Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Добродетели. Трубадуры верили, что рыцарская любовь - это источник Социального и нравственного усовершенствования



Вскоре искусство трубадуров переняли во многих частях Европы. На севере Франции появились труверы, в Германии - миннезингеры, в Италии -•фоварторы. И можно с уверенностью сказать, что задолго до изобретения Печатного станка трубадуры и другие странствующие музыканты участвовали в распространении массовой информации. Средневековые менестрели путешествовали по разным странам от Кипра до Шотландии и от Португалии до Восточной Европы. Так они собирали новости и Обменивались рассказами, мелодиями, песнями и новостями.

Тем самым и так складывался первый опыт сбора материала, его Периодического распространения. Отрабатываются навыки редактирования текстов, верстки. Возникают профессиональные основы газетного дела. 4"

л', г ч Становление публицистики

В древности и средневековье

•*' *, >

' Есть формула: «Книга предшествовала газете, рукописная новость -

печатной, непериодическая информация - периодической». Но далеко не

/J всякий результат писательского труда может рассматриваться как предтеча

'г, йэдрналистской деятельности. Это справедливо прежде всего для

S публицистики, создающей произведения, посвященные актуальным

Проблемам и явлениям текущей жизни общества. Недаром ее называют

^ < *мймой журналистики». Поэтому понять становление этой профессии

J» Можно только выявив особенности возникновения и развития публицистики.

L* Она тесно связана с формированием письменности. Опредмеченное

ф «блово» ведет к совершенствованию коммуникационных процессов. Они

представляют собой обмен информацией в ходе экономического,

социального, культурного развития цивилизации Согласно американскому

|v ЙЬеведователю Гарольду Иннсу есть взаимосвязь между видом

Письменности и формами правления. История человеческой цивилизации и

ftsf ^(ЯЬтуры есть одновременно история развития коммуникации. Рассмотрим

^ особенности развития публицистики в государствах древнего мира.

*£ * '*" Вот опыт Египта. История этой страны делится на несколько периодов: Ранний, Древний, Средний, Новый и Поздний (так назывались ^ царства, представлявшие Египетское государство). В течении длительного ^ бремени материалом для письма египтянам служил камень, особенно при ^5 Айнадке пирамид. Использовать его для фиксации информации стали в ^„уьловиях раннего царства, когда государство представляло собой достаточно „^ примитивный племенной союз. Но вот материалом для письма стал служить ^ папирус. Этот период знаменуется переходом от абсолютной монархии к цф более демократической форме правления. Хотя общество и остается iff рабовладельческим. Но меняются в нем информационные отношения между Возрастает роль городов Повышается значение средних слоев

-19-


населения (горожан). Более совершенными становятся институты государственной власти. От имени ее выпускаются различные документы. Чтобы они оказывали благоприятное (с точки зрения власти) воздействие, эти документы должны были отвечать ряду признаков. От них требовалась ясность, аргументированность и определенная логика, полнота изложения, лучше всего срабатывали документы запоминающиеся. Требовались люди, которые могли так писать. Они составляли окружение, своего рода канцелярию верховного сановника, который ведал местным управлением, отвечал за работу различных государственных мастерских, реализацию важных проектов. Например, организацию оросительного дела в Нильской долине.

Торжеству письменного слова в Египте способствовали жрецы. Представители этой группы занимались отправлением религиозных культов (жертвоприношениями, молитвами и т.д.) При храмах Египта создавались жреческие школы. Обучение в них много веков подряд учитель начинал таким похвальным словом науке, знанию книжной мудрости: «Человек, у которого сердце не лежит к наукам, должен заниматься физическим трудом и напрягать зрение. Но тот, кто оценил преимущества учения и отдался ему всей душой, может достичь всякой власти, всяких придворных должностей. Помните об этом! Взгляните на жалкую жизнь людей, не знающих грамоты. Кузнец черен, вымазан сажей, руки у него в мозолях, и работает он день и ночь. Каменотес, чтобы наполнить желудок, в кровь сбивает себе пальцы. Штукатура, отделывающего капители в форме лотоса, порой сносит ветром с гребня кровли. У ткача всегда согнуты колени. Оружейный мастер вечно странствует: не успеет он вечером вернуться в свой дом, как утром уже спешит его покинуть. У маляра, расписывающего стены жилищ, пальцы всегда в краске, а время он проводит в обществе прохвостов. Скороход, прощаясь с семьей, должен писать завещание, ибо рискует встретить в пути хищных зверей или кочевников-азиатов. Я показал вам судьбу людей, занимающихся разными ремеслами, так как хочу, чтобы вы полюбили искусство письма - основу всех основ. А теперь я покажу вам его достоинства. Письмо важнее всех других занятий. Тот, кто владеет искусством письма, с детства пользуется уважением, ему поручаются великие дела. А тот, кто неграмотен, живет в нищете. Учение в школе тяжело, как восхождение на гору, но зато вам хватит его на целую вечность. Спешите же как можно скорее постичь и полюбить науку. Звание писца -высокое звание, его чернильница и книга доставляют ему радость и богатство»1. Обращает на себя внимание удивительное сочетание сформулированной жрецом мысли, его убежденности в правильности сказанного, подобранных соответствующих ей слов и образов, делающие идеи автора наглядными. Так что приведенный фрагмент с полным основанием можно отнести к жанру публицистики.

1 Цитата по Прус Болеслав. Фараон.М., 1984, с.234.

-20-


Привилегированным было воинское сословие. И оно нуждалось в ом слове. Творили философы, писатели, моралисты. Рукописные в виде папирусных свитков находят своих почитателей среди разных социальных уровней. Появляются книги. Разумеется читать [/могли лишь состоятельные люди. В одном из египетских текстов шффщлась заповедь: «поставить свое сердце за книги и возлюбить их, как Р < $Щтерь свою, ибо нет ничего превыше книг».

***Жг' ^ Египте строго осуждались посягательства на государственный и 1 ' «ададественный строй (сурово наказывались измена, заговоры, мятежи). |а&, Гарольд Инне пришел к выводу, что значительные потрясения в узджн египетской цивилизации, приводившие к переходу от абсолютной Щцнархии к более демократической форме правления, связаны с переходом *ф$, камня как материала для письма и символом престижа, отраженного в

к папирусу.

Египетская цивилизация периода появления папируса в качестве, для письма - это цивилизация с развитой книжной культурой, письменного слова в Египте был высок.

t, f ^ Египте эпохи Птолемеев ученые и поэты находились на содержании досударства, что влекло в Александрию античных писателей. Славилась я библиотека, которая насчитывала 700 тысяч томов к 47 г.

до VL3. Ее хранителями были выдающиеся ученые и поэты: Аполлоний Эратосфен, Калимах Зенодот. Кстати сказать, Каллимах каталог писателей, в который вошли биографии, комментарии, ческий анализ произведений, а Теофраст создал произведение I» разновидность эссе. По их просьбе закупались книги, под их ом велась работа по переписыванию и систематизации ЙИЮшеей.

В начале второго века до н.э. появился новый, более прочный для письма - пергамент. Это привело к созданию нового типа — кодекса.

S$( Свои особенности имела публицистика древнего Вавилона. Это ^М^Ударство на юге Месопотамии (территория современного ирака) возникло

• начале 2- го тысячелетия, просуществовало до 539 г.до н.э. Являлось

ким государством. И пало завоеванное персами. Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период ования Хаммурапи (1792-1750гг.до н.э.). его правление

*Щ|$П< еновапось созданием сборников законов. Законы были выбиты на чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба царь, стоящий перед богом солнца Шамашем - покровителем Под рельефом начертан текст законов, который распадается на три Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи, что боги передали ему царство для того, «чтоб сильный не слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют законов. Их венчает обстоятельное заключение. Своеобразие первой

-21 -


и второй частей, позволяет их рассматривать как начало древневосточной публицистики.

Всего памятник насчитывает 282 статьи. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Зато все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи не содержат морализующего и религиозного содержания, чем отличаются от других восточных кодификаций.

Юридическая тема была господствующей в публицистике. Санкции, провозглашённые в законе, надо было и объяснить, и оправдать, и оценить. Юридическая защита гарантировала незыблемость рабовладельческого строя, неприкосновенность частной собственности. В законах Хаммурапи регулировалась практика аренды земли, имущественного найма, брачно -семейные отношения (брак был действительным только при наличии письменного договора между будущем мужем и отцом невесты, семейные отношения строились на главенстве мужа, если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену, но замужняя женщина не была бесправна, она имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми и т.д.). За уголовные преступления чаще всего предусматривалась смертная казнь в различных вариантах (сожжение, утопление, посажение на кол), а так же членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.д.). Предусматривались штрафы, изгнание из страны.

Широкое распространение в Древней Греции имела письменность. Но публицистика тяготела к устному слову. Именно здесь совершенствовалось ораторское искусство. Развивается и судебное красноречие. Оно привело к появлению «логографов» - специалистов по составлению судебных речей для состязающихся сторон. Одним из выдающихся логографов этого периода считается Лисий, речи которого стали образцом судебного красноречия.

История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества. В 7-6 вв. до н.э. в Греции появляются античные города. В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. В 5-м веке оно прославило себя афинской демократией. Законодательным органом афинской республики являлось Народное собрание (экклесия). Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Постоянно действующим исполнительным органом был Совет пятисот (булэ). Он избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста. Крушение Афин связано с поражением в Пелопонесских войнах (первая - 411г., вторая - 404г. до н.э.) В 338г. до н.э. македонская армия разбила греческие войска, чем было положено начало господству Македонии над всей Элладой. Афинское государство перестало быть

-22-


самостоятельным. Как видим юридическая тема доминировала и в публицистике Древней Греции. Но в Афинах она связана с разработкой проблем демократии.

Другим государством, имевшим большое значение для истории Древней Греции, являлась Спарта.

Спартанское государство возникло в 9 веке до н.э. Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. Спартанцы не допускали роскоши, им запрещалось заниматься торговлей (чтобы в руках не было золота и серебра). Политическими правами пользовались лишь спартанцы, которые именовались «равными». Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Победа в Пелопонесской войне над Афинами стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к имущественной дифференциации в обществе, росту социальных противоречий. Публицистика Спарты отражает все эти явления. В середине 2-го века до н.э. Спарта попадает под власть Рима.

Однако следует отметить, что все-таки наиболее развитыми были информационные отношения в Афинах.

Важную роль сыграла публицистика в становлении и развитии Римской.цивилизации. История Древнего Рима восходит к 8 веку до н.э.(754-753 гг.) Главой города являлся Рекс, то есть царь. Всего царей было семь, начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым. Этот первый и начальный период истории Рима принято называть «царским». В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города избирается консул Юний Брут. Завершается царский период, открывается период республики, растянувшийся на 500 лет (509 г. до н.э. — 27 г. до н.э.). С 27 г. до н.э. и до 476 г. н.э. Рим переживает период империи. Важную роль в управлении государством играл Сенат, возникший еще при римских царях в качестве консультативного органа. Переход к республике усилил влияние Сената, выражавшего волю верхушечной части знати (патрициата).

В 59 г. до н.э. консулом Рима был избран Юлий Цезарь. В 46 г.до н.э. QP был провозглашен диктатором на 10-летний срок, в 44-м году -пожизненно. Цезарийская диктатура соединила в одних руках не только консульскую, но и трибунскую, цензорскую власти, а также высшую жреческую власть. По своему положению командующего армией Цезарь получил титул императора. Триумфальным для Цезаря было провозглашение его «отцом отечества». Ему полагалась почетная колесница, золоченое кресло, особая одежда и обувь.

При Цезаре начали выпускаться сенатские и народные ежедневные ЧЛЦОмости — «акта». Первые предназначались для публикации сокращенных протоколов сената («Акта сенатус»). Во вторых, публиковались Оперативные известия для римских граждан («Акта диурна попули»). Сдавались «акта» на гипсовых досках.

-23-


Римская культура испытала огромное влияние греческой. На латынь были переведены классические произведения греческой литературы, что способствовало появлению профессии переводчика и созданию в Риме переводческой школы. Если на ранней стадии римской цивилизации занятие интеллектуальным трудом считалось презренным для свободного римлянина, то к концу 2-го в. до н.э. положение дел кардинально изменилось. За счет рабов и отпущенников, которым господа считали нужным дать образование, росла интеллигенция. Писались сочинения по истории, языкознанию, литературоведению. Теперь знатные и высокопоставленные люди не считали зазорным заниматься умственным трудом. Греческий язык становился не только литературным, но и разговорным. Греческие и латинские книги находили широкий сбыт. В большинстве богатых домов обязательно имелись две библиотеки: одна с произведениями на греческом, другая с книгами на латинском языках.

В Риме большое распространение получили жанры стихотворной сатиры (Гораций, Марциал, Ювенал, Персии) и публицистической эпистолографии. Оживление публицистической деятельности, как и везде, преимущественно приходилось на периоды обострения борьбы за власть.

В эпистолографическом наследии Рима следует выделить «Нравственные письма к Луцилию» Луция Аннея Сенеки. Свободные размышления римского философа на различные темы, облеченные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую культуру. Френсис Бэкон, основоположник английского эссе, называет письма Сенеки в качестве образца, на который он ориентировался при создании своих «Эссе». Следует вспомнить и Плутарха, создавшего жанр «политического» и «исторического» портрета.

Мир средневековья формировался внутри античной цивилизации в период идеологического противостояния набиравшего силу христианства и античных религиозных культов. Эта борьба определила основную направленность публицистики 3-4 веков н.э. Христианская литература вступила в фазу своего становления. Развивается патристика, как совокупность теологических, философских, политико-социологических идей христианских мыслителей 2-8 вв., так называемых отцов церкви. Среди них можно назвать Оригена, Амброзия, Иеронима, Августина. Их религиозная убежденность придавала тому, что появлялось из под пера, страстную публицистичность. Тексты отцов церкви поражают именно этим -сочетанием горячей веры и соответствующим ей ярким словом, образно сформулированной мыслью.

В отличие от античных писателей христианские мыслители первых веков нашей эры творили на латыни, даже этим подчеркивая свое отличие от язычников, пользовавшихся интеллектуальным греческим языком. Известно, что в 7 веке до н.э. в Древнем Риме был создан латинский алфавит, который через этрусский восходит к греческому. Он стабилизировался, видимо, во 2-м веке до н.э. Начиная с 8 века без особых изменений был положен в основу систем письма большинства народов Западной Европы и именно им

-24-


пользовался Августин Аврелий, называемый церковью Блаженным. Три сочинения считаются вершинами его творчества: «О Троице», «О Граде Божием», «Исповедь».

В «Граде Божием» Августин излагает свою концепцию истории. Все земное человечество поделено им на два типа общности: общность государственную - «Град Земной» и общность духовную «Град Божий». «Любовь к себе, доведенная до презрения к Богу», - характеризует населяющих «Град Земной»; жителям другого Града свойственна «Любовь к Богу, доведенная до презрения к самому себе».

Характерно рассуждение Августина о христианской Троице: «Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих...Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я семь, я знаю и я хочу...Эти три свойства и составляют нераздельное единство - жизнь... они нераздельны и все-таки различны».

«Исповедь» была написана в 400 году. Напоминает своеобразную автобиографию. По крайней мере в первой части. В «Исповеди» представлены три образа авторского «я» Августина - раскаявшийся грешник, пламенный проповедник христианства, пытливый, проникновенный комментатор (Библии).

Античные риторы считали, что буквы действуют на слух неодинаково: L — ласкает слух, из всех полугласных она самая сладостная, а твердая и жесткая t придает взволнованному высказыванию особую стройность. R раздражает слух... среднее действие... производят произносимые через нос М и N, похожие на звучание рога. Некрасива и неприятна S. Августин учитывал это, создавая «Исповедь».

Любой античный писатель, будучи воспитанником риторской школы, опирался в своем творчестве на теоретические установки ораторского искусства, в частности, на отработанную до автоматизма пятичастную схему построения текста: отбор материала, расположение его, язык и стиль, запоминание, произнесение.

Античные авторы строго придерживались этого канона. Особое внимание уделяли «расположению материала». Оно всецело зависело от расчета автора: взвешивался и продумывался каждый новый поворот речи, перемена интонаций, отбор средств убеждения. Этим руководствовался автор «Исповеди». Ему было суждено родиться на рубеже двух эпох, когда в недрах античности складывалось средневековье. Такие переходные периоды в истории всегда считались трудными. Не был исключением он и для Рима. В течении 4-5 веков в жизни империи совершались фундаментальные перемены. Во-первых, государство теряло политическую независимость, не выдержав натиска варваров. Во-вторых, происходило полное обновление религиозной идеологии, вызванное повсеместным распространением христианства. Если в 3 веке не только в Риме поклонялись 30 тысячам разных богов, то в начале 4-го века вера в Единого Бога утверждается как истинная. Миланским эдиктом императора Константина Великого в 313 году христианство провозглашается государственной религией. Язычество

-25-


держалось лишь в крестьянстве и среди сенатской знати. Во всех бедах, постигших Вечный город, язычники винили христиан. Ведь прежде римляне не знали военных поражений. Это христиане изгнали древние божества, которые покровительствовали римскому народу. Теперь поруганные божества мстят за ужасное святотатство. Язычники жили надеждой на возврат былого величия Рима. Ее выражали и их публицисты. Написанные ими тексты, оспаривавшие мнение христиан, пользовались большой популярностью. Недаром среди простых людей язычников родилось изречение: «Читай и плачь! ».

Во второй половине 6 века выделился такой мастер церковного красноречия, как папа Римский Григорий 1 Великий. В его «Диалогах» встречаются образцы как морально-дидактической, так и политической публицистики.

Эпоха средневековья длилась в Европе более десяти веков. Историки делят ее на раннее средневековье (5-й середина 11-го вв.), когда вся хозяйственная жизнь сосредоточивалась главным образом в деревне. Развитое средневековье (11-й — 16-й века), когда сложились феодальные отношения, выросли города как центры ремесла и торговли. Позднее средневековье (16-й - первая половина 17 вв.), когда стали развиваться буржуазные отношения, с которыми связываются истоки истории нового времени.

Средневековью человечество обязано не меньшим количеством изобретений, чем «просвещенной» античности. Именно в классическое средневековье появились пуговицы и очки, современный костюм - брюки, юбки. В этот период люди научились ходить на судах под парусом против ветра, надели хомут на вола, что изменило систему упряжи, освоили стойловое содержание скота, стали применять удобрения, научились играть в футбол. Все это могло распространиться благодаря определенной системе информации, в которой рукописные издания с развитием письменности на латыни занимали едва ли не ведущее место.

Одной из особенностей средневекового общества была его сословно -корпоративная структура. Утверждалась система рыцарства. Коллектив людей, который мог выставить конного воина-рыцаря или отряд тяжеловооруженной пехоты, был самостоятельной политической единицей и самоуправлялся. В случае, если сильному противостоял слабый, то есть неспособный защитить себя, средневековое общество ставило последнего в личную зависимость от первого. Так строились отношения феодалов с большинством крестьян. Важным нововведением средневековья была вассальная присяга, согласно которой один из рыцарей становился сеньором, а другой - его вассалом.

Община, личная зависимость и вассалитет были в основе общественного порядка средних веков. Каждый человек от рождения, как считалось в те времена, был предназначен либо для богослужения, либо для военного дела, либо для физического труда. Развитое средневековое общество состояло из трех сословных групп: духовенства, рыцарства,

-26-


занимающихся физическим трудом крестьян и ремесленников. Публицистика оправдывала такое социальное деление, обосновывала его целесообразность и неизбежность.

Спецификой средневековой публицистики являлась постоянная апелляция к авторитету — к Священному писанию, трудам отцов церкви или сочинениям Аристотеля. Совсем недавно известный французский философ и культуролог Жак Деррида обнаружил в Оксфорде (Великобритания) одну любопытную миниатюру, проливающую свет на особенности мышления средневекового литератора, публициста. На обложке гадательной книги 13 века были изображены Платон и Сократ. Странным в этой миниатюре кажется не то, что философы облачены в средневековые одежды и помещены в средневековый интерьер, а то, что «Сократ пишет под диктовку Платона». Хотя известно, что исторический Сократ не написал за свою жизнь ни строчки. Платон же, будучи его учеником, как раз и писал о своем наставнике. На миниатюре же он стоя у Сократа за спиной что-то указует своему учителю. Суть ситуации раскрывают особенности медитативной диалектики того времени. На миниатюре изображен пишущим тот, кто реально «пишет», то есть вдохновляет тебя на письмо или речь. Это собственно и есть воплощение слова. У средневекового публициста всегда за спиной находился авторитет, направлявший руку пишущего, а потому текст создавался как бы от лица иного, более компетентного источника. Это проявлялось во многих жанрах средневековой христианской литературы — в проповедях, посланиях, видениях, поучениях, обличениях, диалогах, церковных историях.

Понятно, что в каждой стране Европы формирование публицистики протекало с учетом ее особенностей, своеобразия, экономического и политического положения.

Интересен публицистический опыт Франции. Он стал складываться еще при Карле Великом (742-814 гг.), который являлся королем франков с 768 г. При нем было совершено более 50 военных походов, в результате которых удалось создать могущественную империю. Политика Карла Великого содействовала формированию феодальных отношений в Западной Европе. Публицистика служила ее оправданием.

Но империя Карла Великого распалась вскоре после его смерти. Начался период смут. В 842 году в Страсбурге встретились внуки Карла Великого - будущий французский король Карл Лысый и Людовиг Немецкий. Они поклялись друг другу, что будут оказывать взаимную помощь в борьбе против третьего брата, который правил на землях по левобережью Рейна (будущая Лотарингия) и Северной Италии, имея императорский титул. Родился документ, который известен под названием, «Страсбургские клятвы». Он написан на романском языке, который считался неофициальным, а не на латинском языке, признававшимся католической церковью. «Страсбургские клятвы» отличает высокая публицистичность. Текст готовился людьми, владевшими ею мастерски.

-27-


им

К началу 12 века Франция была единым королевством лишь по названию. В течение 12 - начале 13 веков французские короли вели ожесточенную борьбу за укрепление власти со своими феодалами и с английскими королями. Большое значение для укрепления единства и независимости Франции имела Столетняя война с Англией (1337 - 1453 гг.). Ко второй половине 15 века процесс территориального объединения Франции был завершен.

Столицей французского государства с конца 10 века стал Париж. Расположенный в судоходной части реки Сены, на скрещивании торговых путей, этот город быстро превратился в крупный центр ремесла и торговли. Широкой известностью пользовались парижские ярмарки.

На левом берегу Сены расположен район, в котором сосредоточивалась культурная жизнь Парижа. Среди холмов возвышалась церковь святой Женевьевы. В этой части города было расположено Сен-Жерменское аббатство, здание которого, церковь и часовня привлекали внимание массивностью окружающих стен. К одной из них примыкал подъемный мост. За стенами аббатства раскинулось Сен-Жерменское предместье. В нем к началу 13 века было около 20 улиц. На них располагались здания, представлявшие собой нечто среднее между домом и церковью. Это были коллегии — общежития для студентов и преподавателей Парижского университета. В коллегиях иногда читались и лекции. Коллегии были основаны частными лицами. Одну из них создал в начале 13 века Робер де Сорбонн, духовник короля Людовика 9-го. Она получила название Сорбонны. В помещении этой коллегии были большие залы. Ими обычно пользовался факультет богословия — основной факультет Парижского университета. Позже весь университет стал называться Сорбонной. Здесь часто собирались люди пишущие, связанные с публицистикой.

Большое развитие в средневековой Франции получили рукописные «хроники» или «анналы». Они составлялись в монастырях ежегодно и приурочивались ко дню Пасхи. Основанные, главным образом, на религиозном содержании, эти «хроники» представляли собой свод и описание важнейших факторов и событий, имевших место во Франции и за ее пределами между двумя пасхальными датами. В каждом крупном монастыре был свой монах-писец, ответственный за ведение подобных «хроник», главным центром которых сделалось аббатство Сен-Дени. «Анналы» нередко переходили из одного монастыря в другой, с них снимались копии. Среди хронистов выделяется Жан де Венет, монах нищенствующего ордена кармелитов. В его хронике, относящейся к 1340-1368 гг., т.е. к эпохе Столетней войны, раскрывается страшная картина народных бедствий.

Средневековая французская «хроника» получила свое развитие также вне монастыря, в творчестве светских авторов, крупнейшими из которых считались Жоффруа де Вильардуэн (1150-1213 гг.), Жан де Жуэнвиль (1224-1317 гг.), Жан Фруассар (1337-1400 гг.). Они писали о крестовых походах (1096-1270 гг.), в которых Франция принимала активное участие. Крестовые


-28-

 


походы прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения «гроба господам» и «святой земли» (Палестины).

Монастыри играли важную роль в развитии литературных традиций. Так происходило во всей Европе. Важный вклад в этот опыт внесла Италия. Еще в 530 г. здесь был учрежден монашеский орден Бенедикта Нурсийского (480-543гг.). Он написал устав, обязывавший монахов заниматься кроме молитв физическим и умственным трудом - читать и переписывать книги. В монастырских скрипториях к 12-му веку установилось строгое разделение труда. Скриб (переписчик) писал текст. Рубрикатор — заголовки и красные строки. Иллюминатор выполнял рисунки и инициалы. Рукописная книга этого времени изготовлялась из пергамента, помещалась в дорогой переплет, украшалась согласно вкусу заказчика. Сохранилась молитва переписчика книг 12 века. В ней говорилось: «Ты пишешь пером памяти по пергаменту чистого сознания, выскобленного ножом священного трепета, разглаженного пемзой божественных желаний и выбеленного мелом святых помыслов. Тобой правит воля Господа. Отточенное стило есть любовь бога и братии. Цветные чернила есть божественная милость. Изготовленная рукопись есть жизнь Христа».

Приблизительно в 13-м веке изготовление книжной продукции вышло за пределы монастырей. Профессиональные переписчики появились в городах, где возник устойчивый спрос на книги. Количество создаваемых рукописных книг возросло, но их качество резко упало. Занялись перепиской книг студенты, появившиеся в средневековой Европе. Большую известность вместе с Парижским приобрели английские университеты Оксфорда и Кембриджа, итальянский университет в Болонье.

Средневековая публицистика все больше и больше переключалась на рассмотрение политических проблем. Среди тех, кто положил этому начало, был французский публицист Пьер Дюбуа. Он состоял на королевской службе, защищал политику Филиппа Красивого. В частности, от претензий со стороны папы Бонифация 8-го. В памфлетах Дюбуа, основная часть которых появилась между 1300 и 1306 гг., выдвигались идеи о лишении папы светской власти, об отделении государства и общества от церкви, о федерации европейских государств под эгидой французского короля, об уничтожении воин и о посредничестве в разрешении международных споров. Дюбуа отстаивал необходимость всеобщего просвещения.

В позднее средневековье (12-13 вв.) в жизнь западноевропейских стран начала входить почта. До этого передачей информации занимались католическая церковь и монастыри, княжеские дворы, университеты. Места ремесел с их союзами и цехами. Со временем образовалась своеобразная профессия гонцов, почтовых курьеров, которые от имени княжеских дворов, университетов, монастырей, княжеских гильдий, ремесленных цехов развозили новости.

В рукописном обороте Европы появляются «листки новостей» («нувель»), «летучие листки» («фей волант»). Получают хождение


непериодические и периодические «вестники»: «аввизо», «новелла», «цайтунг», «коранто», «новини», «реляция». Понятия «сообщения», «уведомления», «объявления», «новости» приобретают информационно-коммуникативные функции. Все рукописные листки являлись «объективными» носителями не только информации, но и общественной мысли, мнения. Например, «цейтунги» ремесленных цехов служили нуждам цеховой организации и солидарности в борьбе против другого цеха, магистрата или других противников.

В 12-13 вв. Англия сильно отставала от других европейских стран. Расположенная на отлете, вдали от главных средиземноморских путей, это была в ту пору бедная страна охотников, пастухов, землепашцев. Страна без развитых промыслов и цеховых ремесел, без крупных городских центров. Лондон насчитывал не более сорока тысяч жителей, а второй по размерам город — Йорк - менее двадцати тысяч. Между тем как в Париже того времени жило свыше восьмидесяти тысяч.

Впереди Англию ждали большие социальные потрясения. Столетняя война (1337-1453 гг.), «черная смерть» - чума (1348 и следующих годов), крестьянское восстание 1381 года.

В 1066 г. Англия была завоевана норманнами, во главе которых стоял Вильгельм Завоеватель. При нем центральная королевская власть приобрела необычайно большое влияние. Особое значение имели королевский суд и королевская счетная палата, которым были подчинены разъездные суды и шерифы. Благодаря этому король добился полного повиновения феодалов. По всей стране удалось провести перечень доходов и повинностей. Перепись содержала сведения о количестве земель, скота, сельскохозяйственного инвентаря, числе вассалов у каждого барона, о количестве крестьян в поместьях. При преемниках Вильгельма Завоевателя авторитет королевской власти стал падать. Особенно критическим положение стало при короле Иоанне Безземельном (1199-1216 гг.). От его бесконечных поборов страдали не только крестьяне и ремесленники городов, но и бароны, рыцари, церковь.

С течением времени в Англии развивается сукноделие. На мировом рынке растет спрос на английскую шерсть. Овцеводство в стране стало выгоднее земледелия, поэтому многие помещики стали превращать земли своих поместий в пастбища. Они не только захватывали общинные угодья, но и сгоняли своих крестьян с их наделов, сносили при этом крестьянские дома и целые деревни. Захваченные земли обычно огораживали частоколами, канавами, живой изгородью. Этот процесс получил название «огораживание».

Именно в это время рождаются английские народные баллады о Робин Гуде. Располагаясь в Шервудском лесу (Шотландия), он поджидал богачей, грабил их, а награбленное раздавал бедным. Не известно существовал ли в действительности такой человек. Скорей всего это был вымышленный герой. Народная фантазия стремилась подчеркнуть в ярком образе значение смелости, ума, веселого и открытого характера, стремления к свободе. Эти мотивы присутствуют и в публицистических произведениях того времени.

-30-


Наметившуюся тенденцию подхватил в дальнейшем крупнейший английский писатель Джеффри Чосер. Он родился около 1340 г. в семье богатого лондонского торговца. Дважды участвовал в походах против франции. Потом был чиновником в лондонском порту. Вечерами писал свои знаменитые «Кентерберийские рассказы». Со всех концов Англии ехали его герои на богомолье в старинный город Кентербери и в дороге рассказывали друг другу всякие занимательные истории. Такое повествование ведут рыцарь, мельник, мажордом, повар, юрист, шкипер, монах, врач, продавец иадульгенций, братская ткачиха, пристав церковного суда, купец, сквайр, эконом. Стихи публицистичны. Они содержат значительные социальные сообщения. Вместе с тем поэтические строки представляют собой чудесное зеркальце, которое точно и правдиво отражают историю и особенности страны.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь