Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество по исследованию паранормального



Огромный интерес общественности к спиритуализму, несомненно, способствовал возникновению интереса к нему и среди ученых и философов, занимавшихся исследованиями психических явлений. Отчасти этот научный интерес был вызван искренним желанием доказать существование паранормальных явлений. Труд «Происхождение видов» Дарвина, опубликованный в 1859 г., лишил человека его центрального положения во вселенной, и это с тревогой рассматривалось как удар по духовности. Какой вес приобрела бы религиозная вера, если бы удалось показать, что человеческая природа обладает психическим и духовным измерениями и что они выходит за рамки, навязанные материалистической наукой. Человек снова получил бы «право верить» — причем, на очевидных научных основаниях. Поэтому в 1882 г. в Великобритании, было основано


398

Общество по Исследованию Паранормального, во главе с Генри Сиджвиком, известным английским философом. Два года спустя было создано американское отделение под руководством философа и психолога Уильяма Джеймса. Трое исследователей: Ричард Ходжсои, Эдмунд Герии и Фридерик В.Г. Майерс, — много лет усердно трудились, пытаясь подвести научную базу иод исследования психических явлений. Они смогли привлечь к своему делу множество других выдающихся ученых и писателей: сэра Оливера Лоджа, сэра Уильяма Крукеса, Чарльза Ричета Французского, сэра В.Ф. Баррета.

Вполне очевидно, что первые основатели ОИП (сокр. — Общество по Исследованию Паранормального) начинали изучение медиумических явлений не как беспристрастное и безличностное исследование, а как имеющее своей целью показать обоснованность религиозной веры. Поэтому интересно отметить тот факт, что спустя 25 лет после основания Общества Сидж-вик и Джеймс заявили, что они были удивлены тем, что так мало продвинулись к своей цели и что обнаружилось так много мошенничества в этой области. Джеймсу удалось удачно завершить исследования лишь одной «белой вороны» — миссис Пайпер; все остальные медиумы были отвергнуты, как не заслуживающие доверия, или же как такие, чьи способности не подтвердились.

Цели, провозглашенные обществом, конечно же, были благородными. Общество должно было «организованно и систематически исследовать обширную группу спорных явлений, обозначаемых такими терминами, как гипнотические, медиумические и спиритуалистические». Согласно организаторам общества: «Из зарегистрированных свидетельств многих компетентных очевидцев в прошлом и настоящем, включая наблюдения, недавно сделанные известными учеными в различных странах, явствует, что среди иллюзий и обманов имеется значительная доля замечательных явлений, которые prima facie не объясняются ни одной из общепринятых гипотез и которые, в случае неопровержимого установления их подлинности, будут обладать наивысшей ценностью». Далее следует утверждение, что до сих пор на изучение подобных оставшихся необъясненными явлений были направлены усилия лишь отдельных людей, и


«никогда, вплоть до настоящего времени, усилия научного сообщества, организованного на достаточно широких основаниях».1

Общество сосредоточило свое внимание на вопросе жизни после смерти, включая оценку сообщений о видениях, состояниях транса, автоматическом письме и роли медиумов в общении с бестелесными духами. Но оно также занималось и другими паранормальными явлениями, такими как телепатия, ясновидение, предвидение и телекинез.

Шести комитетам было предписано осуществлять различные части этого исследования. Среди поставленных перед ними задач были следующие:

«Изучение природы и степени любого воздействия, которое может быть оказано одним разумом на другой, выходящего за пределы какого бы то ни было общепринятого вида восприятия.

Изучение гипнотизма и видов так называемого гипнотического транса, с приписываемой ему нечувствительностью к боли; ясновидения и других родственных явлений...

Тщательное исследование любых сообщений, основывающихся на веских свидетельствах, касающихся видений в момент смерти, или же происшествий в домах, известных как населенных привидениями.

Исследование различных психических явлений, обычно называемых спиритуалистическими, с целью выяснения их причин и установления общих законов».2

Работа членов ОИП на ранних этапах была исполнена энтузиазма; часто в своих исследованиях они становились жертвами шарлатанов. Особенно ярким примером этого послужили телепатические тесты, которым подвергли Дугласа Блэкбурна и Дж. А. Смита. На эти тесты долгие годы ссылались как на очевидные доказательства существования телепатии. Только после смерти крупнейших фигур ОИП Блэкбурн признался, что они со Смитом были обманщиками. Все это слишком типично для истории психических исследований: сначала в прессе появляются сообщения о чудесном экстрасенсе или медиуме; затем этот человек может быть тестирован исследователями психических явлений; к его способностям относятся некри-

1 Proceedings of the Society for Psychial Research, vol.1. 2 Ibid.


400

тически и они объявляются реально существующими; много лет спустя и, как правило, только после тщательных исследований, обнаруживается какое-нибудь роковое упущение в условиях эксперимента или же мошенничество.

Вот что произошло в случае с Блэкбурном и Смитом. Первыми с ними познакомились Эдмунд Герни и Ф.В.Г.Майерс и затем представили их остальным членам ОИП, включая миссис Сиджвик, Элис Джонсон и Фрэнка Подмор. Некоторым членам ОИП обнаруженные ими способности показались столь захватывающими, что они напечатали отчет о тестах Смита-Блэкбурна в нервом томе «Записок ОИП». Смит позже был нанят в качестве секретаря ОИП и проработал на этой должности многие годы.

И только примерно тридцать лет спустя Блэкбури рассказал обо всем, что имело место на самом деле, в статье в «Дэйли Ньюз» в 1911 г.1 Согласно Блэкбурну, он был редактором еженедельника «Брайтониан», когда начал кампанию по разоблачению мошенничающих медиумов, т.к. Брайтон, морской курорт, превратился в рай для медиумов всех сортов. В 1882 году он столкнулся со Смитом, 19-летнем юношей, который демонстрировал исключительно разнообразные медиумические трюки. Между ними возникла дружба и они заключили договор, по словам Блэкбурна, для того, чтобы «изобличить некоторых профессоров от оккультизма, чьим разглагольствованиям некому было возразить». Так они начали свою деятельность в области телепатии. Их сеансы были с энтузиазмом описаны в спиритуалистическом журнале «Лайт». Согласно публикации, Смит был способен посредством мощной концентрации сверхъестественным путем читать мысли и ментальные образы Блэкбурна. Именно благодаря этой статье ОИП связалось с Блэкбурном и Смитом. Блэкбурн характеризует этих ученых мужей как «превосходный тип чудаков-спиритуалистов». Он со скепсисом сообщает, что эти ученые без колебаний поверили в результаты частных сеансов и не принимали разумных мер предосторожности. Согласно Блэкбурну, их со Смитом это очень развлекло; однако они были серьезно намерены показать, «как совершенно некомпетентны были эти «научные ис-

1 Daily News, London, Sept. 1, 1911.


следователи»». Их план состоял в том, чтобы целиком и полностью мистифицировать исследователей.

Они использовали довольно простой набор сигналов, таких, как нозвякивание пенсне или запонками, дыхание и даже дуновения. Блэкбурн считал, что Майерс и Герни были крайне озабочены нахождением подтверждений их любимым теориям, потому они были весьма доверчивы и крайне небрежны в своем тестировании. Они вновь и вновь отказывались от сомнений в отношении экспериментов, окончившихся полным провалом; они позволяли Блэкбурну и Смиту самим определять условия эксперимента и без колебаний принимали их объяснения неудач. Например, рассказывает Блэкбурн, описывая один из опытов, Майерс и Герни настойчиво утверждали, что «ни в одном случае, и ни коим образом Блэкбурн ни разу не дотронулся до Смита». Однако, говорит Блэкбурн, «я дотрагивался до него 8 раз, ведь только так и работал наш код». Блэкбурн был изумлен тем, что два молодых человека всего лишь с недельной практикой и озорством в душе смогли так обольстить Майерса и Герни (а позже — Подмора и Сиджви-ка), что те приняли их за истинных экстрасенсов. Что, спрашивает он, могли бы сделать более опытные мошенники с такими исследователями?

Когда Смит прочел признания Блэкбурна в 1911 году, он категорически отверг факт мошенничества. Блэкбурн в ответ заявил, что не знал, что Смит был до сих пор жив, и сожалеет о том, что поставил Смита в неловкое положение, но настаивал на том, что они действительно мошенничали, и продолжал с еще большими подробностями описывать то, как им удалось провести ОИП. Он пишет, что комитет обычно старался добиться от них передачи «необычных вещей», поскольку это нелегко было бы сделать с помощью кода. Блэкбурн и Смит так часто проваливались при попытке передать «необычные вещи», что комитет отказался от использования подобных тестов. Однако был придуман один тест, в котором Блэкбурн и Смит успешно проявили себя. Он состоял в передаче «необычных образов». Тест произвел огромное впечатление на ОИП, как чистейшее подтверждение существования телепатии. Однако, по словам Блэкбурна, проделан он был нечестно.


В „ходе этого теста Смит должен был сидеть за большим столом, его глаза были закрыты шерстью и завязаны плотной темной материей. Его уши были заткнуты хлопковой пряжей и покрыты замазкой. Сидя на стуле, он был полностью закрыт двумя тяжелыми одеялами. Под его йогами и стулом лежал толстый мягкий ковер, который должен был заглушать звуки и не пропускать никаких сигналов, передаваемых с помощью ног. Блэкбурн стоял в противоположном конце комнаты. Май-ерс показал ему рисунок, который, как предполагалось, он должен был мысленно передать Смиту. Это был треугольник, переплетавшийся с линиями и кривыми, что не могло быть описано словами или зашифровано с помощью кода. Блэкбурн сообщает, что он рассматривал неправильную фигуру в течении нескольких минут, расхаживая взад и вперед, но все время на таком расстоянии от Смита, что до пего нельзя было дотронуться. В это время Блэкбурн снова и снова рисовал фигуру, открыто перед наблюдателями, якобы для того, чтобы она лучше отпечаталась у пего в мозгу. Затем он описывает, как ему удалось передать послание прямо Смиту благодаря ловкости рук.

«Я также секретно нарисовал ее на папиросной бумаге. К этому времени я уже был мастером по ручным фокусам и мне не составило труда переместить ее в трубочку медного проектора на карандаше, которым я пользовался. Я подал Смиту условный сигнал того, что я готов, споткнувшись о край ковра, на котором стоял его стул.

В следующий момент он воскликнул: «Есть! »

Его правая рука высунулась из-под одеяла, и он стал шарить но столу, говоря, согласно договоренности: «Где мой карандаш? »

Я тут же положил на стол свой. Он взял его, и последовала долгая волнующая пауза.

Вот что происходило под одеялом. Смит спрятал под жилетом одну из тех люминесцентно окрашенных пластин, которые в глубокой темноте дают достаточно света, чтобы увидеть фигуру, когда почти прозрачная папиросная бумага накладывается на подобную пластину. Он чуть сдвинул повязку с одного глаза и скопировал фигуру с удивительной аккуратностью.


Это заняло больше пяти минут. В это время я, совершенно истощенный ментальным усилием, сидел на расстоянии десяти футов от него.

Вскоре Смит откинул одеяло и, возбужденно стягивая с глаз повязку, продемонстрировал рисунок, выполненный на листе писчей бумаги и очень похожий на оригинал. Это была прекрасная копия».1

Так состоялся один из тех тестов, на которые ссылались как на неопровержимые доказательства существования телепатии. Это также показывает, что доверчивые ученые иногда оказываются легкой добычей для мошенников, намеренно старающихся ввести их в заблуждение.

Однако ученым и философам, связанным с ОИП, со временем стало известно о широко распространенных фактах мошенничества — если не в случае с Блэкбуром и Смитом, то в других. И они приняли участие в разоблачении некоторых из них. Так, Ричард Ходжсон был послан в Индию, чтобы исследовать оккультные и экстрасенсорные способности мадам Бла-ватской, основательницы теософии. Елена Петровна Блаватская была дочерью немецкого дворянина по имени Хаан, поселившегося в России, и внучкой русской княжны. Она вышла замуж в семнадцать лет и оставила Россию, чтобы посетить Индию, США и Канаду. В 1873 г. она посетила Нью-Йорк и после двух лет общения с различными известными личностями, занимавшимися спиритуализмом, основала Теософское Общество. Она отправилась в Индию в 1878 г. и основала свой центр в Мадрасе. Ей приписывались многие сверхъестественные способности, которые воспринимались ее последователями как чудесные. После ее смерти, говорят, насчитывалось около 100000 теософов.

Ходжсон отправлялся в Индию непредвзято настроенным по отношению ко всему новому. Он вернулся, чтобы издать разгромный отчет в 1885 г., обвиняющий Блаватскую в наглом мошенничестве. Сиджвик, президент ОИП, наряду с другими был поражен Блаватской и признал ее «удивительной женщиной». Но Ходжсон убедил их, что приписываемые ей чудеса, были мошенничеством с начала и до конца.2 Основой учения

1 Ibid.

2 Ruth Brandon, The Spiritualists, p.23.


404

теософии являлись некие писания, предположительно написанные тибетским монахом, но, согласно Ходжсону, принадлежавшие перу самой мадам Блаватской. Усыпальница, где она демонстрировала свое чудесное искусство, располагалась но соседству с ее спальней, и Ходжсон обнаружил между ними фальшивую панель. Однако это разоблачение, проведенное ОИП, оказало мало влияния на беззаветно верующих, принимавших мадам Блаватскую и причудливые философско-теологические основы ее системы.

Были и другие медиумы, которых изучало ОИП, в особенности, Евсафия Палладино в Великобритании и Леонора Пай-пер в Америке. Миссис Пайпер входила в состояние транса и заявляла, что посредством своего духовного руководителя, мистера Финуи, могла получать послания «с того света». Интересно, что француз Финуи никогда не говорил по-французски, и хотя предположительно он жил в Марселе, нет никаких свидетельств, что этот человек действительно когда-либо там жил. Однако ее предполагаемые способности произвели впечатление на У. Джеймса. Несомненно, наиболее строго тестированным медиумом своего времени была Евсафия Палладино. Мы посвятим ей оставшуюся часть этой главы, чтобы показать любопытную склонность людей, даже людей науки, поддаваться чарам иллюзии сверхъестественного.

Евсафия Палладино

Евсафия Палладино родилась в провинции Бари, в Италии. Крестьянская дочь, она не умела ни читать, ни писать. В юном возрасте она вышла замуж за странствующего мага, который, без сомнения, и научил ее искусству ловкого обмана. После смерти отца ее наняли прислугой в семью, практиковавшую спиритуализм. Принимая участие в сеансе, она заявила, что она медиум и что способна вызывать самопроизвольные явления. Она говорила, что очень этим напугана, однако ее уговорили развивать свои спиритуалистические способности. Она прошла длительное обучение в медиумических кругах в Неаполе и была протестирована известным итальянским криминалистом и психиатром, профессором Чезаре Ломброзо, который, хотя и был скептиком, также попал под ее чары.


Ломброзо пригласил группу ученых, включая профессора Чарльза Ричета из Парижа (который впоследствии стал президентом ОИП) и других, чтобы вместе с ним принять участие в различных сеансах в 1892 г. Вначале Ричет высказывал свои сомнения в отношении Евсафии. Несмотря на это, он нашел, что многие явления, происходящие в ее присутствии, являются впечатляющими, и счел затруднительным приписать их все обману. Ее впечатляющие представления включали левитирование столов, передвижение близлежащих предметов, изменение показаний весов при ее взвешивании и явление «рук духов». На этих сеансах Евсафия находилась в постоянном контакте со своим духовным «проводником и руководителем» Джоном Кингом. Ричет признавал, что не может ручаться за то, что ни к какому мошенничеству Евсафия не прибегала или же что не имела место обычная иллюзия.

В 1893-94 гг. в Варшаве доктором Очоровичем было проведено 40 сеансов, в которых принимали участие 23 экспериментатора. Результаты были смешанными: одни приписывали Евсафии сверхъестественные способности, в то время как другие выражали сомнение и говорили, что видели, как она прибегала к помощи рук и ног, чтобы вызвать манифестации.

В 1894 г. под покровительством профессора Ричета различные британские исследователи были приглашены принять участие в 4 сеансах. Среди них был Оливер Лодж, известный исследователь психических явлений, и Ф.В.Г. Майерс. Позднее в этих сеансах приняли участие супруги Сиджвик. Отчет об этих заседаниях был опубликован ОИП.1 Лодж и Майерс, твердо верившие в медиумические феномены, были убеждены, что они наблюдали аутентичные сверхъестественные явления. Сиджвики, которые не присутствовали на тех же самых заседаниях, что и Лодж, где якобы происходили действительно экстраординарные вещи, однако считали, что если за руками медиума имел место надлежащий контроль, то явления могли быть вызваны только сверхъестественными средствами.

Общие условия проведения сеансов диктовались самой Ев-сафией. Она настаивала на том, чтобы ее правилам следовали, в противном случае она приходила в ярость и отказывалась

1 Journal of the S.P.R., vol. 6, 1894.


406

продолжать. Сеансы обычно проводились в темноте или полумраке, как правило, поздно вечером, когда многие из присутствовавших чувствовали себя усталыми. Евсафия обычно вставала поздно и была хорошо подготовлена. Одетая в длинное платье или юбку, она обычно садилась за маленький столик в конце комнаты. За ней, в углу комнаты, были натянуты темные шторы. Это маленькое угловое пространство (около 3 футов в глубину) называлось «кабинетом». Внутри него находился стол и различные музыкальные инструменты. Евсафия сидела в одном-двух футах от занавесей. Двое контролирующих сидели по обеим сторонам от нее. Один держал ее за правую руку, а другого за руку держала она. Евсафия ставила обе свои ноги на ноги наблюдателей; они или касались своими ступнями ее ступней, или окружали ее ноги своими ногами. Она начинала сеанс с вхождения в состояние транса, когда тело ее извивалось и корчилось. В ходе сеанса слышалось постукивание, стол левитировал, и предметы, такие как маленький столик, выдвигались из кабинета и поднимались в воздух. Музыкальные инструменты играли, и появлялись странные руки. Временами сидящих щипали за руки и за ноги.

Высказывались серьезные сомнения, особенно Ричардом Ходжсоном, в адекватности контроля. Надежно ли удерживались ноги и руки Евсафии, или же ей удавалось вызывать манифестации незаметными движениями рук или ног? Было поднято достаточно большое количество вопросов, и поэтому ОИП пригласило Евсафию в Кембриджский университет, чтобы дать 21 дополнительный сеанс. Евсафия вновь ввела серьезные ограничения на процедуру. Она определяла условия освещения, она настаивала на том, чтобы ее руки держали определенным образом, она не позволяла наблюдателям ощупывать пространство вокруг, и им особо запрещалось трогать материа-лизирующуюся руку или какой-либо левитирующий предмет. Участники соглашались, что иногда замечали, что Евсафия пользуется руками и ногами. Например, она высвобождала одну свою руку таким образом, что один или оба сидящих держали разные части другой ее руки или даже своей собственной, не чувствуя, что руки Евсафии были свободны для выполнения трюков. Они заключали, что она участвовала в


очевидном обмане, систематически усовершенствованном за годы усердной практики, и что это объясняло часть явлений; из этого они заключили, что обман лежал в основе и других явлений. Во время сеансов комната была так плохо освещена, что руки Евсафии редко бывали видны полностью, и их не могли как следует придерживать из-за ее конвульсий. В целях эксперимента комитет дал Евсафии достаточную свободу для мошенничества, так, чтобы за ней можно было наблюдать; и она воспользовалась предоставленными ей возможностями. Критики спиритуалистических сеансов в Кембридже нри-знавали, что при случае она явно прибегала к мошенничеству, но настаивали на том, что не все ее манифестации можно было объяснить подобным обра-зом, и что некоторые из них являлись сверхъестественными. ОИП, однако, убедилось в ее жульничестве и решило не иметь с ней ничего общего.

Евсафия так заинтересовала научный мир, что ее продолжали тестировать различные ученые, мужчины и женщины — такие как Анри Бергсон и Пьер и Мари Кюри. Евсафия получала значительные гонорары за свои сеансы. Она стала знаменитостью, хотя и в высшей степени сомнительной. Некоторые ученые, такие как профессор Энрико Морелли из университета Генуи, безоговорочно заявляли, что Евсафия обладает сверхъестественными силами, но другие продолжали настаивать на том, что она была шарлатанкой. Так научный мир разделился в своем мнении.

Спустя много лет, в 1908 г. ОИП вновь решило исследовать ее способности. Был назначен комитет из трех человек, состоявший из Эверарда Филдинга, Герверда Каррингтона и В.В.Баггли. Альберт Мисон, служащий Американской Экспресс Кампании, был приглашен для записи хода заседаний. Эленор Сиджвик, президент ОИП, объяснила, почему совет решил провести новые тесты. Она сказала, что политика ОИП — не иметь дела с медиумами, которых уличили в преднамеренном обмане Подобные действия потворствуют «вредной практике» и пре пятствуют научным исследованиям. Хотя ОИП желает остано вить поток гонораров, с «неослабевающим избытком» текущий в руки трюкачей, все же важно было сделать исключение в случае с Евсафией, так как неоднократно заявлялось, что она


408

проявила подлинные способности. Несмотря на тот факт, что ОИП поймало ее на мошенничестве, довольно много ученых с достойной репутацией подтвердили ее способности, поэтому миссис Сиджвик заключила, что для ОИП важно вновь изучить подобные утверждения, особенно но той причине, что само ОИП высказывало мнение, что не все явления можно объяснить трюкачеством.1

Трое исследователей медиумического были фокусниками-любителями, они участвовали в разоблачении других мошенников и опубликовали сооб-щения о том, как те проделывали свои трюки. Филдинг происходил из из-вестной семьи. Приверженец католицизма, настойчиво стремившийся удо-стовериться в сущестовании бессмертия, он, тем не менее, был приверженцем точных методов исследования. Каррингтон, американец, написал книгу, детально описывавшую, как устраивались трюки мошенничающими медиумами.2 Он мог повторить с помощью искусства иллюзионистов многие из чудес подобных медиумов; действительно, трое исследователей заявили, что они никогда не встречали медиума, способного вызвать сверхъестественные явления, которые нельзя было бы обяъснить трюкачеством. Филдинг столько раз заходил в тупик в своих исследованиях, что достиг состояния совершенного скепсиса «в отношении возможности» обнаружить когда-нибудь подлинно спиритуалистическую силу. Так, он исследовал один нашумевший случай, когда известному адвокату удавалось как будто из ничего материализовать небольшие объекты. Он и его ассистентка подвергались тщательному наблюдению, и в конце концов обнаружилось, что небольшие предметы, такие как винтики, ручки и восковые печати были искусно спрятаны в специальной трубочке, семи дюймов в длину! 3

Сеансы Палладино проводились с 21 ноября но 19 декабря 1908 г. в отеле Виктория в Неаполе. Обстановка комнаты, в которой проходили сеансы, походила на обстановку прежних 1 Proceedings of the S.P.R., vol.23, 1909.

2 Hcreward Carrington, The Physical Phenomena of Spiritualism (London:
Werner Laurie, 1907).

3 Evcrard Fielding, " The Haunted Solicitor" , перепечатано в Sittings with
Eusapia Palladino and Other Studies,
E.Fielding, предисловие
E.J.Dingwall (New Hyde Park, NY..University Books, 1963).


сеансов. Детальные записи одиннадцати сеансов были сделаны и опубликованы ОИП.1 Филдинг участвовал во всех 11-ти сеансах, Каррингтон во всех, кроме последнего, а Баггли — в семи. Кроме них присутствовали и другие люди, в том числе итальянцы, знакомые Евсафии. Были обнаружены некоторые доказательства обмана. Баггли сообщал, что по меньшей мере три раза она использовала руку или ногу; что поцелуи, якобы раздававшиеся из-за занавесок, походили на пощелкивания пальцами. Несмотря на это, все трое заявили, что во многих случаях не было явных признаков мошенничества.

Степень контроля, допускавшегося Евсафией, сильно варьировался в зависимости от ее настроения. Если Евсафия была в хорошем настроении, она позволяла контролировать свои руки и ноги. В плохом настроении ее нельзя было контролировать. Комитет решил, что даже в случае строгого контроля Евсафия была способна демонстрировать спиритуалистические явления. Во время сеансов она впадала в глубокий транс и входила в контакт со своим духовным руководителем, Джоном Кингом. Иногда она говорила низким голосом, как бы передавая его голос. Временами она становилась пассивной. Но через некоторое время, как сообщают, явления начинали происходить снова. Кроме постукиваний, левитации, раскачивания столов и материализо-вывающихся рук, ее платье вздувалось, раздувались занавеси в кабинете, а от ее шрама на лбу исходил холодный воздух.

Комитет Филдинга пришел к заключению, что «имело место действие некой силы, которая превосходила возможности обычного контроля и умение самого ловкого фокусника».2 Они добавляют, что условия сеансов были таковы, что у Евсафии не могло быть сообщников. Встал вопрос о том, не явилось ли это коллективной галлюцинацией участников сеанса; это предположение также было решительно отвергнуто. Элис Джонсон, скептически настроенный член ОИП, интересовалась, не могла ли Евсафия каким-либо образом так воздействовать на их восприятие, чтобы им лишь представлялось, что они наблюдают все эти явления. Их ответ был отрицательным. Единственный вывод, который они могли сделать «при огромном

1 Proceedings of the S.P.R., vol.23, 1909. Перепечатано Филдингом, таж же. 2Там же.


410

сопротивлении разума», — что «все же реально существует до сих пор неопределенная сила, высвобождаемая в присутствии Евсафии».1

Герверд Каррингтон подытожил:

«Я должен отметить мою совершенную убежденность в реальности по крайней мере хотя бы некоторой части явлений: а также убежденность, переходящую в моем сознании в уверенность, что результаты, свидетелями которых мы являемся, не были мошенничеством или же трюкачеством со стороны Евсафии».2

Каррингтон был главным свидетелем, присутствовавшим на 10 сеансах и отвечавшим за контроль за рукой и ногой Евсафии но одну сторону стола. Был ли Каррингтон плохим наблюдателем? Или было какое-нибудь иное объяснение способностям Евсафии? Когда предоставлялась такая возможность, Каррингтон даже лежал на полу, утверждая, что держал ее лодыжки и что они не двигались. Любопытно, что на следующий год, после публикации отчета Филдинга, Каррингтон уже был агентом Евсафии и организовал ей турне по Соединенным Штатам. Он стал ее главным защитником. Преследовал ли он какую-либо выгоду, являя ее способности миру? Жизнь Каррингтона была полностью посвящена спиритуалистическим и медиумическим исследованиям. Он написал десятки книг, посвященных данной теме и, очевидно, обеспечивал этим свое существование.

Некоторые критики Евсафии из ОИП не были полностью удовлетворены отчетом Филдинга. Фрэнк Подмор особенно тщательно проанализировал отчет и пришел к выводу, что в сущности большая часть явлений, о которых в нем сообщалось, могли быть произведены естественным способом, если бы Евсафии удалось высвободить руку или ногу. Он с сожалением отметил, что убежденность Баггли, Каррингтона, Филдинга в том, что «их чувства не были обмануты», не имеет отношения к научной стороне вопроса.3 Когда человек знает, что его обманывают, обман не является полным. Если же он верит, что не

1 Там же.

2 Там же, " Final Note" by Hereward Carrington.

3 Podmore, The New Spiritualism, p. 142.


был обманут, то тут обман является полностью удавшимся. В любом случае, замечает Подмор, вопрос решается не спором, а экспериментом.


Поделиться:



Популярное:

  1. Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.
  2. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ, УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
  3. Антропология права в координатах Культура — Общество
  4. Башкирское общество в XV—первой половине XVI в.
  5. В 2. Общество как система включает в себя
  6. Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу.
  7. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
  8. Власть и общество в годы Первой Мировой войны. Кризис монархии
  9. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ
  10. Глава 2 ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ОБЩЕСТВО
  11. ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДХОДЫ К ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
  12. Глава вторая. Общество: разум или мнение?


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь