Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектура Древней МесопотамииСтр 1 из 12Следующая ⇒
Архитектура Древней Месопотамии
Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э. Между речками Тигр и Евфрат более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками», или «Междуречье»). Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние культуры. В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются соперничавшие между собой, рабовладельческие города-государства, среди которых наиболее значительными были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна. В этот период практически стерлись границы между культом и государственной властью, что сказалось на типе важнейших монументальных комплексов, в которых объединялись храмы и дворцы. В середине III тыс. до н.э. продолжавшаяся столетиями борьба за власть между отдельными правителями привела к объединению городов-государств. Около 2400 г. до н.э. все Двуречье объединилось под властью царей города Аккада. Впоследствии государства сменяли друг друга на территории Двуречья. В XXIII в. до н.э. погибло государство Аккад. Около 2100 г. до н.э. возникло более мощное государство - царство Шумера а Аккада, называемое царством III династии г. Ура - просуществовавшее ок. ста лет. К этому времени относят полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев. На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, унаследовавшие религиозные и культурные традиции шумеров. На территории Месопотамии возникает Вавилонское царство (II тыс. до н. э.), наивысший расцвет которой приходится на период около 1800 г. до н. э. и затем постепенно распадается. На ее руинах ассирийцы, захватившие Месопотамию в первом тысячелетии до н. э., создают Ассирийскую империю (IX—VII вв. до н. э.), ставшую крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии, ее столицей становится Ниневия. В городах Двуречья наступил период особого расцвета архитектуры, продолжается строительство укрепленных городов, дворцов, культовых зданий - зиккуратов. (6, том 1, стр. 196) В 612 г. до н. э. Ассирийская империя погибает, но через 60 лет возникает Нововавилонская империя. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом древнего мира. Через века до нас дошла слава о прекрасных « висячих садах Семирамиды » - одном из семи чудес света. В Библии упоминается грандиозная Вавилонская башня, Божьим наказанием за строительство которой стало смешение всех языков. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван войсками персидского царя Кира, и вся долина Двуречья вошла в состав огромной Персидской державы, которая унаследовала лучшие достижения духовной культуры цивилизаций Древнего Двуречья, от Шумера и Аккада до Ассирии и Вавилона. (12, стр. 4)
Историю Древней Месопотамии принято разделять на условные отрезки:
Античная архитектура Архитектура Древней Греции Культура греков, а позднее римлян, занимает важное место в истории развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, возникшего на европейском континенте. Своего наивысшего расцвета в форме рабовладельческой Демократии (Афины при Перикле в V в. до н. э.) это общество достигает постепенным развитием из форм первобытно-общинного строя. Древние греки заложили основы многих важнейших отраслей науки и техники - геометрии, механики и статики, что позднее явилось базой для развития инженерной науки. Ее выдающиеся достижения имели определяющее практическое значение при строительстве гаваней, городов, мостов, плотин и других сооружений. Многочисленные сооружения тех времен были безвозвратно утеряны, о многих достижениях могут поведать лишь данные раскопок и литературные источники. Культуре античной Греции предшествовали: - Эгейская культура, наиболее значительными центрами которой были легендарная Троя, воспетая великим греческим поэтом Гомером в «Илиаде», остров Крит и «златообильный» город Микены на полуострове Пелопоннес. - Ранний период истории Древней Греции (XI — IX вв. до н. э.) принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Собственно архитектура античной Греции, охватывающая в своем развитии в основном VIII-I вв. до н. э., делится на три периода: - Архаический период греческой истории (VII и VI вв. до н. э.) - время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов). - Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Это период наивысшего расцвета полисов. Развитие рабовладельческой демократии достигло наивысшей точки, а вместе с нею - искусство и архитектура. - Эллинистический (последний) период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н. э.) и продолжался до завоевания подчиненного Греции Египта Римом (30-е годы: до н. э.). В этот период возникли греко-восточные монархии, эллинская культура интенсивно проникает в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни. (5, стр. 19; 9, т. 2. стр. 14-15; 11, стр. 21; 16, стр. 31-32). Колонны греческого ордера Греческие храмы Греческие города—колонии Список использованной литературы
Архитектура Древнего мира Критские дворцы Дворец в Пилосе Критские дворцы В начале 2 тысячелетия в культурных центрах Крита, Кноссе, Малиии и Фесте, создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания — дворцы и дворцовые ансамбли — резиденции правящего рода, а позже — царя. Стены дворцов строились в технике, сочетающей деревянный каркас с сырцовой кладкой. Нижние части наружных стен выкладывали или облицовывали большими известняковыми плитами. Внутренние стены штукатурили и красили, парадные залы и коридоры расписывали яркими фресками. Планировка критских дворцов не знает грандиозной монументальности и строгой симметрии, свойственной архитектурным памятникам Древнего Египта и Древнего Двуречья. Характерная их черта — свободное расположение многочисленных комнат, апартаментов и парадных зал, продуманная связь с окружающим пейзажем. Дворцы критских владык были обширными в плане ассиметричными сооружениями в несколько этажей, со сложной внутренней планировкой и многочисленными лестницами. Вокруг центрального двора размещались жилые комнаты, залы для парадных приемов и пиров, помещения для производства, хранения припасов и ценностей, и, видимо, культовые помещения. Особенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами. Примечательно, что в центре критских дворцов располагался большой внутренний двор, одинаковой формы (прямоугольный), длинны (52 м) и расположения (ориентирован на север) во всех дворцах. Возможно, эти дворы предназначались для одних и тех же церемоний. Дворцовые комплексы были весьма комфортабельны, оснащены водопроводом, ванными комнатами, канализацией. Из критских дворцов наиболее изучены дворцы в Кноссе, Малии и Фесте. Дворец в Маллии был построен в нач. II тыс. до н.э., после разрушения восстановлен в XVI в. до н.э., после чего уже не перестраивался. В центре расположен большой двор, частично замощенный, в центре его были найдены остатки алтаря. К центральному двору, украшенному колоннами и столбами, ведет старый запутанный ход для процессий с севера, и с юга - новый прямой. С северной и западной стороны к двору примыкают парадные помещения, восточная сторона дворца и большая часть западной были заняты складами. Также на первом этаже на запад от центрального двора размещались жилые, парадные и культовые помещения, лестницы, ведущие на второй этаж. С северной стороны рядом с главным двором расположен т.н. гипостильный зал с двумя рядами квадратных столбов. Предполагают, что над ним был большой зал с колоннами. Жилое помещение (север западной части дворца) являет собой критский мегарон, с большим залом. Зал окружают с трех сторон ряды узких столбов, на которых крепили двустворчатые двери. К мегарону примыкала группа помещений - архив, ванная, и, возможно, уборная. В юго-западной части дворца располагались 8 цилиндрических помещений, которые, возможно, служили зернохранилищами. Дворец в Маллии, Крит. План. Реконструкция. Дворец в Фесте расположен на вершине высокого холма. К парадному западному входу дворца ведут широко раскинувшиеся лестницы из большого количества низких ступенек. С запада к дворцу примыкает двор, на котором проходили различные церемонии или театрализованные мистерии, ступени на северной стороне двора явно предназначались для зрителей, позади них, на возвышении, располагалась площадка для зрителей с длинной колоннадой. На входе расположен грандиозный портик с огромной колонной в центре (база ок. 1, 5 м), за ним располагалась группа узких помещений для торжественных приемов, в т.ч. зал с трехколонным портиком и световой дворик. Ранний фестский дворец был сильно разрушен, было восстановлено только его северо-восточное крыло, отдельно стоящее, остальные части дворца засыпали, над ними возвели новый дворец. Вдоль восточной стороны центрального двора, как и в Малии, тянулся длинный ряд из чередующихся колонн и квадратных столбов. В раннем дворце было два регулярных перистиля, во втором дворце сохранился один - в северо-восточной части. Значительную часть первого этажа дворца занимали склады и хранилища. Предполагают, что на третьем этаже дворца размещались грандиозные залы для приемов и пиров. (6, том 1, стр. 170-172) Дворец в Фесте, Крит. План. Реконструкция. Сравнительно небольшой дворец в Агиа-Триада напоминает общими очертаниями букву Г. Как и в других критских дворцах, его внутренние помещения сдвинуты по отношению друг к другу, коридоры извиваются. Дворец в Агиа-Триада, Крит. В отличие от строгой симметрии египетских и торжественности вавилоно-ассирийских дворцов, живописная композиция критских дворцовых ансамблей, могла возникнуть в том случае, если изначально при их строительстве стремились создать не просто огромный и роскошный, но и уютный тип жилища. В особом мире живописных дворцов-лабиринтов местная аристократия проводила праздную и беспечную жизнь, полную развлечений. К сожалению, установить точную хронологию критских памятников архитектуры очень сложно, дворцы неоднократно разрушались при землетрясениях или в результате социальных катастроф, затем перестраивались. (10, стр. 7-11; 12, стр. 27-28)
Дворец в Пилосе Крупнейшими центрами микенской культуры были Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас в Беотии. Богатые дворцы были открыты в Микенах, Тиринфе и Пилосе. От первоначальных дворцовых комплексов сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками, чаще всего сценами охоты или баталий. Предполагают, что остатки дворца и две купольные гробницы Месении - это руины легендарно дворца Пилоса, упоминаемого Гомером. Этот дворец погиб в XII в. до н.э., до этого неоднократно перестраивался. Центром его является большой мегарон (11 х 12 м), с одним входом т.н. " микенский" - с большим очагом посередине комнаты, перекрытие над которым поддерживаются 4 колоннами. Во многих городах ахейской Греции были обнаружены постройки с мегароном такого типа. В мегарон ведет антовых портик и небольшой аванзал с 4 выходами. Помещения, окружающие мегарон были двухэтажными. Относительно мегарона Пилоса единого мнения нет, возможно, он был двухэтажным или высоким одноэтажным. Во дворце также располагался малый мегарон с расписанными стенами и полом, покрытым стуком. Настенные фрески напоминают " тронный зал" Кносского дворца. Дворец в Пилосе. План: Во дворце располагались служебные помещения, примыкающие к мегарону, но не сообщающиеся с ним, в т. ч. кладовые для хранения продуктов, большие пифосы были вмурованы в кладку, тысячи терракотовых сосудов помещались на полках, в небольшой ванной комнате терракотовая ванная также была вмурована в кладку. Как и критские, микенские жилые дома и дворцы строго ориентированы по сторонам света, мегарон всегда обращен портиком на юг. Мегарон можно рассматривать как прообраз античного храма. (6, стр. 186-188; 10, стр. 15-19)
Колонны греческого ордера Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна — кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными. План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему периметру здания. Разбогатевшие греческие города-государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные. Правда, еще во II в. н. э. в храме Геры в Олимпии греческий писатель Павсаний видел деревянную колонну. В истории строительства трех последовательно сменявших один другой храмов Геры в Олимпии можно проследить все перемены в архитектурных стилях греков: так, старейшая из этих построек колоннады еще не имеет. Древнейшие дорические перистили — сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, — отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим храмовым постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада. Другая особенность этого стиля — большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты. В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1: 4, 0б, в афинских Пропилеях V в. до н. э. — 1: 5, б, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) — уже 1: 6, 5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения. Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля. Тип архаического храма, где количество колонн у фасада и у боковой стены соотносилось между собой как 6: 17 (в Сиракузах) или 6: 15 (в Коринфе), в классической греческой архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще одну. В результате храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестиейон демонстрируют соотношение 6: 13, а афинский Парфенон — 8: 17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии. Одновременно с дорическим менялся и ионийский стиль, стремящийся к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались влияния Востока. Здесь колонна выступает не только как опора, как элемент тектонический, но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времени сохранилось очень мало, но достаточно взглянуть на храм Дидимайон в Милете, чтобы убедиться в различии обоих стилей. Передний зал уходит гораздо дальше, в глубь святилища, чем в постройках дорического стиля, и поделен на нефы тремя рядами колонн, образующих настоящий «лес из колонн». Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионийская, с завитками — волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву — широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата — площадки, на которой она стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Об ионийских храмах эпохи архаики мы знаем больше из античной литературы: слишком много их было уничтожено. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, а несколько веков спустя, в 356 г. до н. э., сожженное Геростратом. От руки персов погиб храм Геры на Самосе, построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. Лишь реконструкция позволяет нам сегодня представить себе и милетский Дидимайон. Небольшие по размеру сооружения этого стиля сохранились лучше; среди них выделяется легкая и изящная сокровищница жителей острова Сифнос, возведенная из блестящего паросского мрамора в Дельфах около 525 г. до н. э., многоцветная, с кариатидами на антах — выступах продольных стен здания, ограждавших вход. Заметим, кстати: созерцая сегодня руины дорических и ионийских святынь, мы как бы забываем, что здания эти были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок — красной, голубой, золотой, зеленой, — залитые ярко сияющим солнцем юга. (9, т. 2. стр. 33-52, 251-260; 10, стр. 63-69; 11, стр. 22-25; 16, стр. 34-37).
Города—колонии Уже в VIII в. до н. э. благодаря своему выгодному географическому положению и хозяйственному развитию греки начинают борьбу за господство на море и основывают города-колонии на побережье Черного моря, в южной Италии, на Сицилии и других местах. Большинство греческих колоний первоначально не были торговыми поселениями. Необходимость в основании колоний вызывалась прежде всего ограниченностью и малой плодородностью земли в приморских долинах материковой Греции и островов. Переселение было единственным средством борьбы с голодом и временной «разгрузки» классовых конфликтов. Через три-четыре поколения колонии начали экспорт собственной продукции, становясь и торговыми городами, остро конкурирующими между собой, что порождало бесконечные войны между ними. Среди греческих городов происходили частые раздоры, особенно между ионийскими и дорийскими колониями. Враждебные отношения между городами Сицилия и Эллады начинаются во время Пелопоннесской войны; тогда же афиняне составляют план завоевания острова. Эти города постепенно приобретают не только хозяйственное, но и культурное, и политическое значение. Они религиозно и политически связаны с городами-государствами своих родных областей и становятся важными опорными пунктами культурной и политической экспансии. В поздний период истории Греции, при Александре Македонском и его преемниках, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Возникают процветающие крупные города. Новые хозяйственные, политические и культурные центры того периода (например Антиохия, Александрия и др.) возводятся и перестраиваются с большим размахом, всегда на основе прямоугольной системы улиц. Антиохия была красивейшим городом, раскинувшимся на территории около 20 кв. км между склонами Сильпия и рекой Оронт. Городские стены охватывали и незастроенные пространства, так что в Антиохии можно было найти и крутые скалистые склоны, и бурные ручьи, и водопады, и пещеры. Доступ в город охраняли мощные ворота. Некоторые из них назывались по местоположению, как, например, Дафнские ворота, через которые дорога вела на юг. Чуть дальше вглубь города возвышались Херувимские ворота. Их украшали металлические фигуры, о которых в Антиохии говорили, что сюда они попали из разрушенного Титом в 70 году иерусалимского Храма. Город во всю его длину пересекала четырехкилометровая парадная улица. В центральной части она была выложена мраморными плитами и с обеих сторон обрамлена двойными рядами мраморных колонн, между которыми располагались бесчисленные магазинчики и лавки. Посередине, в том месте, где она пересекалась с перпендикулярной улицей, возвышались четверо роскошных ворот, украшенных рельефами, статуями и мозаиками. Этот перекресток и был центром античного города. Уже основатели города Селевкиды в подражание знаменитому дельфийскому омфалу — по верованиям греков, центру земли — повелели установить здесь каменный пьедестал с фигурой отдыхающего Аполлона. Здесь же находился и нимфей — монументальный фонтан с его неиссякающими водными потоками. Антиохия славилась изобилием воды. В каждом доме существовал водопровод. Город украшало несколько больших бассейнов для купания. Селевкиды и Ирод Великий, Тиберий и Валент, один за другим цари и императоры увековечивали свою память в постройках Антиохии. Город был славен богатыми храмами, библиотекой, носившей название Мусейон и амфитеатром, сидения которого были высечены в скале городской цитадели — акрополя. Невдалеке от царского дворца находился ипподром, где проводились скачки и заезды колесниц. Подобно его знаменитому римскому прообразу Circus Maximus, антиохийский ипподром также называли цирком. Повсюду в городе можно было найти вместительные залы, предназначенные для судопроизводства и отправления общественных дел. Такие залы назывались базиликами (9, т. 2. стр. 263-388; 16, стр. 41).
Архитектура Древней Месопотамии
Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э. Между речками Тигр и Евфрат более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками», или «Междуречье»). Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние культуры. В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются соперничавшие между собой, рабовладельческие города-государства, среди которых наиболее значительными были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна. В этот период практически стерлись границы между культом и государственной властью, что сказалось на типе важнейших монументальных комплексов, в которых объединялись храмы и дворцы. В середине III тыс. до н.э. продолжавшаяся столетиями борьба за власть между отдельными правителями привела к объединению городов-государств. Около 2400 г. до н.э. все Двуречье объединилось под властью царей города Аккада. Впоследствии государства сменяли друг друга на территории Двуречья. В XXIII в. до н.э. погибло государство Аккад. Около 2100 г. до н.э. возникло более мощное государство - царство Шумера а Аккада, называемое царством III династии г. Ура - просуществовавшее ок. ста лет. К этому времени относят полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев. На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилоня Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 4190; Нарушение авторского права страницы