Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Модуль 1. «Предмет философии. Основные этапы ее становления»Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема «Предмет философии. Место и роль философии в культуре» 1. Исторические типы мировоззрения. 2. Специфика философского мировоззрения. 3. Структура философского знания.
1. В настоящее время актуально утверждение о том, что философия является важнейшим элементом духовной культуры. Она нужна обществу с целью выработки стратегии общественного развития. Философия необходима человеку, чтобы обрести способность не только смотреть, но и видеть, не только констатировать, но и анализировать. Философские знания нужны любому специалисту как методология его активной профессиональной деятельности, поскольку они помогают овладеть творческим мышлением, своевременно ориентироваться в изменяющейся обстановке, способствуют социальной и профессиональной мобильности. В целом изучение философии дает возможность: – познать глубинные основания бытия, проникнуть в сущность явлений и предметов; – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, правильно определять направление деятельности. Высокий статус философии с завидным постоянством воспроизводится во все времена. Еще древнегреческий мыслитель Платон утверждал: «Пока в государстве не будут властвовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут основательно философствовать и это не сольется воедино - до тех пор государство не избавится от зол». В Новое время французский мыслитель Р. Декарт отмечал, что каждый народ тем более гражданствен, чем лучше в нем философствуют. Вслед за ним английский мыслитель Д. Юм убедительно доказывал, что на основании отношения к философии можно ставить диагноз нации: верным признаком ограниченности нации можно считать отсутствие вкуса к философствованию. Человека всегда волновали вопросы происхождения мира, его устройства, возникновения природных явлений, происхождения человека, его места в мире. Совокупность ответов на эти вопросы носит не чисто философский, а мировоззренческий характер. Без этих мировоззренческих координат человек обречен быть заложником обстоятельств. Мировоззрение обеспечивает познание мира в целом, представляя совокупность взглядов, убеждений, которые определяют отношение человека к миру. Исторически первые мировоззренческие установки были представлены в форме мифов и религии. Миф - это система сказаний, преданий, легенд, при помощи воображения объясняющая происхождение природных и социальных процессов. По тематике они делятся на: 1) космогонические, посвященные устройству миропорядка; 2) мифы, рассказывающие о различных стадиях жизни людей; 3) мифы о достижениях людей (добывании огня, изобретении ремесел). Значение их в том, что они утверждали определенную систему ценностей и поддерживали определенные нормы поведения. В тот же период существовала другая форма освоения мира - религия, понимаемая как иллюзорно-фантастическое воспроизведение реальности. Религия– мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование бога и чувством связанности, зависимости от него. Выделяют два основных этапа в становлении религии. 1. естественные религии, которые находят своих богов в природных силах. Натуралистические религии (анимизм, тотемизм, фетишизм), этнонациональные (язычество), связанные с духовной культурой народа, обычаями и традициями. 2. Мировые религии, чье появление связано с выделением на первое место нравственного начала в человеке (регулятивная функция, нормы жизнедеятельности). Буддизм (6-5 вв. до н.э.), христианство (1 век н.э.), ислам (7 в. н.э.). Религиозное мировоззрение – чрезвычайно сложная система. Обычно в его структуре выделяют обыденное сознание верующих (особый тип русского массового православия, православия без христианства, формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой); теоретическую систематизированную часть (теология или богословие); религиозная деятельность, включающая культовые и внекультовые действия; отношения, предписываемые религиозными идеями и нормами; религиозные институты и организации. В отличие от мифа, выполняющего в основном регулятивную функцию, религия выполняет мировоззренчески-интегративную, спасительно-компенсаторную, коммуникативно-интеграционную и также регулятивную функции. Степень свободы и индивидуализации в религиозном сознании гораздо выше, чем в мифологическом. В отличие от мифа религиозное мировоззрение пытается осознать природу человека во всей ее противоречивости (добро-зло, душа-тело), акцентирует внимание на внутреннем, духовном человеке. Ставит вопрос о смысле жизни (в служении Богу, лучшим началам в самом себе). Утверждает непрерывное самосовершенствование человека, самостановление. Содержит глубокие нравственные основания (категория совести как основы внутренней свободы и ответственности). Итак, мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и отличалось низким уровнем освоения действительности человеком, зависимостью его от природных явлений и недостаточным развитием познавательного аппарата. Эти особенности преодолеваются на более высоком уровне мировоззрения - в философии как форме познания мира на основе мыслящего разума Философия унаследовала от мифа и религии их мировоззренческий характер (всю совокупность взглядов на происхождение мира в целом, его строение, взглядов на сущность человека). Но решение этих вопросов осваивается на разуме и знаниях. Не случайно понятие «философия» первоначально употреблялось в широком значении: как совокупность теоретических знаний о мире.
2. Философия представляет собой наиболее развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека Специфика философского мировоззрения в том, что оно: – дает систему знаний, формирующих целостное понимание мира и человека. Стремление постигнуть общее составляет содержание философии, исследующей вопросы предельного характера; – стремится объяснить устройство мира через единое устойчивое начало, получившее название субстанции. Субстанция - это предельное основание, позволяющее сводить все многообразие явлений к чему-то устойчивому. В истории философии существовали учения, фиксирующие такое начало: монизм, признающий одно начало бытия, дуализм, рассматривающий равноправие двух начал бытия - материи и сознания; плюрализм, предполагающий множество начал бытия; – демонстрирует принцип незавершенности, поскольку в философии есть круг проблем, которые называются вечными. Вечные вопросы не основываются прямо и непосредственно на фактах, но столь важны для жизни и неоднозначны, что каждое новое поколение философов воспроизводит их вновь и не довольствуется предшествующими решениями; – проявляется в особом типе мышления - сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, традиций. Размышлять — значит усомниться в правомерности житейского подхода к действительности, к традиционным типам знания. Еще Платон говорил. «Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии»; – принимает вид развернутого обсуждения, которое отличается многообразием подходов к пониманию проблем; – имеет черты сходства и отличия с научным мировоззрением. Сходство выражается в стремлении опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, вырабатывать достоверные, общезначимые принципы. Вместе с тем философское знание отличается от научного, поскольку отстоит от сферы повседневности, фактов и исследует мир умопостигаемых объектов. Оно носит предположительный, неоднозначный характер, положения формируются на основании логически и теоретически допустимого. Таким образом, философия представляет собой особого рода форму мировоззрения, стремящуюся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира и человека. Философия как форма познания всеобщих оснований бытия зародилась в I тыс. до н.э. в наиболее развитых странах прошлого времени (Индии, Китае, Вавилоне, Египте, Греции, Риме). Ее расцвет ознаменован в Древней Греции, где стали употреблять термин " философия", происшедший от слов " phileo - люблю" и " sofia - мудрость" и буквально означающий " любовь к мудрости". Постепенно философствование стало ассоциироваться с необходимостью сформировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нем, построенную на знаниях и логической аргументации. В этом специфическом объекте философия вычленяет и исследует свой предмет, т.е. наиболее важное, интересующее философию в силу ее природы. В истории философии существовало множество толкований ее предмета: – древнегреческий философ Платон полагал, что философией является познание сущего, или вечного, непреходящего. Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности видели в ней искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемой посредством разума; – мыслители христианского Средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость, необходимую ступень к достижению божественной мудрости; – родоначальники новоевропейской философии Ф. Бэкон и Р. Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное знание; – необычайно высоко оценивали значимость философии И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель. Для них философия выступала средоточием всей человеческой культуры; – в конце ХIХ века многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение. В период кризисных событий, охвативших Европу после первой мировой войны, философы - экзистенциалисты поставили в центре философии фундаментальные проблемы экзистенции: существования человека в истории, обществе, мире. Итак, большинство философов по-разному понимали предмет философии, но среди этого многообразия интерпретаций можно сформулировать основополагающие моменты: – изучение общих оснований бытия (вопросы о том, что такое мир, что является его первоосновой, или субстанцией, какими характеристиками он обладает); – осмысление общих вопросов познания (вопросы о познаваемости мира, истине и методах ее изучения); – анализ общих вопросов общества (о его происхождении, основаниях, движущих силах развития); – исследование общих вопросов человека (о его сущности и природе, о фундаментальных характеристиках человеческого бытия). В целом философия представляет собой учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира Ее предметом является всеобщее в системе " Человек - мир": предельные начала, принципы и связи, свойства и законы всего сущего.
3. С момента оформления предмета философии начала определяться и структура философского знания (т.е. внутри философии выделяются разделы, отличающиеся тематикой). Являясь емкой, развивающейся системой, философия включает в себя следующие разделы: 1. История философии – знания об этапах, типах философствования, направлениях, течениях, школах, учениях и идеях мыслителей. 2. Онтология – учение о бытии. 3. Гносеология – теория познания мира. 4. Антропология – учение о сущности и сущностной структуре человека, о социальных и метафизических основаниях его существования. 5. ______________________________________________________________________________________________________________________________Аксиология – учение о ценностях и ценностных ориентациях человека. 6. Диалектика – учение о взаимосвязи и развитии, единстве и изменчивости мира. 7. Социальная философия – учение об обществе, рассматривающее качественное своеобразие общества в отличие от природы и анализирующее проблемы смысла и цели существования общества, перспектив его развития. Значительное место в системе философского знания занимают частные теории, которые анализируются под философским углом зрения: – философия истории – область философского знания, охватывающая онтологические аспекты исторического процесса; – философия экономики – учение о философских аспектах некоторых основных экономических категории (рациональность, хозяйство, труд, деньги, " экономический человек" ); – философия права – учение о правовой реальности, юридических законах; – правосознании, правовой культуре и т.д.); » философия техники – учение о технике как важнейшем факторе развития человеческого общества; – философия науки – относительно самостоятельный раздел философии, имеющий своей задачей исследование природы и структуры научной теории, обоснование способов получения знаний. Философия науки отражает более глубокий уровень взаимосвязи философии с конкретными научными представлениями о мире. Итак, философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия, познания, законы функционирования мира. При самом общем взгляде на мир предметы, явления, которые он в себе заключает, подразделяются на материальные и идеальные. Этот наиболее общий подход к определению их сущности составляет содержание основного вопроса философии. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальными и материальными процессами, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его дается в двух аспектах: – онтологическом, раскрывающем вопрос о первичности материи или сознания; – гносеологическом, исследующем проблему познаваемости мира. Изучение онтологической проблемы (о первопричине, первооснове мира) обусловило раскол истории философской мысли на два главных направления: философский материализм (линия Демократа) и философский идеализм (линия Платона), названные именами их основателей. Эти направления обрели многочисленные исторические формы. Материализм – философское направление, признающее первичным материю, природу, а вторичным – дух, сознание, мышление как продукт развития материи. Основными этапами в развитии материализма являлись: – стихийный материализм древних (Фалес, Гераклит, Демократ, Эпикур), которые под материей понимали конкретные явления природы; – метафизический материализм XVI - XIX вв., представители которого под материей понимали вещество, а атом считали последней неделимой частицей вещества, а значит, и материи; – диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), определяющий материю как объективную реальность, данную нам в ощущениях; – современный материализм, рассматривающий мир как сложную многоуровневую систему с многообразными возможностями взаимодействия своих элементов. При этом современный материализм не исключает возможность определяющей роли субъективного фактора в рамках отдельных исторических процессов. Идеализм - философское направление, признающее первичность духовного начала, а мир - как результат его развития. Идеализм может быть как объективным, так и субъективным. Общим между ними является признание первичности духовного начала. Различие в том, что объективный идеализм ищет духовное начало вне и до человека (древнегреческий философ Платон считал идеи первосущностью вещей; немецкий философ XVIII в. Гегель рассматривал абсолютную идею как первопричину мира), а субъективный идеализм - в человеке (например, английский философ XVII в. Дж.Беркли считал мир комбинацией ощущений). В настоящее время идеализм представлен различными философскими направлениями и школами: экзистенциализмом, постпозитивизмом, герменевтикой, неотомизмом. В последние десятилетия на Западе возникает модернизм, обобщающий и включающий в себя многие идеалистические течения. Свою сущность постмодернизм проявляет через отрицание объективности мира, рост науки и научного познания, утверждение субъективности результатов познавательной деятельности. Итак, в постановке онтологической проблемы в истории философии имеют место два различных подхода - материалистический и идеалистический. Их взаимодействие в форме диалога является характерным для современного этапа развития философии - в отличие от предыдущих эпох, когда имела место резкая конфронтация материалистического и идеалистического направлений. Другой философской проблемой является вопрос о познаваемости мира. К его решению в истории философии также имели место различные подходы: одни философы (материалисты) - рассматривали процесс познания как отражение человеком мира, другие (идеалисты) - как процесс " воспоминания", самопознания духовным началом самого себя в лице человека. Одни (сенсуалисты) отдавали предпочтение ощущениям в процессе познания или опыту (эмпиристы), другие (рационалисты) - разуму. Материалисты признавали познаваемость мира, субъективные идеалисты - отрицали. Учение, отрицающее возможность достоверных знаний, получило название скептицизма. Тех, кто отрицал познаваемость мира, называли агностиками, а течение - агностицизмом (И. Кант, Д. Юм). Таким образом, основной вопрос философии является фундаментальной проблемой, от решения которой зависит характер всего философствования. Он возник с первыми философскими воззрениями и был поставлен самой действительностью с ее материальными и духовными сферами жизни. Любая проблема общественной жизни в той или иной степени зависит от решения этого вопроса (например, имеют ли нравственные качества людей врожденный характер или они формируются жизнью). Специфическое место и роль философии в культуре, жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Важнейшими из них являются: – мировоззренческая функция, которая способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; – мыслительно-теоретическая функция, выражающаяся в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира; – методологическая функция, определяющая направление научных исследований, способов достижения научных знаний, формирующая исходные принципы познания для частных наук; – гносеологическая функция имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания); – роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания; – аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.; – социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, пути совершенствования общества; – воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни; – прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Тема «Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития» 1. Античная философия. 2. Философия европейского средневековья. 3. Философия Нового времени. 4. Немецкая классическая философия. 5. Философия марксизма. 6. Иррациональная философия XIX века. 7. Философия З.Фрейда и неофрейдизм. 8. Философия экзистенциализма.
1. Античная философия включает в себя философию Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреческойназывается философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием " античная философия".) Древнегреческая (античная) философияв своем развитии прошла четыре основных этапа: • демократический — VII — V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; • римский - I в. до н. э. - V в. н. э. К досократическому периодуотносится деятельность так называемых философов-" досократиков": • милетской школы — " физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа); • некоторых иных философов. Основные проблемы, которыми занимались " досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Классический (сократический) период— время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа; • зарождение " сократических" школ; • философия Платона; • философия Аристотеля. Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже " досократиков": меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о " чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность " сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; • философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: • кризис античных моральных и философских ценностей; • снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; • поиск физической и духовной опоры в самом себе; • стремление к отрешению от действительности; • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); • признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). Наиболее известными философами римского периодаявлялись: • Сенека; • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); • Тит Лукреций Кар; • поздние стоики; • ранние христиане. Для философии римского периода было характерно: • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию; • влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); • близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); • небольшое внимание к проблемам окружающей природы; • повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); • расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); • преобладание идеализма над материализмом; • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; • рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию. В целом древнегреческая (античная) философияимеет следующие особенности: • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); • допускалось существование богов; • древнегреческие боги были частью природы и близки людям; • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; • были заложены два направления в философии — идеалистическое (" линия Платона" ) и материалистическое (" линия Демокрита" ), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое. Первые, досократические философские школы Древней Грециивозникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школамДревней Греции относятся: милетская школа; школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомисты. Характерными чертами досократических философскихшкол являлись: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа " физиков" ); искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначалом всего сущего считал воду (" архэ" ); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года — 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал " апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (" атомы" ) остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен(546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); проводил параллели между душой человека (" психэ" ) и воздухом (" пневмой" ) - " душой космоса"; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. Гераклит из Эфеса(2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (" в одну и ту же реку нельзя войти дважды" ); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира (" морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: " война (борьба) есть отец всему и мать всему". Пифагорейцы- сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить " протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.). Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: изучали проблемы познания; жестко разделяли чувственное познание (мнение, " докса" ) и высшее духовное идеалистическое; были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Атомисты— материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) " строительным материалом", " первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — " атомы". Демокритсчитался основоположником материалистического направления в философии (" линия Демокрита" — противоположность " линии Платона" — идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом — мельчайшая частица, " первокирпичик" всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, " с крючками" и т. д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно " увидеть" путем чувственного познания. Философия софистов и Сократа Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого " софисты" — мудрецы, учителя мудрости). Среди софистоввыделяются группы так называемых: • старших софистов ( V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; • младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов— логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является " рогатый" софизм: " То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь". Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугамотносят то, что они: критически взглянули на окружающую действительность; распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями). Видным представителем старших софистов являлся Протагор( V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: " Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы