Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОБЛЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ
Антропогенез — становление человека. Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в., и главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционно-трудовой теории. В соответствии с ней считается, что человек произошёл от обезъяны. Для предков человека хар-но поведение, основанное на инстинктах. Для скачка в общественный способ существования они имели предпосылки: уникальный мозг, прямохождение, освободившее передние конечности, развитие кисти руки, гортань, умеющую издавать членораздельные звуки, взгдяд, позволяющий видеть в 3-х измерениях, длительную опеку родителями детей, приводившую к лучшему биологическому созреванию и обучению. Самое основное - способность к использованию различных приспособлений, к труду. Труд создал самого человека. Т. о. начало изготовлений орудий труда — это исторический рубеж в происхождении человека. В XIX в. было сформулировано главное затруднение эволюционно-трудовой теории, так называемая проблема недостающего звена, т.е. морфологически особой формы между современным человеком и обезъяноподобными предками. В конце XX в. учёные-генетики исследуя ДНК неандертальца пришли к выводу, что переход произошёл через развитие психики, сознания, разума. У многих насекомых и животных появились более сложные формы деятельности, чем у человека (муравейник), следовательно, преимущество человека состояло не в том, что он использовал орудия труда, а в том, что он использовал свой разум. Важным фактором антропогенеза стало появление языка. Язык — это отражение мышления человека, средство организации совместных дейтвий, хранения и передачи знаний, выражение норм общения. Нравственность — это также важнейший фактор антропогенеза. Уже первые моральные запреты на кровосмесительство, убийство соплеменника и т. д. препятствовали возвращению первочеловека в животное состояние. Важную роль в антропогенезе сыграл демографический фактор - производство людей людьми. Для человека характерна избыточная, по сравнению с животными, половая активность, что рассматривается как механизм выживания в неблагоприятных условиях окружающей среды. Проблема биосоц природы чел. в современной Ф. и науке. Природа чел. биосоциальна. Чел. м-но включить сразу в 2 мира - в мир общ-ва и в мир органической природы. Аристотель наз. чел. «политическим животным», подчеркивая наличие в чел. 2 начал: животного (биологич.) и политич. (соц.). Чел. - часть природы. С этой т. з. люди принадл. к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homosapiens, а, следовательно, чел. оказывается существом биол. Биол. природу чел. опред. совок. видовых признаков, кот. обесп. осн. жизн. процессы: саморегуляцию, адапт., продолжение рода. Биол. обусловлена продолжит. детства, зрел. возраста и старости чел.; усваивание пищи, осваивание языка в раннем возр., появл. вторичн. половых признаков и т.п. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеч. индивидов явл. уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получ. им от род.. Соц. в чел. – орудийно-производственная деят-ть, язык, мышл, обществ. и политич. деят-ть. Маркс, подчерк., что определяющим в чел. явл. социальное. Чел. и общ-во неразрывны: только в общ-ве, в рамках конкр. соц. образований, он реализ. как чел. Сознание и мышл. чел. возник. как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношен. к его общественному бытию. Биологич. и соц. д.б. в единстве. Без биол. предпосылок невозм. представить появление чел., а без соц. - становлен. чел. ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Феномен научной революции. В динамике научн. знан. особую роль игр. этапы разв., связ. с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили назв. научн. революций. Основания науки обеспеч. рост знан. до тех пор, пока общие черты системной орг. изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоен. этих объектов соотв. сложившимся идеалам и нормам исслед-ния. Рост научн. знан. предполаг. перестройку оснований науки. Перестройка может осуществл. в 2 разновидн.: а)как революция, связ. с трансформ. спец. картины мира без существенных изменен. идеалов и норм исслед-ния; б)как революция, в период кот. вместе с картиной мира радикально мен. идеалы и нормы науки. 2 пути перестр. оснований исслед-ния: 1)за счет внутридисциплинарн. разв. знан.; 2)за счет междисциплинарн. связей, " прививки" парадигмальных установок одной науки на др. Пересмотр картины мира и идеалов познан. начин с критич осмыслен их природы. Если ранее они восприним. как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научн. познан., то теперь осозн. их относительный хар. Такое осознание предполаг. постановку вопр. об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимание историчности идеалов познан. Ф-кий анализ явл. необх. моментом критики старых оснований научн. поиска (критич. ф-ция). Ф. выполн. конструктивную ф-цию, помогая выработать нов. основания исслед-ния. Ни картина мира, ни идеалы объяснен. знан. не м. б. получены чисто индуктивным путем из нов. эмпирич. материала. Нов. эмпирич. материал может обнаружить лишь несоотв. старого видения нов. реальности, но сам по себе не указ., как нужно перестроить это видение. Ф-ко-методологич. ср-ва активно исп. при перестройке оснований науки и в той сит., когда доминир. роль игр. факторы междисциплинарн. вз/д. Особенности этого вар-та научн. революции сост. в том, что для преобразован. картины реальности и норм исслед-ния некоторой науки в принципе не обязательно, чтобы в ней были зафиксир. парадоксы. Преобраз. ее оснований осуществл. за счет переноса парадигмальных установок и принципов из др. дисциплин, что заставляет исслед-телей по-новому оценить еще не объясненные факты. Обычно в кач-ве парадигмальных принципов, " прививаемых" в другие науки, выступ. компоненты оснований лидирующей науки. 1ая крупн. революция в науке, преимущественно в естествознан. (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрич. сист. Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т.е. создала классич. (механистич.) картину миропониман. 2ая глобальн. научн. револ. связ. с такими достижен. в естествознан., как эволюционное учен. Дарвина, появлен. клеточной теории, открытие закона сохранен. и превращен. энергии, менделеевской системы химич. элементов (XIX в.). 3я револ. в науке произошла на рубеже XIX-XX вв. Было воздвигнуто неклассич. естествознан. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами.
54. Методы эмпирического и теоретического исследования Эмпирическое исследование. К основным методам эмпирического исследования относится наблюдение, измерение, эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений в их естественном виде непосредственно и с помощью приборов. Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. Эксперимент – изучение предмета в специально подобранных условиях и наблюдение за ним. Результат эмпирического исследования – данные наблюдения, эмпирические факты и зависимости. Теоретическое исследование. Методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, идеализация (логическая реконструкция действительности, в теорет. идеальном объекте сущность отделяется от явления и выступает в чистом виде, например, материальная точка – тело, лишенное размеров, масса которого сосредоточена в точке), объяснение, аксиоматический метод (из аксиом и постулатов логическим путем выводятся все остальные утверждения на основе принимаемых правил вывода и определений), восхождение от абстрактного к конкретному (от свойств, отдельных сторон к целостному знанию, например, К.Маркс: от товара как исходной абстракции, характеризующей сущность капиталистического производства, восходил к абстракциям более богатым и содержательным (деньги, капитал, прибыльная стоимость, заработная плата и др.), воссоздавая всестороннюю картину капиталистической экономики в целом), единства исторического и логического (описание реального процесса возникновения и развития объекта осуществляемое с максимальной полнотой; фиксация объективной логики развития событий, отвлекаясь от их случайных конкретно-исторических особенностей. Логическое есть отражение исторического процесса в освобожденном от случайностей виде). Результат теоретического исследования – идея, проблема, гипотеза, теория (концепция), научная картина мира. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы