Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СИСТЕМА ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ НОМЕРА



 

Наряду с текстовыми публикациями газеты печатают иллюстрации. Они содержат визуальную информацию, воспринимаются читателями быстрее и воздействуют на них подчас сильнее текстов. Иллюстрации – один из элементов дизайна издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». Их готовят специалисты – фотокорреспонденты и художники, работающие в отделе иллюстрирования газетной редакции или непосредственно под руководством ответственного секретаря.

В подавляющем большинстве газет важнейшее значение имеют тексты, представленные в различных жанрах публикаций разного типа. Они занимают большую часть площади каждого номера периодического издания. Однако без иллюстраций газетный номер будет неполноценным, – сплошной серый текст тяжело воспринимается читателями. К тому же руководители такой газеты лишают себя дополнительного сильного средства воздействия на читателей. И с точки зрения экономической эта газета оказывается в невыгодном положении по сравнению с ее конкурентами – иллюстрированными изданиями. Поэтому в каждой газете необходимо установить соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере. Лишь в некоторых специальных номерах газеты, выпускаемых в связи с особым поводом – праздником, юбилеем и т.п., иллюстрации могут стать основным видом публикаций. В некоторых крупных газетах – «Известия», «Время новостей» и др. – одну из последних полос последнего номера недели полностью отводят под фотоиллюстрации, показывая важнейшие события с помощью репортажных снимков.

Отметим, однако, появление в последнее время новых газетных изданий, в которых визуальная информация становится равнозначной вербальной информации. В столичной многополосной ежедневной газете под претенциозным названием «Газета» иллюстрации, в частности фотоиллюстрации, стали важнейшей формой передачи информации. Руководители такого издания исходят из того, что в начале третьего тысячелетия значительная часть аудитории средств массовой информации быстро утрачивает привычку к постоянному чтению и привыкает получать теленовости в визуальных формах их подачи. На полосах этой газеты крупные яркие фотоиллюстрации занимают не меньшее, а подчас и большее место, чем тексты. Одним из главных руководителей коллектива, направляющим политику редакции, становится главный художник.

Оставим времени решить вопрос о справедливости подобной позиции. Но в любом случае несомненно, что дизайнерам газеты необходимо разработать систему ее иллюстрирования. Это подразумевает определение ответов на несколько вопросов: какие иллюстрации необходимо публиковать в номере периодического издания, сколько должно быть иллюстраций в номере, как их подавать? Можно, конечно, исходить из того, что в номере газеты следует помещать столько и таких иллюстраций, какие необходимы, исходя из содержания текстов, но такой по сути правильный, но слишком общий ответ не позволит организовать эффективную работу редакционных иллюстраторов. Фотокорреспондент должен знать, сколько и каких фотоснимков ему нужно подготовить для каждого номера газеты. Он может исходить из минимума – хотя бы одна иллюстрация на каждую полосу номера, но этого может оказаться недостаточно, и его нагрузка возрастает. Столь же важно для него знать, в каких жанрах ему следует готовить свои фотоснимки.

 

Фотоиллюстрации

 

Все газетные иллюстрации разделяются на две группы. Первая из них – фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с помощью фотоаппарата. Это репортажные снимки и фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи, фотообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции. Важнейшую роль в любой газете играет репортажный снимок, на котором запечатлен момент, связанный с какой-либо ситуацией, в которой оказалось определенное лицо или группа лиц. Такой снимок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка.

К репортажному снимку примыкает фотообвинение. Его используют как средство борьбы с недостатками, запечатлевая на снимке результаты плохой работы, безответственности и т.п. Благодаря наглядности и документальности фотообвинения оно может воздействовать сильнее иной развернутой критической корреспонденции.

От репортажного снимка отличается фотонатюрморт. Он показывает образцы различных товаров, продукцию различных видов производства. Его используют не только в целях рекламы, но и для иллюстрирования газетных текстов, сообщающих о выпуске новых видов продукции.

Фотопортрет – столь же популярная жанровая форма иллюстрации, как и репортажный снимок. Он используется для показа внешности не только героев очерков, зарисовок, участников интервью и бесед, а также известных общественных и государственных деятелей прошлого и настоящего, но и для ознакомления читателей с авторами публикаций. Так, например, в начале статьи, поднимающей актуальную проблему, нередко помещают фотопортрет журналиста или внередакционного автора.

Фотопортрет может быть индивидуальным и групповым. В последнем случае приходится увеличивать его размеры на газетной полосе, чтобы читатель смог различить людей, показанных на снимке.

Текст путевого очерка или зарисовки иногда сопровождают фотопейзажем, знакомящим читателей с природой той местности, которую описывает автор. Фотопейзаж, как и фотоэтюд, служит средством эстетического воспитания читателей, вызывая у них эмоции, связанные с восприятием красоты природы.

Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации является фотоочерк. Он представляет собой несколько фотоснимков, посвященных одной теме или одному человеку, иногда объединенных общим текстом. Фотоочерк дает журналисту широкие возможности для раскрытия темы, показа какого-либо события или жизни человека. В печати используют разные виды фотоочерка, начиная с простой тематической подборки – нескольких снимков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера, до сложного так называемого сквозного фотоочерка, когда входящие в него снимки разбросаны по разным страницам номера, как бы проходят через него.

Подготовка фотоочерка требует значительного времени и высокой квалификации фотожурналиста. Кроме того, для фотоочерка требуется большая, по сравнению с другими видами иллюстрации, площадь, так как в него входят минимум три снимка. Это несколько ограничивает его использование в малообъемной газете.

В качестве иллюстрации можно использовать и различные виды фоторепродукции – картин отечественных и зарубежных художников, документов, книжных страниц и фрагментов газетных и журнальных публикаций. Они дают возможность точно воспроизводить части текстов и иллюстрации, напечатанные в других периодических изданиях, в частности в тех, с которыми полемизирует газета, публикующая фоторепродукцию.

В роли фотоиллюстраций могут быть использованы и кинокадры, связанные с текстом кинорецензии или с рекламой нового кинофильма.

При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете несколько одинаковых по размеру фотопортретов, их соединяют, монтируют в виде горизонтальной или вертикальной фотоленточки. Это позволяет и сэкономить газетную площадь. Применяют и более сложные монтажи, состоящие из нескольких тематически близких снимков, например репортажного и фотопортрета. Монтаж нескольких снимков является основой и фотоплаката, который помещают иногда в специальных целевых номерах газеты – праздничных, новогодних и др.

Фотомонтаж в наиболее сложном виде, в частности – при соединении снимка и рисунка в коллаже, может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывая значение политических событий, смысл больших общественных явлений. Популярность еженедельника «Аргументы и факты» связана, в частности, с публикацией на открытие каждого номера крупного коллажа мастера этого жанра иллюстраций коллажиста А. Дорофеева.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  2. V1: Понятие, объект, предмет и система криминологии
  3. V7: Система линейных одновременных уравнений
  4. Автоматизированная система телемеханического управления (АСТМУ)
  5. Административная реформа и система органов исполнительно власти.
  6. Административное право - публичное право. Административное право как отрасль права и система правового регулирования государственного управления.
  7. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций
  8. Антиноцицептивная система (АС)
  9. Антонио Менегетти. Система и личность
  10. Б. Подготовительные упражнения для систематической натаски.
  11. Байдаков А.Н. Организационно-экономический механизм управления аграрными производственными системами. Ставрополь: Агрус, 2003. 303 с.
  12. Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь