Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.



Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: " Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола: ". Далее: " Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты...".

Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням.

Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец). Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).

Вопрос 13. Конкубинат, узаконение и усыновление лиц в римском семейном праве.

Конкуби́ на (лат. concubina, от лат. con — вместе, и лат. cubare — лежать) — в древнем Риме незамужняя женщина низшего сословия, находившаяся в сожительстве с холостым мужчиной. Такое отношение, называемое в Римском праве конкубинатом (лат. concubinatus), не было зазорным, но лишено было всех прав, какие имел законный брак. Дети считались незаконнорожденными.

Узаконение — признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Способы узаконения:

1) путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;

2) путем последующего брака родителей внебрачного ребенка;

3) путем издания специального императорского указа (рескрипта);

4) путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери — выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление — способ установления отцовской власти (patria potestas) над чужими детьми.

Формы усыновления:

1) arrogatio — усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных комициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio — усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Процедура adoptio:

— освобождение подвластного от власти отца семейства (patria potestas), под которой он находился, для чего была необходима троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. Досрочное освобождение из-под отцовской власти в древнюю эпоху могло быть и при посвящении дочери в весталки, а сына — во фламины, в период империи — при назначении на высшие государственные либо церковные должности;

— вступление под власть отца семейства (patria potestas) усыновителя путем иска vindicatio in patriam potestam (виндикационного иска, возникающего из отцовской власти). После того как продажа ребенка совершалась в третий раз, мнимый покупатель не отпускал его на свободу и выступал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель. Усыновитель вместе с подвластным являлись к претору, где позитивно или путем молчания признавали иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio, будучи, в отличие от arrogatio, частноправовым актом, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной «продажи».

При Юстиниане описанная процедура была заменена заявлением перед судом: adoptio совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. А усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

Условия усыновления:

— усыновлять могли только мужчины (женщины — лишь для возмещения потери сына);

— усыновитель должен быть persona sui iuris (семейно самостоятельным лицом). Подвластные не могли быть усыновителями в связи с тем, что в то время за все совершаемые сделки ответственность за них нес их домовладыка;

— усыновитель должен быть старше усыновляемого на 18 лет;

— при arrogatio усыновитель должен быть не моложе 60 лет.

В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия.

 

Вопрос 14. Понятие и содержание наследства. Способы его осуществления и принципы правопреемства. Порядок наследования.

Наследование — переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам.

Наследство — преемство всех прав наследодателя в частноправовой сфере. Не подразумевается понятием наследства преемство в сфере публичных прав и публично-правового статуса. Вместе с наследством переходили обязанности но опеке и попечительству. Наследство включало в себя не только выгоды и возможные обогащения имущественного характера; с наследством неразрывно связывались лежащие на наследодателе обязательства, в том числе те, о которых он не имел точного представления или даже вовсе не знал.

Наследство не считалось чисто материальным, имущественным понятием. Оно было реальным, имело юридическое содержание, даже если не было предмета материального обладания, который бы переходил по наследству. В случае материальности наследство не обладало строгой и неизменной имущественной массой: она могла увеличиваться или уменьшаться вне зависимости от чьих-то вредных действий или причиняемого ему ущерба (в наследственную массу могли поступить выплаты третьих лиц по обязательствам, сад — принести плоды, стадо — потерять в весе и т. п.). Но наследство охватывало своим понятием и содержанием все такие возможные приобретения правового характера, утраты (в том числе неправовые).

Наследование возможно было или по завещанию, или по закону (если завещание не составлено, признано недействительным или наследник, назначенный в завещании, не принимал наследства). Особенность римского наследственного права — недопустимость сочетания этих двух оснований в наследовании после одного и того же умершего лица. Недопустимо было, чтобы одна часть наследства перешла к наследнику по завещанию, а другая часть того же наследства — к наследникам но закону.

Наследование — универсальное преемство.

Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер наследования проявляется в том, что к наследнику переходят сразу и права, и обязанности, входящие в состав наследства, в том, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он не знал. Наследство подразумевало совокупность всех выгод, льгот и обременений, прав и обязанностей в целости и неразрывности; наследник по римскому праву занимал то же правовое положение, что было у наследодателя к моменту его смерти, и воспринимал всю сложившуюся ситуацию в целом. Принцип универсальности наследства был главным элементом, определявшим содержание наследства с точки зрения права.

Сингулярное преемство — предоставление лицу отдельных прав — легаты или завещательные отказы. Наследодатель мог в своем завещании возложить на наследника обязанность выдать что-либо тем или другим лицам. Такие отказы давали этим лицам только известные единичные права, не возлагая на них ни прав, ни обязанностей наследника. Лицо, в пользу которого назначен легат, являлся преемником наследодателя в отдельном праве, но не в какой-то доле наследства, и получение легата не сопровождалось ответственностью за долги наследодателя.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1549; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь