Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Интерпретация информации в журналистской практике Греции
После первой мировой войны в Греции возникло сильное антимонархическое движение. В 1924 году эта страна была провозглашена республикой. Но в 1935 году монархия вновь была в ней реставрирована. В годы второй мировой войны Греция была оккупирована фашистскими войсками Германии. Это произошло 6 апреля 1941 года. А освобождена страна была английскими войсками 4 октября 1944 года. Реакционные силы смогли развернуть в стране массовый террор. 3 декабря 1944 года была расстреляна мирная демонстрация 500 тысяч афинян. А 1 сентября 1946 года в результате фальсифицированного плебисцита на трон вернулся Георг II. В стране развернулась гражданская война. 21 апреля 1967 года греческая реакционная военная верхушка совершила государственный переворот. К власти пришли так называемые " черные полковники". Стал утверждаться реакционный режим. Особенно тяжелые репрессии коснулись участников студенческой демонстрации, которая состоялась осенью 1973 года. В июле 1974 года хунту удалось отстранить от власти. Была предпринята попытка реставрации монархии с -237- помощью референдума, состоявшегося в декабре 1974 года. Но она провалилась. Новая конституция страны была принята 1975 году. Греция стала президентской республикой. С 1952 года Греция является членом НАТО. Правительство страны предоставило свою территорию под американские и натовские военные базы. С 1981 года она стала десятым членом ЕЭС. Сейчас в стране действует ряд партий различных политических направлений. Среди них Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), " Новая демократия", " Единая демократическая левая", партия либеральной буржуазии " Союз демократического центра", Коммунистическая партия, созданная в 1918 году. Периодическая печать в Греции появилась во второй половине XIX века. Историческое своеобразие страны было разносторонне использовано греческой журналистикой. Она учитывала, например, особенности философских школ Древней Греции. Один из их ярких представителей - Сократ (469- 399 гг.до н.э.). Он относится к числу родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ был обвинен в " поклонении новым божествам" и " развращении молодежи". По решению суда мудрец был казнен. Он принял яд цикуты. Сократ излагал свое учение устно. Считал целью философии самопознание, которое является способом постижения истинного блага. Согласно учению Сократа добродетель есть знание. Учениками этого мудреца стали Ксенофонт и Платон. Платон интенсивно разрабатывал диалектику, являясь сторонником объективного идеализма. Он считал, что идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего переходящего и изменчивого бытия. Учение Платона об идеальном государстве основано на учете взаимодействия иерархии трех сословий: правителей-мудрецов, воинов и чиновников. Платон был умен и красноречив. Но жить в нищете, как Сократ, он не считал нужным. Богатые греки подарили ему участок земли, построили на нем дом. Туда ходили многие из знатных людей, но бедные к Платону не могли попасть. Эта школа называлась Академией. Появилась она около 287 г. до н.э. А была закрыта императором Юстинианом как оплот язычества в 529 г. до н.э. Еще одним учеником Сократа считается Антисфен (около 444 -около 365 гг. до н.э.) Он стал основателем школы киников. Примкнувшие к ней философы отстаивали право личности на безграничную духовную свободу, относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным связям, обычаям и установлениям культуры. Сам Антисфен вел аскетический образ жизни, проповедовал отказ от каких-либо потребностей, высказывал мысль о пассивном отношении к действительности (автаркия). К числу учеников Антисфена относится Диоген Синопский. Он жил около 400 - около 325 гг. до н.э. Это философ-киник. Практиковал крайний -238- аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства. По преданиям, например, он жил в бочке. Зимой ходил босиком по льду, летом валялся голым на раскаленном песке. Одеждой его был лишь плащ. Питался философ подаяниями. Рассказывают, что когда Александр Македонский, бывший учеником самого Аристотеля, захватил Афины, он пришел к Диогену послушать рассуждения мыслителя о мире. Речи философа так понравились полководцу, что он обещал исполнить любое желание мудреца. А Диоген ответил: " Отойди. Ты загораживаешь мне Солнце! ". Однажды Диоген решил побывать на острове Эгину, где жили его ученики - отец с двумя сыновьями. Но судно, на котором он плыл, захватили морские разбойники. Диогена привезли на остров Крит, где продали в рабство. Купил его Ксениад и решил взять в дом в качестве воспитателя собственных детей. Так сказать, в роли дядьки. Ксениад относился с большим уважением к Диогену. И тот платил хозяину искренней признательностью. У Диогена всегда была возможность поразмышлять. А это рождало желание писать. - Но на чем же я буду писать? - размышлял философ-раб. - У меня нет ни вощеных дощечек, ни кожи; хоть бы плоский камень или кость, -ничего такого у меня нет. Слышал я, что можно на песке писать, только жаль скоро сотрется. Впрочем, я знаю много таких писак, которым бы, действительно, следовало писать на песке для того, чтобы поскорее пропали их никому не нужные сочинения. Ведь обходились же в старину без всяких этих приспособлений. Отчего же теперь нельзя? Прежде, правда, немного писали, - писали только то, что нужно и важно, а теперь все.думают как бы побольше написать. Да все без толку. Как же быть? Писать-то мне хочется? Ах я, простофиля! Ведь на стенах моего жилища ничего не висит: ни картин, ни портретов и никаких украшений; вот я возьму уголек и стану писать на стене, сколько хватит места. Приходит раз к Диогену его хозяин Ксениад и видит - все стены исписаны. Догадался, пошел в город, купил костяные таблицы или дощечки, роскошно отделанные, и подарил Диогену. Диоген взял их и сказал: - Спасибо тебе, Ксениад; если ты хочешь, чтобы я на этих дощечках писал, я могу сделать тебе одолжение. Видно, тебе хочется сохранить у себя мои бредни, - дело твое. А за внимание спасибо. Будь по-твоему. И стал он писать на костяных дощечках. Раз, когда Диоген выходил из общественной бани, кто-то спросил его: - Много ли там людей? - Народу много, а людей, настоящих людей не видал.. Однажды Диоген днем зажег фонарь и пошел с ним по улицам города. Ходит, во все закоулки заглядывает, будто чего-то ищет. Остановили его и спрашивают: " Чего ты ищешь? ". Он с грустью ответил: " Я ищу человека". С тех пор и пошла поговорка, когда хотят сказать: -239-
" редкий человек, другого такого не найти", про него говорят: " такого человека днем с фонарем не сыщешь" Знатные люди говорили о Диогене, что он живет как собака. Эта кличка к нему прилипла. Люди спрашивали Диогена: - Почему тебя называют собакой? Он шутливо отвечал: - Оттого, что я лаю на праздных и огрызаюсь на злых. Так за ним и осталось это прозвище - " Собака", по гречески " Цион"; а потом и учеников Диогена стали называть " циниками". Те из учеников Диогена, которые не поняли как следует его учения, своей грубостью и неряшливостью в делах и словах заслужили общее презрение, так что слово " циник" стало потом бранным и сохранилось таким до нашего времени. Греческой цивилизации человечество обязано многими словообразованиями. Большое значение имел литературный опыт древних греков. И особенно греческая трагедия. Важную роль в развитии и совершенствовании этого жанра сыграли такие драматурги, как Эсхил, Софокл, Эврипид. Для своих произведений они выбирали мифологическую основу. В разработке литературных сюжетов им помогало то, что многие греческие сказания существовали в разных версиях, из которых можно было выбрать любую, подходящую к замыслу создателя конкретного произведения. Автор свободно мог вводить в свою трагедию самые разнообразные, им самим придуманные, варианты и подробности. Этим пользовался еще легендарный древне-греческий эпический поэт Гомер, которому со времен античной традиции приписывается авторство " Илиады", " Одиссеи" и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Также пользовался мифами и Гесиод, автор " Теогонии" Трагедия Эсхила " Персы" была поставлена в 472 году до н.э. через 8 лет после похода на Грецию персидского царя Ксеркса. Тема, как видим, не мифологическая. Она рождена современными для драматурга событиями. Автору произведения удалось показать глубокий патриотизм греков, твердое сознание превосходства государственного устройства Афин над восточной монархией. Ненависть к деспотизму и тирании Эсхил особенно хорошо выразил в трагедии " Прикованный Прометей", где благодетелю человечества, пробудившему людей к сознательной жизни, противопоставлен Зевс, который одолевает Прометея при помощи " Власти" и " Насилия". В трагедиях Софокла выдвигаются проблемы человеческой личности. Софокл, показывая людей такими, каковы они есть, стремился изображать их такими, какими они должны быть. Он тонко раскрывает психологию человека. Одна из величайших его удач - трагедия " Эдип-царь".
Эврипид же исходил из желания показать людей такими, каковы они есть, а не какими должны быть. Характерна в этом смысле его трагедия " Ион". В молодом Ионе Эврипид дает образ не героя древнего мифа, а своего современника. Ион сомневается, что его отцом мог быть бог. Он возмущается богами, попирающими те законы, по которым они заставляют жить людей. Подчеркивается мысль, что в доме тирана, боящегося хороших людей и окружающего себя негодяями, нет никакой радости. Есть в греческом языке слово " софия". Оно означает " мудрость" или " умение". " Софистами" именовались люди, обладавшие " софией" в науке либо в искусстве. Представители древней софистики, философского течения V века до н.э., стремясь " наставлять в мудрости", часто выступали с публичными чтениями, разъезжая по городам Греции. " Софистами" были и авторы греческих романов, пять из которых дошли до нашего времени, сохранившись в средневековых рукописях. Это " Повесть о любви Херея и Каллирон" Харитона, " Эфесская повесть, или Габроком и Антия" Ксенофонта Эфесского, " Левкиппа и Клитофонт" Ахилла Татия, " Дафнис и Хариклея" Гелиодра. В каждом романе, рассказывающем о различных злоключениях любящей пары, обязательны три мотива: мгновенно вспыхнувшая влюбленность, гнев оскорбленного божества или божественного промысла, разлучающего влюбленных, и верная любовь. Творческие традиции древних греков наложили свой отпечаток на формировавшуюся в стране в XIX веке национальную школу журналистики. Публицистические тексты сразу, как только стали готовиться, отсылали читателя к историческим событиям, образам, героям. Старейшей газетой Греции считается ежедневная утренняя газета " Акрополис" (" Акрополь" ), которая издается с 1881 года в Афинах. Она придерживается в политике правого направления. С 1898 года выпускается газета " Эстия" (" Очаг" ). Это ежедневная вечерняя газета. Она тоже выходит в Афинах. Относится к числу крайне реакционных периодических изданий. Общенациональное распространение традиционно имеют афинские издания. В стране насчитывается 26 крупнейших газет и журналов. Только в Афинах издаются более 20 ежедневных национальных газет, в Салониках — 3, в том числе " Македония", основанная в 1911 году и имеющая тираж 47, 9 тысяч экземпляров, " Эллиникос воррас" (" Греческий север" ), созданная в 1935 году, утренняя газета, тиражом 14, 5 тысяч экземпляров, " Салоники", выходящая с 1963 года, вечернее издание, тиражом 36 тысяч экземпляров. В Патрасе издается газета " Пелопонессос", увидевшая свет еще 1886 году, ее тираж 6 тысяч экземпляров. Общий разовый тираж ежедневных газет страны свыше 1 млн. экземпляров. Вечерние газеты более популярны, чем дневные. Часть греческих печатных органов близка к различным политическим партиям. Так, газеты " Неа" (" Новости" ), основанная в 1981 году с тиражом 155 тысяч экземпляров, " Эскормиси" (" Наступление" ) с -241- тиражом 5-7 тысяч экземпляров, " Этнос" (" Нация" ), выходящая с 1981 года В 1908 году была основана газета " Ризос" (" Радикал" ). Она выражала левые идеи. Таким же был информационный курс газеты " Ризоспастис", которая стала выходить с 1921 года. С этого же года издавался ежемесячный политико-теоретический журнал " Коммунистики эпитеориси" (" Коммунистическое политобразование" ). В системе буржуазной прессы Греции особое место занимает газета Большим влиянием в Греции пользуется и газета " Этнос" (" Нация" ). Ее редакция умело пользуется социальной, научно-познавательной, экономической, духовной информацией, используя приемы как журналистики факта, так и журналистики мнений. Но приемы и методы интерпретации информации в прессе Греции используются не только прогрессивные. В ход идет порой и полуправда, и инсинуации. Широко распространена диффамация. Много значат сенсации и сенсационность. Наиболее противоречивы информационные процессы, связанные с характеристикой деятельности политических партий. Они рассчитаны на дифференциацию аудитории. Часто материалы газет -242- основываются на фальшивой аргументации, наклеивании ярлыков, двусторонней аргументации, " блистательной неопределенности" и т.д. Используются приемы " простонародности", " подтасовки карт", внушения и " аргументации к публике". Если говорить о ключевых особенностях работы газетчика, журналистики Греции, то можно выделить следующие из них: 1. Политическая атмосфера в Греции противоречива, сложна. Это видно по характеру газет. Из 20-и ведущих 6 являются правыми, крайне правыми и крайне реакционными. Любые общественно-политические события, имеющие демократическое содержание, эти издания подают в мрачных, унылых тонах. 2. Работа журналиста носит заказной, строго регламентированный характер. Все зависит от того, к какой редакции он имеет отношение. 3. Политическая позиция журналиста часто определяет его интерес к информационной проблематике. Некоторые события не получают отражения в печати из-за отсутствия интереса к ним со стороны СМИ. Кое-что просто замалчивается. 4. Интерпретация новостных событий носит виртуозный характер, когда черное может быть превращено в белое, и наоборот. Выделяются соответствующие смысловые звенья события. Известно, что в любом хорошем явлении есть элементы чего-то плохого, в плохом - хорошего. Журналист сосредоточит внимание на том, что должен сфокусировать, подать выпукло. 5. Негативная информация преобладает над позитивной. Такова общая тенденция. Считается, что о скандальных событиях читатель узнает с большим удовольствием, чем о положительных, либо просто нормальных. 6. В ходу слухи, сплетни. 7. Случается диффамация. Распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан, частое явление. 8. В получении информации греческие журналисты используют различные средства, не ограничивая себя строгими этическими нормами. 9. Журналисты поддаются на подкуп. Нужную информацию заинтересованные силы могут " протащить" за деньги. 10. Личная версия развития события может быть выдвинута журналистом. Он берет на себя роль провидца, оракула. Может фантазировать сколько угодно... 11.Много значит язык. При стремлении к дезинформации оправдывают себя двусмысленности, иносказания, намеки, вольные метафоры, чем и пользуются при необходимости греческие журналисты. 12.3римость, наглядность информационного повествования. Всего в Греции 17 издательств. Имеется и государственное издательство. Существуют две федерации издателей. Важную роль играет газетная группа семьи Ламбракис. Ей принадлежат выходящие в Афинах -243- еженедельная воскресная либеральная газета " Вима" (" Трибуна" ), основанная в 1922 году, тираж - 35 тысяч экземпляров, и ежедневная вечерняя газета " Неа" (" Новости" ). Собственностью этой группы являются также еженедельники " Икономикос тахидромос" (" Экономический курьер" ), основанный в 1926 году и имеющий тираж 17 тысяч экземпляров, политико-общественный " Тахидромос" (" Курьер" ), выходящий с 1953 года тиражом 177 тысяч экземпляров, спортивный " Омада" (" Команда" ). Группу поддерживает и крупный греческий промышленник Атанасиадис Бодосакис. Крупным издателем считается Г.Ливидис. Он выпускает в Афинах утреннюю газету " Акрополис", основанную в 1881 году с тиражом 50, 8 тысяч экземпляров. Она отличается разнообразием публикуемой информации. Журналисты этого издания умело используют легенды и мифы Древней Греции. Ссылки на богов Зевса, его супругу Геру, Апполона, его сестру Артемиду, разного рода аналогии, связанные с ними, характерны для публикаций " Акрополиса". Такого же подхода придерживается и вечерняя газета " Апогевматини", которая принадлежит издателю Георгиосу Хаджиконстантину. Существенное влияние на информационный рынок Греции оказывают издатели П.Коккас, выпускающий в Афинах утреннюю газету " Элефтери ора" (" Свободный час" ), К.Киру, владелец газеты " Эстия" (" Очаг" ), И.Валидис, издающий в Салониках ежедневную утреннюю газету " Македония". Собственностью газетной группы семьи Влахоо является утренняя газета " Катимерини", крупный иллюстрированный журнал " Иконес", двухнедельный журнал " Экологи". Некоторое время назад газета " Катимерини" (" Ежедневная" ) перешла в руки владельцу журнального треста " Грамми А.Е." Георгиесу Коскотасу. Он является крупным промышленником, управляющим банком Крита. В тоже время это один из магнатов греческой прессы. Издательская группа " Грамми А.Е." контролирует 5 журналов и 3 газеты (" 24 орэс" - " 24 часа", " Катимерини" - " Ежедневная", " Врадини" -" Вечерняя" ). Ей принадлежит радиостанция " Скай 1004". Она начала вещание с сентября 1988 года. Для своих изданий Георгес Коскотас построил в Афинах " Дворец печати" с самым современным оборудованием и технологией. После громкого скандала, связанного с мошенничеством Георгеса Коскотаса в банке Крита, ему пришлось в ноябре 1988 года тайно покинуть Грецию и сдаться властям США. Радиовещание в этом балканском государстве осуществляется с 1938 года. Пробные телепрограммы стали транслироваться в 1965 году в Афинах. Передачи велись по двум программам. В 1985 году в стране было 4 млн. радиоприемников и 1, 7 млн. телевизоров. В Греции работает 17 телевизионных передатчиков. Согласно Конституции 1975 года, радиовещание и телевидение находятся под прямым управлением государства. В 1987 году начали передавать свои программы 10 новых муниципальных радиостанций. Одним из первых стало муниципальное -244- радио Афин. В 1989 году греческим парламент принял закон, В стране действуют три основные радиотелевизионные компании. 1. " Эллиники Радиофония Тилеорасси" (" Греческое национальное радио и телевидение" ). Это полугосударственное акционерное общество, действующее с 1939 года и преобразованное в ноябре 1975 года. Контролируется генеральным секретариатом по печати и информации. 2. ERT — 4. Осуществляет вещание из 14 населенных пунктов страны. 3. ЕТ - 2, основанная в 1967 году. Ведет телевещание из Афин. В Афинах есть бюро 12 иностранных агентств, включая АФТ, АП, ДПА, Рейтер, ЮПИ, ИТАР-ТАСС, АПН, Синьхуа и т.д. В Греции имеются две Ассоциации работников печати. Союз журналистов афинских ежедневных газет, существующий с 1914 года. Он насчитывает 918 членов. И Союз сотрудников журналов и еженедельников, объединяющий 220 членов, а также " Ассоциация зарубежной прессы в Греции" Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1591; Нарушение авторского права страницы