Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика и функции категорий философии



Каждый человек мыслит понятиями обыденного познания, а наука оперирует научными познаниями, или категориями. С помощью понятийного аппарата наука проникает в мир сущностей, вскрывает суть предметов и явлений.

Категории – предельно общие понятия науки, которые отражают вид наиболее существенной стороны и связи внешнего мира.

Они изучались с древности, в античное время Аристотель выделял 10-ть категорий: качество, количество, сущность и т.д.

В немецкой классической философии большое значение в изучение критерий внесли Кант и Гегель. Гегель выделил 21 критерию и исследовал их противоречия.

Существует классификация философских категорий:

1. Объективно-направленные понятия – они направлены на предметы (воздействие, причина)

2. Субъективно-направленные понятия – они направлены на человека (смысл жизни, идеал, свобода)

3. Равно–направленные (истина, знание, заблуждение).

Функции философских критерий:

ü Мировоззренческая – влияет на формирование мировоззрения человека.

ü Интеллектуальная – критерии – инструменты человека в его интеллектуальном понимании.

ü Логическая – критерии – элементы клеточки процесса научного мышления.

ü Практическая – усвоение критерий помогает человеку овладевать вне миром практики.

Окружающий человека мир – единство разнообразного богатства мира обуславливает многообразие философских критерий. Выделяют следующие критерии:

1. Осваивая мир, выделяем в начале его отдельные характеристики: цвет. Так появилось понятие «свойство» – это философская критерия, отражающая отдельные стороны и характеристики предмета.

2. Фиксируя взаимосвязь вещей и явлений, сформировалась критерия: связь-отношение.

3. В целях познания вещей, с точки зрения пользы вещевого строения, философия выработала понятия: часть, целое, употребление, структура.

4. Для характеристики предмета как выделение расчлененного, философия выработала такие понятия как содержание и форма.

Содержание – это единство всех элементов и внутренних связей в развитии предмета.

Форма – это организация содержания, способ его выражения.

Эти понятия взаимосвязаны: содержание оформлено, а форма наполнена содержанием.

Сущность – это вид и устойчивое чувственно не воспринимаемая сторона предметов и явлений.

Явление – проявление обнаружения сущности. Нечто внешнее и чувственно воспринимаемое.

Сущность является, а явление существенно.

5. В целях исследования качественного многообразия вещей и процессов окружающего мира в философии применяются понятия единичное, особенное, общее:

Единичное – это предмет, с его индивидуальными характеристиками (например, конкретный человек).

Особенное – это то, что присуще конкретной группе, классу предметов (женщина, мужчина).

Общее – это то, что определяет все без исключения (смертность).

6. Известно, что все предметы и процессы материального мира всесторонне связаны. Есть причинно-следственные связи.

Причина – это процессы и явления, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы и явления (например, вода кипит при 1000С).

Следствие – это то, что возникает, порождается под воздействием причины.

Причина и следствие меняются местами.

7. Для вскрытия и анализа закономерных связей бытия, философия выработала критерии: необходимость и случайность.

Необходимость – это то, что обязательно произойдет при естественном течении времени (времена года).

Случайность – это то, что может произойти и не произойти (гибель урожая от града).

8. При исследовании развития вне мира, то время философии применяются критерии: возможность и действенность.

Возможность – это то, что еще не стало реально существующим на личном бытие.

Действительность – реальное или созревшее бытие вещей и процесса.

Философские критерии – это итог познания и практического преобразования человеком окружающего мира.

Философские критерии – это степени в познании, без овладения которыми не возможно философское мышление как размышление о мире.

 

 


Понятие диалектика, ее исторические формы. Диалектика и метафизическая концепция развития.

Диалектика из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира.

Диалектика – это философское учение о всеобщих универсальных связях бытия и развития всего сущего.

В философии употребляется понятия:

Объективная диалектика – это процессы взаимодействия и развития, царящие во вне мира.

Субъективная диалектика – это отражение процессов, происходящих во вне мира в головах людей, мыслях.

Наиболее важные диалектические вопросы: Что такое развитие? Почему оно происходит? Как оно протекает? Куда оно направлено?

3-и исторические формы диалектики:

1. Стихийная. Она возникла в античной философии. Результат происхождения созерцания мира.

2. Идеалистическая. Наибольший вклад внес Гегель. Он впервые представил мир в виде процесса, то есть закономерные смены форм и состояний предмета. Исходя из того, что источником развития всего сущего является абсолютная идея.

3. Материалистическая. Ее разработали Маркс, Энгельс. Они сохранили рациональное зерно идеалистического диалективизма, идею развития. Считали, что развитие происходит материи, а не идеи.

Существует 2-е точки зрения на процесс развития: диалектическая и метафизическая диалектика. Диалектические концепции развития. Употреблялись понятие развития – одно из проявлений движения изменения в мире. Оно представляет собой движение от низшего к высшему, от простого к сложному, включает обратное движение.

Диалектическое понимание включает в себя связь, воздействие, противоречие. Диалектическая концепция рассматривает мир как постоянно изменяющийся, в котором все взаимосвязано, взаимопереплетено; в котором происходят как количественные, так и качественные изменения.

Метафизическая концепция. Ее характеристики.

1. Метафизика – одностороннее восприятие объекта при увеличении роли одной их сторон.

2. Развитие – простое уменьшение и увеличение бескачественного изменения.

В философских тетрадях Ленин отмечал: «диалектика жизненна, так как дает ключ к пониманию движения как самодвижения, а метафизика не жизненна, бледна, суха. Для нее источники развития находятся за пределами предмета.

Метафизика проявляется в повседневном сознании людей, в форме догматизма, релятивизма, софистики (то есть сознательное применение неправильных суждений и доводов).

Основные законы диалектики.

Основные законы диалектики: Гегель сформировал три всеобщих диалектических закона. Их действие распространяется на природу, общество и человеческое мышление. Закон – это устойчивая, необходимая связь между предметами и явлениями окружающего мира.

1. Закон единства и борьбы противоположений. Этот закон является ядром Диалектики. В его рамках исследуются источники развития материального мира. В нем подчеркивается особая роль противоречия как движущей силы развития. Суть: развитие объективной реальности осуществляется путем раздвоения единого на противоположности и их взаимодействия. В ходе взаимодействия противоположности меняются. В итоге происходит развитие. Верх берет та сторона, которая оказывается больше жизнеспособной и прогрессивной.

2. Закон взаимного перехода. Он раскрывает механизм развития. Диалективизм характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, количества и качества. Каждый предмет есть протеворечивое единство качества (устойчивое в предмете) и количество (неустойчивое в предмете). Это единство сопротивления, но лишь в рамках определенного интервала, который называют в философии мерой. Суть: диалективизм утверждает, что на определенной степени существования предмета наступает скачек как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние количества (вода лед).

3. Закон отрицания. Он раскрывает общую напряженность процесса развития. В этом законе особую роль играет понятие отрицание – преодоление вытеснения старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Без отрицания нет развития. Развитие возможно если конструктивно, то есть сохраняет все ценное из прошлого. Форма процесса развития – спираль.

Эти законы дают общую схему развития мира.

Понятие природа «Природа».

Природа – широкое понятие. Это совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек и природа связаны др. с др. Эта связь с природой физическая и духовная. Она даёт человеку естественные условия его существования и поле для преобразовательной деятельности, а человек в свою очередь оценивает природу и отвечает за неё.

Две точки зрения по отношению к природе:

1 т. зр.: природа неорганизованна, неразумна. Это царство слепых, стихийных сил. Надо подчинить природу человеку.

2 т. зр.: природа – образец совершенства, в ней господствуют разумные законы. Человек должен учиться и подчиняться природе.

Взаимоотношение общ-ва и природы явл-ся ключевым вопросом о человеке.

1)В первобытном общ-ве человекодухотворяет природу и расстворяется в ней. Нет чёткого противопоставления человека и природы.

2)В античном обществе природа как внешняя слепая сила, человек счит-ся частью её. Идеалом мудреца считается жизнь в сочетании с природой.

3)В средневековье природа творение Бога, считается источником зла, стоит ниже человека, т. к. не обладает душой.

4)Эпоха Возрождения - отношение к природе меняется, рассматривается как источник радости и наслаждения, убежище от развращённой цивилизации.

5)С развитием промышленного капитализма до середины 20в, целью науки и техники является установленное господство над природой. Она рассматривается как кладовая, черпать из которой можно без меры.

6)С середины 20в, с развитием НТР люди убедились в опасности неограниченного, бесконтрольного использования природы и призвали к гуманному отношению к природе, стали говорить об экологической проблеме.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2599; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь