Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление и развитие итальянской журналистики в конце XIX - начале XX вв.
Королевство обеих Сицилии: Венеция, герцогства Модена, Парма, Лукка, Тоскана и Ломбардия к концу 1860 года смогли объединиться вокруг Сардинского королевства, возглавлял которое Виктор Эммануил Второй. Он был королем Сардинского королевства с 1849 по 1861 гг. Итальянское королевство возникло в 1861 году. Королем его и стал Виктор Эммануил. Столицей страны был объявлен Турин В 1865 году она переместились во Флоренцию. В дальнейшем столицей стал Рим. Порядки, существовавшие в Сардинии, получили распространение по всей Италии. Ее закон о печати, принятый в 1849 году, стал тоже общеитальянским. В числе основных положений этого закона были требования, согласно которым недопустимыми считались публикации, оскорбительные для королевского величества и членов его семьи, а также прославлявшие формы правления, не соответствовавшие конституционной монархии. В частности, нельзя было положительно оценивать даже автократические формы правления. Не допускались в прессе призывы к классовой борьбе. Такие преступления печати подлежали судебному преследованию. Одновременно с законом о печати в Сардинии действовал и закон об общественной безопасности Он тоже касался печатных изданий В частности, летучих листков, воззваний, объявлений. Согласно закону об -161- общественной безопасности они перед опубликованием подлежали предварительному просмотру полиции, которая могла конфисковать любой текст. За расклейку листков по городу следовало платить налог в пять сантимов. Освобождались от полицейского контроля только избирательные воззвания. Некоторые издатели этим пользовались. Достаточно было начать листовку со слова " Избиратели! ", чтобы она вышла в свет без каких-либо ограничении. Кое-кто этим злоупотреблял, полиция усилила контроль. Виновных в нарушениях такого рода привлекали к судебной ответственности. Королевской прокуратуре, ее представителям на местах предоставлялось право конфискации газетных номеров, если в них могла появиться недопустимая публикация. Каждый такой случай должен был рассматриваться в судебном порядке. А решение о виновности принималось присяжными заседателями. Но подготовка к таким судам отличалась повышенной трудоемкостью, требовала дополнительного времени. А каждый факт конфискации газетного номера следовало рассмотреть в суде не позже, чем через три месяца после его свершения. Иначе истекал срок давности. Суд не имел права рассматривать такое дело. Положение изменилось, когда в 1889 году в Итальянском королевстве было принято Уложение о наказаниях. Согласно ему ответственность за некоторые преступления печати была изменена. Так, случаи оправдания каких-либо противоправных действий, что было характерно для анархистской прессы, призывы к классовой борьбе, звучавшие со страниц социалистических газет, были изъяты из компетенции суда присяжных заседателей и переданы коронному суду, который придерживался более суровой карательной политики. Итальянские консерваторы считали закон о печати излишне либеральным. Сделать его более суровым хотел генерал Пеллу. Он предлагал после первой конфискации взимать с газеты залог. Деньги передавались бы в государственный бюджет, если печатный орган подпадал под вторичное судебное преследование. После третьей конфискации какого-либо номера газеты, согласно идее генерала Пеллу, залог должен был вноситься в удвоенной сумме. Понятно, что эта практика разорила бы все свободолюбивые, в первую очередь республиканские газеты. Предложения генерала Пеллу не получили поддержки. Он подал в отставку. Либеральные порядки в отношении прессы продолжали действовать. Впрочем, в стране существовала не только светская, но и церковная власть. Она по своему оказывала влияние на периодическую печать. 8 декабря 1864 года римский папа Пий IX издал энциклику " Куанта кура". К этому посланию был приложен " Силлабус", или список " важнейших заблуждений нашего времени". Всего в нем было названо около восьмидесяти " заблуждений". Среди них наряду с социализмом и коммунизмом упоминались как абсолютный, так и умеренный рационализм, все виды либерализма и так далее. Критически оценивались -162- различные достижения современной цивилизации. В частности, категорически отвергались духовные идеалы движения Рисорджименто -свобода печати, право на собрания и митинги, другие принципы демократии. " Силлабус" стаял основным документом для клерикалов, в котором получила исчерпывающее выражение католическая идеология тех лет. Это был монумент невежеству и варварству. Особенно широко и последовательно " Силлабус" комментировался в клерикальном журнале " Летгуре католике" (" Католическое чтение" ). Издание начало выходить с 14 апреля 1864 года. Оно было создано группой молодых верующих, которые считали себя защитниками христианского мировоззрения. В редакционной статье первого номера было сказано, что задачей журнала является борьба как с атеистической и рационалистической литературой, так и с разного рода проявлениями всех видов либерализма, включая умеренный. " Летгуре католике" разоблачал " варварский прогресс и варварское государство". " Силлабус" использовался как отправной документ в этой критике. Значительный вес имел также журнал иезуитов " Чивильта католика" (" Католическая цивилизация" ). Он был основан в 1850 году. Журнал " Чивильта католика" активно защищал идеи иезуитов. Первым его редактором был падре Карло Мария Курчи. Он любил повторять: " Не пером пишут, а умом". И последовательно руководствовался этим принципом. В римском архиве ордена иезуитов сохранилось конфиденциальное послание Курчи от 12 ноября 1865 года, адресованное ближайшим соратникам. Автор отмечал, что новых условиях нельзя руководствоваться старыми догмами. Орден иезуитов должен гибко строить свои отношения с возникшим итальянским государством. Святой престол призван заключить с ним двухсторонние соглашения, чтобы легче было осуществлять светскую власть папы. Первый Интернационал, основанный в 1864 году, создал новую историческую ситуацию. Она обернется распространением в обществе " опасных социалистических идей", которые подорвут основы религии. Орден иезуитов должен быть готов к суровым испытаниям, чтобы защитить христианское вероучение. 2 июня 1865 года в " Чивильта католика" была напечатана статья " Социальные последствия политического натурализма". Подписи под ней не было. Но предполагается, что написал ее падре Либераторе -приверженец неотомизма, ближайший соратник папы Пия IX. Статья восхваляла " знаменитую энциклику от 8 декабря", т.е. " Силлабус" Резкой критике она подвергала тех, кто поддерживал атеистическое общество и государство безбожников. Особое внимание автор уделил правам человека. Его вывод: только церковь гарантирует абсолютное право, и не всякая церковь, а католическая. В 1876 году журнал " Чивильта католика" обрушился с критикой на правящие круги Пруссии, Испании и Франции за то, что они " в союзе с итальянским либерализмом" создают предпосылки для установления царства социализма. " Те, кто сегодня одержал верх над католиками -163- (подразумеваются либералы - В.П.), завтра будут побеждены социалистами", - говорилось в редакционной статье. С середины двадцатых годов 19 века в Италии начался экономический подъем, ускорившийся в 30-40-е годы. Больших успехов достигло шелководство. Италия превратилась в главного поставщика шелкового сырья на мировой рынок. Больше всего его закупала Англия. В Ломбардии насчитываюсь 16, 5 млн. тутовых деревьев-шелковиц, а в середине 18 в. их было лишь 600 тысяч Существенные преобразования произошли в зерновом производстве, молочном и мясном животноводстве. Феодальные порядки уходили в прошлое. Внедрялись полуфеодальные формы эксплуатации крестьян. Росло число заводов и фабрик. Бурными темпами стало развиваться железнодорожное строительство. Для капиталистического производства требовались грамотные, развитые работники. Значительная часть итальянского населения не соответствовала высоким требованиям. Низкий уровень культуры народа был тормозом на пути к прогрессу. Журналистика включилась в борьбу за просвещение трудящихся масс. Создавались специальные периодические издания, которые должны были способствовать повышению культуры народа. Таким являлся пьемонтский журнал " Летгуре пополари" (" Народное чтение" ), передавший свою эстафету журналу " Летгуре ди фамиглиа" (" Семейное чтение" ). Издавал их Лоренцо Валерио. В Тоскане выходил журнал " Гуйда делледукаторе" (" Руководство для воспитания" ), издававшийся Э.Мейером и Дж.Монтанелли, а также журнал " Едукаторе пополаре" (" Народный воспитатель" ).Эти издания трактовали проблемы народного образования в патерналистском духе, то есть воспевали показную предпринимательскую " благотворительность", создающую иллюзию заботы об интересах трудящихся. Журнал " Народная литература", защищавший позиции либералов, внушал читателям из низших сословий, что их интересы близки и понятны буржуазии, бедные и богатые всегда могут найти общий язык, не надо преувеличивать противоречия между ними. Особое внимание уделялось просвещению крестьян. Активно занималось этим пьемонтское " Аграрное общество". Оно возникло в Турине в 1842 году. Объединило в своих рядах крупных землевладельцев, высших чиновников Пьемонта. Главной своей задачей считало развитие сельского хозяйства и связанной с ним перерабатывающей промышленности. Секции " Аграрного общества" были созданы во всех провинциях Сардинского королевства. Они создавали школы и курсы для крестьян, которые пропагандировали передовые агротехнические и зоотехнические приемы. С> гому способствовала газета " Аграрного общества". На ее страницах печатались практические инструкции по применению прогрессивных сельскохозяйственных технологий, пропагандировались результаты различных исследований по проблемам сельского хозяйства. Под особым контролем газета держала работу школ и курсов для крестьян, обобщала их практический опыт. -164- Свою газету имела сельскохозяйственная академия в Тоскане. Она также была рассчитана на крестьян. Способствовала их просвещению, давала практические советы. Появлялись на ее страницах и публикации общеэкономического характера. Например, о перспективах развития свободной торговли, что, разумеется, интересовало многих крестьян. Газета критиковала таможенную политику, которая проводилась в Италии. Свободный обмен товарами между различными регионами страны был ограничен. Это мешало национальному возрождению Италии. Тосканская газета " Гиорнале аграрио" доказывала необходимость введения в стране единой системы мер, весов и денежных знаков. Ее поддерживала газета " Аппали". Росло влияние рабочего класса В мае 1868 года в Неаполе была создана итальянская секция Первого Интернационала. 4 июля 1868 года в Лоди (Ломбардия) вышел первый номер еженедельной газеты " Плебе" (" Народ" ). Она сыграла важную роль в развитии итальянского рабочего движения. Главным редакторов " Плебе" был Энрико Биньями. Он стремился использовать газету для пропаганды идей социализма. Отдельные номера газеты подвергались конфискации. На нее накладывалась штрафы. Сотрудников " Плебе" неоднократно арестовывали. Но газета продолжала и выходить, пользовалась большой известностью. В Милане печаталась " Гадзетино роза" (" Красная газета" ). Она была Важную роль сыграли в Италии рабочие общества Они создавались - 165- Наибольшим влиянием в Италии пользовалась Неаполитанская Правительство Италии стремилось ограничить размах рабочего движения. В середине семидесятых годов деятельность Интернационала была объявлена незаконной. Причастных к ней революционеров стали привлекать к судебной ответственности. Их обвиняли в заговоре против государства. Один из таких судебных процессов прошел в ноябре 1879 года во Флоренции. Среди оказавшихся на скамье подсудимых была русская женщина Анна Марковна Кулишова. Она взаимодействовала с различными рабочими обществами, печаталась в " Плебе", других революционных изданиях. Тесно сотрудничала с итальянским революционером Андреа Костой. Они стали супругами. В семье родилась дочь. Но в дальнейшем Анна В июле 1889 года при активном участии Турати, Кулишовой, Ладзари создается Миланская социалистическая лига, в которую входили как рабочие, так и интеллигенты. Лига сыграла важную роль в создании Партии итальянских трудящихся, которая возникла в 1892 году. Важную роль сыграла социалистическая пресса. Партии итальянских трудящихся (итальянской социалистической партии) принадлежало более пятидесяти еженедельных периодических изданий. Ведущими были " Аванти! " -166-
(" Вперед! " ), выходившая в Риме, и " Темпо" (" Время" ), печатавшаяся в Милане. В Италии складывается и формируется партийная печать. Она имеет ряд особенностей, типичных признаков. Печатный партийный орган должен отстаивать программные цели своей партии, участвовать в решении стоящих перед ней стратегических и тактических задач. Текущие факты и события он оценивает в соответствии со своей партийной позицией. Дает советы и рекомендации членам партии. Официальным органом либеральной партии была газета " Трибуна". Она была основана в 1883 году князем Сциара, в 1900 году перешла в руки сенатора Ру. Была сторонницей реформ. Крайне сдержанно относилась к Тройственному союзу (военно-политическому блоку Германии, Австро-Венгрии и Италии), полемизируя с газетами, которые его поддерживали. В частности, с " Пополо романо", основанной в 1873 году, которая была убежденной сторонницей Тройственного союза. Республиканская партия имела два ежедневных печатных органа: " Джорнале дель пополо" (" Народная газета" ) и " Италиа дель пололо" (" Народная Италия" ). Эти газеты обосновывали преимущества республиканской формы правления, анализировали возможные варианты совершенствования избирательной системы, популяризировали программные цели своей партии. Клерикалы почти в каждом городе Италии имели ежедневную газету. Главнейшей среди них являлась " Осерваторе Романо" (" Римский наблюдатель" ), орган управления святого престола (папы). Ведущими католическим изданиями были " Осерваторе Каттолико" (" Католический наблюдатель" ), " Либерта Каттолико" в Неаполе, орган архиепископальной курии в Неаполе, " Соле" в Палермо. В 1919 году была создана первая политическая партия итальянских католиков. Ее возглавил Луиджи Стурцо. В 1894 году он стал священником. Сблизился с движением христианских демократов. В 1897 году основал в Кальтаажироне еженедельную газету " Ла Кроче ди Костантино" (" Крест Костантино" ). Отстаивал принципиальные положения католицизма, боролся с атеизмом, разоблачал социалистические теории, хотя призывал христианских демократов ориентироваться на " демократический подъем низших классов", использовать его в целях подъема авторитета церкви. 15 мая 1891 года ватиканская газета " Осерваторе Романо" (" Римский наблюдатель" ) опубликовала энциклику папы римского Льва XIII. Она называлась " Рерум новарум". Это был документ антисоциалистической направленности. Вместе с тем папа признавал, что в Италии назревают серьезные социальные конфликты. Поэтому надо принимать меры " для оказания помощи пролетариату". Социалисты не пытаются их искать. Они " возбуждают у бедняков ненависть к богатым", борются с частной собственностью, хотят разрушить семью. Поэтому католики решительно отказывают им в поддержке. Энциклика подчеркивала, что социальное неравенство неизбежно, преодолеть его остроту можно за счет
сотрудничества классов. Вся католическая пресса высоко оценила " Рерум новарум", признала этот документ исторически-важным, эпохальным. Партия консерваторов была представлена газетой " Либерта" (" Сво-бода" ), созданной в Риме в 1870 году. Здесь же в 1873 году стала выходить " Пополо романс" (" Римский народ" ) - главный орган правых политических сил. Эти издания вели борьбу со всеми революционными течениями, активно защищали право частной собственности, отстаивали моральные ценности капитализма. К началу 20 века широкое распространение в стране получил итальянский национализм. Он соответствовал требованиям буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, отстаивал идеи национального превосходства и национальной исключительности, использовался с целью установления " классового мира", раскола рабочего движения. Печатным органом националистов был журнал " Реньо" (" Королевство" ). Примыкал к нему журнал " Леонардо", названный в честь Леонардо да Винчи, хотя последний часто полемизировал с " Реньо". В дальнейшем была создана газета националистов " Триколоре" (" Трехцветный флаг" ), отражавшая в названии своеобразие оформления национального флага Италии. Эта газета появилась в 1908 году. Она последовательно критиковала социалистические идеи, призывала к борьбе с их сторонниками. Даже самого короля газета подозревала в связях с революционным движением. В декабре 1910 года националисты провели свой первый съезд. Основной доклад назывался " Пролетарские классы - социализм, пролетарские нации - национализм". После съезда была создана газета " Идеа Национале" (" Национальная идея" ), сыгравшая большую роль в оформлении движения.. Большой популярностью среди националистов пользовался военный корреспондент Маринети. Но еще большим влиянием пользовался другой националист Габриеле д'Анунцио, который был боевым летчиком, в одном из сражений потерявшим глаз. Боевая биография способствовала утверждению авторитета этого человека. Большую известность обеспечила ему и публицистическая деятельность. Активно противостояла националистам Итальянская С социалистическим движением Италии был тесно связан Бенито Муссолини (1883-1945 гг.). Одно время он редактировал " Аванти! ". Хорошо знал труды Маркса, Каутского, Сореля. Часто выступал с -168- докладами и лекциями в различных городах Италии. Когда Муссолини пришел в " Аванти! ", эту газету редактировал Джачинто Серрати. При Муссолини " Аванти! " стала трибуной " максималистов" - деятелей, выступавших за установление диктатуры пролетариата. В ней печатались Антонио Грамши, Пальмиро Тольятти, призывавшие по примеру русских большевиков к созданию новой политической партии революционно-пролетарского типа. Для реализации этой идеи был создан специальный печатный орган - газета " Ордине нуово" (" Новый строй" ), которая стала выходить с 1 мая 1919 года. Именно группа " Ордине нуово" заложила фундамент Итальянской коммунистической партии. Учредительный съезд Итальянской коммунистической партии /ИКП/ состоялся в Ливорно в январе 1921 года. Руководство ИКП обосновалось в Милане, но в дальнейшем перебралось в Рим. 11 октября 1921 года стала выходить газета " Коммуниста" (" Коммунист" ). С конца 1921 года коммунисты стали издавать газету " Лавораторе" (" Трудящийся" ). 12 февраля 1924 года в Милане вышел первый номер " Униты" (" Единство" ) - органа Итальянской коммунистической партии. В 1921 году была образована Итальянская национальная фашистская партия. Активно содействовали ее созданию капиталисты, связанные с военной промышленностью. Интересы фашистов отражала газета " Пополо д'Италиа". Она обосновывала перспективность программных целей нового движения, критиковала его противников, в первую очередь социалистов. Поддерживал фашистов итальянский король Виктор Эммануил Третий. Он назначил Муссолини, которого социалисты в 1914 году исключили из своих рядов, главой правительства. Вскоре в стране был введен режим фашистского террора. Появилась строжайшая политическая цензура. Критика режима в печати считалась недопустимой. Фашисты ликвидировали Национальную федерацию итальянской печати (Федерационе национале делла стампа итальяна - ФНСИ), учредили вместо нее свою Службу печати (Уффичино стампа). В 1924 году появилось муссолиниевское информационное агентство Стефании. В состав правительства входило министерство печати и пропаганды, позднее переименованное в бюро по культуре. Фашисты охотно создавали собственные газеты. Им принадлежали " Джорнале д'Италиа" (" Газета Италии", Рим), " Пополо д'Италиа (Милан). Под фашистским контролем находилась " Пополо ди Рома". Муссолини говорил: " Я рассматриваю фашистскую журналистику как свой оркестр". В этот " оркестр" входили " Лаворо фашиста" (" Фашистский труд" ), " Имперо", (" Империя" ), " Реджиме фашиста" (" Фашистский режим" ), " Ассальто" (" Штурм" ) и другие. В газетах запрещалось работать журналистам, не имеющим членского билета фашистской партии. Сотрудников газет постоянно перевоспитывали, идеологически обрабатывали. Такие указания давал лично Муссолини. Неугодных издателей фашисты в начальный период своей деятельности подвергали физическим расправам. Их типографии могли -169- быть секвестированы местными префектами либо просто сожжены разбушевавшимися сквадриотами. В дальнейшем нежелательные газеты закрывались просто по воле властей. Решительно вели борьбу с фашистским режимом, находясь в подполье, коммунистическая " Унита", газета " Стато операйо" (" Рабочее государство" ), журнал " Баттальи синдикали" (" Профсоюзные битвы" - этот журнал издавался в Париже), социалистическая " Аванти! ". Важную роль в стране играли некоторые из региональных газет. Одной из самых популярных была " Коррьере делла сера" (" Вечерняя почта" ). Она была основана в Милане в 1876 году владельцем текстильных предприятий Беньино Креспи. Ярким содержанием смог наполнить газету журналист Эудженио Торелли - 1842-1900гг. Он смог сгруппировать вокруг этого печатного органа лучшие литературные силы Италии (Джованни Верга, Грациа Деледда, Луиджи Пиранделло, Уго Ойетти и др.) Эстафету Эудженио Торелли продолжил другой журналист Альбертини (1871-1941гг.). Он превратил её в трибуну итальянской интеллектуальной элиты. Большое внимание газета стала уделять проблемам литературы, искусства. Был ужесточен отбор новостей культуры. Если какая-то информация попадала на третью страницу " Коррьере", то почти всегда она находила своего благодарного читателя: газета хорошо знала свою аудиторию. Большой популярностью пользовалась в Италии издававшаяся в Милане умеренно-либеральная газета " Секоло" (" Век" ). Значителен вес газеты " Стампа" (" Печать" ), которая выпускалась и выпускается в Турине. Она основана в 1865 году. Выходит ежедневно. Является газетой либерального направления. Характерной особенностью итальянской газеты являлось то, что она похожа и на свою французскую " сестру" благодаря крупным аналитическим статьям. А так же на английскую, отводящую основное место хронике, ценящей ее превыше всего. Итальянские газеты охотно печатали передовые статьи. Обычно ее автор - редактор. Подпись в этом случае не ставилась: ответственность за передовую статью несет вся редакция. Наиболее влиятельными являлись газеты Севера страны. Но по разнообразию форм подачи материалов, журналистской выдумке более интересной считалась периодическая печать Юга Италии. Существенные перемены и стране произошли после второй мировой войны. 2 июня 1946 года в Италии состоялся национальный референдум. Основная часть участвовавших в нем итальянцев высказалась за республику, меньшинство - за монархию. 22 декабря 1947 года Учредительное собрание приняло конституцию Итальянской республики. В 1947 году в Италии выходили 114 ежедневных газет, около 700 еженедельников. Взамен фашистского агентства Стефани было создано новое информационное агентство печати Адженциа национале стампа ассочата (Национальное агентство объединившейся печати). Оно является -170- до сих пор кооперативным объединением ведущих итальянских газет. Одновременно была воссоздана национальная федерация Итальянской печати. Число ежедневных газет последовательно сокращалось. В 1962 году их насчитывалось 90. К 1973 году осталось 79. В том числе 14 открыто признавали себя органами политических партий. Количество левых газет с 23 сократилось до 5. Исчезла Итальянская коммунистическая партия. Вместо нее создана Итальянская партия коммунистического преобразования. Газета " Унита" перешла к левым демократам. Ежедневной коммунистической газетой страны стала " Либерационе" как орган Итальянской партии коммунистического преобразования. Остается интеллектуально-коммунистической газетой " Манифесто", не изменившая своим идеологическим принципам. Она представляет собой нечто среднее между " Унитой" и " Либерационе". После второй мировой войны в Италии намечается сращивание газетно-издательского бизнеса с бизнесом промышленно-экономическим. Владелец нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивных судов Аттилио Монти, занимающийся также производством сахара и спирта, обзавелся еще и собственными периодическими изданиями. В Ливерно он купил газету " Телеграфо", в Болонье - " Ресто дель Кярлино" и спортивную " Стадио", во Флоренции - " Национе", в Риме - " Джорнале д'Италия" и " Моменте сера". Стал одним из крупнейших газетных магнатов. Активно участвуют в газетно-издательской деятельности " Италчементи" (цементная монополия), концерн " Эридания" (сахарная монополия). Хозяином таких газет как " Коррьере делла сера" и " Стампа" стал концерн ФИАТ. " Стампа" принадлежит ему напрямую, а " Коррьере делла сера" через финансовый холдинг Джемина. В нем ФИАТ владеет контрольным пакетом акций. Аньели, возглавивший ФИАТ, формировал информационную политику этих периодических изданий. Особое внимание уделялось и уделяется проблемам культуры, в первую очередь, литературе. Такие публикации появляются обычно на третьей полосе. Именно они определяют лицо " Коррьере делла сера" и " Стампа". В Италии действуют около 200 религиозных издательств с годовым оборотом 300 млрд. лир. Это составляет 8, 5 процента от всей издательской индустрии страны. Наиболее известными издательствами клерикалов являются " Ла Скуола ди Брешиа" и " Сей" в Турине, специализирующиеся на выпуске школьной литературы. Столь же популярны религиозные издательства " Эдиционе Раголине", " Пьемма", " Чентро деониано". Издаются 134 епархиальных еженедельника. Ведущую роль играет ежедневная газета Ватикана " Оссерваторе Романо", имеющая еженедельные выпуски на немецком, французском, испанском и португальском языках. Ватикан издает также еженедельник " Оссерваторе делла доменика" (" Воскресный наблюдатель" ), теоретический журнал ордена иезуитов " Чивильта католика" (" Католическая цивилизация" ), -171 - ежемесячный бюллетень Святого престола " Акта апостолика седис" (" Апостольские деяния" ), ежегодник секретариата Ватикана " Аннуарио понтифичо" (" Шпский ежегодник" ). Ватикану принадлежат два книжных издательства " Либрериа эдитриче Ватикана" и " Типография полиглота Ватикана". В Италии созданы 450 католических радиостанций и около 50 местных телевизионных центров. Радио Ватикана снабжает своими программами католические радиостанции различных итальянских епархий и европейских стран. Ныне в Италии насчитывается около 150 информационных агентств, обслуживающих периодическую печать, телевидение и радиовещание. Ведущим информационным агентством страны и сейчас является Адженциа национале стампа ассочата /АНСА/. Оно основано группой газетно-журнальных издательств на кооперативных началах. Свою штаб-квартиру имеет в Риме. АНСА предоставляет подписчикам внутреннюю и международную информацию. Поддерживает связи с 65 информационными агентствами. АНСА связано с 960 клиентами в Италии и за границей. В Италии сообщения этого агентства получают 82 газеты, 32 радио- и телевизионные станции, 18 агентств и 470 других абонентов. В АНСА работают 830 человек, включая корреспондентов за границей и технических работников. Высшим органом агентства является Ассамблея АНСА, созываемая не реже одного раза в год и избирающая президента АНСА, а также Административный совет. АНСА является членом Европейского альянса агентств печати - ЕААП. Вторым по значимости считается информационное агентство Адженция джорналистика Италиа (Журналистское агентство Италии -АДЖИ). Оно основано в 1950 году и находится в Риме. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2674; Нарушение авторского права страницы