Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть



Осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды

Которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового

Отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени

Вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор «О дружбе и границе», другие

Внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны,

Нарушали суверенитет ряда государств Восточной Европы.

Глава 36. Советская культура в 1917-1940 гг.

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись

перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку,

Технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер

Начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой,

Социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное

Руководство страны связывало построение социалистического общества.

Культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры

Советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была

Сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью

Общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А. В. Луначарский —

видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались

отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел

при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала

Работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный

Совет по заведованию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над

Деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были

Привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А. Н. Бенуа, А. М.

Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась

Национализация частных художественных собраний, театров, предприятий

Фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец

(Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные

Издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осуществлявшее публикацию

Учебной литературы, сочинений русских классиков и т.д.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы

Художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы

Творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие

Группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства.

Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению

Литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило

распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура)

Представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию,

Возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А. А, Богданов, В. Ф. Плетнев и др.)

Видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее

Всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали

К литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся,

Выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы

Издавали свои журналы — «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники

стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А. К. Гастева «Поэзия рабочего

Удара» и В. Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении

Участвовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так,

например, в течение 1917—1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились

М. М. Пришвин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в

Своем творчестве поэты А. А. Блок (поэма «Двенадцать») и В. В. Маяковский (поэма

«Мистерия-буфф»), художники К. С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К. Ф.

Юон («Новая планета»).

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была

Монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде

Предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и

Возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами

Новых монументов были известные скульпторы Н. А. Андреев (Обелиск советской

Конституции в Москве), С. Д. Меркуров (памятники К А. Тимирязеву и Ф. М. Достоевскому),

Л. В. Шервуд (памятник А. Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события

Г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения.

Интеллигенция, составлявшая 2, 2% общего состава населения страны, была неоднородна по

Своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности

Революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее

Кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от

Большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли

Нового режима и покинули Россию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский,

авиаконструктор И. И. Сикорский и академик Петербургской академии наук химик П. И.

Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть,

Встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев,

поэты В. В. Маяковский и В. Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость

Совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в

Органы государственной власти.

Условия развития культуры в годы нэпа. С завершением гражданской войны и

Переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях

Либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились

Публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России.

Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических).

Возникали новые общественные объединения — научные, творческие, культурно-

просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации

Помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио

И т. п.

В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства («Былое», «Огни»,

Издательство Гржебина и др.). В негосударственных издательствах, которых в 1922 г.

Насчитывалось свыше 200, печатались философские и экономические журналы, литературные

альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть

зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего

Числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым.

Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению

Деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии

были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты3. Для пропаганды

Марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество

Воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так

Же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь