Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фразы для работы над дикцией.



З а д а н и е 1.

В следующих фразах найдите трудные слияния звуков на стыке слов и научитесь их не терять при произнесении.

Вот я иду.

Я уходил тогда в поход в далекие края.

Глубокая осень.

Он уже никого не боялся.

Куда ему деться.

Давно углубился он в ученые книги.

Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит.

Я ем уху.

Я это охотно допускаю.

Ну, ухватки у них такие.

Вхожу в вашу аудиторию.

Я осмелился просить вас.

По оперению птиц он легко различал их.

Я о ней ничего не знаю.

 

З а д а н и е 2.

В работе над отрывками и тренировочными фразами обра­щайте внимание на трудные для произношения слияния звуков, Выпишите эти фразы и отработайте их отдельно.

 

З а д а н и е 3.

Выберите из предлагаемых текстов фразы на исправляемые звуки и отработайте их так, чтобы не было заметно усилий и подчёркнутого произношения в трудных для вас местах.

 

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

 

***

 

Медвежатушки испугалися,

За медведиху бросалися,

А медведиха осержалася,

На дыбы подымалася.

 

***

Тут был на эпиграммы падкий,

На все сердитый господин:

На чай хозяйский слишком сладкий,

На плоскость дам, на тон мужчин,

На толки про роман туманный,

На вензель, двум сестрицам данный,

На ложь журналов, на войну,

На снег и на свою жену.

***

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальный

Порой волнует сердце нам.

 

***

 

Своим французом между тем

И граф раздет уже совсем.

Ложится он, сигару просит,

Monsieur Picard ему приносит

Графин, серебряный стакан,

Сигару, бронзовый светильник,

Щипцы с пружиною, будильник

И неразрезанный роман.

 

***

 

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

 

З а д а н и е 4.

Выберите из предлагаемых текстов произведений любое, нуж­ное вам для тренировки дикции. Разберитесь в главной мысли и научитесь читать, раскрывая слушателю содержание и свое отношение к рассказываемому в хорошей, чистой, правильной речи. Прочитайте предварительно главу «Особенности стихо­творной речи».

 

А. Левушкин

Россия

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россией.

Россия...

Россия...

Раздолья... Равнины…

Березы босые. Седые осины.

Все дорого с детства,

Все памятно с детства —

и все же не можешь никак наглядеться.

Седеют столетья...

Ты крепче, чем прежде.

Всем людям на свете

ты стала надеждой,

моря сотворила,

раздвинула горы,

пути проторила

к межзвездным просторам!

 

С. Есенин

С добрым утром!

 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром! »

 

 

О. Туманян

Пес и кот.

Скорняжным

Теплым

Ремеслом

Занялся кот

Когда-то.

Мурлыча песню,

За стеклом

Сидел

Скорняк усатый.

Как вдруг

К нему

Явился пес

И шкурку

Мягкую

Принес.

 

«Здорово, кот! —

Промолвил пес,

Протягивая лапку.—

Трещит

На улице мороз,

Скорее

Шей мне шапку!

Я за ценой

Не постою.

Ну, что ж,

Сошьешь? » —

«Изволь, сошью! »

 

«А долго ль ждать? » —

«В денек-другой

Окончу я работу.

Ты приходи,

Мой дорогой,

За шапквю в субботу!

Папаху шить —

Не шубу шить.

Для друга

Можно

Поспешить!

 

Такую шапку

Смастерим,

Что будет всем

Завидно.

А о цене

Поговорим.

Нам торговаться

Стыдно.

Папаху шить —

Не шубу шить.

С деньгами можно

Не спешить».

 

 

В субботу утром

Старый пес,

Потягиваясь зябко,

Просунул в дверь

Замерзший нос.

«Ну, что,

Готова шапка? » —

«Нет», — говорят

Ему в ответ.

«А где хозяин? » —

«Дома нет! »

 

Продрогший пес

Присел и ждет

Перед крыльцом

На тряпке.

Вот по дорожке

Кот идет

В богатой

Новой шапке.

Увидев пса,

Сказал он так:

«Зачем торопишься,

Чудак?

С таким шитьем

Нельзя спешить.

Нешуточное дело!

Папаху шить —

Не шубу шить,

Но надо шить умело.

Побрызгал шкурку

Я с утра,

Теперь кроить ее пора! »

 

«Мне очень жаль, —

Ответил пес, —

Что шапка не готова.

Но не сердись

На мой вопрос:

Когда явиться

Снова?

Не в гости

Я хожу

В твой дом,

А за своим хожу

Добром! »

 

«Ну, так и быть, —

Бормочет кот, —

Приди к обеду

В среду! »

Среда настала.

Пес идет

За шапкою

К соседу.

«Как поживаешь? » —

«Жив-здоров! » —

«Готов заказ? » —

«Нет, не готов! »

Тут вышел крупный разговор,

Потом и потасовка.

«Ты, братец, плут! » —

«Ты, братец, вор,

Жена твоя воровка! » —

«Щенок! » —

«Урод! » —

«Молокосос! » —

«Паршивый кот! » —

«Плешивый пес! »

 

Доходит дело

До суда.

Узнав

Про эту драку,

Судья сказал:

«Позвать сюда

И кошку и собаку! »

Лукавый кот

И бедный пес

Вдвоем явились

На допрос.

 

Кто их судил,

Когда и как, —

Отдельно

Или вместе, —

Я не скажу.

Но кот-скорняк

С тех пор пропал

Без вести.

Бежал он,

Хвост подняв трубой,

И все меха

Унес с собой!

 

А так как

Этот кот-скорняк

Всем нашим кошкам

Прадед, —

Семейства кошек

И собак

Между собой

Не ладят.

Кота увидев,

Честный пес

Рычит

И громко лает,

Как будто

Каверзный вопрос

Задать ему желает:

«Готова шапка

Или нет? »

А кот

Шипит ему в ответ.

При этом кот

Плюется так

В смущенье

Или в страхе, —

Как это делал

Кот-скорняк,

Когда кроил папахи.

 

С. Щипачев

Он

Тебе семнадцать скоро... А ему,

Кого в мечтах порою ты видала?

Он, может быть, в ночную глядя тьму,

Влезает в танк, а может, у штурвала

Забрызган черноморскою волной,

А то стоит в забое, коренастый,

А может, где-то мчат его по насту

Шесть пар собак полярною весной.

Где б ни был он, он есть на белом свете.

Сумеет тридевять земель пройти,

Чтоб не другую, а тебя найти:

Ведь он не где-нибудь — на этой же планете.

 

Глава III

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Правильное литературное произношение — одно из основных требований речевой куль­туры. Отсюда все устные выступления и особенно все виды ис­кусства, связанные с звучащей речью: театр, кино, радио, телеви­дение, эстрада и цирк, — должны утверждать и распространять единые нормы литературного произношения. Усвоение правил литературного произношения во время занятий по сцениче­ской речи является обязательным. Недопустимо, чтобы в спек­такле играли актеры, в произношении которых имеются различ­ные диалектные особенности; это нарушит речевую цельность спектакля, снизит его профессиональное звучание. Отклонение от произносительных литературных норм на сцене возможно лишь как речевая краска образа. Актер обязан своей речью вос­питывать у зрителей любовь к верному звучанию родного языка. На нем лежит ответственность за сохранение чистоты русской речи. Особенно это относится к молодым актерам, которые при­нимают эстафету от старшего поколения русских актеров.

Но язык и его произносительные нормы находятся в посто­янном движении, развитии и изменении. Одни слова уходят, по­являются новые, меняется их произношение. Остановить изме­нения в произносительных нормах невозможно. В настоящее время также имеется ряд произносительных норм, которые пре­терпевают изменения. Особенно это относится к прилагательным типа «долгий, горький, тихий» и окончаниям возвратных форм глаголов — «учусь, учился». По традиционным правилам сцени­ческой речи произносилось: долгый, горькый, тихый, а глаголы произносились с твердыми окончаниями — учус, училса. По спе­циально проведенному исследованию нашей кафедры среднее и младшее поколения в своем большинстве произносят эти окон­чания мягко. В нашей школе в учебной практике мы придерживаемся традиционных произносительных норм.

 

I. ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Произношение гласных звуков

 

1. По характеру произнесения гласных в слове мы можем го­ворить об ударном слоге, предударном и слабых слогах. В про­изношении гласная под ударением звучит более энергично и с большей длительностью. Все другие гласные в слове назы­ваются безударными. В произношении они отличаются от удар­ной большей краткостью и звучат по-разному в зависимости от того, в каком безударном слоге они стоят — предударном или слабом. Для обозначения произношения ударных и безударных гласных существуют определенные знаки, которые называются транскрипцией. Транскрипция ударных гласных соответствует их буквенному написанию, так как ударная гласная не изменяется в своем произношении:

искра, студент, театр, работа, студия, мысль, яблоко, актёр, юность, эхо[6].

Звуки А и О — а) в предударном слоге произносятся как а короткое и обозначаются знаком а: работа — работа

совет — савет;

б) в слабых слогах произносятся как средний звук между ы и а, в закрытом слоге ближе к ы и обозначаются знаком ъ, в открытом — ближе к а:

мастерство — мъстерство

молоко — мълако

правда — правдъ;

в) в начале слова произносятся как а:

атаман — атаман

объективность — абъективность.

 

Звук Е — а) в предударном слоге произносится ближе к е, обозначается условно еи:

сестра — сеистра

весна — веисна;

б) в слабых слогах произносится как средний между е и и, обозначается знаком ь:

трепет — трепьт;

в) после согласных ж, ш, ц в предударных и слабых слогах
произносится как средний между э и ы, обозначается эы:

жена — жэына

шептать — шэыптать.

Звук Я — а) в предударном слоге произносится как сред­нее между е и и, обозначается знаком еи:

пятак — пеитак;

б) в слабых слогах произносится как короткое и, обознача­ется знаком ь:

пятачок — пьтачок.

Звуки И, У, Ю, Ы — а) в безударных слогах звучат менее энергично;

б) звук И во фразе, если он стоит в начале слова и ему пред­шествует слово, оканчивающееся на твердый согласный звук, или предлог, выраженный согласным звуком, при слитном про­изнесении звучит как ы:

Кот и повар — кот ы повър

В Индии — в ындии

С Ириной — с ыриной.

 

2. Предлоги произносятся слитно со словом и произношение гласной предлога подчиняется правилу ее звучания в безударных слогах.

На пароме — нъ паромь.

 

3. Старорусские союзы — коль, коли, хоть, кабы — и вводные слова в старорусской речи — мол, дескать — произносятся следующим образом:

коль — къль

коли — къли

хоть — хъть

кабы — къбы

мол — мъл

дескать — дескъть.

 

4. Окончания прилагательных гий, кий, хий произносятся как гъй, къй, хъй:

долгий — долгъй

широкий — широкъй

тихий — тихъй.

 

5. Окончания прилагательных множественного числа именительного падежа ие, ые произносятся как ии, ыи[7]:

синие — синий

крупные — крупный.

 

Произношение согласных.

1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими соглас­ными произносятся как глухие:

морковь — моркофь, морковка — моркофка,

воз — вос, глазки — гласки,

ход — хот, кадка — катка,

друг — друк.

2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

сбор — збор, сделка — зделка,

отдых — оддых.

Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной.

3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоен­ное ШШ:

расшумелся — рашшумелся, из шубы — ишшубы.

4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:

позже — пожьже, приезжий — приежьжий, дрожжи — дрожьжи, визжать — вижьжать, брюзжать — брюжьжать, возжи — вожьжи, дождик — дожьжик.

Если сочетание ЗЖ происходит от соединения приставки и корня, а также от соединения предлога и слова, то сочетание ЗЖ. произносится как два твердых ЖЖ:

разжечь — ражжечь, без жалости — бежжалости.

5. В сочетании с гласными звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:

жир — жыр, ширь — шырь, цинк — цынк.

6. Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:

счет — щщет, счастье — щщастье, возчик — вощщик, без чая — бищщаю.

7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное ЧЧ:

наладчик — налаччик, отчаянье — оччаянье.

8. Сочетания ДЦ и ТЦ произносятся как удвоенное Ц:

тридцать — триццать, отца — ацца.

9. Звуки Щ и Ч всегда произносятся мягко:

щука — щюка, чай —чяй, чашка — чяшка.

10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:

городской — гороцкой, советский — совецкий.

11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: как ШН и как ЧН. ШН остается в словах живого разговорного языка:

скучно — скушно, нарочно — нарошно, булочная — булошная, пустячный — пустяшный, яичница — яишница, сквореч­ник — скворешник.

В женских отчествах сочетание ЧН произносится как ШН:

Лукинична — Лукинишна, Кузьминична — Кузьминишна, Саввична — Саввишна и т. д.

ЧН остается в словах, имеющих звук Ч в корне слова:

дачный, млечный, печной.

В производственной терминологии (станочный, поточный, съемочный, войлочный) – в произношении также остается Ч.

Часто в зависимости от контекста, в котором встречаются слова с сочетаниями ЧН, они произносятся либо как сочетание ЧН, либо как сочетание ШН, например:

сердешный друг, но сердечные капли,

водошный запах, но водочный завод.

Чем ближе текст к бытовой простой речи, тем более основа­ний произносить сочетание ЧН как ШН.

12. Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш:

что — што, чтобы — штобы и т. д.

13. Звук Г в следующих местоимениях и прилагательных произносится как звук В:

кого — каво, его — ево, того — таво, светлого — светлова, также в наречии сегодня — севодня.

В наречиях «тогда», «когда» произносится Г.

14. Звук Г в сочетаниях ГЧ, ГК произносится как X:

Легкий — лехкий, легче — лехче, мягкий — мяхкий.

15. В словах с сочетаниями:

СТН —ПРЕЛЕСТНЫЙ

ЗДН — ПОЗДНО

СТЛ —ПОСТЛАТЬ

НДС —ГОЛЛАНДСКИЙ

РДЦ - СЕРДЦЕ

ЛНЦ —СОЛНЦЕ

выпадают средние согласные, и эти слова звучат так: прелесный, позно, послать, серце, сонце, голланский.

16. Согласные Д, Т, С, 3, Н перед мягкими согласными смяг­чаются:

слезы — сьлезы, если — есьли, после — посьле, возле — возьле, торжественный — торжесьтвенный, стена — сьтена, бантик — баньтик, пенсия — пеньсия, усни — усьни, дверь — дьверь, двести — дьвести, следст­вие — сьледствие.

17. Непременно должны звучать двойные согласные в сле­дующих словах:

а) в прилагательных: длинный, обнаженный, разорванный и т. д.;

б) в словах, где двойная согласная стоит в начале слова: ссора, ссорятся, вводная лекция и т. д.;

в) в середине слова, если ударение падает на предшествующий двойному согласному слог: ванна, гамма, касса и т. д.

18. Особенно внимательно актеру нужно отнестись к произнесению гласных, когда они стоят на стыке двух слов во фра­зе, как бы «сливаются». Пропуск одной из сливаемых гласных делает фразу иногда совершенно непонятной и уж совсем не­
литературной, например: «Завидую ли я ему» при пропуске гласных может прозвучать как «Завиду ли яму»; «Вот я иду» — «Вотяду»; «Вхожу в вашу аудиторию» — «Вхожу в вашу диторию».

При нечетком произнесении и слиянии других звуков в сто­ящих рядом словах может произойти искажение смысла, на­пример: «Однако пусто здесь» может прозвучать как «Одна ка­пуста здесь»; или «Любовь Ани Березко» звучит в небрежном произнесении: «Любовь а не березка».

 

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь