одинокого родителя, что является тоже не вполне традиционной моделью). Если у общества нет сформированной и устойчивой модели семьи, которая делает его стабильным и прочным, то возникают различные социальные проблемы, например, нравственный упадок общества, социальное сиротство, рост проституции, бродяжничество, отказ от детей. Поэтому необходимо укрепить институт семьи. Очевидно, что данные процессы свидетельствуют о кризисе семейных ценностей, а их трансформация, требует серьезного научного осмысления. Результатом кризисных явлений в институте семьи стало большое количество проблем детства: нарушения в процессе формирования нравственной сферы у подростков; у подрастающего поколения наблюдается отсутствие четких представлений о нравственности, безответственность по отношению к своей семье и обществу. Нарушения процесса по формированию морально-нравственных ценностей может обуславливать такие негативные последствия как делинкветное и девиантное поведение, наркомания, алкоголизм, проституция, общественная пассивность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время все более растет число семей, которые входят в группу риска, а также возрастает число неблагополучных семей, соответственно и растет число детей, которые воспитываясь в такой семье травмируются, нарушаются процессы социализации ребенка, то есть, у них не развиваются необходимые коммуникативные навыки, возникают проблемы психологического характера, не формируется здорового отношения как к собственному я, так и к другим людям, и может существовать еще множество проблем. Одним словом, такой ребенок дезадаптирован и необходимо проводить с ним многоступенчатую реабилитационную работу, поэтому одним из важнейших этапов этой работы должно стать формирование у подростка системы семенных ценностей, которая будет влиять на его психическое и физическое здоровье, а также в будущем станет необходимой опорой для создания собственной семьи. Гипотезой данной работы является то, что подростки социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в силу объективных обстоятельств лишены опыта жизни в полноценной семье, что сказывается на их ценностном отношении к семье, характере осмысления и восприятия семейных ценностей. Самостоятельно решить эту проблему сложно, поэтому именно помощь специалистов по социальной работе должна заложить основы семейных ценностей и помочь подростку разобраться в них. Целью нашей работы является разработка технологии социальной работы по формированию семейных ценностей у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра Объектом исследования являются семейные ценности как совокупность определенных представлений о семье, оказывающая влияние на организацию жизнедеятельности личности. Предмет исследования – технологии формирования семейных ценностей у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1.Проанализировать систему морально-нравственных ценностей, определив место семейных ценностей в ней; 2.Рассмотреть представления подростков о семье и семейных ценностях; 3.Выявить проблемы подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра; 3.Определить компоненты структуры семейных ценностей у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра; 4. Изучить технологии формирования у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра семейных ценностей с учетом инновационных форм и методов взаимодействия. 5. Разработать программу по формированию семейных ценностей у детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра
ГЛАВА 1 Понятие, сущность и структура системы морально-нравственных ценностей, определение места семейных ценностей в ней.
Проблема определения морально-культурных ценностей в контексте кризиса западной культуры возникла на рубеже XIX – XX веков. В этот же период формируется аксиология как самостоятельная наука о ценностях, которая дала начало различных философским школам, а уже в начале XX века формируется наука о ценностях – аксиология, которая дала начало различным философским школам. Трудность в формулировке понятия ценность сопряжена с его различными особенностями, а также с наличием в данном понятии многих значений. Необходимо добавить, что, несмотря на то, что аксиология выбирает своим предметом ценности, это понятие используется и в других науках, таких как психология, социология, социальная работа. Именно поэтому можно найти больше ста определений понятия ценности в литературных источниках, которые будут иметь специфические черты той области, к которой они относятся. Первым задался вопросом о ценностях Сократ, который сделал его главным пунктом своего философского учения и сформулировал его как вопрос о том, что же такое благо. Благо это ценность, которую можно реализовать, то есть полезность. Одним словом, ценность и польза неразрывно связаны, как две стороны одной медали. Деление знаний и оценок на психологическом уровне он очень точно отразил, говоря, «Почему я знаю, что такое хорошо, а поступаю дурно? ». Это высказывание понятно для каждого человека, ведь мы не раз в нашей жизни оказывались в подобной ситуации. Нас окружает множество людей, вещей и явлений, у нас есть идеи, фантазии, каждая из них имеет для нас различную ценность. В широком понимании ценность – это объективная значимость процессов и явлений в качестве ориентиров человеческой жизнедеятельности. Ценности всегда носят социальный характер и обусловлены социобиологичическими потребностями человека. Они рождаются на основании общественных отношений, специфической деятельности определенного человека и в конкретный период определенных исторических форм коммуникации людей. Ценности начинают возникать и развиваться в результате процесса социализации личности и постоянно находятся в динамике, видоизменяясь и преобразовываясь. В связи с этим необходимо обратить наше внимание на то, что жизненный опыт человека, система его знаний напрямую оказывает влияние на образ его ценностей. Ценности бывают самыми разнообразными и достаточно трудно сформировать общую для всех систему ценностей. Однако каждый человек знает, что для него наиболее важное, и полагаю, все согласятся, что главной ценностью все-таки является жизнь. Такая иерархия подсознательно есть у всех, но актуализируется она в момент принятия важных решений или сильного стресса. Поэтому необходимо переводить такие подсознательные представления в осознаваемые ориентиры. Этим на протяжении веков занимались различные философы. Одним из первых философов, который дал методологическое основание понятию ценность был Кант. Он вводит понятие абсолютной ценности, то есть истинно нравственную ценность будут иметь лишь те действия, которые будут исполнены из стремления совершить нравственный поступок ради самого нравственного поступка. Макс Шеллер рассматривал отношение между ценностями и необходимостью совершать какое-либо действие и сделал несколько важных выводов, основной из которых, должны быть только положительные ценности, далее он сформулировал правило, что одна и та же ценность не может носить как положительный, так и отрицательный характер. М. Вебер считал, что ценности это нормы, которые имеют определенную значимость для субъекта, где основную роль играют этические и религиозные ценности. Хайдеггер говорил о том, что в понятии ценности нет логической опоры и что ценность определяется через благо, и наоборот, также с понятиями значимости, цели, основания. Особый интерес вызывает вопрос об иерархии ценностей. У Э. фон Гартмана, который предлагал следующую иерархию: удовольствие, затем целесообразность, красота, нравственность, и наконец, религиозность. В отечественной философской мысли у основ понимания термина ценность стоял В.П. Тугаринов, который делал акцент на способности явлений, идей, вещей быть средством удовлетворения потребностей, а также интересов людей, служить всестороннему развитию человека. Ученый говорил о том, что ценности это не только предметы и явления, с их свойствами, и они нужны человеку как средство удовлетворения своих потребностей, интересов, но и, что ценности могут существовать в виде идей и побуждений, которые могут выступать как норма, цель либо идеал. Если отталкиваться от субъективности оценки предмета в сознании человека, О.Г. Дробницкий считает, что человек оценивает предметы как ценность, одним словом, он создает представление об их значимости. По мнению А.И. Шемшуриной, ценность является одним из ключевых нравственно-ориентированных понятий, которое воплощает в себе множество общих для человечества, общезначимых этических категорий. Отечественный ученый О. Н. Лосский создал ценностно-ориентированную модель на основе суждения о том, что Бог является высшей самоценностью, как основа всего ценностного мира. А Бахтин говорил о том, что существует огромное количество уникальных и бесценных личных миров и что между ними не может произойти конфликт, потому что ценности реализуются в поступках. Ученые Г.Я. Головных и И.С. Нарский говорили о том, что необходимо провести границы между такими понятиями как ценности-цели и ценности средства. Этот подход интересен при изучении иерархии ценностей, при необходимости определения критериев, тем не менее, это деление очень условно, так как одни и те же ценности могут служить как средством, так и целью, и будет выступать равным образом стимулом и критерием деятельности. Существует множество классификаций ценностей, одну из наиболее интересных предложил Г. Олпорт. Вместе со своими коллегами, они выделили шесть типов ценностей. Первые это теоретические ценности, они придают наивысшую значимость рациональному мышлению, а также поиску истины. Следующие это экономические ценности, у них приоритетом является практическая польза и выгода. Далее идут эстетические ценности, которые выше всего ставят гармонию, искусство, красоту. Социальные ценности, которые придают главное значение взаимоотношениям между людьми, то есть это любовь, дружба, преданность и т.д. За ними идут политические ценности, которые отдают предпочтение получению влияния и власти. И последние религиозные ценности, первостепенную важность у которых занимает следование определенным представлениям. Данные ценности идут в произвольном порядке, который никак не характеризует их место в системе ценностей. Ценность может реализовываться через потребность, которая представляется как нужда человека в чем-либо, что необходимо для его развития и жизнедеятельности, и выступает источником активности индивида. Исходя из этого можно сказать, что потребность выступает как регулятор поведения. С этой точки зрения интересно рассмотреть одну из широко известных и используемых классификаций иерархию потребностей А.Х. Маслоу. Согласно его теории ценности человека имеют четкую структуру и развиваются от низших к высшим. То есть, пока человек не сможет удовлетворить потребности низшего порядка, потребности высшего порядка не смогут развиться. Ученый выделяет пять уровней, рассмотрим их от низшего к высшему. На первой ступени стоят физиологические потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и так далее. Затем потребность в безопасности — это чувство уверенности, избавление от страха, неудач. Далее потребность в принадлежности и любви, потом потребность в признании, которая означает достижение успеха, одобрения, уважения. И наконец, потребность в самоактуализации, то есть в развитии своей личности. Однако автор выделяет еще два вида потребностей это потребности в познании и понимании, которые можно охарактеризовать как тягу к знаниям, и эстетические потребности, раскрыть которые довольно сложно, но в самом общем смысле можно назвать их потребностями в красоте. Большой интерес представляет классификация ценностей Н. Гартмана. В своем научном труде он выделил классы ценностей, от низших к высшим: I. Ценности блага, охватывающие все ценности полезного для нас и служащего [нам] средством... II. Ценности удовольствия, называемые обычно „приятным“. III. Жизненные ценности, присущие всему живому... Все, что полезно для жизни... IV. Нравственные ценности, охватываемые понятием „добро“. V. Эстетические ценности, охватываемые понятием „прекрасное“. VI. Познавательные ценности; собственно только одна... „истина“ [1] Гартман считал, что ценности раскрываются в процессе жизни человека. В данном процессе видоизменяется ценностное сознание, но сами ценности остаются неизменными. Необходимо отметить, что ученный отрицал важность и значимость одной ценности над другой. Благодаря анализу понятия ценности с точки зрения аксиологии, мы можем рассмотреть данное понятие в контексте социальной работы. Система ценностей социальной работы характеризуется довольно сложной структурой, так как сама социальная работа как целостная структура очень многогранна, и как вид деятельности представляет собой структуру, в которой функционально связанно множество элементов, таких как цели, мотивы, средства, результаты, субъекты и объекты деятельности. И каждый из этих элементов на различных этапах деятельности, взаимодействуя друг на друга и влияя, отражает ценности социальной работы. Ценности социальной работы обусловлены и связаны с ценностями общества и государства, но при этом не тождественны им. Можно выделить разные группы ценностей основываясь на любой из многих научных классификаций. Ценности социальной работы можно распределить по следующим уровням: ·общечеловеческие, признаваемые большинством современного человечества; ·социетальные, признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе; ·профессиональные, имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности; · индивидуальные – ценности специалистов, их клиентов, других личностей, санкционирующих в социальной работе в различном качестве.[2] Можно сказать, что в социальной работе гармонично сочетаются как ценности личности, так и общественные ценности. С точки зрения Е.Р. Ярской-Смирновой, в иерархии ценностей социальной работы заключены четыре основные ценности. Это доступ к ресурсам; человек, его достоинство и индивидуальность; свобода, самостоятельность и способность к самоопределению; ответственность за реализацию указанных ценностей.[3] Рассматриваемые ценности в системе профессиональной социальной работы по сравнению с теми же ценностями, которые реализуются в социуме, начинают приобретать специфическое содержание. Человек и его права, его индивидуальность, то, что делает его отличным от другого человека, для системы социальной работы являются специфическими ценностями. Выход из трудной жизненной ситуации, в результате стабильный уровень жизни, в результате способствует развитию человеческой уникальности. То есть, социальная работа как профессиональная деятельность дает возможность для сохранения своей индивидуальности, в конструктивном смысле, и реализуют в своих проявлениях данную ценность. Одной из важнейших специфических ценностей профессиональной социальной работы можно назвать ее гуманистическое содержание. Мы понимаем под этим, уважение к личности человека, доброе отношение, внимание, в процессе профессиональной деятельности, которая обуславливается морально - нравственными нормами. Таким образом, социальная работа как профессиональная деятельность основывается на общечеловеческих ценностях, которые в ее процессе приобретают специфические характеристики. Проанализировав все вышеизложенное можно сделать вывод, что ценности являются многогранным философским понятием, которое подразумевает под собой объективную значимость предметов и явлений, служащие ориентирами деятельности человека. В тоже время у ценностей есть собственная субъективная характеристика, которая проявляется в морально-нравственном сознании человека, в его склонностях, в его оценках. Таким образом, ценности исполняют определенную функцию в сознании человека, являясь основанием выбора цели, потребности, плана, способа их достижения, результата деятельности, условий реализации. Установка деятельности личности, которая направлена на конкретную ценность является ценностной ориентацией, которые существуют во всех аспектах деятельности человека. Основу ценностной ориентации составляет заинтересованность человека в признании, почтении и принятии конкретного предмета или явления, тогда она становиться по-настоящему ценной. Кроме ценностей, выделяемых на базе их определенного предмета, особый интерес представляют базовые ценности. Базовые ценностные ориентации определяют ценностное сознание людей и, не проявляясь открыто, влияют на их действия и решения в различных сферах своей жизни. Такие ценности, как правило, формируются в подростковом возрасте, во время первичной социализации человека, и практически не меняются в течение жизни, лишь незначительно трансформируются. Тем не менее серьезные перемены и кризисы в жизни могут изменить эту достаточно стабильную систему, затронуть не только состав, но и структуру ценностей, т.е. иерархические соотношения между ними в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности становятся более значимыми, а другие получают низкий статус или ранг. Следствием этого выступает изменение социокультурного смысла тех или иных ценностей для индивидов и других социальных субъектов.[4] При изучении различной литературы, на мой взгляд, наиболее точное определение ценности будет следующее: ценность – область значимого для человека, в которой отражены представления для конкретного человека, в котором выражены представления о чем - либо как о благе, отражающим потребности, интересы, отношения человека к предметам и явлениям. Семья, по признанию многих ученых - одна из величайших ценностей, существующая в мире человеческой культуры на протяжении всей истории человеческого бытия. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Семейные ценности – положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.[5] Семейные ценности – значимые для человека принципы, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о семье, отвечающие потребностям, интересам человека, в которых выражается отношение к членам семьи, обязанностям и взаимоотношениям между ними. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии. Тем не менее, очень сложно сформулировать полное конкретизированное определение семейным ценностям, потому что это понятие обусловлено субъективным восприятием действительности каждого отдельного индивида. Представления о семейных ценностях и семье как таковой к подростковому возрасту уже сформировано, однако оно несколько нечетко и может видоизменяться под воздействием различных факторов, как правило, носящих социальный характер. Эта размытость объясняться новым витком развития самосознания подростка, он начинает осознавать свое место и предназначение в обществе. В соответствии с возрастными особенностями подростков основополагающими ценностями будут ценности, относящиеся к отношениям в семье, семейной атмосфере, нежели как у взрослых, которые будут ориентированы на рождение детей и отношения между супругами. В ценностной структуре семейных отношений у подростков можно выделить: безопасность и чувство защищенности в семье, общение, уважение, равноправие всех членов семьи, партнерские отношения между ними, доверие, поддержка в трудных ситуациях, свобода выразить себя вне семьи, независимость и самостоятельность. Раскроем более конкретно некоторые ценностные ориентации. Одним из главных составляющих благоприятных отношений в семье для подростка является необходимость чувствовать семейное единство и заботу. Чувство необходимости, значимости. Каждому человеку важно, чтобы он знал и чувствовал, что его семья ценит его и нуждается в нем. Однако, необходимо иметь свое пространство и свободу деятельности. В семье можно собираться и без особых случаев, а просто проводить время вместе, при этом чувствуя себя в безопасности. В подростковом возрасте очень остро ощущается отношение членов семьи к чувствам, мыслям, потребностям, предпочтениям подростка, поэтому важно принимать их, это и будет уважение. Впоследствии уважение как ценность будет распространяться на все сферы жизни: из дома в школу, в дальнейшем на рабочую деятельность, то есть во все места, где подросток будет контактировать с другими людьми. Благодаря честности между всеми членами семьи образуется глубокая связь. Она практикует понимание и уважение к поступкам, совершаемым близкими. Очень важно общение. Без него семья не только не сможет нормально функционировать и развиваться, но и может нанести большой вред психологическому здоровью ее членов. В условиях свободы выражения своих эмоций, чувств, страхов, надежд, семенные отношения только укрепляются, нормализуется психологический климат. Отсутствие коммуникации может привести к усугублению уже существующих проблем, а также способствует к развитию новых, которые могут перерасти в ссоры, избегания общения, конфликты. Понятие ценности очень многогранно, многофункционально. При анализе различных литературных источников, на наш взгляд, наиболее точное определение ценности будет следующее: ценность – наиболее значимые, важные установки и принципы, которыми человек руководствуется в момент принятия тех или иных решений в его повседневной жизни. Различные науки понятие ценности рассматривают в различных аспектах, например, философия изучает данное понятие как базовую составляющую в развитии социальных процессов. Таким образом, ценность показывает нам социальное, индивидуальное, культурное значимость конкретных явлений действительности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1505; Нарушение авторского права страницы