Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 5. ПРЕССА О ВИКТОРЕ ЦОЕ И ГРУППЕ КИНО
Николай Мейнерт, " Реклама" (еженедельное приложение к газете Три взгляда на " Кино" " Вечерний Таллинн" ), 28 августа 1985 г.
Под тремя разными углами зрения можно попытаться взглянуть на сущность этой рок-группы.
Во-первых, само название - " Кино" - отсылает нас к кинематографу, внешняя связь с которым для творчества группы не слишком очевидна. Может быть, речь идет о " съемках с натуры", о зарисовках своих впе- чатлений с кинематографической точностью, равно как и операторской изобретательностью? Вообще идея 3-4-минутного киносюжета, сценария, воплощенного не в визуальной картинке, а в тексте и музыке (и именно в таком порядке - сначала в тексте, затем уже в музыке) - довольно популярна в среде ленинградских рок-музыкантов. Например, именно об ассоциации с такими кинороликами говорил лидер " Зоопарка" Михаил Науменко, характеризуя содержание своих работ, еще несколько лет назад. Наконец, не следует забывать, что в само понятие " кино", помимо оттенка повседневности, привычной для нас формы традиционного времяпрепровождения, вкладываются еще и понимание кино, как какого- то очень модного и, в некоторой степени, магического действа.
В общем, возможных граней в названии оказывается достаточно много, и с каким из них соотнести конкретное ленинградское " Кино", каждый слушатель сможет решить сам. После того, как прослушает, разумеется.
Взгляд второй - через ленинградский рок-клуб. " Кино" является одним из ведущих коллективов этого любопытного объединения ленинградских самодеятельных рок-музыкантов. Быть здесь означает иметь широкую популярность в относительно узких кругах. Ибо, как ни бьется рок- клуб, а вывести свои группы за пределы вполне конкретного контин- гента слушателей, постоянно посещающих все концерты на улице Рубин- штейна (помещение рок-клуба), пока не удается. Основным нерешенным вопросом здесь является качество аппаратуры. А " Кино" остается прежде всего группой концертного плана, которая в хорошей аппаратуре нуждается.
Главным действующим лицом на сцене является Виктор Цой, т.е. мы имеем дело с группой в принципе аккомпанирующей конкретному лидеру (достаточно типичная ситуация в нашей рок-музыке). Цой сам поет, играет на гитаре, пишет всю музыку и все тексты. Выступление " Кино" - это еще и актерское мастерство Цоя, когда музыка и сценический образ сливаются в одно целое и служат друг другу существенной подде- ржкой. Это единое целое выглядит настолько убедительно, что прощаешь имеющую иногда место музыкальную примитивность.
И вот тут наступает время для третьего взгляда на " экран" нашего " Кино". Как раз по поводу отмеченной выше примитивности. Само слово имеет как бы оттенок негативный: " примитивно" в нашем обыденном понимании все чаще значит " плохо", " слишком просто". Конечно, у " Кино" нет инструментальной виртуозности " Радара" или " Квадро". Но возникает вопрос: а нужна ли она в данном случае? Тем более что рядом с Цоем стоит бас-гитарист, чьи технические возможности ни у кого в ленинградском рок-мире сомнения не вызывают. Александр Титов, ранее игравший с группой " Август", а ныне параллельно выступающий с " Аквариумом". Значит, могут. Но не хотят?
Давайте вернемся к понятию " примитивности". Но уже в несколько ином его значении. Ну, например, в том, которое употребляется по отноше- нию к художникам-примитивистам, наиболее хорошо знакомым представи- телем которых является Николо Пиросмани. Начните учить такого мастера-самоучку классическим правилам живописи, и он тут же поте- ряет непосредственность восприятия и изложения, удивляющую нас в неожиданно выразительных работах.
Так вот, у " Кино" наиболее сильная сторона - та самая непосредствен- ность или простота восприятия и изложения, не лишенная доли роман- тизма. Сам Цой прежде всего романтик и, может, даже идеалист, ибо мотивы лирические явно доминируют над любыми другими в его твор- честве. Это настроение музыкантам " Кино" удается донести до своих слушателей, а вопрос о том, какими музыкальными средствами и на каком уровне профессионализма это делается, при знакомстве с конеч- ным результатом сам собой отступает на второй план.
Все сказанное относится к восприятию " Кино", помимо же этого есть еще и сторона чисто информационная, т.е. фактология группы. Она заключается в следующем: * Группа " Кино" возникла в марте 1984 года. Раньше она существо- вала в несколько ином составе, но тоже с участием Виктора Цоя. * Сейчас в составе " Кино", кроме Цоя и Титова, еще два музыканта: соло-гитарист Юрий Каспарян и ударник Юрий Гурьянов. * В 1984-85 гг. " Кино" принимало участие в организованных рок- клубом смотрах-концертах, и оба раза становилось лауреатом. * Группой подготовлены два цикла студийных работ и сейчас завершается третий. В записи принимали участие музыканты некоторых других коллективов города, в том числе Борис Гребенщиков (группа " Аквариум" ).
Евгений Додолев, " Московский Комсомолец", 25 марта 1988 г. Начальник " Камчатки"
В таком богатом памятниками городе, как Ленинград, есть, ко всему прочему, и неформальные, так сказать, достопримечательности. Среди них особое место занимает котельная, известная завсегдатаям ЛРК (Ленинградского городского рок-клуба) и внушительному числу город- ских подростков под романтическим названием " Камчатка". Из этой жаркой угольной колыбели вышло немало популярных в городе личностей. В том числе создатель группы " Кино" Виктор Цой.
С помощью " Аквариума" двадцатилетний резчик по дереву записал в 1982 году свою первую акустическую программу " 45". В мае этого же года Цой опять же совместно с " Аквариумом" дал премьерный концерт в ЛРК.
И - надолго замолчал. За весь следующий сезон - одно-единственное выступление. Виктор всерьез занялся набором состава. Первый же выб- ранный им кандидат - гитарист Юрий Каспарян - вызвал в среде коллег- музыкантов недоумение - " он совсем играть не умеет".
Однако время расставило все и всех по местам. Сегодня искушенные мэтры, без энтузиазма встретившие Каспаряна, виновато разводят руками - ну кто бы мог подумать, что у Цоя такая интуиция. Но тогда, весной восемьдесят третьего, они остались вдвоем. И целый год репе- тировали тандемом. Затем к ним присоединился известный в Ленинграде барабанщик Георгий Гурьянов. На бас-гитаре согласился играть, не покидая родной " Аквариум", Александр Титов (осенью 1985 года его сменил музыкант " Джунглей" Игорь Тихомиров).
Этим составом - Цой, Каспарян, Гурьянов, Титов - " Кино" вышло на II смотр-конкурс ЛРК в 1984 году. Квартет попал в " первую тройку". Не самая лучшая песня " Безъядерная зона" была признана песней- победительницей фестиваля.
Но все это события городского масштаба. А вот вышедший в этом же году магнитофонный альбом " Начальник Камчатки" открыл двери холодно- смоделированного мира " Кино" всесоюзной аудитории.
Двадцатишестилетний певец уютной котельной - самый молодой из лиде- ров нашей молодежной музыки. Восторженная публика носила на руках Андрея Макаревича после концертов до гостиницы, когда Витя ходил во второй класс. Ему исполнилось одиннадцать лет, когда Борис Гребен- щиков начал заполнять " очищающей водой" дерзких метафор полифоничес- кие рамки созданного им " Аквариума". Он младше даже вожаков групп, которые набрали силу уже на фоне полулегендарного " Кино", допустим, Кости Кинчева из " Алисы".
И эту юношескую жилку нельзя не заметить. Особенно в бесхитростно скроенных, скромно аранжированных альбомах " Ночь" и " Это не любовь". (Программы были записаны за сезон 1984-1985 гг., но из-за разно- гласий со звукорежиссером Андреем Тропилло " Ночь" вышла в свет лишь в позапрошлом году). Экспрессивный и неоромантический настрой этих песен уживается с пугающе искренней агрессивностью, этими точными звуками вырывающейся наружу душевной боли, так же, как в пятнадцати- летнем мальчике сосуществуют нежно-влюбленный девятиклассник и несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на ноги. Потому- то так часто вспоминает Цой " телефоны", " сигареты", " ночи". И в него влюблены школьники, а из армии ему пишут ничуть не меньше, чем дикторшам ТВ или обманчиво-доступным крастокам, глянцево улыбающимся с журнальных обложек.
Простые слова, доходчивые образы, незамысловатые мелодии. " Моя четы- рехлетняя дочь знает песни Цоя наизусть", - писал писатель Александр Житинский в журнале " Аврора". Меня это не удивляет. Но со следующим утверждением ленинградского писателя - " Цой абсолютно не похож ни на кого из западных исполнителей" - согласиться не могу. Специфика зву- чания группы " Кино" напоминает мне многих зарубежных подвижников новой волны - и американскую группу " Блонди", и английскую " Полис". И вообще, слушая Цоя, я почему-то вспоминаю Аманду Лир. Именно с этой бывшей манекенщицей, певицей, поэтессой и художницей схож ленинградский музыкант. Многим. Прохладностью загадочно-кошачьей пластики, чарующей отстраненностью мимики, подчеркнуто-бесстрастным вокалом. В прижатости которого угадывается такое буйство крови, такая мучительная неудовлетворенность, такое бессонное желание выплеснуть себя, что не поверить этому странному голосу можно, толь- ко внушив себе - это категоричное, отмеренное ритмичным ходом гитары предложение неминуемого выбора " с нами или против нас" всего лишь померещилось в металлических и мягких, словно фольга, гармониях.
Весьма характерно заряд на бескомпромиссность проявился в последней работе квартета " Группа крови" (1988 год). Альбом на порядок выше четырех предыдущих. Виктор явно вырос как поэт (хотя решением жюри IV фестиваля ЛРК он был признан лучшим текстовиком уже в 1986 году). Положа руку на сердце не могу умолчать о некоторых, тем не менее, шероховатостях его текстов. Например: " И в н е з а п н о в веч- ность в д р у г превратился миг". Хотя даже столь признанный авто- ритет, как Андрей Макаревич, грешит подобными ляпами: в одной из своих последних песен он - несмотря на свой семнадцатилетний сочинительный стаж - допустил аналогичный дубляж: " З р я т ы н а п р а с н о терял в ожидании столько лет".
Главное достоинство новых песен " Кино" - сдвиг авторской позиции с непререкаемого " я" на нервное " мы":
Мы хотели пить, не было воды, Мы хотели света, не было звезды, Мы выходили под дождь и пили воду из луж, Мы хотели песен, не было слов, Мы хотели спать, не было снов, Мы носили траур, оркестр играл туш.
Но, с другой стороны, остротой и социальной направленностью текстов Цою и Ко явно не сравниться с другими фаворитами ЛРК, особенно с Михаилом Борзыкиным, Константином Кинчевым и Михаилом Науменко. Хотя я и не решился бы отказать песням " Кино" в честности, как это делают некоторые клубные радикалы, зачислившие квартет в разряд мажорских групп (на ленинградском сленге это означает сытую, склонную к комме- рческой музыке, уходящую от больных вопросов, от выраженного социа- льного протеста группу). Цой работает с " открытым забралом", просто стоит, развернувшись чуть в сторону.
Зато он наиболее адекватно отражает интересы и чаяния совсем юных меломанов. Потому что естественен, ему нет нужды подстраиваться под них, как это делают " Алиса" и " Объект насмешек", или сознательно игнорировать их вкусы, подобно " Аквариуму" и " Зоопарку", представля- ющим тридцатилетних.
Тогда в чем же дело? Почему фирма " Мелодия" решила выпустить только один диск-гигант " Кино"? Отчего не часто балует группу пресса своим вниманием? Из-за чего игнорирует ребят ТВ и радио? (Кроме восьми- мартовского " Взгляда", не припомню что-то " Кино" на экранах ЦТ).
Тому я вижу две причины. Во-первых, повторю, творчество Цоя орга- нично по самой своей природе, сориентировано на подростков, а в худ- советах они, ясное дело, не представлены, и даже очень молодые, про- грессивно настроенные критики некоторые вещи " Кино" просто-напросто не понимают. А во-вторых, и это основное, Цой не очень-то контактен. В среде журналистов, пишущих о музыкантах, это называется " не умеет работать с прессой" (ох, многим это умение проложило дорожку на обложки журналов и газетные полосы). Он не особенно любезен с пред- ставителями солидных организаций, а от встречи с незнакомым журна- листом вовсе может отказаться.
Это не значит, что Цой не честолюбив. У молодых музыкантов за те годы, пока их музыка находилась на полулегальном положении, вырабо- талось стойкое недоверие к любопытствующим. Они часто отказываются от интервью. И даже от съемок в фильмах. (В " Роке", например, не захотел сниматься Костя Кинчев, после того как его " подставили" во " Взломщике", который он, кстати, не пожелал озвучивать...).
Впрочем, Цой снялся в прошлом году у Сергея Соловьева в " Ассе" и у Алексея Учителя в " Роке", а в начале этого - закончил работу над главной ролью в ленте под условным названием " Игла" (" Казахфильм" ).
По-моему, Цой все-таки из тех музыкантов, которым всерьез угрожает перспектива " звездной болезни". Поэтому-то и не очень ратую за рас- ширенный выпуск его пластинок и организацию всесоюзных гастролей. Он может, пусть даже завоевав большую аудиторию, потерять себя. Ведь плохие мальчики с классных " камчаток" никогда не получают - вдруг! - почетные грамоты от учителей. Отгородившись на этой своей территории, они независимо хозяйничают на " камчатках". И придуманную для них резервацию на задних партах некоторые умеют превращать в обетованную землю.
Феликс Аксенцев, Журнал " Родник", N10, 1988 г. День в " Кино"
Что касается фактов - вы их, наверное, знаете. Может быть, и получше меня. Я могу написать, что в 1982 году молодой человек, которого звали Виктор Цой... И так далее. Но это называется - отбывать номер. Поэтому для обязательной программы отвожу отдельные абзацы. А сейчас - ностальгические воспоминания о двух интервью - с комментариями. " Кино" - каким я его застал.
Поздняя осень 1987 года. Ленинград. Снег. Жуткий холод. Я вхожу в подъезд стандартного дома на самой окраине города, звоню в дверь. Открывает молодой парень в джинсах, черной майке с белым трафаретом " Спасем мир", огромными буквами. Такие майки носят многие ребята из Ленинградского рок-клуба. Южное лицо, короткие волосы. Он оглядывает меня с головы до ног - что за тип пожаловал? Разговор с гитаристом " Кино" Юрием Каспаряном начинается на кухне.
- Кто тебя интересует? " Алиса"? " Аукцион" и мы? Странная компания. Какое мы имеем к ним отношение? Мы - элитарная группа.
Каспарян улыбается. Весь он - странный сплав иронии, какой-то флегматичной энергии и обязательного косноязычия. Он не привык давать интервью. Правда, однажды, как гласит легенда, шутник Курехин выдал его наивным журналистам за Бориса Гребенщикова после одного из прибалтийских концертов " Популярной механики". Каспарян важничал и время от времени изрекал сакраментальную фразу, приписываемую Петру Мамонову: " Я обещал своим ребятам тысячи и тысячи".
Сейчас Цоя в городе нет, живет он на чьей-то квартире в Алма-Ате, снимается в " Игле", фильме Рашида Нугманова. Отдуваться приходится Юрию.
Здороваюсь с его родителями. Проходим в комнату. Тахта, столик, кас- сеты, колонки и картины.
- Вот эту Боб Гребенщиков написал. А эту - Джоанна. Правда, хорошо?
Юрий ставит кассету.
- Ты слышал " Союз композиторов"? Можно сказать, дочерняя группа " Кино". Конечно, главные там не мы, есть пара ребят, " новые компози- торы". Собирают синтезаторные звуки. Но мы все им помогаем, кроме Вити, и второй состав тоже. Отличная дискотека, а?
Итак, узнаю, что у " Кино" есть " дублеры". Слушаю " поп" с кассеты. Тексты - положенные на клавишный вой переговоры Гагарина с Королевым перед запуском " Востока-1" плюс отрывистые знаменитые " да" Капицы- младшего, списанное с " Очевидного-невероятного", лондонские уроки английского. Черновые записи готовящегося альбома " Союза композито- ров" напоминают отчет об испытаниях нового программируемого синтеза- тора - впрочем, так, наверное, оно и есть - Юра с детской увлеченно- стью рекламирует новую игрушку.
- Хороший синтезатор. Вот хор девушек, - Каспарян улыбается, - это на радио и телевидение не пропустят... Жаль, плохие у них заставки.
Я слушаю вздохи под бойкий шелест ритм-компьютера и делаю вид, что мне очень интересно. Юра перебирает пальцами воздух, показывая на воображаемой соло-гитаре свою партию. Он дествительно гитарист.
Я включаю диктофон.
- Что ты можешь сказать о Цое? - спрашиваю я. Юрино косноязычие тотчас начинает прогрессировать.
- М-м-м, э-э, угм - говорит Каспарян, потом принимает максимально торжественный вид и выдает: - Я думаю, Цой уже сейчас великий человек. Но в будущем, верю, он станет еще круче.
- А как тебе его тексты?
- Они мне всегда нравились. Но вообще-то я в текстах ничего не пони- маю. Знаешь, иногда Цой показывает песню - и мне не нравится. Думаю, ну что здесь играть - три аккорда. А потом поиграю - кайф.
- У " Кино" есть проблемы?
- Ну... (дальнейшее мычание я опускаю)... у нас нет зала. И не будет, разве что мы его купим. Нам нужен зал, где можно делать что угодно. Мы не согласны на любые условия любой организации. А просто так зала никто не даст. Мы репетируем дома. Соседи? Привыкли, наверное. (Вспоминаю - " соседи приходят домой, им слышится стук копыт".) И потом, разве в зале покушаешь? А дома можно отдохнуть, попить чай.
Дальше Каспарян говорит об еще одной беде " Кино" - большой паузе в студийной работе. На то время ударный альбом " Группа крови" не был еще записан, хотя хиты уже прогремели на Ленинградском городском фестивале.
- Песни стареют, не записываются, их уже не хочется играть. Но группа постепенно приходит в состояние натянутого лука, - говорит Юрий, - вот Витя вернется, будет альбом, будет целая серия концертов. Мы тут без Цоя кое-что свели вчерновую. Хочешь послушать?
Я слушаю наброски к " Группе крови" и чувствую: альбом выйдет на славу. Цой, похоже, окончательно совладал с более чем необычным тем- бром своего голоса; лаконичная, как всегда, ритмика стала свежей и необычной, а скупые каспаряновские соло - необходимыми и достаточ- нвми. Точные, славные тексты, чуть героичнее, чем обычно.
- Витя - молодец. Чувствуешь, как петь стал? Вот только ехиднее надо, - вздыхает Каспарян, - над собой надо иронизировать, иначе нет кайфа.
Вот и не так. Кайф есть. Движение несомненно. Цой, нашедший свой имидж еще во внестилевом " Транквилизаторе" (" Метеоролог сказал, дождь будет недолго, я закрываю свой зонт, я экспериментатор" ), похоже, становится немного другим. И этот другой мне нравится. Хлес- ткая оплеуха в адрес " Алисы" - " все говорят, мы в месте, но немногие знают, в каком", язвительное пожелание " тем, кто ложится спать, спо- койного сна, спокойная ночь" соседствует тут с сокровенным " а жизнь - только слово, есть лишь любовь и есть смерть".
- А как тебе альбом " Это не любовь"? - спрашиваю я.
- Мне нравится. Посмеяться над девушками - это же прекрасно, - говорит Каспарян.
- Какие у вас отношения с Гребенщиковым?
- Ну... Боб иногда оказывает мне большую честь немного со мной выпить... Давай лучше о Курехине, о нашем гении, о современнике нашем... хм... великом. Полный состав " Кино" участвует в концертах " Поп-механики". Это добрый знак.
Добавлю: " Кино" сменило на этом посту " Аквариум" после разрыва между Гребенщиковым и Курехиным.
Дальше - личная жизнь.
- Трудно с английским, - жалуется Каспарян, - сначала ничего не по- нимал. Теперь уже легче. Вызов вот - в гости. Если пустят, конечно.
Юра показывает мне официальные бумаги. Его жена - американская жур- налистка, продюсер, рок-исполнительница Джоанна Стингрей, которой мы обязаны вышедшим в США двойным сборником ленинградского рока " Красная волна". Помнится, " Комсомолка" не замедлила отреагировать " разоблачающей" статьей. Потом вдруг стало ясно, что разоблачать культурные обмены, пусть и неофициальные, не стоит, и на ленинград- ском ТВ был даже снят " Музыкальный ринг" с участием четы Каспарян- Стингрей и Курехина, анонсированный " Литературкой", но почему-то так и не показанный.
- Терпеть не могу, когда обо мне говорят - муж Джоанны, - Юра обна- руживает вдруг южный темперамент, - так надо играть, чтобы о ней говорили - жена Каспаряна. Ко мне многие подъезжали, - вспоминает он, - надо то, надо это. Думали, я разбогател. Потом говорили - вот, мол, Каспарян стал буржуа, зазнался, все сам гребет. Ничего я не нагреб. Неплохо бы, конечно, организовать советско-американскую фирму по культурному обмену, да не знаю, как пройдет. Полгода уже нигде не работаю.
Нелепая ситуация! Гитарист группы, которую слушают сотни тысяч, если не миллионы, должен, оказывается, где-то числиться. Хоть сторожем. Как будто то, что он делает в " Кино", не работа, к тому же часто изнурительная.
- А в клубе я не очень-то общаюсь. Не всех даже знаю, особенно моло- дых. Слегка в стороне мы, что ли, - говорит Каспарян под конец. И, поскольку мой спичечный коробок опустел, вручает мне черную пачечку с белой каллиграфической надписью по-английски - " Каспарян энд Стингрей". Реклама!
В Штаты он, кстати, все-таки съездил, вызвав тем самым еще один перерыв в работе " Кино". Говорят, больше всего в Америке ему понра- вилось летать на спортивном самолете.
А теперь - обещанные обязательные абзацы.
Группа " Кино" основана Виктором Цоем, корейцем по происхождению, в Ленинграде в 1982 году. Первый полуакустический альбом " 45" содержал такие " системные" хиты, как " Когда-то ты был битником", " Алюминиевые огурцы".
Странный посев дал любопытные всходы. Пример Цоя показал, как рокер с задатками художника вырастает их коротких штанишек идеологии своего окружения. Неоромантический альбом " Начальник Камчатки", в записи которого принял участие сам " великий Боб", далек от професси- онального совершенства; в удачном " Троллейбусе", " Камчатке", " Гене- рале" чувствуется влияние " Аквариума" - но все-таки... Обаяние юности, неистребимая и загадочная энергия искреннего " Начальника" заставляют слушать этот немудреный " пэтэушный" рок, снабженный, правда, не такими уж и простыми текстами:
Где твой мундир, генерал? Твои ордена? Спина, как струна...
Исповедь дерзкого взрослеющего подростка многим пришлась по душе. " Мы должны заполнять все части спектра", - сказал Гребенщиков. Цой угадал со спектром сразу же.
Магнитофонный альбом " Ночь" с опозданием на два года выпустила " Мелодия", опоздав перед этим на пять лет с выпуском сингла из " Начальника". От примитивного " телефон и твой номер тянут меня как магнит", от " Анархии", стыдливо названной пародией на западные панк- группы, до почти попсовой " Мы хотим танцевать" - размах " Ночи". Простая музыка, простейшие аранжировки. И постоянное ощущение чего- то большего. Но раскрывшийся было Цой всякий раз прячется за привычную уже стену иронии.
Предшествовавшая " Ночи" программа " Это не любовь", конечно, изрядно повеселила публику. Все эти " Уходи, я тебя не люблю", " Я не могу больше ждать, я могу умереть" были очень милы, но... Путь Цоя лежал совсем в другие места, через ударные концертные номера " Безъядерная зона", " Дальше действовать будем мы", " Хочу перемен" приближался он к " Группе крови". " Война между землей и небом" обязана была случиться.
За отсутствием в Питере самого " начальника Камчатки" я совершил краткую экскурсию по " цоевским местам", побывав в обклеенной экстра- вагантными лозунгами и плакатами котельной - по месту работы, так сказать.
Выяснив по телефону у решительной супруги Виктора, Марианны, что без интервью с Цоем никакого материала о " Кино" давать нельзя, я набрался наглости и позвонил в Алма-Ату.
- А может, давайте завтра? - флегматично предложил Виктор в первый вечер, - я устал, у нас тут ночь.
Что ж. " Это его право - любить ночь".
На следующий вечер мы все-таки коротко поговорили.
- Я не могу судить о том, что изменилось. Со стороны виднее, - ушел Цой от ответа на вопрос о динамике стиля. - Вообще меня не интере- сует, нравятся песни или нет. Мы делаем, что хотим. Иначе вообще ничего не получится. Конечно, тем, кто постарше, не будет интересна " Восьмиклассница". Но все-таки сейчас и темы текстов шире, что ли, и группа звучит лучше.
- Как собирался состав?
- Я собирал не музыкантов. Прежде всего - друзей. А как же иначе? Научиться-то играть можно. Каспарян, например, вначале мало что умел, а теперь снимает с гитары куда больше меня.
(По-моему, такой способ организации группы всерьез возможен только в Советском Союзе. В Ленинграде).
- Что вы делаете в кино?
- Мне нравится сниматься. Конечно, в фильме будут песни. Но я стара- юсь не привносить в кино ничего из того, что делаю в " Кино". Это разные вещи.
- Совпадают ли " я" в ваших песнях с вашим собственным " я"?
- Иногда полностью, иногда частично, иногда не совпадают совсем. Каждый раз по-своему.
- Вы можете что-нибудь пожелать слушателям? - зачем-то спрашиваю я и тут же понимаю, что задал глупый вопрос.
- Не знаю, - говорит Виктор, - не знаю. Ну что им пожелать? Ничего, наверное.
Мы попрощались. Цой передал привет редактору " Рокси" Старцеву, с квартиры которого я тогда звонил, и далекая Алма-Ата исчезла в ленинградской ночи.
Вот, собственно, и все. Таким я увидел и услышал " Кино" в лице Кас- паряна и Цоя в ноябре 1987-го. Наверное, теперь что-то изменилось...
Нина Тихонова, Журнал " Смена", N16, июль 1988 г. Дон Кихот из котельной
Сосед заснул, убаюканный привычным шумом автомобилей. И вдруг за стеной его малогабаритной квартиры явственно раздался стук копыт. Прислушался - нет, не прогуливающий туристов старинный экипаж. Здесь же, в доме, яростный ритм перерастал из рыси в галоп. " Хулиганство! " - вздохнул сосед и, шаркая шлепанцами, побрел искать нарушителя спо- койствия. Даже если бы дверь, из-за которой доносился шум, ему открыл сам идальго ламанчский на своем Росинанте, человек не уди- вился бы столь сказочному обороту дел, а только повторил - хулиган- ство! - и потребовал выдворить лошадь прочь. Примерно такая ситуация возникает в одной из песен Виктора Цоя, лидера ленинградской рок- группы " Кино".
Пожелав ложащимся спать спокойной ночи, Виктор забросил намечавшуюся было в его судьбе профессию резчика по дереву и отправился трудиться истопником в котельную, которая стала известна среди молодежи под романтическим названием " Камчатка", где подолгу засиживались, слушая композиции Цоя.
Чем выделяется этот двадцатишестилетний юноша из ряда современных героев рок-н-ролла? Колоритной восточной внешностью? Суровым выраже- нием лица? Да. А еще - странной уверенностью в своих силах.
В сущности, он поет о том же, о чем другие рокеры, - о своем поколе- нии. Сценический образ воплощается в манере форсированно, с растяж- кой произносить слова - похоже на стиль речи дворовой шпаны.
Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает " алюминиевые огурцы на брезентовом поле". И когда тонет, хотя, как и все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от легкого пути, дело в том, что, позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к выигрышу по большому счету.
Так уж сложилось, поет Цой - " Где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землей и небом - война". И в тотальной возне за место под сол- нцем уверенность в осмысленности на первый взгляд иррациональных, " невыгодных" поступков служит залогом сохранения духовности.
В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Цель куда менее определенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой идиллии. Не предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на " отдельные недостатки", Цой просто заявляет: " Дальше действовать будем мы". И по дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря.
Сценический облик Виктора Цоя удачно дополняет пластика. Рисунок танца в его композициях ненавязчив - ритмичные движения мягко пере- текают одно в другое - изысканно плавная и вдруг - резко контрастная графика тела аккомпанирует песне.
Молодежь отлично знает Цоя по магнитофонным альбомам: " 45" - 1982 г., " Начальник Камчатки" - 1984 г., " Ночь" и " Это не любовь" - 1984-86 гг., " Группа крови" - 1988 г. Помнит, как он начинал выступать вме- сте с " Аквариумом". В курсе, как собирался состав " Кино": гитарист Юрий Каспарян, барабанщик Георгий Гурьянов, бас-гитара - сначала Александр Титов (параллельно с работой в " Аквариуме" ), потом Игорь Тихомиров из " Джунглей".
С выходом на экраны художественного фильма Сергея Соловьева " Асса" менее осведомленным слушателям можно будет напоминать, кто такой Цой - ну, тот, что в финале картины поет: " Перемен, мы ждем перемен! " Подобных зрителей, боюсь, окажется большинство. Неинформированность возникает не по их вине - шутка ли углядеть певца, если он пару раз мелькнул в музыкальных эпизодах телепрограммы " Взгляд", а более объемных его выступлений нет ни в эфире, ни на крупных концертных площадках.
Фирма " Мелодия" выпустила диск-гигант с записями " Кино". Но и здесь не обходится без сложностей. По госцене вы пластинку с песнями Виктора Цоя вряд ли достанете, только раз в пять-десять дороже - у спекулянта. Очевидно, мал тираж. Любая зарубежная фирма проявила бы оперативность и, радуясь успеху своей продукции, быстро откликнулась на запросы слушателей. У нас же создается впечатление, будто планирование - производство - реализация специально созданы для взвинчивания цен на " черном рынке".
Честно говоря, пока, беседуя о роке с обычными зрителями, а не с фанатами, не будешь знать, что ведешь речь именно, скажем, о " Кино", а не о " всяких разных, которых развелось, плюнуть некуда", продук- тивного разговора не получится. Не получается его и с руководящими инстанциями, уверенными, что нынче открыты куда уж более торные дороги для рока.
Однако, проведение клубных концертов по-прежнему встречает сложности и лишено мало-мальской рекламы. На большие концертные площадки и в эфир, вытесняя лучшие группы, хлынула масса плохоньких. Прогрессив- ные кооперативные и хозрасчетные формы в сфере культуры разъедает недуг, уже всесторонне обнаруживший свою порочность в филармониях, - склонность к сборным концертам, где к одному хорошему номеру выдается солидная " нагрузка".
Середняк оказывается более хватким, удобным в обращении, приемлемым на все вкусы. Действительно, интересные артисты зачастую резче, строптивее, конфликтнее - что с ними связываться? Так, похоже, решили апологеты рока от журналистики, по совместительству освоившие профессию менеджеров. Они прилежно и достаточно регулярно организуют гала-концерты, фестивали, " дорожки", " волны", но занимают там по большей части своих знакомых и тех, кого проще ангажировать. С одной стороны, это дает шанс молодняку, с другой - слабый интерес публики к новоявленным посредственным группам вроде бы наглядно подтверждает прогнозы о спаде увлечения роком.
Прежде чем радоваться или огорчаться, заслышав любимый рокерский возглас - " Мы вместе! ", хочется вспомнить поставленный встречно воп- рос Виктора Цоя: в каком месте? Хотелось бы дифференцировать качес- тво отечественных групп, не ссылаясь то и дело на западные аналоги - как правило, они от нас еще дальше, чем " Камчатка" от широкой ауди- тории. А поступив так, предоставить рок-музыке достойное место в художественной жизни. Сегодня, когда советским роком живо интересу- ются за рубежом и " Кино" уже приобретает международную известность, странно и стыдно, что порой его знать не знают или игнорируют на Родине.
Михаил Шлямович, " Молодежь Эстонии" (Таллинн), 6 января 1989 г. Интересное " Кино" Виктора Цоя и его повороты
Слезы бывают не только на лице, слезы бывают в сердце. Душа плачет!.. Это так редко происходит, что иногда кажется, что у многих вместо сердца камень. Но есть явление, изначально способное " пробивать" любое сердце, даже каменное. Это явление - часть духовной сферы, именуемая искусством. Среди сотен и тысяч людей, появляются вдруг е д и н и ц ы, идущие наперекор устоявшимся (скорее застоявшимся! ) представлениям об окружающей среде, и создают свою среду, свой мир, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1767; Нарушение авторского права страницы