Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.



Образование и наука. Одним из центральных направлений политики в области культуры

Была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г.

примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много

Неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались

Гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась

Единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и

четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди

Населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать

И писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности

Могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе

С Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте

Населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения

Неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых

Средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях

Большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г.

Возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1, 2 млн. человек объединяли городские

Шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по

Ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий

Введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в

Г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц,

Умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла

51, 1% (в 1897 г.— 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями

Города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы.

Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании.

Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.

В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы

создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была

Способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были _______открыты новые

Научно-исследовательские институты. Среди чих — действующие поныне Физико-химический,

Физико-технический (сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический

(ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли

Известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и

др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная

Позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт

Научной информации по общественным наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны,

Голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика.

Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения

Натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить

Тяжелою положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились

Условия для становления науки. Выли основаны новые институты в системе Российской

академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе

Художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные

Группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство

как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П.

Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение

«Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной

Организацией, выражающей интересы революционного рабочею класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские

Ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач

Объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач

Пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве

Композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация

Пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так

Называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского

Искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники

Стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На

Художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю. И. Пименова

И «Тачанка» М. Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В.

Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства

Стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски

Нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В. Э.

Мейерхольда.

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны

(романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» и О. Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей

Гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман

«Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина и Н. Н. Асеева. В их

Произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо

Определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему

Предшествующему искусству.

Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов

Государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в

Структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось

Специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию

И т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на

Руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться

пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного

Строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-

Государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление

Буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в

Развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати,

Литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале " Под знаменем марксизма" » и «О работе

Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития

Общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики

Социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении

Классовой борьбы на теоретическом фронт». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов»


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
  2. Административно-правовой механизм управления природоохранной деятельностью.
  3. Банкротство, финансовая реструктуризация, антикризисное управление деятельностью российских предприятий
  4. В рамках Кинологического праздника «Веселый кинолог»
  5. В фонде не только собирают и хранят фильмы - там их реставрируют. Фонд богат собранием архивных материалов по кино и библиотекой по вопросам киноискусства.
  6. Виды и quest20методы судебной кино-видеосъемки
  7. Галкиной Анастасии Николаевне
  8. Глава 3. ПИТЕРСКИЙ САМИЗДАТ О ГРУППЕ КИНО
  9. Глава 5. ПРЕССА О ВИКТОРЕ ЦОЕ И ГРУППЕ КИНО
  10. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  11. Детективной и охранной деятельностью.
  12. ДЖЕЙН БАРНУЭЛ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КИНОПРОИЗВОДСТВА. МОСКВА 2010г.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь