Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типологическая характеристика системы средств массовой



Информации Японии

В начале XX века

Японию называют Страной восходящего солнца. По-японски она Нихон или Ниппон. Слово, введенное в оборот в 645 году, состоит из двух иероглифов - " нити" (солнце) и " хон" или " пон" (корень, основание). Буквальное толкование - " Корни Солнца".

Япония - государство, расположенное на островах - их около 4 тысяч - в западной части Тихого океана вблизи побережья Восточной Азии. Ядро ее территории (372 тыс. квадратных километров) составляют острова Японского архипелага. Крупнейшие из них - Хонсю (Хондо), Хоккайдо, Кюсю и Сикоку в настоящее время соединены мостами и тоннелями. Территория Японии с севера омывается Охотским морем, с востока и юго-востока - Тихим океаном, с запада - Японским и Восточно-Китайским морями. На юге Японского архипелага, между островами Хонсю, Сикоку и Кисю, расположено Внутреннее Японское море. Омывающие Японию моря и океан имеют для нее огромное значение, как источник биологических продуктов, минеральных и энергетических ресурсов.

В административном отношении Япония разделена на 47 префектур четырех категорий: " то" (Токио), " до" (Хоккайдо), " фу" (Киото, Осака),

-302-


" кэн" (остальные 43 префектуры). ^Низовое звено административно-территориального деления образуют города (" си" ), поселки (" мати" ), сельские общины (" мура" ). Столица страны Токио в административном отношении представляет собой 23 самостоятельных " специальных района" приравненных к городам " си".

Население Японии было 123620 тысяч человек на середину 90-х годов XX века. Более 3/4 населения - горожане. Сельское население, начиная с 30-х годов прошлого столетия, непрерывно сокращается. Соотношение мужчин и женщин в стране почти равно единице: женщин -50, 8%, мужчин 49, 2%.

Древнейшие следы человека на территории Японии относятся к периоду палеолита. На рубеже IV - III вв. до н.э. из районов Юго-Восточного Китая через Корейский полуостров пришли протояпонские племена. Они жили родовым строем. С Ш века н.э. на островах начали создаваться племенные объединения. На базе племенного союза Ямато к средине IV века н.э. образовалось раннеклассовое государство. В V веке из. японцы заимствовали у китайцев иероглифическую письменность, в VI веке н.э. приняли буддизм. С начала VI века н.э Япония все теснее соприкасается, с континентальной культурой. На острова попадают все новые переселенцы из Кореи н Китая. В середине VII веке н.э здесь образуется сословная монархия с государственной собственностью на землю, надельной системой землепользования, вводится территориальное деление. Следует отметить, что исторически японцы ориентировались на корейскую культуру (V-VI вв.), на китайскую (VI-X1X вв.), на немецкую (ХГХ в. до 1945 года), на американскую - после 1945 года.

Молодая японская государственность складывалась под сильным влиянием Китая. Оно проявлялось в системе правительственного и чиновничьего аппарата, в законодательстве, в использовании китайского языка и китайской письменности. Первая столица Японии, город Нара, был построен по образцу китайской столицы Чанъань.

В VII - начале VIII вв. создаются первые книги Японии. В " Записях даяний древности" (" Кодзики", 712г.) в стройном порядке повествуется об истории страны, утверждается божественное происхождение права государей Ямато (тогдашнее название страны) на власть. В " Описаниях земель" (" Фудоки", Vllle.) подробно рассказывается о природе, обычаях жителей разных областей страны.

Первые японские книги писались по-китайски. Но произведение, задуманное как " история страны" и предназначенное для потомков, должно было создаваться на родном языке. Китайские иероглифы, Передавая смысл слов, не воспроизводили японского звучания, которое было особенно необходимо для имен богов и священных предметов. Составителем " Кодзики" был О-но Ясумаро. Для передачи собственных «мен, географических названий, для записи народных песен он Использовал те китайские иероглифы, звучание которых соответствовало слогам японского слова. В других же случаях он передавал слово

-303-


иероглифом, соответствующим ему по смыслу, а звучание воспроизводил в специальном примечании. Способ записи, примененный О-но Ясумаро, содержал в зародыше всю систему японского письма. Творчески овладев элементами чужой графики, японцы сделали огромный шаг в развитии собственной культуры. В XI веке была создана японская слоговая азбука. Классическая художественная проза на японском языке периода средневековья, знаменитая хэйанская проза, была написана с помощью этой азбуки.

Период с 794 по 1192 гг. называется " периодом Хэйан" по названию столицы, где жили император и окружающая его аристократия во главе с могущественным родом Фудзивара. Город Хэйан был построен по образцу старой столицы Нара и великолепной китайской столицы Чанъань. Между столицей и провинцией лежала глубокая пропасть. Жизнь вне столицы воспринималась аристократией как изгнание и несчастье. Название " Хэйан" означает " мир" и " покой" Действительно, Япония не знала иноземных нашествий. Но в стране возникали крестьянские волнения, шла острая борьба за власть внутри правящей верхушки аристократов и набиравшими силу поместными феодалами.

XIV-XVI вв. время перехода от среднего феодального землевладения к крупному - княжествам. В 1542 году в Японии появились первые европейцы — португальцы. В 1584 году сюда прибыли испанцы Параллельно с буддизмом стало распространяться христианство. Европейцы привезли в страну новые сельскохозяйственные культуры, передовую технологию, огнестрельное оружие. На рубеже XVI и XVII вв. Япония вступила в стадию позднего феодализма. В ходе объединения страны была ликвидирована свобода вольных городов, установлена система сословий — самураев, крестьян, ремесленников и торговцев - со строгой регламентацией. Объединение страны было относительным. Продолжало существовать более 200 княжеств. Вместе с тем прекращение междоусобных войн и наделение крестьян землей содействовало развитию производительных сил. В XVII веке почти удвоилась площадь обрабатываемых земель. Получил новое развитие дух бусидо — дух жестокой и благородной воинской самодисциплины, которая считается специфическим достоянием Японии. В нем проявила себя система морали и поведения самурайства. Следует отметить, что самураи (от японского слова " самурау" - служит) в феодальной Японии — светские феодалы, в узком и наиболее употребляемом значении - военно-феодальное сословие мелких дворян. Самураи считали недостойным даже прикасаться к деньгам. Именно в этот период рождались строгие жизненные правила, которых японцы придерживаются и по сей день.

•S примиряйся с ситуацией,

S ограничивай себя в развлечениях,

•S причиной неурядиц и даже несчастья считай самого себя Первые японские газеты, так называемые " каварбан", появились в г.Осака, который расположен на острове Хонсю Ныне это второй по

-304-


величине город после Токио. " Каварабан" стали издаваться еще в начале XVII в. От газетных изданий европейского типа они отличались тем, что каждый выпуск " каварабан" имел свое название и посвящался какому-либо конкретному событию. Текст таких газет гравировался на мягкой глине, которую затем обжигали. Полученная форма напоминала собой гравировальную доску. С нее и производилась печать. Японцы отождествляли слова с листьями деревьев. Характерно, что первая антология японской поэзии была названа " Манъёсю" - " Собрание мириад листьев". Она создавалась на протяжении нескольких десятилетий VIII века, имеет двадцать книг-свитков

С момента появления " каварабан" до зарождения в Японии газетного дела прошло около двухсот лет Сначала в стране издавались просто переводы иностранных газет. Позже иностранцы, проживавшие в Иокогаме, перешли на выпуск собственных газет, которые публиковали не только зарубежную информацию, но также местные новости. Появление этих газет и ввоз в Японию образцов европейской печатной техники Способствовали развитию собственно японской печати.

В Японии 1868 год считается годом незавершенной буржуазной революции. Она получила название Мейдзи исин. В 1867-1868 гг. революция свергла власть сегунов из феодального дома Токугава и восстановила власть императоров. К власти пришло буржуазно-дворянское правительство во главе с Муцухита, вставшее на путь проведения буржуазных, социально-экономических преобразований при сохранении многочисленных феодальных пережитков.

Формировавшийся на рубеже XIX и XX вв. японский империализм носил военно-феодальный характер. Власть монарха была неограниченной, ведущую политическую роль играли помещики. Вместе с тем бурно развивалась промышленность. В годы Первой мировой войны монополистическая буржуазия стала влиятельной политической силой. Экономику страны существенно подорвали мировые экономические кризисы 1920, 1929-1933 гг. Наметилась милитаризация индустриального развития.

Первой подлинно японской газетой, возникшей вследствие революции Мэйдзи исин, считается " Иокогама симбун", начавшая ежедневно выходить с декабря 1870 года. Древнюю историю имеет " Йомиури" (" Йомиури симбун" - " Репортер" ) - ежедневная японская газета, которая появилась в Токио с 1874 году. Для оперативной передачи новостей редакции обзаводились почтовыми голубями. Корреспонденты брали их с еобой, выезжая на места событий. И по сей день в некоторых редакциях Держат почтовых голубей как дань памяти далекой традиции.

В 1869 году правительством были приняты первые " Правила для издателей" Они должны были регулировать частно­предпринимательскую деятельность в сфере газетного бизнеса. Предполагался гибкий контроль со стороны государства за содержанием публикаций в периодических изданиях. Но реализовать задуманное в

-305-


полной мере не уДалось. " Правила для издателей" пересматривались неоднократно. В 1883 году был принят Указ о печати, состоявший из 42-х пунктов. Этим нормативным актом устанавливалась строгая цензура за прессой - правительству предоставлялось право на временное или полное запрещение изданий, а также на конфискацию полиграфического оборудования. Для изданий, помещавших " ежедневные обозрения", предусматривалось обязательное внесение денежного залога в обеспечение штрафа: для столичных газет - 1000 иен, для правительственных от 350 до 700 иен. Был введен возрастной ценз для издателей и редакторов. Местные власти, а также высшие военные органы получили право вето. Ответственные сотрудники запрещенных изданий лишались права работать в других СМИ два года.

Но газеты стремились к самостоятельности. Даже правительственные. В том числе такие, как " Токио нитинити симбун" (" Токийская ежедневная газета" ), " Дайто ниппо" (" Восточный ежедневник" ).

1 марта 1882 года вышел первый номер газеты " Дзидзи симпо" (" Текущие новости" ). Создал ее Юкити Фукудзава. В I860 году вышел в свет его " Популярный японо-английский словарь". Затем Юкити Фукудзава написал " Положение дел на Западе" (1866г.), " Руководство для путешествующих по" Западу" (1867г.), " Как живут на Западе" (1867). Славу Юкити Фукудзаве принесла созданная им в Кэйто школа, многие из выпускников которой сгруппировались вокруг газеты " Дзидзи симпо". В редакционной статье первого номера " О целях издания " Дзидзи симпо" Фукудзава, подводя итоги 25-летнему существованию школы Кэйто, написал: " Я стремлюсь только к одному - расширению прав государства".

Рупором просветительских идей, связанных с умением учиться у Запада, был журнал " Мейроку дзаси". Он стал выходить в 1874 году, издавался научным обществом и просветительской организацией " Мейрокуся". Вышло 43 номера. Журнал обосновывал культурно-просбетительскую линию правительства. Пользовался популярностью среди японской интеллигенции. Выходил тиражом более чем три тысячи экземпляров. В 1875 году общество " Мейрокуся" было распущено.

Боевая публицистика становится одной из сфер политической деятельности. Применительно к ней утверждается термин " сякай хёрон", буквально " социальная критика". В ряду публицистов 80-х годов XIX века выделяется Узки Эмори (1857-1892 гг.). Он принадлежал к тому поколению японской интеллигенции, чье духовное развитие началось в условиях подъема просветительского движения конца 70-х годов позапрошлого столетия.

В 1885 году внимание журналистских кругов привлекла вышедшая отдельным изданием статья " Японская молодежь XIX века и ее воспитание". Тираж 300 экземпляров. Автором был директор провинциальной школы Токутоми Сохо. А уже через год о нем заговорила вся читающая Япония. В 1887 году Токутоми Сохо создал журнал

-306-


" Кокумин-но томо" (" Друг народа" ). Он считался печатным органом общества " Минъюся" (" Общество друзей народа" ). Обычный тираж журналов тех лет в Японии не превышал тысячу экземпляров, но намеченный первоначально для " Кокумин-но томо" тираж в 7500 экземпляров оказался недостаточным и с десятого номера увеличился до 10 000, а с двадцать пятого - до 13500 экземпляров.

На титульном листе журнала, под заголовком было написано: " Критический обзор политических, экономических, социальных, литературных проблем". Сначала журнал был ежемесячным, но уже с девятого номера стал выходить два раза в месяц. А с номера 37 - гри раза! С 24 номера журнал стал иллюстрированным. " Кокумин-но томо" явился первым подлинно современным японским журналом общего типа. Таким его делала не только тематика, но и организация материала. Постоянные отделы - передовая, исторические обзоры, текущие события, зарубежные новости, наука и искусство, специальные корреспонденции (рубрика, которую ввел Токутоми по образцу американского журнала " Нэйшен" ) -давали читателю широкую картину жизни Японии и других стран.

Токутоми Сохо считал профессию публициста одной из важнейших. " Слово - великая сила и в деле управления государством, -писал он в одной из своих статей. -Разве перо Мильтона уступало мечу Кромвеля? Разве во время революции в Америке не одной цели служили перо Джефферсона и меч Вашингтона? "

Деятельность Токутоми Сохо на посту редактора " Кокумин-но томо" способствовала выдвижению журнала на передовые позиции прогрессивной печати. Токутоми был настолько самобытной, яркой личностью, что даже стиль его произведений, которому были свойственны живость, образность изложения, метафоричность, получил особое название - " минъютё" (стиль друзей народа).

Если в предшествующие годы ведущим типом общественно-политических изданий являлась газета, то с середины 80-х годов XIX века структура журналистики меняется: начинается период журнального бума. Появляются, в частности, " толстые" общие журналы. " Кокумин-но томо" был лучшим из них.

В целом японская журналистика достаточно быстро приобрела национальную специфику. Для нее характерен анализ психического мира человека. Но он предполагает свой инструментарий. Что может быть инструментом публицистического анализа психического мира человека? 'Только одно — событие. Событием может быть и вселенская катастрофа. Например, война. И личное несчастье, например, неразделенная любовь. И подлая мелочь жизни, например, приобретение какой-нибудь одежды. Мастером такого психоанализа событий показал себя Акутагава Рюноскэ {1 марта 1892 года - 4 июля 1927 года). Он был сотрудником газеты " Осака майнити симбун". Его оклад - 50 иен в месяц. К нему полагались гонорары. Рюноскэ имел право печататься в любом журнале страны. Этот

-307-


журналист стал одним из лучших японских писателей и проявил себя как мастер новеллы.

В 1873 году вышел в свет один из первых японских журналов " Мэйроку дзасси", рассчитанный главным образом на ученых. Четыре года спустя появились первые популярные журналы для массового читателя. В 1916 году писатели Акутагава, Кикути, Мацуока, Нарусэ и Кумэ создали журнал " Синейте". Он был рассчитан на литераторов. Обосновал принципы неореализма и неомастерства. Просуществовал всего год. Большой популярностью пользовался журнал " Сиракаба" (" Белая береза" ), созданный в 1910 году писателем Мусякодзи Санэацу вместе с Сига Наоя. В нем был раздел " Смесь" или " Разное" (" Дзаккан" ), который особенно нравился читателям.

Сильное землетрясение 1923 года и возникшие при этом пожары нанесли чувствительный удар по многим японским газетным компаниям. Здания большинства редакций сгорели. В Токио уцелели только дома, где размещались редакции " Хоти", " Нити нипон", " Ми яко".

Большим влиянием на японском информационном рынке пользовались в 20-30 годы XX века американские информационные агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл (ЮПИ) и Ассошиэйтед Пресс (АЛ). Местная пресса в Японии разделилась на " ЮПИ-кей" и " АЛ-кей", т.е. газеты, использовавшие информацию агентств ЮПИ и АП.

В 1934 году в стране выпускалось 1219 ежедневных газет. Кроме того, существовало 470 газет, издававшихся не реже четырех раз в месяц, 5392 газеты, выходившие в месяц три (или меньше) раз.

Особенно привлекали японцев те периодические издания, которые подчеркивали и обосновывали значение национальных традиций, связывали с ними события повседневной жизни. Это сказалось на типологии СМИ. Неизменным спросом пользуются те из них, которые посвящены проблемам воспитания детей. Японцы относятся к ним совсем иначе, чем американцы и европейцы. Истоки контраста - в географических различиях, социокулътурных условиях, методах воспитания. Разница обнаруживается даже в отношении к ребенку грудного возраста. Японская мать, мгновенно реагируя на поведение младенца, прибегает к телесному контакту (качает, берет на руки). Американка или европейская женщина в случае надобности, старается переключить внимание ребенка словом, речью. Для женщин, принадлежащих Западной цивилизации, рождение ребенка ненадолго изменяет привычный ритм жизни. Подрастающий американец или европеец все более отделяется от родителей. Для этого его воспитывают быть самостоятельным, независимым. Японская же мать старается как можно дольше не отпускать дитя от себя, ибо это смысл ее жизни. Малышей в Японии не принято наказывать. Их воспитывают в духе готовности к согласованным действиям, сотрудничеству с другими. Самое действенное наказание - бойкот. Японец с детства боится остракизма. Все это учитывают журналисты, владельцы издательских монополий.

-308-


В настоящее время (1985г.) средства массовой информации Японии включают в себя 420 газет. В том числе 104 ежедневных, 116 специализированных и 200 местных, 2894 журнала, два крупных и десятки мелких информационных агентств, полуправительственную радио- и телевещательную корпорацию Эн-Эйч-Кей, а также 103 коммерческие телекомпании и 68 коммерческих радиовещательных компаний. По суммарному тиражу ежедневных газет (68, 3 миллиона экземпляров) страна занимает 3-е место в мире. По количеству газет на душу населения (569 экземпляров на 1 тысячу человек) - 1-е место.

Важную роль в японских средствах массовой коммуникации играют информационные агентства, снабжающие новостями газеты, радио и телевидение. В стране два основных агентства - Киодо Цусин и Дзидзи Цусин, созданные в ноябре 1945 года вместо распущенного после поражения Японии во 2-ой мировой войне агентства Домэй Цусин.

Все японские периодические издания можно разделить на коммерческие, выпускаемые газетными компаниями и издательствами, и некоммерческие, издаваемые политическими партиями, профсоюзными организациями, ассоциациями, обществами. По географическому принципу и тиражу газеты Японии подразделяются на два основных типа: общенациональные и местные. Последние в свою очередь делятся на региональные и префектурные. Эта типология сложилась еще в начале XX века.

В стране имеется пять общенациональных ежедневных газет:

1. " Асахи Симбун", выходящая в Токио с 1888 года, в Осаке с 1879 года. Она издается компанией " Асахи симбунся" - " Восходящее солнце.

2. " Иомиури", выходящая в Токио с 1874 года. Издается компанией " Иомиури симбунся" - " Репортер".

3. " Нихон кэйдзай" - " Японская экономическая газета", издающаяся в Токио с 1876 года.

4. " Майнити" - " Ежедневная газета", которая выходит в Токио с 1872 года, в Осаке - с 1882 года. Она издается компанией " Майнити симбунся".

5. " Санкей симбун" - " Промышленно-экономическая газета". Она

издается в Токио и Осаке с 1933 года.

Ведущие общенациональные газеты сформировались к началу XX века. На " Асахи", " Иомиури", " Майнити" приходится почти половина суммарного тиража всех японских ежедневных газет. Объем каждой из них — 24 полосы утром (до 14 выпусков со сменными полосами) и 8-16 полос вечером (до 4 выпусков со сменными полосами). Эта большая тройка имеет издания на английском языке: " Асахи ивнинг ньюс", " Дейли Иомиури", " Майнити дейли ньюс".

> • Региональные газеты, как правило, распространяют свое влияние
сразу на несколько префектур. Таких изданий в стране три:

-309-


1. " Хоккайдо симбун" - " Северная газета ", издающаяся в Канадзаве и основанная в 1893 году.

2. " Тюнити симбун" - " Газета центральной Японии", печатающаяся в Нагое компанией " Тюбу Ниппон симбунся" с 1942 года.

3. " Ниси Нихон симбун" - " Газета западной Японии", выходящая в

Фукуоке с 1877 года. Это крупнейшее издание на острове Кюсю. Двести местных газет публикуют новости, а также рекламу, относящиеся к своим районам страны. Поэтому и выдерживают конкуренцию с общенациональными изданиями, выигрывая в оперативности подачи информации.

Политическую жизнь Японии определяет борьба шести основных партий:

1. Либерально-демократической партии (ЛДП) — главной силы консервативного лагеря (ее газета " Дзию минею", основана в 1955 году),

2. Коммунистической партии Японии (КПЯ), имеющей газету " Акахата", которая основана в 1928 году,

3. Социалистической партии Японии (СПЯ), ее журнал " Джапан соушелист ревыо",

4. Партии демократического социализма (ПДС),

5. Комэйто (Партия чистой политики),

6. Социал-демократического союза (СДС).

Политический ландшафт определяет свою газетную типологию. Поведенческие принципы японцев формируются под определенным воздействием социальной солидарности, на основе общности политических интересов, с учетом национальных традиций. Нормы устойчивой поддержки той или иной политической партии закладываются в сознание японцев еще на стадии " первичной политической социализации", в детстве, внутри семьи. Согласно исследованиям японских ученых, политическая ориентация родителей и степень ее последовательности становятся для подрастающего члена семьи нормой политического поведения, которая сохраняется надолго. Это можно проследить на примере ЛДП. В качестве правящей партии она была несменяема более 30 лет. Большое значение в ней имеют некоторые влиятельные фракции. Существуют неписанные нормы внутрифракционных и межфракционных отношений. Цементирующим элементом внутри фракции являются нормы товарищеской солидарности между ее членами. В этом проявляется четкое разделение японцами окружающей социальной среды на " своих" и " чужих", их готовность поступиться личными интересами ради групповых. Стабильно функционирует система норм взаимоотношений между фракциями. Количество мест в кабинете министров, предоставляемое той или иной фракции, обычно пропорционально самой фракции. Все это налагает свой отпечаток на типологию периодических изданий. Они делятся по своим

-310-


симпатиям в отношении тех или иных партий. Так складывается фадация в читательской аудитории.

Уже в начале XX века газеты Японии стремились представить все возможные социальные позиции, учитывали нужды и особенности аудитории. Типообразующими факторами стали: S характер аудитории; S целевое назначение газеты; •S содержание публикуемой информации.

По характеру аудитории, кроме общенациональных ежедневных, региональных, местных газет, формировались издания, рассчитанные на определенные общественные группы, различающиеся по характеру разделения труда между ними: издания для верующих, для мужчин и женщин, для молодежи, для землячества и т д.

Целевое назначение газеты определялось потребностями субъектов политики: органов государственного управления, партий, профсоюзов. В их числе и издания, реализующие задачи субъектов экономической деятельности.

По содержанию информации газеты делились на универсальные, .которые отражают все сферы жизни японского общества, на издания предметно-тематической специализации, на издания, содержащие преимущественно событийную информацию.

Периодичность, время выхода, формат издания — все это дополнительные типоформирующие факторы, которые принимались во внимание в начале XX века.

Большое значение имел процесс формирования коммерческих 1газетных компаний. Главными держателями акций " Асахи симбунся" являются семьи Мараяма и Уэно Деловые интересы семьи Мараяма не ограничиваются газетным бизнесом. Она выпускает также журналы, книги, контролирует телевизионную компанию " Нихон кёику тереби", радиокомпанию " Асахи хосо". Семья Мараяма имеет обширные связи в правительственных и деловых кругах. Тесные родственные связи у нее с руководством Японского банка. В сфере влияния концерна " Асахи ^симбунся" находятся Токио, Осака, Китакюсю, Нагоя, Саппоро, где компания издает утренние и вечерние газеты. Ей принадлежат, кроме " Асахи симбун" и " Асахи ивнинг ньюс", еженедельники " Сюкан асахи", " Асахи фафу", " Асахи спорт". Компания выпускает влиятельный в

•Японии ежеквартальный журнал " Джапан куотерли", несколько " ежемесячных журналов. Ряд ежегодных изданий.

Компания " Майнити симбунся" выпускает в свет несколько ^Десятков изданий, в том числе и со сменными полосами. Она издает, в

•^Лстности, на английском языке ежедневную газету " Майнити дейли ньюс", три еженедельника, три ежегодных издания, книги по науке, эвперагуре, искусству " Майнити симбунся" имеет разветвленную информационную сеть: более 300 филиалов и корреспондентских пунктов.

•Двя передачи информации используются более 100 линий телетайпной и

-311 -


радиотелетайпной связи. Информацию " Майнити симбунся" покупает большое число местных газет и радиотелевизионных станций.

Основное издание компании " Иомиури симбунся" газета " Иомиури симбун" выходит в Токио, Осаке, Саппоро суммарным тиражом более 9 миллионов экземпляров. Кроме того, компания выпускает ежедневно несколько провинциальных газет, газету на английском языке, еженедельные и ежемесячные журналы, владеет двумя телевизионными центрами. " Иомиури симбунся" контролирует несколько газет, которые формально являются самостоятельными.

В коммерческих газетных компаниях Японии трудится около 67 тысяч человек, в том числе почти 14 тысяч корреспондентов и репортеров. Большой вес имеет служба распространения тиражей. Она включает в свой состав свыше 23 тысяч агентов по распространению, нанимающих доставщиков, которых более 420 тысяч, в том числе 40% - школьники и студенты. Таким путем подписчики получают 92, 5% всего тиража газет и лишь 0, 6% - по почте. В розницу продается 6, 9% тиражей. Главным образом спортивных и специальных вечерних газет.

Основную читательскую аудиторию (43-50 процентов) " Асахи", " Иомиури ", " Майнити" составляет средняя и мелкая буржуазия, служащие и высококвалифицированные рабочие со средним уровнем доходов. Заметная доля читателей приходится на категорию менеджеров. Мелкие служащие, рабочие, крестьяне составляют 30-40 процентов аудитории.

Специфика журнального дела в Японии состоит в специализации малочисленных компаний на издании только журналов. Другая особенность — конъюнктура в японском журнальном мире. Ежегодно десятки изданий прекращают свое существование и одновременно возникают десятки новых.

По характеру читательской аудитории японские ежемесячные журналы (суммарный тираж - 2, 3 миллиарда экземпляров) подразделяются на: детские (27%), популярные (17%), для семьи (9, 1%), женские (7, 2%) и т.д. Еженедельники (суммарный тираж - 1, 6 миллиардов экземпляров) на. журналы общего назначения (31%), популярные (28%), детские (25%), женские (15%) и т.д. Детские журналы в общей сложности превышают четверть наименований всех журнальных изданий.

Особенно широким спросом у читателей пользуются выходящие массовым тиражом еженедельники " Сюкан асахи", " Санди майнити" Среди интеллигенции и политической общественности страны популярны журналы " Тюо корон", " Сэкай", " Бунгэй сюндзю". В них освещаются проблемы внутренней и внешней политики, вопросы культурной жизни, проблемы искусства и литературы. К числу наиболее осведомленных экономических журналов относятся еженедельники " Даямондо", " Экономисуто", ежемесячник " Кэйдзай хёрон".

Печать политических партий уступает по тиражам, объему полос коммерческой печати. Исключение составляет лишь газета " Акахата" — орган Компартии Японии Она подобна ежедневным коммерческим

-312-


газетам по массовости, наполненности информационным содержанием. Правившая длительное время Либерально-демократическая партия (ЛДП) занимается собственной издательской деятельностью гораздо меньше, чем традиционно оппозиционные политические партии. Ее печатные издания предназначены в основном для партийных организаций. Массовую пропаганду собственной политической линии правящая партия ведет через коммерческие органы печати, радио и телевидение.

Информационное агентство Киодо Цусин является кооперативным объединением ведущих японских газет и Японской радиовещательной корпорации Эн-Эйч-Кей. Штаб-квартира находится в Токио. Представляет подписчикам внутриполитическую, экономическую, научную, спортивную информацию на японском и английском языках. Распространяет международную информацию собственных корреспондентов, а также информацию иностранных агентств. Имеет соглашения с 35 агентствами мира, в том числе Ассошиэйтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернэшнл, ИТАР-ТАСС, Рейтер.

Киодо Цусин обслуживает в Японии свыше 70 ежедневных газет. В их числе 12 газет, не являющихся членами объединения, 42 частные радиокомпании, 50 иностранных агентств и газет. Снабжает клиентов фотоинформацией, кинофильмами новостей, записями на магнитофонной ленте. Имеет службу информации для судов, находящихся в плавании. Представляет ежедневно японским газетам информацию объемом 10-12 газетных полос японского текста, около 40 фото. Зарубежным клиентам передается до 45 тысяч слов на английском языке. Агентство имеет внутри страны 5 районных главных контор, 46 местных отделений и 43 информационных пункта, а также 29 отделений в крупнейших городах мира. В центральном аппарате агентства работает 1500 человек.

Дзидзи Цусин — второе по величине и значению информационное агентство Японии. Основано на акционерных началах. Также находится в Токио. Распространяет внутреннюю экономическую, политическую, научную, спортивную информацию, а также международную информацию собственных корреспондентов и иностранных агентств. Имеет соглашения с Рейтер, Юнайтед Пресс Интернэшнл, Франс Пресс, ИТАР-ТАСС и рядом других агентств. Оно обслуживает 107 японских и 48 зарубежных газет, радио и телевизионные компании, правительственные и частные учреждения. Дзидзи Цусин ежедневно передает до 100 тысяч строк (одна строка 5-7 слов информации) на японском, а также английском, испанском, китайском языках и до 50 фото. Агентство имеет внутри страны 75 отделений и корреспондентских пунктов, а также 30 отделений в различных странах мира. В центральном аппарате агентства работает более 1000 человек. Годовой доход агентства достигает 4 миллиардов иен.

Информационные агентства выполняют заказы газет в соответствии с их типологией. Но отношения с ними строятся достаточно противоречиво. Например, " Майнити" отказалась от услуг агентства Киодо Цусин. Также поступили " Асахи", " Иомиури". В мае 1965 года прекратила

-313-


контакты с Киодо Цусин компания " Санкэй симбун", которая вносила один из самых больших паевых взносов (145 миллионов иен). " Санкэй симбун" решила создать новое агентство или сотрудничать с агентством Дзидзи Цусин.

Киодо Цусин, укрепляя свои позиции, решило создать дочернее предприятие АНС (Азия Ньюс Сенте) с целью распространения информации о Японии в других странах Азии. Агентство рассчитывало на бюджетные источники финансирования. Но правительство отнеслось к этому замыслу сдержанно. В 1967 году Киодо Цусин заключило соглашение с агентством Ассошиэйтед Пресс и нью-йоркской компанией " Доу-Джонс" об исключительном праве распространять в Японии экономическую информацию, собираемую в Нью-Йорке.

Радиовещание в Японии существует с 1925 года, регулярные телевизионные передачи — с 1953 года. Замечу, что в 1960 году здесь появилось цветное телевидение. В отличие от большинства стран Западной Европы, в которых телевидение находится в основном в руках государственных учреждений, или от США, где подавляющее большинство станций - коммерческие, существующие за счет рекламы, в Японии к началу 70-х гг. XX века сформировался своеобразный симбиоз полугосударственного, общественного радио и телевидения, представленного прежде всего гигантской телерадиокорпорацией Эн-Эйч-Кей. Ее бюджет почти полностью образует абонентная плата, вносимая телезрителями, и мало чем уступающих Эн-Эйч-Кей по масштабам и месту в эфире частных компаний, торгующих своим эфирным временем и процветающих за счет рекламы. Крупнейшие из них имеют свои телесети, покрывающие практически все префектуры. В результате образовалась довольно стройная и стабильная общенациональная структура телевидения.

Постоянная конкуренция, борьба за место в эфире, за коммерческую рекламу заставляет участников телебизнеса заботиться о расширении своего дела, его качественном совершенствовании, техническом прогрессе, об оказании новых услуг телезрителям и радиослушателям, у которых богатый выбор каналов и программ. В Токио, например, помимо Эн-Эйч-Кей действуют четыре крупные вещательные компании, ведутся телевизионные передачи по семи обычным и трем спутниковым каналам. Широкое развитие не только в столице, но и во многих крупных городах получили передачи кабельного телевидения.

Телевидение (в гораздо меньшей степени радио) играет большую роль в быту японцев, занимая до % их свободного времени.

Велико значение телевидения в политической жизни, хотя законы и требуют от него соблюдения нейтральности и надпартийности. Телевидение общественной корпорации Эн-Эйч-Кей обязано предоставлять кандидатам в депутаты парламента равное время (5 минут) для предвыборного выступления. Эн-Эйч-Кей и коммерческие станции транслируют парламентские дебаты в виде сравнительно коротких сводок,

-314-


дайджестов. Много времени отводится выпускам новостей и информационным программам.

Передачи, подобно журнальным публикациям, строятся в расчете на категории телезрителей, для детей, молодежи, людей зрелого возраста, стариков. Преобладает демографический подход. Последовательно утверждается авторитет общественного мнения. Человеку внушается мысль о необходимости умаления собственного " Я". Взаимоотношение " благодеяние" - " долг", утверждение благожелательного отношения к своей социальной группе, традиции, унаследованные от средневековья, постоянно находятся в центре телепередач.


Поделиться:



Популярное:

  1. A.- СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
  2. D.3. Системы эконометрических уравнений
  3. I. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты в ЧС.
  4. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  5. I.Расчет подающих трубопроводов системы горячего водоснабжения при отсутствии циркуляции.
  6. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  7. III. Системы теплоснабжения и отопления
  8. IV. Движение поездов при неисправности электрожезловой системы и порядок регулировки количества жезлов в жезловых аппаратах
  9. IV. Основные способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
  10. V Криминалистическое исследование видео- и фонограмм, средств видео- и звукозаписи и информации, зафиксированной с их помощью.
  11. V1: 2. Основные этапы становления и развития финансовой системы России
  12. V2: 2.1 Становление и развитие финансовой системы России до сер. ХIХ в


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1469; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь