Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философский иррационализм: истоки, проявления.



В XX веке философская мысль получила своё дальнейшее развитие. Философия находилась под противоречивым воздействием человеческой цивилизации. С одной стороны, XX век – это век НТР, рассвета знаний и образованности, а с другой стороны – это время многочисленных войн, социальных катастроф. Т.е. XX век – это эпоха разумного и неразумного в деятельности человека. Противоречивость этого времени отразилась и на философии и вызвала раскол философской мысли.

В философии XX века отчётливо выявились и существуют два крупных течения.

1. Иррационализм (философия жизни). Для его представителей характерно обращение к исследованию нерационального: воля, интуиция.

2. Рационализм (философия техники). Для его представителей характерно продолжение философской традиции, культа разума человека.

В философии XX века существует большое разнообразие школ и учений. Важнейшее место в иррационализме занимает учение А. Шопенгауэра. В его работе «Мир, как воля и представление», он утверждает, что весь окружающий человека мир пронизан некой тёмной и таинственной слепой волей к жизни. Воля – это беспричинное и непознаваемое стремление к жизни. Воля побуждает человека жить несмотря не на что и идти к желанному тоже несмотря не на что.

Тема воли, как начала мира, была развита Фридрихом Ницше. Основные работы Ницше – «Так говорил Заратустра», «Антихристианин»; Ницше – автор «Концепции волюнтаризма». Главным понятием в его учении являются понятия – воля и власть. Воля к власти – душа мира, основной закон мироздания. Властолюбие, стремление к влиянию, господству органично присуще и всем людям, хотя и в разной степени. Мир – арена борьбы за власть, за превосходство над другими, поэтому несправедливость и притеснение в обществе вполне естественны, т.к. порождены пересечением различных устремлений к власти. Идеальным образом человека для Ницше был сверхчеловек, который освободился от слабых сторон своей природы. В связи с этим понятием, Ницше критикует христианство за то, что оно сделало слабым, покорным и униженным. Основной принцип Ницше: «Больше силы, больше власти».

Весьма заметное место в философии иррационализма занял психоанализ Зигмунда Фрейда. Основным понятием в его учении является «бессознательное» - это объект глубокого философского исследования. Исследование «бессознательного» позволяет проникнуть в тёмные места и закоулки духовного мира человека. «Бессознательное» невидимо, но играет огромную роль в жизнедеятельности каждого человека. «Бессознательное» - это как бы «кипящий котёл» инстинктов, стремлений и желаний, вытесняющих сознание, - это «преисподняя» сознания.

Весь психологический мир человека имеет три слоя:

1) «Само бессознательное» (Оно);

2) «Разумное Я» (Эго);

3) «Сверх Я» - нормы и правила культуры, ценза всех поступков человека.

Фрейд доказывает, что между «бессознательным» с одной стороны, и нормами культуры вечны и искоренимы противоречия. Фрейд доказывает, что вся история развития общества – есть история ограничения желаний и подавления человека. Т.е., когда счастья становиться меньше, а несчастья больше, возникают неврозы.

Весьма влиятельным течением иррационализма является неотонизм (новое учение католической церкви). Представители этого течения (Шильсон, Марсель, Тейяр, Де, Шарден) решали следующие вопросы:

1. Считали, что важно на каждом этапе развития человеческого общества возвращаться к доказательствам существования Бога, чтобы преодолеть сомнения людей в его существовании. Неотонисты используют пять доказательств существования Бога, изложенных Ф. Аквинским.

2. Проблема человека. Неотонисты доказывают необходимость тотальной евангелиезации. Нельзя представить себе спасение человека и человечества от бед, страхов, угроз, если не признать «сверхземной порядок», т.е. Бога, не верить в бессмертие души.

3. Проблема добра и зла. Неотонисты считают, что в мире много зла, т.к. много греха. Зло проистекает от того, как человек и человечество пользуется дарованной им во благо свободой. Бог нужен чтобы наказывать человека за зло и грехи. Бог посылает человеку страдания, чтобы вернуть человека к добру.


24. Экзистенциализм – философия человеческого существования. Философские взгляды Альберта Камю.

Широкое распространение в ряде стран Западной Европы в 30-60 гг. XX века получил экзистенциализм (философия человеческого существования). Представителями данного течения являются: Ясперс, Сартр, Камю, Достоевский, Бердяев. Основная тема экзистенциализма – тема существования человека в абсурдном (отчуждённом), бесчеловечном мире. Особенностью является осмысление негативных эмоциональных состояний человека (тревога, страх, ужас).

Значение: экзистенциализм исследует внутренний духовный мир человека в ситуации отчуждения от общества и встаёт на защиту прав человека. Экзистенциалисты рассматривают не отвлечённую сущность человека, а живого индивида с его чувствами, эмоциями.

Проблемы, рассматриваемые экзистенциалистами:

1. Проблема мира. Мир – это глухая и прочная стена, противится человеку. Предметный мир – это суета сует, не подлинное существование. Он делает человека приниженным, выброшенным на обочину жизни. Человек одинок, ему неоткуда ждать поддержки. С приходом человека в этот мир, неотвратимо наступает его конфликт с миром. «Жизнь – есть боль» - такова основная правда жизни.

2. Проблема человека. Экзистенциалисты доказывают, что каждый человек совершенно неповторим. «Там, где находится мой глаз – находится другой» мы незаменимы, неповторимы. Человек делает самого себя, обретая свою сущность, и он отвечает за всё., что происходит с ним самим и с другими людьми. Человек – это «проект», который живёт, развёртывается, реализуется или нет. При этом о не может сказать, «…что обстоятельства были против меня, и я не стал тем, кем бы мог быть». Нет, значит, в индивидуальном проекте не было заложено нужных качеств человека. Человек должен искать и выражать неповторимое «Я», при этом он должен опасаться власти MEN или усредняющего начала, ведь каждый из нас легко попадает под влияние стереотипов и с трудом от них избавляется.

3. Проблема бытия человека между жизнью и смертью. Задачи философов помочь человеку, который находится на грани отчаяния, сохранить жизнь. Экзистенциалисты рассматривают жизнь, как бытие к смерти. Едва родившись, человек устремляется к смерти и смерть в любой момент может оборвать нить жизни. Важно воспитать у человека великое умение достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с ней, когда смысл жить и помогать другим людям в их смертной борьбе.

Альберт Камю.

Основные работы А. Камю: «Чума», «Посторонний», «Тошнота». В своих работах, Камю ищет пути выхода для человека из ситуаций абсурда и доказывает, что у человека есть выбор способа своего поведения в жизни.

1. Согласиться с абсурдом мира (конформизм) – эта позиция на деле не что иное, как самоубийство она ведёт к духовной деградации и распаду личности.

2. Не соглашаться с абсурдом мира (активизм) – на деле означает бунт. Бунт – подлинный способ существования человека.

По-настоящему, человеческое существование заключается в том, чтобы не отрекаться от себя, не расставаться с надеждой.

 

25. Рационализм в современной философии.

Для рационализма характерно преувеличение науки в современном мире. Формы рационализма: неопозитивизм, неонационализм, критический рационализм и другие. Японский учёный Масуда в 1996 году издал работу «Информационное общество как постиндустриальное общество» и доказал большую роль информации в современном мире и описал новые города будущего «Компьютерполисы» с развитыми информационными системами.

Появились сочинения учёных, в которых они предупреждали об опасности чрезмерного увлечения развития науки и техники. Замятин, в романе «МЫ», пишет, что бытие будущего – это «машинный рай», где место животных займут роботы, а место привычных запахов заменит бензин.

Бредбери, в романе «451° по Фаренгейту», пишет, что каждый человек томится под гнётом государства. Люди не будут различаться, не будет гениев.

Оруэлл пишет, что в будущем государство будет контролировать духовный митр человека. Когда изобрели печатный станок, он облегчил управление общественным мнением. Кино и радио ещё дальше продвинулись в этом направлении. А с развитием телевидения, с изобретением монитора, личной жизни пришёл конец. Человека можно кормить пропагандой. С помощью СМИ появилась возможность не только подчинить человека воле государства, но и навязать единство мнений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь