Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Неписаные законы «уличной шпаны»
Молодежные субкультуры (футбольные и музыкальные фанаты, уличные хулиганы) также вырабатывают свои кодексы. В 80-90 гг. в стране особую силу обрели «уличные хулиганы», вес которых в ряде городов России (например, Казани) был чрезвычайно высок. В эти же годы появились работы, ориентированные на изучение «неписаных законов». Для любой группы характерна внутренняя иерархия: выстроенная во возрастному признаку «шелуха» (10-13 лет), «супера» (14-16 лет}, «молодые» (17-18 лет), «старшие» — «старики» (свыше 18 лет). Каждая группа имеет своих авторитетов, которые решают, с кем враждовать и дружить, кого нужно помиловать, а кого проучить. У уличных объединений есть программы и декларируемые цели, действует свой «кодекс» поведения и взаимоотношений участников внутри группировок, а также поведения при встречах и столкновениях с другими «гопниками», милицией, дру- \056\ жинниками и т.д. Предусмотрена система наказаний за уход в другую группировку, выдачу «тайн», нарушения внутригрунповых норм поведения и правил общения с недругами,...Группировка владеет территорией, поддерживается «дворовая дипломатия» между лидерами группировок, даже в ситуациях вражды, выработка обычаев и жаргона.... (Бааль 1991: 283-289). К элементам, характеризующим рассматриваемые группировки, следует отнести: 1. Наличие территория влияния и борьба за ее расширение 2 Установление системы прав и обязанностей рядовых членов группировок, прав, обязанностей и преимуществ лидеров и других авторитетов: 3. Формирование «аппарата принуждения» из числа наиболее боевитых приближенных к лидерам членов группировки. 4. Наличие системы наказания за нарушение существующих правил и традиций; 5. Образование союзов группировок, поглощение слабых более сильными 6. Наличие и усиление вооруженности. 7. Планирование преступных и иных правонарушений. 8. Использование приемов и методов разжигания вражды, формирование и поддержание в этих цепях образа «врага» группировки: 9. Сбор денег внутри группировки, поборы с других подростков, проживающих на контролируемой территории, вымогательство в отношении киоскеров, кооператоров; добывание денег и вещей посредством совершения целенаправленных грабежей и разбойных нападений.... В большинстве территориальных группировок считается позором факт грабежа во время или после окончания «сражения», когда оно носит характер организованной массовой драки с враждебной группировкой. Однако на специально планируемые корыстно-насильственные преступления это «табу» не распространяется». Случаи мародерства обсуждаются на общем собрании, как правило, оканчиваются избиением, «штрафом» или другим наказанием вплоть до отшивания, т.е. изгнания провинившегося из группировки.... Доминирует идея взаимопомощи, поддержки, чувство товарищества, единого братства — сборы на похороны, «в зону», на уплату штрафов, на встречу из колонии и т.д. Вырабатывается свой «язык», фольклорные «re рои ко-эпические» и многие другие, передаваемые из поколения в поколение элементы внутригрупповой культуры, проявляется общий психический склад, обособленное самосознание, гипертрофированное развитие понятия «свой-чужие».... Наиболее важным качеством лидера является наличие силы и умение драться... Возникшая напряженность между группировками может сниматься путем двустороннего выяснения обстоятельств конфликта во время так называемых «разборок». В них обычно участвуют наиболее авторитетные представители конфликтующих сторон. Предложение другой группировки начать «разборку» рассматривается сначала на сборе данной группировки по инициативе кого-либо из лидеров. Если речь идет об улаживании локального конфликта, достаточно самостоятельными бывают подростки определенной возрастной «подгруппы», непосредственно затронутой конфликтом. При этом они совсем не обязательно получают у представителей старшей подгруппы разрешение на эти действия. Но такая самостоятельность младших допускается в жестких пределах только по вопросам, не представляющим интереса для группировки в целом. В случаях же, затрагивающих интересы старших, всякие попытки самостоятельности пресекаются. Сторона, оказ_авшаяся виновной в наступлении конфликта, облагается своего рода «контрибуцией» (в виде определенного количества спиртных напитков]. В их распитии в знак «мира» принимают участие только старшие.... Правила приема новых членов связаны с рекомендациями «старших» участников группировок, которые несут ответственность за последующее поведение рекомен- \057\ дуемых. При этом первостепенное внимание уделяется качественным характеристикам новых членов: умению драться, физической сипе, агрессивности, опыту хулиганских действии. Чем выше организованность и криминализация в функционировании группировок (Казань), тем меньше ннутригруппорых конфликтов на почве борьбы за власть, тем строже контроль за соблюдением традиций, норм отношения к старшим. По неписаным законам в орбиту групповых столкновений не должны попадать лица, непричастные к группировкам. Не было принято также приставать к взрослым, тем более к пожилым людям, к парню, идущему с девушкой, и т.п. В последние годы традиции размываются. (Кашелкин, Овчинский 1991: 305-324}. 4. Мафия и «закон» Мафиозные структуры являются сегодня неотъемлемой составляющей социально-экономической жизни государств Периферии. Иногда подобные структуры имеют длительную историческую традицию, например, в Китае или Японии (Бочаров 2011в: 185-205). Подобные образования характерны и для Запада. Их деятельность также регулируется неписаными законами. Много, например, известно о «жестоких законах» итальянской мафии, о могуществе которой слагались легенды, снимались захватывающие сериалы. В последние годы пишут и снимают фильмы о российской мафии, «законы» которой, как выясняется, не менее суровы. Например, вал заказных убийств, который захлестнул в последние годы РФ, связывают, не без оснований, с «приговорами», приведенными к исполнение по отношению к «преступникам», нарушившим неписаные законы мафии. Об одном таком «преступлении» и соответствующей каре рассказывают отечественные СМИ. Сообщалось об убийстве в 2003 г, бизнесмена К. Яковлева, известного (как утверждается) в определенных кругах как Костя-могила, который контролировал ряд фирм, строивших дамбу к Финскому заливу. Проект финансируется Европейским Банком Реконструкции и Развития. В строительстве захо! ела принять участие и группа так называемых «воров в законе», как сообщала газета Коммерсант. Эти воры считаются аристократами среди особо опасных преступников, живут по своему кодексу чести и контролируют большую часть российской уголовной среды. Как-то Костя-могила не встретил в ВИП-зале петербургского аэропорта одного из этих «воров в законе», в грубых выражениях потребовал «уважаемого человека» убрать руки прочь от дамбы и отправиться к черту. Тем самым, как затем быстро понял «крестный отец», он дважды нарушил уголовную этику: не захотел делиться и публично оскорбил «авторитета». Интересно, что Костя сразу же понял, каковы санкции грозят за такой проступок. «Это конец», — цитирует одного из друзей \058\ Кости Коммерсант. Убийство было совершено в июле 2003 г., в Москве, когда «Костя-могила» ехал в ресторан со своей возлюбленной... (Авенариус 2007). 5. Неписаные законы в армейской субкультуре Армейская субкультура или так называемая «дедовщина* привлекает огромное внимание общественности, «солдатских матерей», руководства сфаны. В последнее время в СМИ эта тема звучит постоянно в связи с «издевательствами» старослужащих или «дедов» над молодым пополнением, которые, нередко, закачивались летальным исходом. Жизнь военного сообщества строго упорядочена неписаным законодательством, знание которого необходимо в том числе и для борьбы с данным феноменом. По неписаным законам, соблюдая определенные ритуалы, любой солдат каждые полгода поднимается по теневой лестнице армейской иерархии. При этом важнее стать заслуженным «дедушкой» (неформальным лидером), нежели получить звание сержанта (официального лидера). В армейском фольклоре есть поговорка; «Полгода — бегом, полгода — пешком, полгода — сидя, полгода — лежа». Фраза четко отражает все этапы явления. Живучей дедовщину делает своего рода преемственность: «молодой» на первом году хоть и многое вынужден терпеть, но при этом видит, как живется «дедам». Социальная структура зиждется на возрастном принципе, при переходе из одной социально-возрастной страты в другую индивид получает новое имя, символы ста-тусности. права и обязанности. Военнослужащих, еще не принявших присягу и живущих в отдельной казарме, называют: мыши, салабоны, слоны, мамонты, карантин, молодежь', военнослужащие первого периода службы (до 0, 5 года): духи, щеглы, чижики, молодые, пуси, караси (на флоте): военнослужащие еторого периода службы {0, 5—1 год): черпаки, старшие гуси, служба] военнослужащие третьего периода службы (1—1, 5 годэ/' котлы, помазки, фазаны, военнослужащие четвертого периода службы (1, 5—2 года/' деды, дедушки; военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа): дембеля. Первая и последняя группы несколько выбиваются из общего ряда. Переход солдат из одной категории в другую часто связан с определенным обрядом. Формы и способы перевода различны, автор описывает свой личный опыт, отмечая, что какого-либо позора при этом не испытал, отнесясь к этому как к некоему фольклорному празднику. Солдат, отслужив полгода, выбирает «деде», который проводит ритуал. Последний, намотав ремень на кулак, бьет шесть раз бляхой по ягодицам. Во время процедуры не возбраняется кричать, но лучше снести экзекуцию молча. Вместе со званием йчерпак» боец обменивается со старшим товарищем ремнем, отдавая тому свой, из кожзаменителя, получая престижный кожаный. При переходе в «дедушки» «котел» ложится на кровать, и несколько новобранцев нитками наносят ему удары, при этом специальный «хор» кричит во весь голос за испытуемого, «страдающего» от Воли. Особенно ярко противопоставление «духов» и «дедов» проявляется в форме одежды (символах статусности). Салага ооязан носить не подогнанную по фигуре {неушитую) форму, которая состоит из кителя (гимнастерки) и брюк. Молодой солдат должен подлоясываться духовским ремнем, сделанным из кожзаменителя. Пряжку ремня разгибают так, чтобы она была совершенно плоской или лишь слегка согнутой. Ремень должен быть затянут так сильно, чтобы между ним и телом нельзя было \059\ просунуть палец. Нэ голове полагается носить духовскую шапку — старый головной убор слитном большого размера. Зачастую новую шапку забирают «деды», дабы в ней уехать домой. Для себя старослужащие подгоняют форму точно по фигуре. Ремень обязательно должен быть из натуральной кожи (обычно такие покупают в солдатских магазинах), его пряжка выгибается под углом примерно в 120—90 градусов. Ремень носится очень свободно, на бедрах. Дедовская шапка — маленького размера, ярко-фиолетового цвета. Такой колер достигается следующим образом. Головной убор натягивают на специально заготовленный чурбанчик, равномерно мажут обувным кремом, а затем через полотенце проглаживают утюгом. Для сапог в разное время существовали свои стандарты: с отглаженными утюгом голенищами или собранными по спецтехнологии в гармошку. Словом, согласно неписаным законам, права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат. Самая бесправная среди всех категорий —«духи», самая полновластная — «деды». Промежуточное положение между ними занимают «молодые» и «котлы». Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит. «Духи» обязаны выполнять все работы, возлагаемые на солдат, в том числе и самые грязные, тяжелые, рутинные — например, после подъема они заправляют свои кровати и кровати старослужащих. После отбоя натирают поп в кубрике, подшивают белые подворотнички, чистят сапоги. Лишь после этого, если остается время, умываются, ложатся спать. Может и здесь крупно не повезти. Кто-нибудь из старослужащих, выспавшись днем, попросит рассказать сказку, вспомнить гражданку, пожелать е стихотворной форме спокойной ночи и так далее. В частях, где дедовщина цветет махровым цветом, «деды» по ночам устраивают среди молодежи гладиаторские бои, заставляют драться в полный контакт. Ослушавшихся ждет жестокая расправа, многим приемам могли бы позавидовать садисты. «Деды» наказывают провинившихся. У каждого старослужащего есть свой новобранец. Он выступает в виде покровителя своему «денщику», не позволяя другим его обижать. Требования старших и к младшим и степень независимости младших устанавливаются не столько конкретными правилами, сколько своеобразными нормативными представлениями — чего можно и чего нельзя требовать от младших. Поэтому старшие, видя особую злобность «деда», постоянно и по мелочам преследующего прислуживающего ему новичка, могут одернуть товарища. Молодые солдаты могут пожаловаться на «беспредел», рассчитывая на представление старших о справедливости (Хохряков 1991: 119). Все это происходит при полном попустительстве со стороны отцов-командиров. Дежурный по части, конечно, может заглянуть в расположение в неподходящий момент, а может и не заглянуть. Когда происходит ЧП — молодого солдатика калечат старшаки, — командиры до последнего пытаются скрыть правду, Дело-то подсудное. Пострадавшего запихивают в госпиталь (Слепнев 2006). 6. Обычно-правовые нормы субкультуры футбольных фанатов. Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-груипы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Авторитет фаната.зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов». Существует специальная иерархия выездов — чем дальше, тем \060\ почетнее — кроме того, существуют еще всякие «двойники», «тройники» (выелд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанагов, то это также повышает их авторитет. Фан-движения имеют собственную социальную структуру. Во-первых, hooligan's или футбольные хулиганы — это наиболее активные и агр_ессивные члены фан-движения. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения. Это находит отражение в специальной символике. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае ее потери он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan's обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним и участвовать во всех драках. В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan's враждебного фан-движения, то эта резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Такая символика (добытая в драках), принадлежащая вражеской фэн-группе может носиться фанатом, добывшим ее. Например, от шарфа отрывается лоскут, который носится обмотанным вокруг щитолоки или запястья. Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе. На нижней ступени располагаются так называемые «кузыиичш или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Члены фан-групп относятся к ним с чувством превосходства. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать. В тоже время они наиболее уязеимы в разного рода конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами «дедовщины» со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan's. Обычно это ограничивается сбором определенной денежной «дани». Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки, Большинство фан-групп имеют свой устав. Обычно уставом предписывается количество выездов в другие— «ближних» и «дальних». Иногда предписывается минимально обязательное количество «дальних» выездов. Каждый фанат выполняет в группе ту или иную социальную роль, участвуя в организации, информации, управлении финансами, паблик релейшенз (речь идет о взаимоотношении группировки с другими группировками) и т.д. В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, в других же постоянных выплат не существует, деньги собираются под целевые проекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант и т.д. Таким образом, фан-группа — это достаточно автономное образование внутри фан-движения. Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с милицией), если и возникают, то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения. Ношение атрибутики ка- \061\ кой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответственность. Если фанаты двух городов находятся в хороших отношениях, то принимающая сторона встречает и провожает приехавших фанатов. Они вместе «ту суются и, причем «хозяева» должны организовать все на подобающем уровне и нести основные расходы. Если же отношения напряженные или даже конфликтные, то приехавшие фанаты держатся вместе, чтобы не быть в одиночестве в возможных драках. Наиболее агрессивные договариваются о месте и времени возможных драк— «забивают стрелки». Фанатские войны обычно возникают в трех видах случаев. Во-первых, между фанатами команд, расположенных в одном городе (например, между фанатами московских «Спартака» и «ЦСКА»). Во-вторых, между традиционными городами-соперниками (в России это Москва и Петербург). Существует неписанный кодекс проведения фан-войн, заимствованный из западных аналогов. Во-первых, в драки не должны втягиваться простые болельщики, дрзться должны только hooligan's или члены фан-групп. Простые болельщики команд не должны подвергаться какой-либо дискриминации, в частности, фанаты не должны пытаться отнять их клубную атрибутику. Во-аторых, во время драк запрещается использование каких-либо колющих или режущих предметов. Фанаты должны выяснять свои отношения на кулаках, без использования каких-либо подручных средств: палок, кастетов и т.д. В-третьих, запрещается какое-либо сотрудничество с органами правопорядка, запрещается «стучать». Если ты выдаешь кого-нибудь из фанатов, то моментально исключаешься из фан-группировки, так как это навлекает позор на всю группировку, а не только непосредственно на «стукача I). Но на практике эти правила не соблюдаются. Не делается какого-либо различения между просто болельщиками и фанатами. Драк только на кулаках практически не бывает. Фанаты вооружаются ремнями с металлическими бляхами или бутылками, а периодически в драках «всплывает» металлическая арматура, камни, дубины и т.д. Поэтому драки заканчиваются довольно тяжелыми повреждениями. Более или менее четко действует только правило, з_апрещающее контакты с милицией. Данные о контактах фанатов с милицией крайне редки и являются исключением (Илле 1999). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы