Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Труд как средство исправления осужденных
В истории пенитенциарной системы нашего государства труд традиционно рассматривался как основа, на которой строился процесс исправления осужденных. В первые годы Советской власти привлечение осужденных к принудительному труду рассматривалось и как средство изменения мировоззрения, классовой принадлежности лиц из числа так называемых «чуждых элементов». Доведенная до абсурда, эта идея приняла чудовищные формы в исправительно-трудовых лагерях в 30—50-е годы. В 60—90-е годы в нашем законодательстве сохранились ограничительные нормы, касающиеся условий и оплаты труда, что служило причиной для восприятия его отдельными категориями осужденных как дополнительного средства наказания. Тем не менее именно в этот период в организации труда, введении высокорентабельного промышленного производства во многих колониях, особенно близких к крупным промышленным отраслям Центральной России, было сделано немало позитивного: создано собственное производство, включая машиностроение, налажены кооперативные связи с крупными предприятиями, министерствами ведущих отраслей народного хозяйства (легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства). В условиях массового привлечения осужденных к труду широкое распространение получило трудовое соревнование осужденных, использовалось их творчество в области рационализаторской и изобретательской деятельности. Отношение к труду считалось одним из основных показателей при определении степени исправления осужденных. Пересмотр многих позиций в области политической, общественной, экономической деятельности современной России вновь поставил на повестку дня проблему трудового использования осужденных, что в условиях массовой безработицы решать совсем непросто. При этом выяснилось, что большинство осужденных отнеслось к отсутствию трудовой занятости крайне отрицательно. Изменилось и само отношение осужденных к труду: он из обязанности превратился в право, из средства принуждения — в средство поощрения, в средство позитивной активности личности, а в конечном итоге — в реальное средство исправления. Этому во многом способствовали изменения в условиях труда, его оплаты и индексации заработной платы в связи с инфляционными процессами, индексации личных денег осужденных, находящихся на депозитных счетах ИУ. Все это позволило активно, без принуждения включать осужденных не только в трудовые процессы, но и в организацию и управление производством. Общеобразовательное и профессионально - техническое обучение осужденных Кроме повышения уровня интеллектуального или профессионального развития в условиях исполнения и отбывания наказания оно выступает и как средство исправления осужденных. Общее образование является фундаментом для формирования интеллекта личности, ее жизненных перспектив, мировоззрения. В то же время обучение в школах при ИУ не может ориентироваться только на получение осужденными знаний, умений и навыков. Основная его задача — добиться нравственного изменения личности, поэтому в школах большое внимание уделяется внеклассной и внешкольной работе педагогического коллектива, непосредственному участию учителей в воспитательной работе в отрядах осужденных. Формы получения образования осужденными могут быть различны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обучение в средней школе; обучение с помощью учебно-консультационного пункта; обучение экстерном; по специальным образовательным программам. В процессе обучения происходит самоутверждение осужденных как личностей, переориентация на деятельность, имеющую положительную направленность, развиваются познавательные потребности и интересы. На протяжении многих лет выявлена достаточно устойчивая тенденция: лица, закончившие 11 классов в школах при ИУ, вновь преступлений не совершают. Это объясняется, прежде всего, тем, что общее умственное развитие способствует более осознанному отношению личности к окружающему миру, к себе, к росту духовно-нравственного потенциала, стимулирует процессы самообразования и самовоспитания. В условиях резкого снижения на рубеже XX—XXI вв. уровня образованности осужденных все большую значимость приобретают в ИУ различные дифференцированные образовательные программы: от программ по ликвидации безграмотности, до программ поступления осужденных в средние и высшие учебные заведения после выхода на свободу, в том числе предусматривающих и платные образовательные услуги. Профессиональная подготовка в ИУ осуществляется в различных формах: бригадное обучение, курсовое обучение, в школах передового опыта, в классах мастеров и, наконец, в профессионально-технических училищах (ПТУ). Оно решает задачи, связанные с формированием трудовых навыков, ростом производительности труда, повышением качества выпускаемой продукции, экономией сырья и материалов и, что самое главное, формированием нравственных качеств человека-труженика. К началу реформирования уголовно-исполнительной системы (1992) во всех исправительных учреждениях функционировали ПТУ или их филиалы. Однако новые условия жизни государства и общества поставили перед уголовно-исполнительной системой и новые проблемы в области обучения осужденных различным профессиям в период отбывания ими уголовного наказания. Это, прежде всего, внедрение на предприятиях ИУ новых технологий, обучение осужденных престижным профессиям, использование различных форм трудовой занятости, освоение технологий народных промыслов, изготовление широкого ассортимента товаров народного потребления. Повышение образовательного и профессионального уровней осужденных создает предпосылки для их успешной социальной адаптации после освобождения от наказания и тем самым способствует снижению рецидивной преступности. Законодательное закрепление воспитательной работы в качестве основного средства исправления осужденных является ярким подтверждением реализации принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике, в организации исполнения уголовного наказания. Ее следует рассматривать прежде всего как профессиональную деятельность начальников отрядов, педагогов школ и ПТУ, сотрудников других частей и служб учреждений. Кроме организации массово-воспитательных мероприятий она включает: работу с отдельными группами и категориями осужденных, индивидуальную воспитательную работу; взаимодействие воспитателей и сотрудников учреждений между собой по вопросам организации воспитательной работы на уровне отряда (совет воспитателей отряда), на уровне колонии (методический совет колонии); организацию нормального морально-психологического климата в среде осужденных; привлечение общественных и религиозных организаций к воспитательной работе в колонии; использование воспитательного потенциала других средств исправления. Содержание воспитательной работы составляет духовно-нравственное, трудовое, правовое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое и половое воспитание. В процессе педагогической деятельности воспитатели, сотрудники учреждений должны использовать всю систему форм и методов воздействия на осужденных, включая воздействие не только на отдельную личность, но и на группы, коллективы осужденных. Ясно, что без специально организующей деятельности воспитателей, сотрудников, администрации вряд ли возможно достижение цели — исправления осужденных. В результате этой работы должны быть сформированы такие нравственные качества личности осужденных, как честное отношение к труду, точное исполнение законов, уважение к другим людям, повышение культурного уровня, развитие полезной инициативы. Рассматривая воспитательную работу с позиций педагогики сотрудничества, необходимо не только расширять и активизировать участие осужденных в тех или иных мероприятиях, но и привлекать их к организации своего быта, общественной жизни в колонии, к наведению дисциплины и порядка, к участию в управлении производственными процессами в бригадах, цехах. Таким образом, особое место воспитательной работы в системе средств исправления осужденных заключается в том, что она, как деятельность субъектов воспитательного процесса, организует и направляет всю жизнь и деятельность осужденных, опираясь на педагогические принципы и правила с учетом специфики их проявления в условиях исполнения и отбывания уголовного наказания. Общественное воздействие как средство исправления осужденных Общественное воздействие в ИУ осуществляется общественными, попечительскими, религиозными, благотворительными и иными организациями. В 60—80-е годы в этой работе участвовали трудовые коллективы предприятий, шефствующих над колониями, комсомольские, партийные и профсоюзные организации; творческие коллективы, коллективы театров, художественных мастерских и др. В условиях перестройки и реорганизации нашего общества на первый план выступили другие общественные формирования. Попечительские советы. В 1999 г. была создана общероссийская общественная организация «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы», а в 68 субъектах Российской Федерации — ее региональные отделения. Попечительские советы осуществляют свою деятельность по различным направлениям, где главным является оказание гуманитарной помощи учреждениям, организация благотворительных актов, привлечение художественной и спортивной общественности к работе с осужденными. Гуманитарная помощь поступает в виде продуктов питания, строительных материалов, ткани, одежды, учебников, видеотехники, средств гигиены, медикаментов, спортивного инвентаря и др. Исполнительная дирекция «Попечительского совета» активно сотрудничает с руководством ГУИН Минюста России, правоохранительными органами России, государственными организациями и международной общественностью, принимающими участие в работе с заключенными, в том числе и такой организацией, как «Тюремное братство». Сотрудничество с религиозными организациями [346]. Учреждения УИС, не отвергая сотрудничества со всеми традиционными конфессиями, действующими в России, ориентируются, прежде всего, на укрепление взаимосвязи с Русской православной церковью, что не только не противоречит, но и прямо вытекает из законодательства Российской Федерации (Конституции, Закона о свободе слова и о религиозных объединениях, ст. 14 УИК РФ). В декабре 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка подписали соглашение о сотрудничестве. Договоры о сотрудничестве с епархиальными управлениями Русской православной церкви подписаны и территориальными органами уголовно-исполнительной системы. Возрождение духовно-нравственного окормления мест лишения свободы в масштабах всей России по праву связывается с именем патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1990 г., будучи еще в сане митрополита Ленинградского и Новгородского, он осуществлял пасторское окормление колонии строгого режима в г. Металлстрое. По его инициативе решением Священного Синода Русской православной церкви был создан Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, который в тесном контакте с УИС претворяет в жизнь основные положения Соглашения. Обращение сотрудников исправительных учреждений при организации воспитательной работы с осужденными к богатейшему наследию Русской православной церкви не случайно. Это не просто дань моде, новым веяниям. Это скорее восстановление генетической памяти, возвращение к своим воспитательным истокам. Сотрудничество Русской православной церкви и защитников закона в укреплении духовных и нравственных основ личности осужденных продолжается уже более 10 лет и приносит вполне ощутимые результаты, поскольку направлено на преодоление культа насилия, жестокости, распущенности нравов, вражды между людьми различных национальностей. В местах лишения свободы свет православного просвещения нужен, и это очень хорошо понимал подвижник РПЦ протоиерей Глеб Кал еда, который в своей книге писал, что современные тюрьмы и ИТК — это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть, больше, чем обычные приходы[347]. Вся деятельность духовных пастырей и катехизаторов направлена к той же основной цели, что и деятельность органов, исполняющих наказание, — исправление личности осужденного, которое пенитенциарными педагогами понимается как духовное возрождение личности. Священнослужители при посещении ИУ проводят индивидуальную и массовую работу с осужденными по духовно-нравственному воспитанию, удовлетворяют потребности в совершении обрядов крещения, венчания, соборования, покаяния, причастия. В храмах проводятся литургии и другие религиозные службы. Создаются воскресные школы по изучению Закона Божия, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной музыки. По местному радио звучат проповеди, поздравления с церковными праздниками, рассказы о христианской жизни. В этих же целях используются и многотиражные газеты, на страницах которых регулярно публикуются выступления священников, верующих осужденных, освещается жизнь православных общин. В библиотеках учреждений имеется духовная литература, у многих осужденных и подследственных в личном пользовании имеются Евангелие, Псалтырь и другие духовные книги[348]. В «Совместном соглашении» подчеркивается необходимость просвещения в области религиоведения представителей администрации и сотрудников ИУ. Поскольку последние слабо разбираются в вопросах вероисповедания, то двери в учреждения открываются порой перед сектантами — последователями Муна, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы, кришнаитов, баптистов и других религиозных тоталитарных сект. Их деятельность в местах лишения свободы представляет большую, чем на свободе, опасность. Их структура, методы и способы вовлечения в свои ряды весьма схожи с механизмами, существующими в группах осужденных, приверженцев так называемых «уголовных традиций». Особую опасность представляет проникновение в среду осужденных представителей различных сатанистских сект, проповедующих откровенное зло, насилие, разврат и ритуальные жертвоприношения. Осужденные, попавшие под влияние сектантов, и после выхода на свободу не могут от них освободиться, чем ставят под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь своих родных и близких. Негативное отношение к деятельности сектантов не распространяется на представителей традиционных для России религиозных конфессий, к которым согласно Закону отнесены христиане, мусульмане, буддисты и иудеи. В исправительных учреждениях имеются буддийские храмы (дуганы в Республике Бурятия), мечети в автономных республиках Татарстан, Башкортостан и в республиках Поволжья и даже католический храм в Саратовской области. В царской России существовал специальный институт тюремных священников. В настоящее время ни УИС, ни РПЦ не имеют такой возможности, прежде всего из-за отсутствия специально подготовленных для служения в тюрьмах кадров, из-за катастрофической нехватки священнослужителей в целом по России (18 тыс. в настоящее время против 300 тыс. в дореволюционной России), из-за отсутствия возможности специального финансирования их деятельности. Следует подчеркнуть, что в данный исторический период священнослужители и катехизаторы служат в местах лишения свободы безвозмездно, да еще оказывают гуманитарную помощь. Оздоровление общества зависит от многих факторов, и возможно, в первую очередь — от возрождения духовности общества, личности, в том числе и в местах лишения свободы.
17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных Особенности процесса перевоспитания осужденных несовершеннолетних [349] Общность осужденных в целом весьма разнородна по характеру совершенного преступления, по возрасту, полу, образованию, семейному положению, по различным индивидуально-психологическим свойствам и качествам, вероисповеданию, степени социально-педагогической запущенности и т.д. Разделение осужденных на группы, их классификация возможны по любому из вышеназванных признаков. В данном параграфе рассматриваются три основные группы: осужденные несовершеннолетние, осужденные женщины и лица, приговоренные к пожизненному заключению, воспитательная работа с которыми заметно отличается от других категорий осужденных в силу их особенного правового положения. Личность осужденного несовершеннолетнего своеобразна. Пенитенциарная статистика свидетельствует: чем в более раннем возрасте человек попадает в места лишения свободы, тем больше вероятность его дальнейшей криминализации. Среди осужденных, содержащихся в тюрьмах, колониях особого режима, до 90% лиц имели первую судимость в подростковом возрасте. В настоящее время доля несовершеннолетних среди осужденных, особенно в возрасте 14—16 лет, имеет постоянную тенденцию к увеличению. Политический, экономический, духовно-нравственный и другие кризисы в России, которые сопровождаются ростом безработицы, алкоголизма, наркомании, распадом семейных отношений, утратой позитивных институтов социального воспитания, в первую очередь отражаются на подростковом (12—15 лет) и юношеском (16—18 лет) возрасте в силу особенностей их биологического, психического и педагогического развития. Для осужденных несовершеннолетних характерны такие преступления, как кражи, грабежи, разбои, изнасилования, убийства, телесные повреждения, вымогательства, угон автотранспорта. Подавляющая часть преступлений совершается ими в группах, совместно со взрослыми, в нетрезвом виде, часто под влиянием наркотиков. Число несовершеннолетних, которые до осуждения учились в школе и других учебных заведениях, из года в год имеет тенденцию к снижению. Одновременно наблюдается постоянный рост числа несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали (табл. 17.3). Таблица 17.3 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы