Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Модуль 2. «Становление онтологии как учения о бытии. Движение, пространство и время как формы самоорганизации бытия»




Тема «Онтология как учение о бытии»

1. Понятие «бытие». Исторические этапы его формирования.

2. Монистические и плюралистические концепции бытия.

3. Пространство, время и движение как формы самоорганизации бытия.

 

1. Важнейшей проблемой философии является создание картины мира. Ее исследование предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов – «мир» и «картина мира».

Понятие «мир» различают в двух значениях:

– в конкретно-научном речь идет о той реальности, которая составляет предмет исследования конкретных научных дисциплин.

– в философском смысле речь идет о мире в целом, состоящем из бесконечного многообразия вещей и процессов и общего, что объединяет реальные предметы.

1) отражает упрощенный, схематизированный образ действительности;

2) обозначает интегративную систему представлений о мире, которая вырабатывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных областях научного исследования;

3) предполагает наличие элементов, которые соответствуют объективной реальности и позволяют отождествлять эту картину с самим миром. С их помощью мир отражается упрощенно и схематизированно. К данным элементам относятся представления:

– о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все объекты;

– о типологии изучаемых объектов;

– об общих закономерностях их взаимодействия;

– о пространственно-временной структуре реальности.

Например, согласно механической картине мир, сложившейся во второй половине XVII века, состоял из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществлялось как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещались в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Аналогично в физике утвердилась электродинамическая картина мира и квантово-релятивистская картина физической реальности. Каждая картина мира включает в себя фундаментальные теории. Так, с механической картиной мира были связаны фундаментальные теоретические схемы, лежащие в основании ньютоновской механики, термодинамики, электродинамики Ампера. С электродинамической картиной физического мира соотносились теоретические схемы электродинамики Максвелла-Лоренца и механики Герца. Современная квантово-релятивистская картина мира объединяет все накопленное многообразие фундаментальных физических теорий, классическую и квантовую механику, специальную и общую теорию относительности, термодинамику, классическую и квантовую электродинамику.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория «бытия». Бытие — самое широкое и самое абстрактное понятие. Бытие — означает наличествовать, существовать. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Впервые категорию "бытие" ввели древнегреческие философы. Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который развивается. Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами – атомами, в отличие от Парменида и Гераклита, которые под бытием понимали весь мир. Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом, а в результате свел бытие к бестелесному созданию - идее. Платон противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям - бытию идей. Аристотель отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).

Итак, взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире - вечных, бестелесных идеях.



В XVII-XVIII вв. бытие стало рассматриваться как материальная (вещественная) реальность, как природа, которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная система, в которой происходят только механические изменения. Это были физикалистские представления о бытии.

Новый подход к пониманию бытия получил в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). Для них характерна абсолютизация

духовного мира человека. Но положительным моментом при этом явилось то, что духовный мир человека (и сам человек с его сознанием и самосознанием) был включен в структуру бытия. Такое видение проблемы бытия характерно и для не-которых современных философских систем экзистенциализма, в которых раскрывается приоритет сознания над материальным бытием.

Марксистская философия рассматривает проблему бытия многогранно. В содержание этого понятия входят материальный мир (вещественный и предметный), социальные процессы (общественное бытие и общественное сознание) и творческие акты (память, чувство, воля, идеальное моделирование). Бытие - это философская категория, которая обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек с его духовным миром). Таким образом, марксистская философия не сводит проблему бытия ни к предметно-вещественному (чувственному) миру, ни к сознанию человека (объективно-идеалистический подход), признается не только единство нескольких уровней бытия, но и первичность природного (материального бытия) в рамках основного вопроса философии.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. «Субстанция» — это первооснова всего существующего.

 

2. Можно выделить три подхода к пониманию сущности субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. В истории философии преобладал монистический подход, выраженный в двух основных формах. Материалистический монизм признает в качестве первоосновы мира материю (Гераклит, Демокрит). Идеалистический монизм под субстанцией понимает сознание индивида, всемирный разум, абсолютную идею (Платон, Спиноза)

Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала (позиция Р. Декарта). Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т.е. материальное и идеальное.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.

Имеется, кроме того, действительность, которая существуют не в объективной, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Итак, бытие – это целостная, беспредельно существующая реальность, все то, что существует. Категория бытия является предельно общей абстракцией и объединяет по признаку существования разнообразные явления и предметы мира.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии.

В проблеме бытия можно выделить два аспекта:

– вопрос о том, в каких основных формах существует бытие;

– вопрос о соотношении форм друг с другом.

Несмотря на огромное многообразие предметов и явлений окружающего мира, в их классификации можно выделить две разновидности основных форм: материальные и духовные.

Для материальных форм бытия характерны такие свойства, как телесность, протяженность, они существуют как объективная реальность, данная в ощущениях, они воспринимаемы, осязаемы, проявляют себя непосредственно, познаваемы конкретно чувственно и рационально.

Для идеальных (духовных) форм бытия характерно то, что они не обладают свойствами телесности, протяженности, проявляют себя опосредованно, связаны с активной ответной реакцией организма на имеющие и внутренние воздействия.

Уровни проявления материальных и духовных форм бытия отражаются в понятиях: Космос, Вселенная, природа, общество, человек.

В материальных формах бытия:

– космос представляет собой мир как структурно-организованное, упорядоченное, беспредельное и вечное целое;

– Вселенная есть часть Космоса, доступная восприятию и исследованию;

– природа — это все то, что вокруг нас существует, в узком смысле — окружающая человека неорганическая и органическая среда;

– общество представляет собой продукт взаимодействия людей, совокупность общественных отношений;

– человек выступает и как тело природы, и как продукт общественного бытия.

Выделяются также духовные формы бытия, которые существуют реально, но не обладают протяженностью, телесностью, а проявляют себя в активной ответной реакции, познании, самопознании, мысленном представлении.

В духовных формах бытия:

– деятельность человека обычно ассоциируется с понятиями психики, мышления, сознания, души, субъективного духа и т.д.

– общество соотносится с такими понятиями, как общественное сознание, общественная психология, идеология, архетипы.

– природа проявляется в раздражимости, чувственности, ощущениях, психике, которые лежат в основе их активного поведения и отражения действительности.

Вселенной и Космосе гипотетически существуют в виде духов, богов, демиурга (творцы), космического разума, ума, абсолюта, абсолютной идеи, мирового духа и т.д.

Итак, основными видами проявления бытия являются его материальные и духовные формы.

Следующая основная проблема, которую ставит онтология, как учение о бытии, это вопрос о том, как они соотносятся друг с другом, есть ли в их соотношении что-то первичное, исходное, основополагающее?

В попытках ответить на вопрос о том, что первично — материальное или идеальное, в истории философии возникли два противоположных направления — материализм и идеализм. С точки зрения материализма, первопричиной, первоосновой, субстанцией является материя, а дух, мышление, сознание — продукт ее развития. По мнению представителей идеализма, наоборот, — первично духовное начало, а материя есть продукт его развития.

Современная точка зрения - материальные и духовные формы бытия находятся в диалектической взаимосвязи. Различные философские направления (материализм и идеализм) берут за объект исследования те или иные формы бытия, отражая их в понятиях материального и духовного.

 

3. Пространство и время всегда интересовали человека, поскольку одновременно выступали некой внешней силой, давлеющей над ним, и являлись мощным субъективным фактором.

Пространство и время – философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, отражающие их со-бытие (сосуществование в пространстве) и процессы смены их друг другом, продолжительность бытия (сосуществование во времени). Основополагающие категории в любой мировоззренческой системе и объяснительной картине мира. Определение хотя бы в общем приближении масштабов в пространстве и динамики во времени тех или иных природных и социальных процессов позволяет представить фундаментальные параметры бытия и является необходимым условием не только постижения мира человеком, но и осознания им самого себя.

В истории культуры пространство изначально противостоит хаосу или пустоте как нечто оформленное (мифы). Пространство – особым образом организованная совокупность объектов. Для него характерно развертывание относительно какой-то оси (ширь, открытость). Пространство состоит из частей и упорядоченно определенным образом, поэтому его познание возможно с помощью анализа и синтеза. (В годовом ритуале расчленения жертвы и его последующего соединения при наступлении нового года). Культурная обусловленность восприятия пространства прослеживается во все эпохи (например, средневековье).

Проблема времени связана с прерыванием индивидуального времени человека. В мифологии Крон как образ неумолимого серпа времени, всепожирающей силы. Фигура первопредка в линейном времени первобытности. Циклическое время. Зарождение линейного времени как индивидуального времени человека. В истории философии различают «объективное» время, фиксирующееся соразмерно процессам в микромире или ритмам движения небесных тел и «субъективное» время, связанное с его осознанием людьми. В современной философии доминирует понимание времени как условия возможности, предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе. Утверждается, что время отсутствует и в субъекте, и в объекте, и «вовне», и «внутри» (Хайдеггер).

Таким образом, мы видим множественность трактовок пространства и времени. Пространство: как абсолютная протяженность, как пустота, протяженность материи и эфира, форма бытия материи, порядок сосуществования и взаимного расположения объектов, комплекс ощущений, априорная форма чувственного созерцания. Время: субстанция, как непрерывность и текучесть, как неизменность, как длительность существования, форма бытия материи, форма проявления абсолютной вечности, свойство вещей и последовательность событий, априорная форма чувственного созерцания.

В истории философии сформировались противоположные подходы в трактовке пространства и времени:

1. Это формы бытия, которые полностью автономны от явлений и вещных систем, которые в них «помещены», существуют и являются. Так, в субстанциональной концепции пространство и время – особого рода сущности, нетелесные субстанции, существующие независимо др. от др. и от других объектов, но оказывающие на них существенное влияние. И. Ньютон.

2. Это внутренние характеристики природно-социальных систем, которые задаются их взаимодействием, обусловлены их природой и характером. В реляционной концепции переосмыслены философской традицией Р.Декарта и физикой ХХ века. Теория относительности Эйнштейна. Изменяется смысл пространства и времени. Они относительны и зависят от разных систем отсчета. Имеют смысл только для определения порядка событий, связанных с материальными взаимодействиями. Они едины, взаимосвязаны. Производны от физического события. Т.е., не являются сами по себе физическими реальностями. Единый пространственно-временной континуум задает многомерные характеристики и интерпретации бытия.

Т.о., это важнейшие атрибуты бытия, на конкретном уровне представляющие собой системы физических отношений между объектами. Время – мера, фиксирующая изменение состояний развивающихся объектов. Может быть применима к любым природным системам. Но специфику протекания временных процессов задают особенности самой системы, а не параметры той науки, которая изучает систему.

Пространство, выражая свойства протяженности, интерпретируется конкретной системой. Поэтому в физике описание мира по его пространственно-временным характеристикам представляет собой очень абстрактную идеальную модель, свойства которой не отражают разнообразные состояния мира.

Т.о., подтверждается отсутствие единообразного мира, который есть единство различных структурных уровней, описывающихся разными локальными картинами мира и разными конкретными науками.

Важны субъективные переживания человеком пространственно-временных отношений в культурно-историческом контексте. В современном мире интерес к проблеме социального пространства и времени обусловлен существенными различиями в культурных представлениях о них. Мы наблюдаем одновременно резкое сужение пространства идентичности до узколокального (кланового, корпоративного, этноцентричного) и усиление глобалистских тенденций. В результате усиливается тенденция разрушения смыслового единства между прошлым, настоящим и будущим. Смысловое единство пространственно-временного континуума (Бахтин, «хронотоп»).

Идея становления, движения, изменения и развития бытия прошла через всю историю философии:

В древнекитайской философии о всеобщности движения писал Лао-Цзы, с точки зрения которого «все сущее в мире рождается из бытия, а бытие рождается из небытия».

В древнегреческой философии взгляд на движение как всеобщий атрибут материи высказал Гераклит в известных изречениях: «Все течет, все изменяется»; «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (16, с. 49).

В философии Нового времени господствовал метафизический взгляд на движение, отождествляющий его с механическим перемещением тел друг относительно друга в пространстве. Диалектический взгляд на движение в философии XVIII в. развивает немецкий философ Гегель, который рассматривал движение не как простое пространственное перемещение, а как «жизненность», «деятельность», «импульс» абсолютной идеи, при этом ис-точником движения является, по Гегелю, внутреннее противоречие (единство и борьба внутренних противоположностей).

В XIX в. большим вкладом в утверждение идеи развития явились три великих открытия (закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Дарвина), которые подтверждали не только многообразие форм движения, но и их единство, взаимосвязь, взаимопереход как основу бесконечности и вечности мира.

В философии субъективного идеализма XVIII-XIX вв. (Д.Юм, Д.Беркли, Р.Авенариус, Э.Мах), а также экзистенциализма XX в. объектом исследования являлось изменение, движение субъективной духовной реальности (ощущений, переживаний, человеческой экзистенции, самости).

Таким образом, проблема анализа движения, изменения, развития рассматривалась как материализмом, так и идеализмом.

Категория «движения» – одна из важнейших в философии. Под движением понимаются любые изменения материи

Движение как способ существования бытия охватывает собой любые его изменения. Коренной причиной этих изменений является взаимосвязь, в результате которой свойства одних предметов и явлений проявляются в других, взаимно изменяя друг друга.

Всеобщими свойствами движения являются:

1. Объективность.

2. Противоречивость.

3. Бесконечность и вечность.

Объективность движения находит отражение в неразрывной связи материи и движения, ибо нет движения вообще как такового, самого по себе, а есть лишь изменение различных форм бытия, материальных или духовных, объективных или субъективных, земных или космических, телесных, вещественных или полевых, энергетических, вакуумных и т. д.

Противоречивость движения состоит в том, что оно представляет собой единство абсолютности и относительности. Абсолютность движения проявляется в его всеобщности как универсальной формы, способа существования бытия, в том, что оно охватывает все происходящие во Вселенной процессы, начиная от простого перемещения, кончая мышлением. Относительность движения проявляется в том, что не существует движения как такового вообще, а существуют конкретные, относительные формы движения бытия, которые определяются его структурой.

Противоречивость движения проявляется также в том, что оно представляет собой единство устойчивости и изменчивости. Без этого единства движения не было бы вообще, так как движение — это изменение, а изменяться могут лишь относительно-устойчивые состояния. Без относительной устойчивости, равновесия, покоя не было бы движения, ибо они выступают как моменты движения.

Относительность покоя состоит в том, что в покое могут находиться отдельные состояния, формы бытия, но не весь мир в целом. Кроме того, тело может находиться в состоянии покоя относительно той или иной (например, механической) формы движения, но не в состоянии покоя вообще. Относительность механического покоя заключается в том, что тело может находиться в состоянии покоя относительно одной системы координат (например, Земли), но двигаться относительно другой (Солнца). Итак, покой, равновесие, устойчивость — относительны, изменение — абсолютно.

Наиболее глубоко противоречивость движения проявляется в единстве прерывности и непрерывности. Движение представляет собой единство прерывности и непрерывности — движущееся тело находится в данной точке (или состоянии) и одновременно не находится в ней. Постоянное возникновение и разрешение этого противоречия под влиянием внешних и внутренних взаимодействий и есть движение.

Следующими всеобщими свойствами движения являются его бесконечность и вечность. Под бесконечностью движения понимаются его количественная и качественная стороны.

Под количественной стороной бесконечности понимается наличие различных форм движения, в основе которого лежит бесконечное многообразие структурной организации бытия — механической, физической, химической, биологической, социально-организованной, данное Энгельсом.

1. Механическая формой движения понимается не только перемещение вещества в пространстве;

2. Физическая форма движения (тепловые, электрические, магнитные и др. процессы);

3. Химическая форма движения (соединения атомов и различные превращения этих соединений);

4. Биологическая форма движения представляет собой проявление жизни во всем ее многоуровневом многообразии: субмикроскопическом, микроскопическом (клеточном), организменном (многоклеточном), видовом, а также в виде существования живого вещества биосферы в целом.

5. Социальная форма движения представлена деятельностью субъектов исторического процесса, к которым относятся: личность, семья, производственные коллективы, общественные организации и институты (особенно государство и партии), исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация), человечество в целом.

В этом многообразии форм и уровней движения можно выделить три основные группы:

– движение в неорганическом уровне бытия представлено перемещением вещества и поля, взаимодействием и взаимопереходами элементарных частиц и полей, движением и изменением атомов и молекул, структурными макроскопическими изменениями (тепловыми, агрегатными), звуковыми колебаниями, геологическими изменениями на поверхности Земли, изменением космических систем (планет, звезд, галактик и их соединений) и т.д.

– движение в органической, живой материи представлено обменом веществ, активной ответной реакцией на внешние и внутренние изменения и воздействия, способностью к саморегуляции, управлению и воспроизводству, коэволюцией, т.е. взаимными изменениями в природе и обществе в результате их взаимодействия.

– общественные, социально-организованные формы движения представлены многообразными проявлениями осознанной, ценностно-ориентированной деятельности людей, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей, на достижение общечеловеческих идеалов и ценностей.

Таким образом, количественная сторона бесконечности движения представлена многообразием форм движения.

Однако глубинная сущность бесконечности движения проявляется не в его количественной, а в качественной стороне. Под качественной стороной бесконечности движения понимается возможность многообразных взаимопереходов одних форм движения материи в другие, что и лежит в основе вечности движения, которое не исчезает бесследно и не возникает из ничего, а представляет собой переход одних форм движения в другие. Естественнонаучным выражением бесконечности и вечности движения является закон сохранения и превращения энергии.

Качественное движение (самоизменение материи) делится на:

– динамическое;

– популяционное.

Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение — изменение может происходить как эволюционно, так и эмерджентно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние.

Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русского происхождения И.Пригожин.

Сущность материального единства мира заключается в следующем:

– мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него:

– мир представляет собою единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого:

– мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется, она вечна, несотворима и неуничтожима. Источником движения и развития являются внутренние противоречия (для конечных материальных систем - внутренние и внешние);

– развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы - неорганический мир. органический мир и общество;

– материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики). Принцип материального единства мира пронизывает содержание всех принципов, законов и категорий диалектики, выступая всеобщей методологической основой познания, преобразования и объяснения мира.

 

 

Тема «Научная картины мира»

1. Особенности научной картины мира.

2. Эволюция взглядов на материю и ее атрибуты.

3. Научная эволюция и научная революция. Парадигмальный характер научной картины мира.

 

1.Философские представления о мире составляют основу научной картины мира. В широком смысле научная картина мира — это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, определяющее стиль и способ научного мышления.

В структуре научной картины мира выделяют два компонента:

– концептуальный (понятийный), который представлен философскими категориями (материя, движение, время, пространство и т.д.); философскими принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимодействия); общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии); фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная);

– чувственно-конкретный компонент – совокупность представлений о природе, например, планетарная модель атома, образ расширяющейся Вселенной и т. д.

Различают основные разновидности (формы) научной картины мира:

1) общенаучную, как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах;

2) социальную и естественнонаучную картины мира, как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук;

3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) — представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины мира). В последнем случае термин «мир» применяется в специфическом смысле, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физический мир, биологический мир, мир химических процессов.

Научная картина мира — основа рационалистического мировоззрения, опирающаяся на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. В научной картине мира систематизируются научные знания, полученные в различных дисциплинарных областях. Научная картина мира — более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». Она представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества.

Активно вводил в обиход понятие «картина мира» Людвиг Витгенштейн (1889—1951) — австрийско-британский философ, ученик Б. Рассела, автор всемирно известного «Логико-философского трактата», «Философских исследований». Он подчеркивал ее потенциал и значение для философско-научного анализа.

Структура научной картины мира включает центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Целенаправляющая функция картины мира при выдвижении гипотез может быть прослежена на примере становления планетарной модели атома.

 

2. Важнейший признак бытия – материальность, а из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремление ответить на вопросы, из чего состоит окружающий мир, есть ли какая-то «первооснова» в строении материального мира, определило этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты. В направлении материализма

Выделяется несколько этапов в развитии взглядов на материю.

Наивный материализм - (первый этап), свойственный периоду античности. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том, что мыслители отождествляли материю с теми или иными «стихиями», конкретными состояниями вещества (вода, воздух, огонь, земля). Какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира).

Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов.

Для Демокрита материя - это атомы, которые имеют свою противоположность - пустоту (то место, где нет атомов). Они не обладают какими-нибудь качествами, а только отличаются друг от друга величиной. По Демокриту, все состоит из атомов, в том числе и душа.

Последователь Демокрита - Эпикур наделил атомы самодвижением. Он объяснял, что они в своем движении могут случайно нарушать закономерные траектории. Это имело большое значение для того, чтобы объяснить связь между движением и развитием. Атомистическая гипотеза материи оказала влияние на развитие естествознания, получила широкое распространение в науке Нового времени.

Аристотель под материей понимал какой-то бесформенный, лишенный активности субстрат (то, на чем все держится), который приобретает движение и деятельность только после соединения с формой, т.е. Богом.

Метафизический материализм - второй этап в становлении взглядов на материю в философии XVI-XIX веков. Этот период связан с дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась с веществом, атомами.

Н. Коперник и Д. Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи. Д. Бруно считал материю единым началом всего существующего, утверждал, что для природы Бог не нужен. Он высказывал идеи о единой бесконечной субстанции, из которой возникает множество миров. Такие мысли созвучны проблеме материального единства мира.

Развитие в XVII-XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес. неизменная механическая масса и др.

На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела:

– к забвению представлений античной философии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ - первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос;

– к признанию источника движения материи в механистической картине мира за ее пределами, вне материи;

– механистические представления о материи нельзя было распространить на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи до возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие как развитие единой природно-социальной системы. В результате "материя" и "сознание" метафизически противопоставлялись друг другу рассматривались вне развития, как застывшие, неизменные.

Диалектический материализм - третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX в. И связаны они в значительной мере с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса, которые дали новое объяснение материи, а точнее диалектики материи и сознания.

По Ф. Энгельсу, материя - философская категория, которая отражает, обозначает своим содержанием то обшее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, - объективность их существования:

– бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях;

– ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира;

– материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи;

– Материя не существует вне вещей как что-то, положенное рядом;

– это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума. Отсюда определение Ф. Энгельсом материи как абстракции, философской категории.

Данные представления были развиты В.И. Лениным. В работе "Материализм и эмпириокритицизм" пришел к выводу: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В этом определении выделяются два признака материи: 1) существование ее независимо от сознания; 2) ее способность отображаться нашими ощущениями, что свидетельствует о принципиальной познаваемости материального мира.

Итак, позитивным моментом диалектико-материалистического подхода к пониманию материи является то, что под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человека.

Естественнонаучные представления о материальных формах бытия — это знания об их всеобщих видах, формах, состояниях, свойствах, основанные на философском осмыслении достижений частных, конкретных наук.

Современному естественнонаучному познанию материальные формы бытия известны в виде вещества и поля. Основными свойствами вещества являются масса покоя, конкретная локализация в пространстве и корпускулярность. Характерными свойствами поля являются масса движения, полное распространение и заполнение окружающего пространства, волнообразность.

Многообразные сочетания и проявления вещества и поля образуют три основные области окружающего нас мира: микромир, макромир и мегамир. Бесконечно-многообразное проявление материальных форм бытия в микромире представлено многообразием полей, элементарных частиц, их свойств и взаимопереходов.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. C1 (повышенный уровень, время – 30 мин)
  2. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  3. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  4. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  5. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  6. II Модуль. Криминологическая характеристика отдельных видов преступности
  7. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  8. III. Определите значимость для переводчика изучения особенностей литературного направления, к которому относится тот или иной автор.
  9. III. Презрение как заколдованный круг .
  10. Iran указывает на адресное пространство и связанную с управлением памятью информацию.
  11. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  12. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.) Главная | Обратная связь