Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Журналистика Английской буржуазной революции 17-го века
До сих пор в английском парламенте, в палате лордов, перед королевским троном стоит мешок, набитый овечьей шерстью. На нем восседает лорд-канцлер - председатель палаты лордов. Дело в том, что овцеводство и производство сукна издавна считались традиционным занятием англичан и важным источником доходов королевской казны. Английские суконные ткани охотно покупали во многих странах. Для выпаса овец требовались обширные пастбища. Землевладельцы захватывали обширные пустоши и выгоны, отбирали у крестьян наделы. В ответ нарастало как антифеодальное, так и антимонархическое движение Развивалось оно под религиозными лозунгами. Идеологией воинствующей буржуазной демократии стало пуританство — английская ветвь кальвинизма. Пуритане возглавили политическую борьбу против монархии и дворянства. Идеям из Ветхого завета давались самые неожиданные трактовки и толкования. Своеобразную оценку этому явлению дал выдающийся английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626гг). Одно -60- время он занимал должность лорда-канцлера. Фрэнсис Бэкон обратил внимание на опасность манипулирования общественным сознанием посредством слова. В трактате " Новый органон" (1620г.) он назвал " призраки" или " идолы" информационного поля, окружающего человека, которые способны увести сознание личности на ложный путь. Самые тягостные " идолы", с точки зрения Бэкона, - это " идолы площади". Бэкон писал: " Люди объединяются речью. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждают разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям" 2 Английские власти усиливают контроль за первыми средствами массовой информации. В 1538 г. был принят закон, согласно которому любой типограф должен был получить королевский патент на свою деятельность Цеховая же организация типографов - " Компания книгоиздателей" - была обязана не только представлять печатные материалы на предварительную цензуру, но и следить за деятельностью членов своего цеха. Ордононс (1585г.) регламентировал появление печатной продукции и определял количество работающих в королевстве типографий, число которых не должно было превышать 20. Функции цензуры были возложены на так называемую Звездную палату при Тайном совете короля. Право главных цензоров в Звездной палате получили архиепископы Лондонский и Кентерберийский. Без их санкции не мог быть опубликован ни один йечатный текст. В условиях жесткого цензурного контроля роль своеобразного j, " катализатора" для создания английских газет сыграла Голландия. Она в 17-столетии являлась самой либеральной страной Европы. Здесь было эшо налажено типографское дело. Голландия извлекала немалую ль от продажи печатной продукции в Англию. В декабре 1620 года I голландский гравер и картограф Питер Ван дэ Кеере, проживший несколько [лет в Лондоне, начал издавать в Амстердаме на английском языке газету, |йредставлявшую почти дословный перевод голландской газеты " Коуранте ~ Италией, Дуусланд, етс". (Вести из Италии, Германии и т.д." ). Голландская газетная продукция была представлена на английском «ационном рынке около двух лет. Затем англичане взяли инициативу собственные руки. 21 сентября 1621г. в Лондоне стала выходить газета [" Коранте, ор викли ньюс фром Италу, Герману, Хунгару, Поланд, Бохемия, f Франце энд тхе Лов Кантрис" (" Вести, или еженедельные новости из •Италии, Германии, Венгрии, Польши, Богемии, Франции и иных стран" ).; Первая английская газета ориентировалась на голландские образцы, что | видно из названия, а вместо имени издателя были напечатаны инициалы «" Н.Б.". Трудность расшифровки инициалов заключается в следующем. В то г время в Лондоне активно работали два типографа — Натаниель Баттер и ; ' Бэкон Ф Сочинения. Т.2, 1978, с 19. -61- Николас Бори. Эти издательские предприятия определяли лицо лондонского рынка печатных новостей в 1620-е годы. Если при создании первых английских газет они ориентировались на голландские " коуранте", то затем стали использовать сложившиеся в Англии традиции оформления памфлетов, информационных листков, " книг новостей". Первая страница стала представлять собой комбинацию заголовков, подзаголовков, кратких резюме, дававших читателю представление о содержании газеты. В 1603 г. после смерти королевы Елизаветы I Тюдор (1558-1603гг.) на английский престол вступил шотландский король Яков VI Стюарт, в Англии он и был Яковом 1 (1603-1625гг.). Два государства оказались объединенными династической унией. Яков I и его сын Карл I Стюарт (1621 -1649гг.) оказались перед выбором: либо отказаться от положения абсолютных монархов, подчиниться диктату буржуазии и нового дворянства, либо встать на путь феодальной реакции. Они выбрали второй вариант. Двор короля жил в роскоши. Для удовлетворения его потребностей нужны были все новые и новые источники доходов. Изредка созываемые парламенты систематически отказывали королю в ассигнованиях, предоставление денег ставили в зависимость от содержания внутренней и внешней политики. В этих случаях парламент распускался, король усиливал продажу патентов и привилегий, вводил новые штрафы, которые касались ограничений в промышленности, торговле. В 1628г. парламент направил королю " Петицию о праве". Документ требовал ликвидации королевского произвола, вводил некоторые ограничения королевской власти. " Петиция о праве" запрещала аресты без суда, требовала не вводить налогов без согласия парламента. Карл 1 был вынужден согласиться с требованиями парламента. Был принят закон, отражавший содержание " Петиции о праве". Но уже в 1629г. парламент был распущен и в течение одиннадцати лет Карл I управлял страной бесконтрольно. Это были годы полного произвола королевской власти. В Шотландии началось вооруженное восстание. Возникла угроза вторжения шотландцев в Англию. Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент. Но вместо предоставления королю субсидий для ведения войны с шотландцами палата общин приступила к рассмотрению политики Карла I в годы его единоличного правления. Карл I распустил строптивый парламент. Он работал с 13 апреля по 5 мая 1640 г. Вошел в историю под названием Короткого. Но выпутаться из военного и политического кризиса без парламента королю было трудно. Поэтому в ноябре 1640г. Карл 1 собрал новый парламент, который действовал до 1653г. Это был Долгий парламент. К концу 16 века в пуританизме наметились два крупных направления, своего рода партии: умеренная - пресвитериане и более радикальная -индепенденты (независимые). Пресвитерианство объединило крупную буржуазию и земельную аристократию, проповедуя идею конституционной монархии. Сторонники пресвитериан охотно шли на компромисс с -62- королевской властью. Перспектива раскрепощения народных масс их пугала. Индепендентство включало в себя среднюю и мелкую буржуазию. Согласные в целом с идеей конституционной монархии, индепенденты вместе с тем требовали перераспределения избирательных округов, чтобы увеличить число своих представителей в парламенте, а также признания за человеком таких прав как свобода совести, слова. Индепенденты настаивали на отмене феодальных привилегий, стремились к утверждению полного политического равноправия буржуазии. В 17-м веке из партии индепендентов выделилось демократическое крыло - левеллеры, которые представляли интересы мелкой буржуазии города и деревни. Они стремились к уравниванию всех имущих и неимущих в политических правах. Интересы неимущих слоев английского общества нашли отражение в политической программе движения диггеров^ Они отвергали незыблемость частной собственности, выдвигали идею всеобщего имущественного равенства. Утопическая программа уравнительства отражала идейную незрелость народных масс. Активно участвовали в политической жизни и сторонники короля -роялисты. Каждая социальная группа и выражавшая ее интересы партия стремились публично заявить о своих программных целях. В английской прессе возникает деление на " своих" и " чужих". Издания родственные по чдуху группируются, объединяются, поддерживают друг друга. Интересы короля отстаивала газета " Меркуриус Ауликус" (" Дворцовый Меркурий" ). Она выходила с 1642 по 1646 гг. Парламентскую прессу представлял еженедельник " Меркуриус Британникус" (" Британский Меркурий" ), - газета, ^жоторую возглавлял Марчмонт Нидхэм, последовательно нападавшую на | короля. Богатый материал для комментариев давала переписка, |установившаяся между королем и парламентом. Историки называют ее Чпамфлетной войной", пик которой пришелся на период с января по август ^1642 года. Карл I в своих посланиях парламенту отстаивал идею 'божественного происхождения королевской власти, решительно отвергал ; возможность ее ограничения в светской и духовной жизни, обосновывал *ввоё право на всевластие, в том числе и по отношению к собственности I Подданных Парламент отправлял королю свои обращения, петиции, ^манифесты, декларации, отстаивая в них идеи общественного договора королем и народом. Эти политические документы размножались эграфским способом и рассылались по городам и графствам Англии. I Широко обсуждались, комментировались, становясь достоянием гласности. ^Значительную роль в " памфлетной войне" сыграл Оливер Кромвель (1599 -1658гг.), который начал политическую деятельность в парламенте 1628-11629гг., был руководителем индепендентов. Жанр памфлета разнопланово использовался в английской | публицистике. Он был самым ходовым. И привлекательным. Памфлеты [.выпускались более оперативно чем периодические издания. Собственники -63- типографий - издатели - покупали информацию нерегулярно: в начале века -раз в месяц, к середине века - не чаще двух раз в месяц. Поэтому в оперативности освещения событий проигрывали. Сдерживающим началом служило также жесткое законодательство о печати 1641 года, когда Звездная палата была закрыта, но цензурный гнет оставался тяжелым. Существенным ограничением являлось, например, то, что информация на внутренние темы была запрещена. Памфлеты выпускались на самостоятельной основе. Цензурным ограничениям подвергались в меньшей степени, чем периодические издания. Поэтому и получили широкое хождение. Англичане считали, что памфлет - это злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Памфлеты писались языком библейской образности и античной учености. Ценилось остроумное слово. Но иногда в ход шли и тяжеловесные грубые выражения. Особенно часто использовались памфлеты в ходе Английской буржуазной революции 17 века. Она являлась первой революцией европейского масштаба, которая положила начало смене феодальной формации капиталистической. Основными движущими силами было крестьянство и городские низы. Руководство принадлежало буржуазии и обуржуазившемуся новому дворянству (джентри). В ходе первой (1642-1646гг.) и второй (1648г.) гражданских войн между сторонниками Долгого парламента и роялистами созданная Оливером Кромвелем парламентская армия нанесла поражение королевской армии Карла 1 Стюарта (1645г.) при Нейзби и Престоне (1648). Под давлением народных масс король был казнен (1649г.), провозглашена республика. Господствующее положение в ней заняли индепенденты во главе с Оливером Кромвелем. В 1653 г. была установлена военная диктатура. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Кромвеля. Одним из ярких памфлетистов Англии этого времени являлся Джон Мильтон (1608-11674гг.). Вместе с тем он был и автором широко известных философских поэм " Потерянный рай", " Возвращенный рай", трагедии " Самсон-борец", других поэтических произведений. Мильтон родился 9 декабря 1608г. Отец его был нотариусом. Джон посещал лучшую лондонскую школу при соборе святого Павла. В шестнадцать лет Мильтон стал студентом Кембриджского университета. Через четыре года - бакалавр, еще три года спустя - магистр искусств. Первые стихи Мильтон написал в пятнадцать лет. В 1638-1639г. он совершил путешествие в Италию. Посетил прославленного Галилея. Вернувшись в Англию, Мильтон посвятил несколько памфлетов критике господствующей англиканской церкви, которая была идеологической опорой монархии. Она имела тот же иерархический строй, что и католическая церковь. Как истинный пуританин, Мильтон боролся за уничтожение епископата и полную демократизацию церкви. Мильтон обвинял высшее духовенство в гонениях на пуритан, прославлял церковную -64- свободу, требовал отделения церкви от государства. В памфлетах делались ссылки на Библию и Евангелие, использовались цитаты из " Жития святых" Именно так были написаны памфлеты " О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей" (май 1641 г), " Смысл церковного устройства" (январь-февраль 1642г.), " О реформации" и другие. В мае 1643г. Мильтон женился на дочери мелкого помещика Мери Поуэл. Но через несколько недель после свадьбы жена ушла от мужа обратно к родителям. Поуэлы были сторонниками короля. Когда революционные власти начали их притеснять, Мильтон, ставший к тому времени деятелем революционного лагеря, выручил их. Мери вернулась к мужу после двух лет разрыва. Она родила четырех детей и в 1652г. умерла во время родов последнего ребенка. Когда Мери покинула Мильтона, он написал трактат о разводе (1645г.), поссоривший его не только с англиканским духовенством, но и с пуританскими идеологами. Он выдвинул неслыханное тогда положение о праве на развод, если в браке нет любви и согласия между супругами. Концепция брака, изложенная Мильтоном, была важным вкладом в развитие этики гуманизма. Одним из первых в Англии Мильтон выступил с защитой свободы слова. Этому посвящен памфлет " Ареопагитика" (1644г.). Он вызван тем, что в парламенте умеренные и консервативные пуритане-пресвитерианцы приняли закон о введении строгой цензуры на все печатные издания. Мильтон был с этим не согласен. " Убить книгу - почти то же, что убить человека, - писал он. - Тот, кто уничтожает разум, убивает самый разум... Многие люди живут на земле, лишь обременяя её, но хорошая книга есть жизненная кровь высокого разума". За образец Мильтон взял речь античного оратора Исократа, обращенную к высшему законодательному органу Афин, " Логос ариопагитикос". Парламент иносказательно назван им ареопагом. Памфлет написан в форме речи, обращенной к членам парламента. Закон о предварительной цензуре необходимо пересмотреть. Вот основной смысл памфлета. Автор доказывал, что цензура сдерживает развитие человеческой мысли. " Дайте мне свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное, судить по своей совести", - так ставил вопрос Мильтон. Из требования " свободы знать" вытекало требование свободы сказать, напечатать. " Ареопагитика, или Речь о свободе слова" - не только политическое выступление в защиту одного из важнейших принципов демократии, но и блестящий образец философской диалектики. Мильтон отвергает метафизическое разграничение Добра и Зла, резко противопоставляемых догматиками-пуританами. Эти понятия тесно сосуществуют. Не редко Добро познается через Зло. Мильтон один из создателей теории общественного договора как основы государства. Развивая гуманистическое учение о том, что власть призвана не только для одной цели - заботы о народе, Мильтон -65- одновременно осуждает насилие эгоистических правителей. Теория народовластия оправдывала не только свержение тирана, но и право казнить его. Мильтон убедительно обосновал суд и казнь английского короля Карла I. Но сторонники казненного монарха представляли его невинным мучеником. Доказательству этого было подчинено сочинение " Образ короля" (дословно - " Икона короля" ). Мильтон ответил на него памфлетом " Иконоборец" (1649г.). Спорам с монархистами были посвящены памфлеты " Защита английского народа" (1650г.) и " Вторая защита английского народа" (1654г.). В правительстве, созданном революцией, Мильтон занял пост латинского секретаря. В этой должности вел переписку с иностранными государствами (латынь оставалась международным языком). Когда фактическим главой правительства стал Кромвель, Мильтон написал в честь его стихотворение, в котором выражал надежду, что тот не станет притеснителем свободы. В годы наибольшей политической активности на Мильтона обрушились различные несчастья. Сначала умерла первая жена. Он женился второй раз. Счастье в этом браке было недолгим, жена умерла вместе с ребенком. В 1652г. Мильтон полностью ослеп. Но литературное творчество не прекратил. Свои новые произведения диктовал. Противники из монархического лагеря издевались над слепотой поэта. Но его и это не сломило. Скончался Мильтон 8 ноября 1674г. Литературная слава пришла к нему уже посмертно. Высоко ценил Мильтона Пушкин. Ярким английским памфлетистом был Джон Лильберн (ок. 1614-1657). В 1637г. он подвергся публичному бичеванию и был выставлен к позорному столбу за участие в конспиративной переправке из Голландии в Англию пуританской литературы. Был активным противником англиканской церкви. Боролся с абсолютизмом. В ходе буржуазной революции стал предводителем левеллеров (уравнителей). Защищал интересы мелкобуржуазных масс города и деревни. Первые памфлеты Джон Лильберн писал во время своего первого тюремного заключения во Флитской тюрьме в 1638-1641гг. Они назывались так: " Зверские деяния в отношении Джона Лильберна", " Плач бедных людей", " Открытое письмо смотрителю тюрьмы", " Обращение к моему народу". В этих памфлетах Джон Лильберн на примере собственной жизни обличал бесчеловечность монархического режима, анализировал истоки бесправия людей. Он называл себя " свободнорожденным англичанином". Доказывал, что высшей властью в стране является не король, не лорды, а палата общин, которая получила свои права от народа. Народ же -верховный суверен и имеет право смещать негодных правителей. Решительную поддержку заключенному Лильберну оказал Оливер Кромвель. 12 мая 1641г. он выступил в парламенте с защитой публициста. В том же месяце Лильберна выпустили из тюрьмы. Для Оливера Кромвеля это был надежный помощник. Памфлеты Лильберна касались самых актуальных -66- лозунгов буржуазной революции. Вот их названия: " Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого", '" Невиновность и правда" (1645г.), " Свобода свободному", " Новые цепи Англии" (1649), " Манифест от 14 апреля 1649г.", " Соглашение свободного народа Англии" (1649). Джон Лильберн требовал для Англии народного представительства в государственной власти, считал, что избирательным правом должны пользоваться люди, достигшие 21 года и имеющие какую-нибудь собственность. Неимущие не пользовались вниманием Лильберна, на них не распространялась его защита от произвола и беззакония. Лильберн предлагал лишить права голоса слуг, лиц, живущих милостыней, тех, кто служил королю оружием. В его памфлетах часто разрабатывалась тема равенства граждан перед законом, в предпринимательской деятельности, при избрании в представительный орган страны. Частная собственность для Лильберна была священна и неприкосновенна. Лильберн был решительным противником государственной монополии на печать. Считал верхом несправедливости закон о печати 1643 г., который был направлен на поддержку роялистских изданий и закрывал путь произведениям, которые содержали " истинную декларацию прав и вольностей свободнорожденного народа..." Этот ордононс о печати обрушивался на " истинных друзей" парламента, позволяя обвинить их в мятеже, заговоре, измене. Лильберн рассматривал свободу печати " как свободу определенного " промысла", свободу собственности". Между тем провозглашение свободы печати одним из видов промысловой свободы - это такая защита свободы печати, при которой она умерщвляется еще до защиты. Партия левеллеров имела большое влияние в армии. Этому способствовали созданные ею " Советы солдатских агитаторов". Они комплектовались из числа капралов, сержантов, прапорщиков. Агитаторы для распространения идей левеллеров широко использовали памфлеты Джона Лильберна. А он все чаще обрушивался на " изменческие и тиранические планы противников". Именно эта позиция привела Лильберна к разрыву с Кромвелем. В памфлете " Новые цепи Англии" Лильберн разоблачал лицемерие и предательство офицеров армии Кромвеля, которые пришли к власти при поддержке солдат, а солдаты в результате не получили от революции обещанных благ. В этом памфлете Лильберн не только критиковал действия индепендентского парламента, но и предлагал свою политическую платформу: обосновал порядок выборов в парламент, определил прерогативы действия парламента и т.д. В июле 1645г. Лильберна отправляют в тюрьму за брошюру " Письмо к другу". Автор излагал в ней положения своей политической программы. В Ньюгетской тюрьме он написал памфлет " Защита прирожденного права Англии". В середине октября 1645г. Лильберн был освобожден из тюрьмы, но менее чем через год его снова подвергли аресту по обвинению в оскорблении палаты лордов. Суд приговорил Лильберна к большому штрафу, семилетнему заключению в Тауэр и к лишению права занимать государственные должности в течение всей его жизни. Но Джон Лильберн из тюрьмы продолжал свои разоблачения. Один за другим появляются его памфлеты: " Свобода, отстаиваемая против рабства", " Свобода Лондона, закованная в цепи, раскрыта", " Анатомия тирании лордов", " Королевская тирания раскрыта". Особый резонанс получил памфлет Лильберна " Обвинение в государственной измене против Оливера Кромвеля и его зятя Генри Айртона". В нем говорилось, что Кромвель собирается захватить верховную власть в стране. Памфлет навлек на Лильберна новые кары. Особую роль среди английских публицистов сыграл Джерард Уинстенли (1609 - после 1652). Он был сыном ланкаширского торговца. Однажды его посетило мистическое откровение, Джерард услыхал голос свыше: " Работайте вместе, вместе ешьте хлеб, объявите об этом всему миру". Именно так и стал жить Уинстенли. В период Английской революции он был руководителем и идеологом диггеров. Защищал интересы безземельных слоев крестьянства. Отвергал право частной собственности на землю. Предлагал общинную структуру государства. Программу диггеров Джерард Уинстенли смог обосновать в таких памфлетах, как " Новый закон справедливости" (26 января 1649г.), " Манифест истинных левеллеров" (26 апреля 1649г.), " Декларация бедного угнетенного люда Англии". Автор подчеркивал, что диггеры действовали и будут действовать " не силою оружия", а убеждением, организацией такого общинного хозяйства, которое само послужило бы образцом для подражания всем честным людям Англии. Защищая стремление диггеров к свободному пользованию землей, к равенству всех перед законом, Уинстенли пришел к выводу, что страна не может быть свободной республикой, пока " бедные простые люди" не получили свободы такой же, как джентри (памфлет " Письмо лорду-генералу" ). В своих памфлетах Уинстенли резко критиковал церковников. Для Уинстенли не стояло вопроса о возможности и невозможности суда над королем, который так волновал буржуазных публицистов. Он считал, что от власти короля надо избавляться, также как и от частной собственности, которую она принесла. В Карле I Уинстенли видел наследника Вильгельма-Завоевателя, прославившего себя несправедливыми законами. Их издавали и последующие короли. Этому требовалось положить конец. В 1652г-. был опубликован памфлет Уинстенли " Закон свободы". Автор изложил программу создания государственной власти на новой экономической основе без частной собственности. Проводилась новая для Уинстенли мысль о возможности свержения власти имущих (или их потомков) в случае, если дело освобождения народа не будет доведено до конца. Памфлету предпослано послание к Оливеру Кромвелю, датированное 6 ноября 1651 года. Уинстенли был первым в Англии социалистом-утопистом. -68- После казни короля и установления республики в Англии началось Кромвель назначил 27 цензоров, дабы регулировать, что можно и что нельзя читать публике. Их деятельность приводила к скандалам, вымогательствам, запугиваниям. Так продолжалось до 1688г. В 1689г. был принят " Билль о правах", утвердивший верховенство парламента в области законодательства, а в 1694г. отменен, а точнее, не продлен " Закон о цензуре". Стало возможным издавать печатную продукцию без предварительной цензуры. 3 сентября 1658г. умер Оливер Кромвель. В 1660г. был возведен на престол Карл II — сын казненного короля, т.е. произошла реставрация Стюартов. 30 января 1661г. прах Кромвеля извлекли из могилы и предали надруганию. В 1662г. Карл II принял " Акт о печати", в котором говорилось об общей распущенности в стране, чему способствует появление книг еретического и мятежного содержания. В Англии издавались две официальные газеты: " Тхе Интелидженкер" и " Тхе ньюс". Их редактором был убежденный монархист Роджер Л'Эстранж, который выполнял одновременно и обязанности главного цензора Англии. Осенью 1665 г., спасаясь от чумы, Карл II переехал со своим двором в Оксфорд. Газеты из Лондона ни монарх, ни его окруженцы в руки брать не хотели. 14 ноября 1665г. на базе университетской типографии стала выходить " Тхэ Охфорд Газетте" (" Оксфордская газета" ). Она печаталась в течение 11 недель по понедельникам и четвергам. Публиковалось много новостных сообщений. Использовалась двухколонная верстка. Когда король вернулся в Лондон, выпуск полюбившейся ему и его семье газеты продолжался. Но называться она стала 'Тхе Лондон Газетте" (" Лондонская газета" ). Первый номер газеты с таким названием вышел 5 февраля 1666г., но нумерация сохранилась прежня (счет шел с номера 24-го). В 1665г. в -69- Англии появился журнал " Философские труды королевского общества", который выходил ежемесячно. С 1702г. стала выходить первая ежедневная газета " Тхе Дайли Коурант" (" Ежедневные куранты" ). Дух делячества и практицизма сменил патетику дней революции. Лорды и деревенские помещики соревновались с торговцами и предпринимателями в стремлении нажиться. В этих условиях формируются новые политические партии. Одна из них, именовавшаяся тори, объединяла приверженцев короля. Вторая партия - вигов представляла интересы средней буржуазии и среднего дворянства. Длительное время в парламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь в оппозиции и подвергаясь преследованиям, разоблачали политику тори. В 1685г. на престол взошел Яков П. Но в 1688г. он был низложен. Свершилась " Славная революция". Приглашение на английский престол получил Вильгельм Оранский из Голландии (он был женат на одной из дочерей свергнутого короля - Марии). Новый король начал свою деятельность с подписания " Декларации о праве". Впоследствии она стала " Биллем о правах". Он начинался с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом П. Утверждал верховенство парламента в области законотворчества. Это было время становления европейского Просвещения. Рождались новые моральные принципы, нравственные предписания. Журналистика не могла быть в стороне. Она стремилась к исправлению нравов общества, постоянно совершенствуя арсенал творческих методов. Яркий след в журналистике Просвещения оставил Джонатан Свифт (1667-1745гг.). Как публицист он некоторое время симпатизировал вигам. В их поддержку написал памфлет " Рассуждая о раздорах и разногласиях... в Афинах и Риме" (1701г.). Критиковал в нем тори. Виги охотно приблизили Свифта к себе. А когда королева Анна, в 1702г. сменившая Вильгельма III на престоле, распустила кабинет вигов и к власти пришли тори (это был 1710г.), то Свифт примкнул к ним. Почти четыре года находился у вершин власти. С ноября 1710г. по июнь 1711г. был редактором торийской газеты -еженедельника " Тхе Ехзаминер" (" Исследователь" ). В нем опубликовал ряд памфлетов, статей, стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. В 'Тхе Ехзаминере" Свифт впервые использовал жанр передовой статьи. В 1704г. Свифт написал памфлет " Сказка бочки", в котором в духе пародийного " жития" изобразил борьбу католической, англиканской и пуританской церквей. (Католицизм - Петр, англиканская церковь - Мартин, пуританизм - Джек). Памфлет был опубликован анонимно. Написан якобы не Свифтом, а " одним из нынешних писак, человеком беззастенчивым, циничным и откровенным". Свифт любил мистифицировать читателя, да к тому же, если учесть характер его писаний, так было безопасней. Памфлеты Свифта " Письма суконщика" (1723-1724гг.) и " Скромное предложение" (1729г.) осуждают угнетение ирландского народа. Поводом для " Писем суконщика", написанного от имени дублинского -70- торговца мануфактурой, отсюда и название, был отказ английского правительства ирландцам в праве чеканить мелкую разменную монету. Патент на это был выдан некоему предпринимателю Буду. Свифт отмечал в памфлете, что " люди, в течение продолжительного времени привыкшие к притеснениям, постепенно утрачивают само понятие о свободе", что " всякое управление без согласия управляемых есть рабство" и что по законам бога, природы и человека ирландцы должны быть такими же свободными людьми, как и их братья в Англии. Памфлеты Свифта способствовали сплочению ирландского общества. Ирландцы получили право на чеканку мелкой разменной монеты. Афера Вуда провалилась. Свифт стал для ирландцев символом борьбы за попранные права. В 1726г. в Лондоне анонимно были опубликованы " Путешествия Гулливера". Это гротескное осмеяние общественного строя Англии и политики господствующих классов. Большой резонанс имела серия памфлетов Свифта " Бумаги Бикерстафа" (1708-1709гг.). Автор создал запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Время от времени Свифт позволял себе чудачества и шутки, которые будоражили весь Лондон. Такова, например, была его проделка с астрологом Джоном Партриджем, который регулярно выпускал календари с предсказаниями на будущий год. Свифт решил проучить этого мнимого ясновидца. В начале 1708г. в Лондоне стала продаваться брошюра " Предсказания на 1708 год" за подписью некоего Исаака Бикерстафа. " Мое первое предсказание, -пророчил Бикерстаф, -относится к Партриджу, составителю календарей. Я исследовал его гороскоп своим собственным методом и нашел, что он обязательно умрет 29 марта сего года, около одиннадцати часов вечера, от горячки". И вот настало 29 марта. 30 числа этого месяца, т.е. на другой день, на улицах Лондона бойко продавалась листовка " Отчет о смерти мистера Партриджа, автора календарей, последовавшей 29-го сего месяца". В листовке сообщалось с протокольной точностью о том, как Партридж заболел 26 марта, как ему становилось все хуже и хуже, как он признался затем, когда почувствовал приближение смерти, что его " профессия" астролога основывалась на грубом обмане народа. В заключение сообщалось, что Партридж умер не в одиннадцать часов, как было предсказано, а в пять минут восьмого: Бикерстаф допустил ошибку на четыре часа. Мистер Партридж бегал по улицам английской столицы, ловил разносчиков и продавцов этого листка, где говорилось о его " смерти", и уверял, что он жив, здоров, умирать не думал... Моральное состояние астролога еще более ухудшилось, когда на квартиру к нему явились гробовщик, чтобы снять мерку с тела, обойщик, намеревавшийся обтянуть комнату черным крепом, пономарь, хотевший отпеть покойника. Цех книгопродавцев, к которому принадлежал Партридж, вычеркнул его имя из своих списков. -71- Задумал и реализовал этот " трюк" Свифт. Он же написал " Элегию на смерть Партриджа", которая была распродана в большом количестве. Но астролог продолжал бодрствовать. На 1709 год он выпустил новый календарь со своими предсказаниями. А Свифту только это и надо было. Он написал еще один текст - " Опровержение Исаака Бикерстафа". В нем уверял читателей, что Партриджа после 29 марта не существует, ибо ни один живой человек не написал бы такой чепухи, какая содержится в календаре на 1709 год. Быть может, мистер Партридж воскрес? Но этот факт Исааку Бикерстафу не известен, и он за него не отвечает. Стол же яркой и своеобразной фигурой в английской публицистике был Даниель Дефо (около 1660-1731гг.). В публицистике он пропагандировал буржуазное здравомыслие и практицизм, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова. Тяготел к жанру памфлета. Один из первых им был написан в 1683 году. Назывался он " Против турок". В 1690 году друг Дефо стал издавать газету " Афинский Меркурий". Привлек к этому и Даниеля. Газета считалась " казуистической". Так она рекомендовала себя сама в подзаголовке. Она пользовалась успехом, имела большую почту. Некоторые письма сочиняли создатели газеты. В них ставились самые разнообразные (" казуистические" ) вопросы: " Как мужья должны обращаться с женами? ", " Можно ли королеву называть " мадам"? ", " Восстанут ли чернокожие из мертвых в день страшного суда? " и т.д. Даниель Дефо показал себя способным " казуистом". Он отвечал на письма оригинально, остроумно, занимательно. Так вырабатывал в себе способность делать неотразимо привлекательной приманку для читателей, которые " клевали" на нее, не чувствуя крючка. Дефо доказал, что читательское письмо есть украшение любой газеты. Надо уметь лишь им пользоваться. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы