Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторические уроки постпенитенциарной педагогики



Нередко считают, что постпенитенциарная педагогика как вид педагогической деятельности сформировалась во второй половине XX в.

Однако в России издревле чувство сострадания к ближнему вызывало стремление населения облегчить участь «тю­ремных сидельцев»[266]. Эта деятельность, называемая патронатом, носила благотворительный, в основном спонтанный характер[267] и выражалась в предоставлении на короткое время крова, оказании помощи деньгами, одеждой, едой. Со временем она осознается как одно из средств борьбы с преступностью[268]. Изменение отношения к преступникам, вывод о возможности и необходимости их исправле­ния и перевоспитания, гуманизация взглядов на тюремное дело, свойственные XIX в., привели к пониманию того, что значительно важнее, чем оказание помощи материального характера лицам, от­бывшим наказание, является помощь в возвращении их к честной жизни, приспособлении их к жизни на свободе. Перед патронатом теперь ставилась более значимая цель — удержание от совершения новых преступлений теми, кто уже отбыл наказание, т.е. предупре­ждение рецидивной преступности.

Очевидно, что достижение этой цели было возможно лишь пу­тем решения задач чисто педагогического свойства: нравственной и материальной поддержки освобождаемого, включения его в полез­ную деятельность, сглаживания резкости перехода от заключения к свободе, восстановления утраченного доверия общества; показа ему возможности и необходимости честной жизни, приучения к ней; примирения с семьей; восстановления прерванных социальных свя­зей[269]. Патронат осуществлялся добровольцами, которые объединялись, создавая Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патронат)[270].

Практическая деятельность Обществ зависела от многих обстоя­тельств: материального положения, состава участников и их убеж­дений. Однако в целом процесс покровительства освобождаемым из мест заключения состоял как бы из д в у х этапов: /) ознаком­ления с личностью освобождаемого, его духовным миром, поведени­ем в тюрьме, прежними судимостями, семейным и имущественным положением, профессиональной подготовкой, прошлой жизнью и намерениями; 2) непосредственной помощи освобождаемым со сто­роны членов Общества, наблюдение за ним.

Изучение личности освобожденного начиналось задолго до его выхода из заключения. Члены Общества без всяких ограничений по­сещали заключенных в тюрьме, знакомились с ними, с их семейным положением, предпринимали первые шаги к примирению с семьей, выясняли их нужды, выполняли некоторые поручения — например, определить детей в приют, найти имущество и др. О поведении, взаимоотношениях с другими заключенными, записях в штрафных книгах наводились справки у тюремной администрации. Такая орга­низация работы позволяла обеспечить индивидуальный подход с уче­том личностных качеств каждого из освобождаемых. При посещении заключенных в тюрьме им сообщался адрес Общества, по которому можно было обращаться за помощью при освобождении. Это давало уверенность в собственной значимости, нужности, открывало опре­деленные перспективы, формировало надежду на будущее.

Члены Обществ подходили к своему делу с оптимизмом и верили, что если поддержать человека вовремя, то он не свернет с правиль­ного пути.

Виды помощи освобожденным определялись уставами Обществ патроната. В зависимости от характера она могла быть материальной, моральной, юридической. Материальная помощь была самой существенной, поскольку при освобождении многие заключенные оказывались в бедственном положении: без заработка, без денег, одежды и обуви, с долгами, не всегда здоровые физически. Семьи, если они и имелись, помочь не могли. Поэтому часто Общества па­троната начинали свою деятельность именно с оказания материаль­ной помощи, сознавая, что отсутствие средств, одежды, приюта — это условия для совершения новых преступлений.

Общественность, организуя помощь вышедшим из мест заключе­ния, не упускала из виду того, что развитие человека, его воспитание, изменение поведения возможно лишь в социально-полезной деятель­ности. Поэтому вышедшего из тюрьмы старались определить на рабо­ту, найти полезное занятие, которое давало бы средства к существова­нию и развивало положительные качества личности. Вышедшие из тюрьмы и потерявшие связь с родственниками, друзьями, просто отвыкшие от жизни в условиях свободы часто нуждались в обыч­ных житейских советах, простых словах утешения, которые они на­ходили у членов Обществ. Последние нередко выполняли роль по­средников между освобожденными и его семьей, прежними и но­выми работодателями. Эта нравственная поддержка выражалась в советах, указаниях, практических рекомендациях. Таким образом, вышедший из тюрьмы как бы приобретал точку опоры. Вопросы патроната активно обсуждались в печати и на различных форумах, что давало возможность проанализировать деятельность, выявить достоинства и изъяны, учесть наиболее удачные предложения[271].

С 90-х годов XIX в. началась научная разработка проблем па­троната. Исследования В. Акимова, Г.В. Демченко, Н.Ф. Лучин-ского, П.И. Люблинского, Н.И. Миролюбова, СВ. Познышева, С.Г. Фельдштейна, И.Я. Фойницкого и других осуществлялись в двух основных направлениях: разработка теории патро­ната и теоретическое обоснование организации и деятельности учре­ждений, осуществляющих патронат. Обшей социальной задачей счита­лось восстановление социально полезных связей, которые были ут­рачены в результате осуждения. Ближайшие задачи заключались в том, чтобы вызвать доверие общества к освободившемуся из тюрьмы, а также ободрить его, внушить веру в собственные силы, морально поддерживать в первое время после выхода из мест заключения.

Важным является сделанный в конце XIX в. вывод о том, что патронат необходим прежде всего в педагогических целях, т.е. для постепенного приучения освобожденных к свободной жизни, по­скольку тюрьма не может научить пользоваться свободой, иначе она перестала бы быть сама собой. Практически научить заключен­ного пользоваться свободой мог только патронат — таков был вы­вод исследователей этой проблемы. Осуществлять это следовало пу­тем научения освобождаемых из мест заключения самостоятельно добывать собственным трудом и расходовать средства существования и таким образом создавать благосостояние, чтобы условия жизни не могли служить поводом для рецидива[272]. Кроме этого патронат, как отмечали исследователи, должен приучать вышедших из тюрьмы постепенно, с помощью добросердечных людей ценить любовь семьи и близких, нести ответственность за их благополучие и собственное поведение. Считалось, что под покровительство нужно принимать лишь тех, кто подает надежду на исправление, желает этого и искрен­не намерен принять оказываемую помощь. Что же касалось иных, то к ним предлагалось применять меры административно-полицей­ского надзора. Именно поэтому перед членами Обществ патроната и тюремной администрацией ставилась задача пробуждать в осуж­денных желание изменить свою жизнь и жизнь семьи, ибо никакое воспитание не может быть успешным, если сам воспитуемый в нем не участвует и сам себя не воспитывает.

Основные принципы патроната в окончательно сложив­шемся виде были сформулированы СВ. Познышевым. К их числу относились следующие:

1) участие в деле патроната людей, отличающихся высокой нрав­ственностью и осознанием этого дела;

2) широкая пропаганда идей патроната с целью содействия воз­никновению, упрочению и объединению местных Обществ;

3) наличие нормативной базы, регулирующей деятельность Об­ществ патроната и специальных учреждений для работы с посети­телями;

4) гласность в деятельности патроната;

5) бережливость, которая заключается в том, чтобы попечение оказывалось не каждому, а лишь тому, кто нуждается в нем;

6) заблаговременная, еще в тюрьме, подготовка заключенных к жизни на свободе;

7) создание трудовых убежищ для кратковременного пребывания в них, до определения к месту[273].

Очевидно, что в основе этих принципов лежат психолого-педа­гогические начала: добровольность сторон, постепенность и конкрет­ность влияния, ответственность организаторов и участников, закон­ность деятельности, требовательность к личности организаторов па­троната и др. Исследователи проблем патроната подчеркивали, что он имеет смысл до тех пор, пока выполняет социально-педагогичес­кие функции. Но он недопустим, когда становится их антиподом.

Коллективная помощь оказывалась в виде организации различ­ных закрытых убежищ, учреждений для работы с группой освобож­денных, где патронируемые могли жить и работать достаточно дол­го. В них был достаточно жесткий внутренний режим, хорошо ор­ганизованный надзор и четко поставленная воспитательная работа. Без последней такое учреждение грозило превратиться в продолже­ние тюрьмы. Основными условиями устройства убежищ являлись: свободные поступление и выход из них; наличие распорядка и дис­циплины; точно определенный срок пребывания в них, исключение возможности бесцельного времяпрепровождения. Все, чем могли вос­пользоваться посетители убежищ, должно было быть заработанным. Однако более часто создавались учреждения, которые давали приют лишь на короткое время — до нахождения места работы и места жительства. По мнению специалистов, предпочтительной была ин­дивидуальная помощь, поскольку патронат, по их мнению, требовал именно индивидуализации попечительской деятельности. И только при этом условии от него можно было ожидать успеха в достиже­нии поставленных целей.

Особое внимание уделялось Обществами патронату над несовер­шеннолетними, так как уже в XIX в. был сделан вывод о связи между ранним осуждением и рецидивом. Этот патронат для несовершенно­летних считался обязательным: считалось, что поскольку государство обязано заботиться о молодежи, то и освобождающиеся из заклю­чения обязаны подчиняться тем мерам попечения, какие считаются государством необходимыми для отвращения от преступлений. Од­ним из условий патроната было близкое знакомство каждого члена Общества с несовершеннолетним, о котором предстояло заботиться (употреблялось именно слово «забота», а не «оказание помощи»), ко­торого следовало поддерживать, быть советчиком, другом, наставни­ком и защитником его интересов. Основная задача членов Обществ заключалась в том, чтобы оказывать положительное воспитательное влияние на несовершеннолетних. Для правильной и успешной ра­боты патроната отбирались попечители, отличающиеся высокими нравственными качествами и могущие оказать правильное воздей­ствие на несовершеннолетнего. Было признано необходимым, чтобы в этом деле участвовали фабриканты, ремесленники, хозяева мастер­ских, владельцы лавок и магазинов, т.е. лица, которые могли бы спо­собствовать устройству опекаемых, определению их на места. Важная роль отводилась духовенству, одно из предназначений которого было нравственное развитие несовершеннолетних, укрепление их духов­ных сил, религиозное воспитание питомцев.

Наиболее распространенными видами помощи несовершенно­летним были такие, как содействие в установлении связей с семьей или родственниками, которые могли бы заботиться о несовершенно­летнем, отправка на родину, приискание постоянных занятий или устройство в учебные, лечебные заведения. В ряде случаев питом­цам оказывалась помощь в получении видов на жительство. Общества патроната заботились об одежде, питании, лечении освобожденных несовершеннолетних. Причем это не считалось благотворительностью, поскольку молодые люди должны были сразу или впоследствии при­нять участие в деятельности Общества путем предоставления части своего заработка или выполнения работ. То есть воспитанники за­рабатывали те блага, которые получали, своим трудом. Это исключа­ло праздность и иждивенчество. Тем несовершеннолетним, которые поддерживали связь со своим наставником, не порывали отношений с Обществами патроната, вели благопристойный образ жизни, могла оказываться помощь и в случае житейской нужды, болезни, потери места работы, свадьбы, похорон и пр. Деньги, вещи в таких случаях давались в долг. Организаторы патроната считали, что ответствен­ность за свои поступки, поведение, в том числе и за долги, — одно из важных показателей зрелости подопечного, готовности и спо­собности жить самостоятельно. Поэтому тем, кто не желал исправ­ляться и жить честной жизнью, помощь такого рода не оказывалась.

Общества патроната старались как можно меньше давать несовер­шеннолетним «праздных» денег. Деньги выдавались только на кон­кретные нужды и из сумм, которые заработаны самим питомцем. Если таковых не оказывалось, помощь выражалась в предоставлении одежды, питания, обуви, билетов на проезд, инструментов по ремес­лу. То есть предоставлялась реальная возможность самостоятельно создать себе условия жизни. Члены Общества патроната отыскива­ли соответствующее ремеслу место, при этом старались подбирать хозяев, которые отличались нравственными качествами, не обижали бы и не унижали воспитанников, были справедливыми и взыскатель­ными. Члены Обществ патроната держали под контролем взаимо­отношения хозяина и несовершеннолетнего и старались не допус­кать несправедливости.

Многие специалисты, занимающиеся вопросами преступности несовершеннолетних, ее предупреждения, приходили к выводу, что тюрьма — это школа преступности и рецидивизма. Поэтому они об­ращали внимание на необходимость отделения несовершеннолетних от взрослых преступников на всем протяжении уголовного процесса. В связи с этим ряд Обществ патроната постепенно расширяли круг лиц, которым отказывали патронатную помощь. Так, под покрови­тельство принимались дети заключенных, оставшиеся без попече­ния, оправданные по суду и нуждающиеся в социальной реабили­тации, освобожденные от содержания под стражей в связи с пре­кращением уголовного преследования[274].

Основные выводы, вытекающие из анализа отечественной и за­рубежной практики патроната, научных воззрений, нашли отражение в нормативном акте, посвященном патронату. Это был Нормальный (примерный) устав Обществ покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патроната), принятый в 1908 г. Он служил об­разцом для вновь создаваемых Обществ, которые могли принять его целиком, без изменений, или на его основе принять свой с необхо­димыми дополнениями. В Уставе закреплялась цель патроната: со­действие вышедшим из мест заключения в устройстве быта, с тем чтобы возвратить их на путь честной жизни. Принципиально важ­но, что в нем закреплялось положение не о предупреждении пре­ступлений, а о возвращении к честной жизни, которая как таковая, сама по себе исключает совершение преступления. Статья 3 Устава определяла круг лиц, которые могли приниматься под покровитель­ство. Их перечень свидетельствует о том, что здесь нашли отраже­ние такие принципы постпенитенциарной педагогики, как гума­низм, доверие, оптимизм, готовность к педагогическому сотрудни­честву, соучастие в жизни подопечных и др.

Изучение опыта организации патроната в России в XIX в. пока­зывает, что уже в те времена имели место интересные, заслуживаю­щие внимания находки, не утратившие значения и теперь: индиви­дуализация патроната, широкое участие общественности в этом деле, нравственно-педагогические основы его организации, изучение лич­ности питомцев, примирение их с обществом и т.п. Важно, что соци­альная адаптация осуществлялась не изнутри исправительной систе­мы, а здоровыми силами общества. Связь с этими силами формиро­вала у осужденных уверенность в собственной значимости, ценности для общества, которое заинтересовано в его дальнейшей жизни.

Безусловно, нельзя идеализировать опыт прошлого. В нем мно­го положительного, но, к сожалению, немало и промахов, ошибок, неудач, явных просчетов. Те положительные начинания, которые имели место, были единичными и касались немногочисленных групп людей. Широкого размаха движение патроната в силу ряда причин объективного и субъективного характера не нашло. Однако это не может умалить значимости, важности и ценности отечественного опыта патроната, его изучение показывает положительные тенден­ции, имевшиеся в этом деле, которые трудно переоценить. Следует также иметь в виду, что всякое явление следует оценивать не столько в сравнении с сегодняшним днем, сколько со временем, ему предше­ствовавшим. Поэтому нужно отметить, что организаторы патроната в XIX в. были в этой области первопроходцами. Они занимались делом, прежде не имевшим места, и их начинания в XIX в. явля­лись шагом вперед в развитии пенитенциарной науки и практики.

В начале XX в. в связи с войной благотворительные организа­ции, осуществлявшие патронат, прекратили свое существование. Однако вопрос об оказании помощи отбывшим наказание актуаль­ности не утратил. Положение о необходимости оказания им помо­щи нашло отражение в ст. 10 ИТК РСФСР 1924 г., предусматри­вающей дополнение существующей исправительно-трудовой систе­мы учреждениями, которые оказывали бы помощь осужденным и освобожденным из мест лишения свободы. В числе прочего этим учреждениям предписывалось: оказание поддержки при возвраще­нии освобожденных к месту жительства; предоставление им на пер­вое время питания и помещения для проживания; предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и предметов домашне­го обихода; устройство мастерских и предприятий для работы осво­божденных; оказание им юридической и медицинской помощи. Новое государство предполагало усиление педагогического влияния на лиц, отбывших наказания. Однако хорошие идеи реализованы не были и реальная помощь освобожденным не оказывалась до начала 50-х годов. В 50—60-е годы в литературе стал обсуждаться вопрос о необходимости такой помощи. Первые шаги по организации рабо­ты с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, были предприняты в 1964—1965 гг. за счет расширения функций наблю­дательных комиссий и привлечения общественности. В соответст­вии с основными положениями исправительно-трудового кодекса к работе с освобожденными привлекались трудовые коллективы, об­щественные организации. В целях обеспечения индивидуального подхода был введен институт общественных воспитателей. В 70— 80-е годы XX столетия к работе по социальной адаптации лиц, осво­бодившихся из мест лишения свободы, привлекались широкие слои общественности. В этом активно участвовали трудовые коллективы, профсоюзные организации, спортивные, творческие коллективы. В этот период широко практиковалось шефство-наставничество, ин­дивидуальная воспитательная работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

К настоящему времени целостной системы социальной адапта­ции лиц, отбывших наказание, не сохранилось. Помощь в социальной адаптации после освобождения оказывают по преимуществу благо­творительные и религиозные объединения. Она заключается в тради­ционных видах: предоставление приюта, снабжение едой, одеждой, обеспечение по возможности работой. В силу ослабления или разру­шения связей общественные объединения граждан, трудовые, учеб­ные коллективы от этого дела отошли. Органы местного самоуправле­ния пока не определили своей роли в деле ресоциализации лиц, от­бывших наказание, и не нашли воспитательных ресурсов для этого.

Участие государственных органов в лице исправительного учреж­дения в социальной адаптации заключается в подготовке осужденных к освобождению. Подготовка выражалась в профессиональном обуче­нии, ознакомлении с соответствующими правовыми предписаниями, обеспечении проездными документами, питанием в пути, деньгами, одеждой. Анализ педагогической деятельности по ресоциализации ос­вободившихся из мест заключения позволяет сделать ряд выводов:

1) все средства и методы ресоциализации должны быть воспита­тельными;

2) в основе социальной адаптации должна быть активная соци­ально-полезная деятельность: творческая, образовательная, произ­водственная — как разновидности труда;

3) лицо должно быть активно включено в систему социальных отношений, непосредственно окружающих освобожденного;

4) работа по ресоциализации должна строиться на основе устой­чивого взаимодействия государственных органов и общественных объединений.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь