Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Итальянская журналистика к началу Рисорджименто (Возрождения)



У Италии сложная и противоречивая история. Важную роль в ее [ сыграли города-государства. Они сформировались в средние века, пи начало раннекапиталистическим отношениям. На их основе культура Возрождения (14 - 16 вв). Территория средневековой ии привлекала к себе внимание Германии, Франции, Испании. За ее

-87-


раздел велись постоянные воины. Бесконечными были стычки между итальянскими феодалами, о чем пишет Николо Макиавелли в «Государстве». Долгое время значительной частью Италии владела Испания. Затем утвердилось господство Австрии. Некоторое время Италия была подчинена наполеоновской Франции. Положение изменилось после Венского конгресса 1814 - 1815 гг. В соответствии с его решениями в Италии были реставрированы феодально-абсолютистские монархии: Сардинское королевство, Королевство обеих Сицилии, Папское государство, герцогства Модена, Парма, Лука, Тоскана, Ломбардия и Венеция были включены в австрийскую империю.

Процесс становления первых периодических изданий шел трудно. Италия отставала от других стран Европы в экономическом развитии. Она долго не могла освоить принципы капитализма в ведении своего хозяйства. От этого страдала и практика информационного обмена, несмотря на богатейший опыт Италии, который стал складываться еще в древние века.

Необходимо иметь в виду, что именно в Древнем Риме родились анналы жрецов. Они были чем-то вроде газетного ежегодника. В «Анналах» фиксировались имена консулов, других выборных особ, освещались основные политические события и государственные церемонии, печатались новые законы, публиковалась военная хроника.

Хочу напомнить, что именно в Италии родились рукописные прообразы газет. Они были введены Гаем Юлием Цезарем (102 или 100-44 гг. до н.э.). Став консулом Рима, он решил выпускать регулярные вестники «Акта сенатус» («Дела сената») и «Акта диурна попули романи» («Ежедневные дела римского народа»). Римский историк Тацит пишет, что «Акта диурна» посылалась в провинцию и армию. Их готовили специальные составители новостей - «актуарии». «Акта сенатус» освещала работу сената, рассказывала о дебатах в этом представительном органе, печатала директивные документы. «Акта диурна» предлагала римлянам разнообразные сведения о жизни государства, событиях дня, войнах или играх. Она печатала распоряжения сената, сообщения о назначениях, награждениях, заметки о жертвоприношениях, свадьбах, зрелищах. «Акта диурна» писала даже о семейных скандалах, что вызывало недоумение у Луция Сенеки, римского политического деятеля, философа, писателя, воспитателя Нерона, по приказу которого Сенека покончил жизнь самоубийством. Сенека возмущался тем, что римские газеты оправдывают разводы в своих публикациях, то есть способствуют падению нравов публики.

Кроме названных, в Риме выпускалась еще еженедельная газета «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях»). Ее тиражировали 300 рабов - переписчиков, каждый из которых должен был ежедневно делать пять экземпляров копий. Тираж издания достигал 10, 5 тысяч экземпляров. Газета касалась преимущественно жизни Рима. Инициатором ее создания был опять-таки Юлий Цезарь.

-88-


В дальнейшем византийский император Юстиниан 1 (482 или 483 -565), кодифицировавший римское право, установил статус журналистики, как профессии. Кодекс Юстиниана был опубликован в 534 г.

Средние века ознаменовались в Италии рождением так называемой «литературы купцов». Особое место в ней отводилось «рикорданциям» («воспоминаниям»). Такую книгу оставил, например, торговец шерстяными тканями Лапо ди Джованни Никколини. В ней приводятся разнообразные сведения о семье купца, о том, как складывалась его коммерческая деятельность. В своей «рикорданции» купец Джованни ди Морелли повествует о жизни Флоренции (1374 - 1410 гг.). Купец Бонаккоросо Питти в своих воспоминаниях дает оценку собственной жизни за 22 года (с 1374 по 1396 гг.), рассматривает достижения и допущенные ошибки, придерживаясь строгой хронологической последовательности.

В эпоху Возрождения в Италии появились люди новой профессии -собиратели новостей. Добытые сведения они излагали рукописно. Написанное продавали. В Риме их называли «менанти» («переписчики»), в Венеции - «гаццетанти» («газетчики»), в ряде других итальянских городов -«коррьери» («гонцы»).

Характерной особенностью первых итальянских листков новостей было то, что они часто содержали лишь одно сообщение, впрочем, детально изложенное (описание рыцарского турнира, открытие Колумбом Америки, взятие турками генуэзской колонии Каффы в Крыму и т. д.). Преобладали прозаические тексты. Но иногда новости излагались в форме песен и баллад (например, описание рыцарского турнира в стихах, 1470г.). В ходу были «фолья д'авизи» («листок новостей»), «леттере д'авизи» («литература новостей»), «фолья воланте» («летучий листок новостей»), «фолья а мано» («рукописный листок») и другие. Новости подавались обычно с комментариями, были неотделимы от авторской оценки. Зги издания были непериодическими, появлялись от случая к случаю.

Католическая церковь к такого рода деятельности относилась критически. Папа Пий V и Григорий XIII издавали специальные буллы, которыми строго-настрого запрещали выпуск каких бы то ни было рукописных газет. Собирателей новостей церковь осуждала.

Развитие информационного обмена в Италии сдерживала языковая разобщенность. Венецианцы, неаполитанцы, пьемонтцы говорили на наречиях, диалектах. Часто не понимали друг друга. Хотя и шло формирование итальянского языка. В дальнейшем он был отнесен к романской группе языков.

Первый на территории Италии печатный станок был установлен в 1464 г. Первым отпечатанным на нем произведением стало «Послание» Марка Тулия Цицерона, римского политического деятеля, оратора и писателя (106 - 43 гг. до н.э.). Хотя преобладала рукописная «пресса» с 1471 г. рукописная газета выпускалась в Болонье, с 1474 - в Генуе и Турине, с 1477 - в Палермо.

-89-


В 1636 году типографы из Флоренции Амадоре Масси и Лоренцо Ланди взялись за издание газеты. Она не имела названия. Очередные выпуски помечались номерами. Основные новости отражали флорентийские события, касались преимущественно светской жизни. Эта газета выходила до 1643 года. Появились такие же периодические издания и в других городах Италии Они тоже выходили без названия. Были похожи одна на другую и по содержанию. Издания набирали разнотипным шрифтом, разнообразился формат набора.

Создатели этих газет искали интересные факты, которые касались каких-либо происшествий, природных катастроф, необычных явлений. Можно сказать, что итальянцы в числе первых почувствовали тягу к сенсации. Стремились максимально полно удовлетворить интерес читателей к необычным сообщениям.

Первая итальянская газета с названием «Синеро» («Искренняя») стала печататься в Генуе в 1642 году. Создал ее Лука Ассарино, коммерсант. Выпускал до 1682 года. Сначала газета выходила дважды в месяц, позднее -два раза в неделю. Носила сугубо информационный характер. Делал газету ее хозяин. Но он не пренебрегал и услугами профессиональных собирателей новостей. За них платил. Расходы покрывал доходами от розничной продажи своего издания, распространителей которого нанимал.

В Риме газета с названием появилась в 1640 г., в Милане и Болонье - в 1642 г., в Турине - в 1645 г., в Неаполе - в 1681 г. Поскольку страна оставалась преимущественно аграрной, в ней преобладали полунатуральные хозяйства, процветали полуфеодальные отношения, то и содержание газет было блеклым, невыразительным. Итальянцы больше копировали иностранный опыт, мало проявляя собственного творчества. Общественно-политическая журналистика не была востребована. А нет спроса - нет и предложения. Первыми ежедневными газетами Италии стали «Гаццетта да Дженова» («Генуэзская газета», 1798 г.) и «Гаццетта да Венециа» («Венецианская газета», 1805 г.).

Активное развитие получает периодическая печать, связанная с художественной литературой. Подробно анализировалось творчество отдельных писателей, основательно и всесторонне оценивались создававшиеся ими произведения. Находилось в таких изданиях место и для публикаций на философские, исторические, теологические темы. Печатались материалы о достижениях астрономов, естествоиспытателей, математиков. С 1668 г. издавался «Журнал литераторов» («Джорнале деи леттерати»). Он копировал французский «Журнал де саван» («Журнал ученых», 1665 г.). С 1 января 1740 г. стал выпускаться еженедельник «Новелле леттерарие» («Литературные новости») в Венеции. Он имел два выпуска - один на итальянском, другой - на латинском языках. Целая серия таких изданий возникла в 18 веке. Это и «Аннали литгераре дИталиа» в городе Молена, «Библиотека воланте» («Летучая библиотека») во Флоренции. В Венеции выходили «Эуропа леттерарие» и «Фольетти летгерари» («Литературные листки»), в Неаполе - «Джорнале леттерарио». Ясно, что адресованное

-90-


писателям издание должно было соответствовать требованиям основной читательской аудитории. Разнообразились жанры. Предпочтение отдавалось публицистическим статьям, памфлетам, рецензиям, очеркам, новеллам. Совершенствовались языковые приемы подачи текстов. Предпочтение отдавалось тем из них, которые были написаны ярко, страстно, в зажигательной манере Этого требовал менталитет итальянцев.

Существенное влияние на печать Италии оказывали оккупанты, господствовавшие в стране на разных этапах ее истории Когда были в ходу рукописные издания, власти за ними следили, используя институт цензуры Неугодных авторов сурово наказывали. Для Испании был характерен террор инквизиции. Он применялся и на территории Италии.

Когда могущество Испании упало, а освободившиеся из-под ее гнета Ломбардия, Сардиния, Неаполь перешли под австрийское управление ситуация несколько изменилась. Но итальянской прессе легче не стало. Ей ставилось в пример австрийские образцы печатных периодических изданий. Обязательным было, например, копирование австрийской официальной газеты «Винер цайтунг» («Венская газета»). Цензура ставила заслон материалам «поджигательного» характера. Австрийский эрцгерцог Леопольд П запретил публикацию информации в итальянской прессе о революционных событиях во Франции. Согласно распоряжению австрийских властей нельзя было завозить в Италию и французские газеты.

Французский период правления Италией тоже сказался на ее печати Она стала раскованнее, свободнее, доступнее широким массам читателей. Появились такие издания, которых не было раньше. Например, печатные «Амичи делле революционе», то есть печатные «Друзья революции». Революционным содержанием была проникнута газета «Джорнале патриотико да Корсика» («Патриотическая газета Корсики»). Ее издавал Филипп Буаноротти. Он стремился увлечь своих читателей революционной атмосферой Франции, призывал следовать ее примеру В Монако газету «Мониторе итальяно» («Итальянский вестник») издавал якобинец Ранца.

Французское вторжение практически аннулировало все ограничения сйободы печати, существовавшие в Италии ранее. Наполеон, освободивший «ft австрийцев большую часть Италии, создал по французскому образцу ЦИзалъпийскую республику в 1794 г. В статье 354 ее Коституции было зйПйсано: «...никто не может запрещать говорить, писать, печатать и

•«ыслить. Никакие писания не могут быть подвергнуты цензуре до их ойубликования. Никто не может быть ответственным за то, что он написал Опубликовал, кроме случаев, предусмотренных законом», В Италии

• воцарилась свобода печати. Появилось много новых газет. Часть из них Отличалась якобинской направленностью. Слова «революционер» и I «патриот» воспринимались как синонимы. Французы провели в Италии опальные и антиклерикальные преобразования. Были ликвидированы ле привилегии, реформирована система судопроизводства, i некоторые из монастырей.

-91-


Но после 1799 года положение изменилось. Цензурный режим ужесточился и во Франции, и в Италии. Лидерами итальянской прессы стали «Мониторе да Рома», «Мониторе Неаполитано». С них согласно распоряжению французских властей все остальные газеты должны были брать пример, то есть делать из них перепечатки. Использовался опыт парижской «Монитер», который император предоставил безраздельную монополию на политическую и военную информацию. Его применили и в Италии.

Наполеон знал силу газет. Охотно использовал их в своей политике. По его инициативе была создана в Милане газета «Курье де л'арме дИтали» («Почта итальянской армии») и «Франс вк> де л'арме дИтали» («Взгляд на Францию из Итальянской армии»), «Либерто венето» («Свободный венецианец») в Венеции, в Риме «Оратер дю Капитолъ» («Оратор Капитолия»), «Курье де Турин» («Туринская почта»). Все эти газеты были профранцузской направленности. Многие из итальянцев считали Бонапарта своим освободителем. В журналистике Италии не было даже намека на оппозиционность наполеоновскому владычеству.

Особая страница истории Италии и ее прессы связана с движением карбонариев. Так называли членов тайного одноименного общества. Для структуры общества карбонариев характерны сложная иерархия, обрядовость и символика. В частности, например, ритуал выжигания древесного угля, символизирующий духовное очищение человека. Ведь карбонарии — это угольщики. Первые карбонарии появились на Балканском полуострове в 5 - 2 вв. до н.э. Они сотрудничали с царем Филиппом II -отцом Александра Македонского, как смелые воины. О карбонариях знали во Франции, король которой Франциск I привлекал их к решению военных задач. Их ратными услугами пользовались и в Германии. Первые карбонарии нового времени появились на территории Южной Италии, а потом их движение распространилось по всему Апеннинскому полуострову. Наиболее сильным оно было в Папском государстве.

Карбонарии стояли за буржуазно-демократические преобразования. Они имели свои газеты. К их числу относятся «Куадраджезимале италъяно» («Итальянский постник»), которая издавалась с февраля по апрель 1819 г. в Форли, «Раккольиторе романьоло» («Романьольский собиратель»), выходившая с января по ноябрь 1820 г., «Иллюминаторе» («Просветитель»), печатавшаяся в Болонье в 1820 г., «Нотицие дель мондо» («Всемирные вести»), издававшаяся в 1820 г. Газеты карбонариев критиковали папское правительство, местные администрации, обличали продажность и развращенность духовенства, его неспособность поддерживать прогрессивные общественные тенденции, склонность к консерватизму. Один из центральных вопросов, в обсуждении которого принимали участие все газеты карбонариев, стоял так: можно ли соединить в одних руках политическую и религиозную власть? Ответ на него давался однозначный: нет и нет!.. Газета «Раккольиторе романьоло» напечатала статью «Может ли священник быть монархом? ». Рассмотрев вопрос с разных сторон, взвесив

-92-


все «за» и «против», издание пришло к отрицательному выводу: «Нельзя совместить несовместимое». Газеты карбонариев печатали сообщения о народных волнениях в разных местах Италии, давали им оценку, составляли прогнозы возможного развития революционных событий. Особенно боевым был дух газеты «Иллюминаторе». Обещая революционный всплеск своим читателям, она ставила перед ними конкретные вопросы: «Как вы готовитесь к этой войне? От кого ждете свободы? Каковы ваши планы? Где ваше оружие? Где ваши средства? ». Среди карбонариев были люди, которые специализировались на ведении газет, занимались журналистикой. Их опыт имеет крайне важное значение. Он связан с решением чисто политических задач. Результаты были весьма значительными. В 1820 - 1821 гг. все провинции Папского государства были охвачены революционным движением Но руководство им оказалось в руках либералов, не имевших ясной программы. Волнение папское правительство подавило. За участие в них только в Папском государстве осудили более 500 человек. Репрессии коснулись революционеров Неаполя, Рима. За 1822 - 1828 гг. на казнь были отправлены более 60 революционеров. Газеты карбонариев попали под запрет. Резко ужесточились цензурные требования по отношению ко всем периодическим изданиям.

Важную роль в жизни Италии играли политические клубы. Два из них ^действовали, например, в Неаполе. Один назывался «Либерта о Морге» («Свобода или смерть»), сокращенно «Ломо», другой — «Республика о ^орте» («Республика или смерть»), сокращенно «Ромо». Они появились в J»> 794 г. под воздействием Великой французской революции. Члены клуба }«Ломо» стремились к совершенствованию монархии за счет незначительных.преобразований путем реформ, монархический строй они считали Лрыблемым. Представители «Ромо» выступали за свержение абсолютизма, стояли за установление республики. Такие клубы стали основой устойчивых политических формирований, в создании которых была заинтересована буржуазия. Зрела революция 1848 - 1849 гг. в Италии, которая по всей стране. Среди ее участников важную роль сыграл граф «илло Бензо да Кавур (1810-1 861 гг.). Он закончил туринскую военную «по, был офицером инженерных войск. Уйдя с военной службы, много по Европе, увлекся журналистикой, печатался в периодических Женевы, Парижа. Кавур стоял за объединение Италии, но был вником революционных преобразований. Представлял собой яка конституционной монархии, опорой которой, по его мнению, быть дворянство и буржуазия. Считал, что добиться укрепления уюсударства можно за счет умеренных и постепенных реформ.

В 1847 г. Кавур основал в Турине ежедневную либеральную газету Рисорджименто» («Возрождение»). Название оказалось очительно удачным. Было найдено точное слово, отражавшее чаяния и многих итальянцев. Движение, направленное на достижение ьной независимости и объединение Италии, стали называть именно t - Рисорджименто.

-93-


Газета всецело соответствовала взглядам и убеждениям своего создателя. Она была категорически против радикальных перемен. 6 марта 1848 г. в «Иль Рисорджименто» появилась статья Кавура, в которой он писал: «Пугают не идеи республики и демократии, но призрак коммунизма». Заметим, что это было сказано после выхода в свет первого лондонского «Манифеста коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса, начинавшегося, как известно, словами: «Призрак бродит по Европе -призрак коммунизма...» Газета графа Кавура намеревалась дать серию публикаций о «неосуществимости социалистической утопии» в Италии. Но сделать это не смогла. Апеннинский полуостров охватила волна революционных событий 1848 г. Среди ее героев большой известностью пользовался Джузеппе Гарибальди (1807 - 1882). Он считался одним из вождей революционно-демократического крыла Рисорджименто. В 1848г. во главе добровольцев участвовал в освободительных войнах против Австрии. Умел держать в руках не только оружие, но и перо. Гарибальди принадлежат листовки, с призывом бороться за освобождение Италии. Особый размах народные выступления в Италии против австрийского владычества получили после известия о революции в Вене, когда пало правительство Меттерниха. В Милане 19 марта 1848 г. восставшими были сооружены сотни баррикад, в Венеции 17 марта 1848 г. жители голода провозгласили республику. В Пьемонте огромные демонстрации вынудили короля даровать народу конституцию, которая содержала гарантии свободы слова, печати, собраний. Эти волнения продолжались в Италии до середины 1849 года. Они получили отражение в большинстве газет страны. Рост их тиражей произошел с начала 18 века. Вот цифры. В 1808 г. общий тираж всех газет Италии составил 2515 экз., в 1809 - 2240, в 1810-2280, в 1811-2801, 1812 — 2900, 1813 — 3671 экз. И далее эта тенденция роста тиражей постоянно давала о себе знать.

Значительный вклад в подготовку итальянских событий 1848 года внес революционный демократ Джузеппе Мадзини (1805 - 1872 гг.). Он родился в семье врача. Получил юридическое образование. Был связан с карбонариями, за это попал в крепость, из которой в начале 1831 г.смог бежать, отсидев в заточении несколько месяцев. Перебрался во Францию и поселился в Марселе, где находилось много итальянских эмигрантов. Мадзини призывал к национальному освобождению Италии и ее объединению революционно-демократическим путем, считал участие в освободительной борьбе религиозным долгом каждого итальянца. Летом 1831 г. Мадзини создал в Марселе революционную организацию «Молодая Италия». Своей главной целью она провозгласила ликвидацию раздробленности Италии, ее объединение в единое государство со столицей в Риме. Мадзини доказывал, что только создание единого унитарного государства позволит итальянцам освободиться от иностранного гнета и сплотиться в нацию. Изгнание австрийских войск и свержение реакционных монархических режимов, включая светскую власть папы, создали бы условия для буржуазно-демократических преобразований и установления

-94-


единой республики. Мадзини исключал классовую борьбу. Вместо нее выдвигал принцип классовой солидарности, а к идеям коммунизма относился с откровенной и резкой враждебностью.

Первичные организации «Молодой Италии» были строго законспирированы. Вот как писал о Мадзини Александр Иванович Герцен в «Былом и думах» (глава 7, Мадзини он называет Маццини): «Фанатик и в то же время организатор, он покрыл Италию сетью тайных обществ, связанных между собой и шедших к одной цели. Общества эти ветвились неуловимыми артериями, дробились, мельчали и исчезали в Апеннинах и Альпах, в царственных угодьях аристократов и в темных переулках итальянских городов, в которые никакая полиция не могла проникнуть... Такой революционной организации никогда не бывало нигде, да и вряд ли она возможна где-нибудь, кроме Италии, - разве что в Испании».

По инициативе Мадзини был создан журнал «Молодая Италия». Он предназначался для пропаганды идей, связанных с защитой национальной независимости и объединением итальянского государства. С февраля 1832 по июнь 1834 гг. вышло в свет шесть номеров журнала «Молодая Италия», издававшегося во Франции. Французские наборщики, не знавшие итальянского языка, допускали множество ошибок. Не хватало денег на Оплату издательских расходов. Но журнал выходил. В Италию переплавлялся нелегально. За агентами, занимавшимися этим, велась полицейская слежка. Они были неуловимы чаще всего. Журнал аккуратно Доставлялся к читателям. Они находили в нем отражение своих мыслей и чаяний. Например, многие соглашались с тем, что нельзя связывать судьбу революции с надеждой на иностранную помощь, создать республику итальянцы должны самостоятельно, полагаясь только на собственные силы. Именно такие соображения утверждались на страницах журнала.

Много внимания издание Мадзини уделяло обсуждению роли масс в революции. Вести их за собой должны представители либерального Дворянства и буржуазии. Они должны объяснить народу, какие Материальные выгоды он получит от участия в революции. Но об интересах крестьянства в журнале «Молодая Италия» ничего не говорилось. Мадзини Ж выдвинул аграрной программы, боясь оттолкнуть от решения революционных задач крупных землевладельцев.

В качестве приложения к журналу «Молодая Италия» издавались

брошюры. Постоянным их автором был юрист Густаво Модена. Писал он

Простым, доступным массовому пониманию языком. Брошюры отличались

Йошюзиционной цельностью. Строились обычно в форме диалога. Такова,

йвпример, брошюра «Лавочник и извозчик», в которой речь шла о

Йеобходимости раздела крупных имений и передачи земли в собственность

фестьянам, «Хозяин и фермер», рассказывавшая о том, что равенство в

', Сельскохозяйственном производстве появляется лишь при справедливом

(^определении земельных угодий. В этих рассуждениях Густаво Модена

|> Пошел дальше Мадзини.

-95-


Полиции Италии удалось разгромить нелегальную организацию, созданную Мадзини. Но это его не обескуражило. В 1835 - 1846 гг. он приступил к ее возрождению. С 1837 г. жил в Лондоне. Хорошо был знаком с опытом революционной борьбы английских рабочих. Убедился, что это важная политическая сила. На нее и сделал ставку, обновляя и перестраивая организацию «молодой Италии». В качестве ее секции Мадзини создал «Союз итальянских рабочих», который был сформирован в Лондоне. Это произошло в марте 1840 г. Печатным органом «Союза итальянских рабочих» стала газета «Апостолато пополаре» («Народное суждение»). Она стала выходить с ноября 1840 г. Печаталась по сентябрь 1843 г. Всего вышло 12 номеров. Но четко выраженного классового лица это издание не имело. Многое объясняет одна из статей Мадзини, напечатанная в «Апостолато пополаре» 15 апреля 1842 г. Автор подчеркивал, что слово «рабочий» не несет в себе никакого особого содержания: «Мы говорим «рабочий» так же, как говорим «адвокат», «торговец», «хирурге, «инженер». Между этими занятиями нет никакой разницы в том, что касается прав и обязанностей гражданина. Каждое из них отвечает какой-то потребности, все, более или менее, необходимы для общего развития. Единственная разница, которую мы допускаем между гражданами одного государства, есть разница в нравственном воспитании. Настанет день, когда одинаковое всеобщее образование даст нам общую мораль». Из этой цитаты видно, что в политической сути рабочих как класса Мадзини не разобрался, крестьянские же мессы и раньше никогда не принимал в расчет. Мадзини считал, что прогресс осуществляют вожди, ведущие за собой народ. Вожди должны быть наделены гениальностью и добродетелью.

Идеи Мадзини пропагандировали также газеты «Деи э пополо» («Бог и народ»), «Джустициа э либерта» («Справедливость и свобода»). Они издавались нелегально. Распространялись в Италии специальными агентами. Организация «Молодая Италия», кроме газеты «Апостолато пополаре», выходившей в Лондоне, выпускала газеты «Джоване Италиа», печаталась в Марселе, начиная с 1834 г., «Итальяно», выходившую в Париже. Все эти периодические издания были нелегальными, доставлялись в Италию конспиративно. Они защищали идею национальной независимости Италии. Доказательству ее справедливости посвящалась основная часть публиковавшихся материалов.

Революция 1848 г. позволила организации «Молодая Италия» перебраться на Апеннинский полуостров. Мадзини переехал в Рим. Здесь под его руководством стала выходить газета «Италиа дель пополо» («Италия народа»). Под флагом республиканского движения были созданы ежедневные газеты «Оссерваторе делла република итальяна» («Наблюдатель итальянской республики»), «Корръере милано» («Миланская почта»). Пресса сыграла важную роль в борьбе за создание итальянского государства. Она поддержала лозунги армии Гарибальди, которая защищала национальную независимость Италии от австрийских оккупантов. Но к середине 1848 г. австрийским войскам удалось подавить все очаги

-96-


восстания. Впрочем, победа была весьма призрачной. Дух протеста против иноземного гнета витал над Италией.

Среди газет, отражавших патриотические настроения населения, в 1850-1860 г. особенно выделялись туринские газеты «Гаццета дель пололо» («Газета народа») и «Стампа» («Печать»), миланская «Секоло» («Век»), в Неаполе — «Пололо д'Италиа» («Народ Италии»), в Палермо - «Джорнале да Сицилиа» («Газета Сицилии»). Складывался особый вид журналистики, которую можно назвать протестной. В 1859 - 1860 гг. по стране прокатилась новая революция. Она позволила сплотить нацию вокруг Сардинского королевства, которое с 1861 г. стало называться Итальянским королевством. Итальянское государство сформировалось окончательно к 1870 году, когда к Италии был присоединен Рим.

Своеобразной особенностью итальянской журналистики является то, что она в ходе своего становления, развития складывалась и как светская и как религиозная. Церковь постоянно следила за печатью, литературой. Вела борьбу с ересью, проявлениями атеизма. Именно Ватикан создал первый «Индекс запрещенных книг». Он появился в 1559 году. Содержал в себе перечень литературных произведений, которые следовало исключить из читательского оборота. Верующим нельзя было с ними знакомиться под угрозой отлучения от церкви. «Индекс запрещенных книг» издавался Ватиканом до 1966 года.

В 1861 году Ватикан основал свой официальный печатной орган -газету «Оссерваторе Романо» («Римский наблюдатель»). Она стремилась стать законодательницей информационной политики. Критически оценива­ла периодические издания, которые стояли на либеральных позициях. Клерикальная журналистика исходила из канонических установок Священного писания. Отстаивала библейские заповеди. Все, что им не соответствовало, подлежало осуждению. Журналисты Ватикана готовили свои публикации в духе проповедей. Жанровая палитра, которой они пользовались, была довольно скудной, ограниченной. Источники информации беднее, чем у светской печати. Менее разнообразен и набор читательских «приманок», которыми пользовались другие газеты, считавшие возможным даже спекулировать на низменных чувствах людей, чего церковное издание не могло себе позволить.

Одним из ведущих церковных изданий стал с апреля 1864 года журнал «Леттуре католике» («Католическое чтение»). В программной статье первого номера было сказано, что задачей этого издания является не только борьба против «атеистической и рационалистической литературы», но и разоблачение идей либерализма, в том числе умеренного. Журнал ставил на своих страницах различные проблемы богословия, тесно связывал их с текущими событиями, стремился расширить круг сторонников католической церкви. Он смог объединить значительную часть молодых представителей католической интеллигенции, стоящую на позициях соединения интересов церкви и государства.

-97-


Важную роль в жизни Италии играл журнал «Чивильта католика» («Католическая цивилизация»), который был основан в 1850 году. Он был органом иезуитов. Первым редактором журнала «Чивильта католика» стал падре Карло Мария Курчи. Неаполитанец, человек с неукротимым политическим темпераментом, обладавший острым умом и большой политической интуицией, он последовательно отстаивал интересы католицизма. Призывал церковь использовать рабочее движение в своих интересах. Создание первого Интернационала рассматривал как важное событие, которое орден иезуитов не должен игнорировать. Ведь Интернационал будет распространять в обществе свои социалистические идеи, которые приведут к подрыву основ религии. К этому церковь должна быть готовой. Курчи не оставил без внимания и факт создания объединенного Итальянского королевства в 1861 году. Он бал уверен, что Рим станет столицей страны. Считал, что святой престол должен заключить с государством двухсторонние соглашения, чтобы обеспечить папе не только религиозную, но и светскую власть.

2 июня 1865 года журнал «Чивильта католика» напечатал статью «Социальные последствия политического натурализма». Подписи под ней не было. Но предполагается, что написал ее падре Маттео Либераторе, близкий к папскому престолу. Статья посвящалась обсуждению прав человека. Автор делал вывод, что обеспечить их может лишь церковь, при чем не всякая, а только католическая.

Журнал часто обращался к проблемам истории. Давал оценки тому, как складывались в Италии отношения между церковью и государством. Особое внимание уделял взаимоотношениям гвельфов и гиббелинов. Гвельфами называли приверженцев папы, которые боролись с монархической властью. Гиббелинами были сторонники абсолютизма. Отношения вражды между ними вошли и в новую эру. Журнал «Чивильта католика» стремился держать под контролем эту тенденцию. Но толкования давал ей в интересах католической церкви.

Клерикальная пресса Италии имела общемировое значение. Ее публикации интересовали католиков разных стран.

Революция 1859 - 1860 гг., сплотившая нацию вокруг Сардинского королевства, широко комментировалась в газетах Италии. Большое внимание уделял им король Виктор-Эммануил П. Премьер-министром у него был Камило Бензо ди Кавур, основатель газеты «Иль Рисорджименто». Газеты призывали к национальному единству. Столицей Итальянского королевства в 1866 г. стала Флоренция. В дальнейшем она была перенесена в Рим, когда «Вечный» город вошел в состав Италии.

К этому времени складывается система политической печати Италии. Она включала в себя республиканские, монархические, либеральные издания. Среди них были и консервативные, и патриотические. Некоторые из республиканских изданий являлись к читателям нелегально. Так сформировался информационный рынок страны.

-98-


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2947; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь