Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классич этап античной фил (СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)



Классич этап античной фил (СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)

Сократ(470-399) в своих размышлениях двигался от общего к событиям. Все вещи своеобразны, вместе с тем имеют нечто общее - прекрасное. Сократ стремился познать субординацию, утверждал, что самая главная идея - идея блага. Человек рассм. по аналогии с природным космосом. Ценность всякого познания - научиться разумно вести чел-ие дела в повседневной жизни. Мир создан так, чтобы в нем мог существовать человек. Природа у Сократа как поле действия разумного начала. Это начало он видел нравственным, а каждая черта мира создана во благо человеку. Сократ избрал принципом своих размышлений суждение «Познай самого себя». Чтобы приобрести знание, необходим определенный метод - диалектика. Диалог, перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь новых мыслей. Платон(427-347) сравнивал человеческое существование с пребыванием в подземелье. Только понятия, если они правильно образованы, являются неизменными и дают действительное знание. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Постулат бессмертия души, способной к перевоплощениям. Высшими по ценности выступают понятия бытия: красоты, справедливости, истины. Имеются также идеи физических явлений - движения, покоя идеи существ - животного, человека, идеи произведенных человеком предметов. Средство, которое этому служит, есть диалектика. Платон выступал против рабовладельчества. Каждому сословию соответствует своя мудрость, мужество и воздержанность, в сочетании образующие высшую добродетель - справедливость. Аристотель(384-322) создал науку о законах мышления. Его труды: «Метафизика», «О душе», «Органон», «Этика», «Политика», «Поэтика», «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе». Опыт, искусство, знание и мудрость - это ступени науки. Аристотель выдвинул теорию естественного места, писал о прямолинейном движении. Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть несколько образов. Аристотель считал, что идея вещи находится внутри самой же вещи. Соотношение государства, общества и человека Аристотель рассматривал как соотношение целого и части. Сущность человека определял через деятельность души в государстве, руководствующейся разумом. Экономику Аристотель противопоставил накоплению денег ради денег. Считал, что общество состоит из разнородных элементов. По натуре своей человек меньше заботится об общем достоянии, чем о своем, рассчитывая, что другой займется общим делом.

 

 

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ(XVII-XVIII)

В зап. Европе 17 век характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений, потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к познанию и науке. Если во времена Средневековья основные усилия человеческих умов направлялись на доказательство существования бога, то начиная с 17 века, наука и разум пересматриваются как полезные инструменты созидания и преобразования мира. Родоначальником нов. подхода к науке явл-ся англ. мыслитель Ф. Бэкон (1561-1626). По его мнению, цель науки – это изобретение и открытие. Цель изобретений и открытий - человеческая польза. Б. считал, что соврем-ю ему науку нужно перестроить. В филос-ой системе Б. выделяется критическая и позитивная часть, к первой относится учение об ИДОЛАХ и критика схоластического метода исследования. Главным препятствием на пути к познан. природы Б. считал засоренность сознания людей т.н. идолами, т.е. искаженными образами действительности, ложными представлениями.

Б. различал: идолы рода, и. пещеры, и. рынка, и. театра.

Основным пороком схоластики считал ее абстрактность, сосредоточенность всей мыслит. деят-ти на силлогизмах (выведение из общих положений соответствующих частных следствий). Б. выдвинул теорию двойственной истины (для разграничения сферы применения теологии и философии). Теология изуч-т Бога, полаг-ся на сверхъестеств. откровение, философия – природу, полаг-ся на истину.

Центр. место в позитивной части филос. Б. занимает учение о методе – методология. Б. сторонник эмпиризма. На первое место в познании ставил опыт (плодоносный, светоносный). Опыты нужно ставить по методу индукции (от частного к общему). Б. предложил 5 этапов индуктивного исследования, кот. фиксир. в таблице: 1. Табл. присутствия, 2. Т. отсутствия, 3. Т. сравнения, 4. Т. отбрасывания, 5. Сбор плодов.

Р. Декарт (1596-1650) франц. философ, шел отличным путем от Б., методология Д. антисхоластична, но методы рационалистичны. Считал, что научные открытия совершаются вследствии деят-ти ума, а не вслед-ии опыта. Рационализм Д. состоит в том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода исследования.

Суть рационалистического метода по Д:

1. В основе познания должна находиться интуиция.

2. Разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции (от общего к частному) вывести все необходимые следствия.

Д. подверг сомнению все знания, кот. обладало человечество, и сделал вывод, что логически можно допустить отсутствие Бога, земли, неба, нашего тела. Но нельзя допустить, что мы существуем в то время как сомневаемся в существовании всего этого → выражение: «Я мыслю, следовательно, я существую» становится для Д. 1-ым постулатом и первичной исходной интеллектуальной интуиции.

Б. и Д. разделили действит-ть на субъект и объект. У Д. субъект – мыслящая субстанция, кот. нужен выход в объективный мир. Д. решает это введя в свою систему Бога. Согласно Д. человеческому разуму присущи некоторые врожденные идеи. Это идея – Бога, как существа всесовершенного, идея чисел и игу, а так же некоторые общие положения.

 

Эпоха Просвещения 18в.

Важнейшей характеристикой философии этой эпохи является рационализм. Для рационализма характерны возвеличивание человеческого индивида как активного свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека, в познание и разумное преобразование природы и общества.

Рационалистская философия в центр своего внимания ставит активнодействующего субъекта, способного познавать и преобразовывать мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается в качестве источника всех характеристик человека, его свободы, активности. Человек как разумное существо призван стать властелином мира. Рационалисты 18 века человеческую разумность переносят на мир в целом. В итоге мир предстает законосообразным и самоупорядоченным.

Основой научного мировоззрения того времени явл. механика. Фр. материалисты 18в законы механики возводят в ранг всеобщих и стремятся при их помощи исследовать биол. и соц. явления.

По мнению Ламетри, человек – это искусно построенный механизм, поэтому изучать его надо опираясь на механику его тела. По мнению Гольбаха, ничто не происходит беспричинно, каждая причина порождает некоторое следствие, которое само становится причиной, порождая новые явления. Природа по Г. – это необъятная цепь причин и следствий. Движение в прир. – это вечный круговорот. Цепь причин и следствий подчиняет все всеобщей необходимости, что перерастает в идею предопределенности, в фатализм.

Главным органом познания франц. материалисты считали человеческий мозг. Дидро сравнивал мозг с живым воском способным принимать различную форму.

 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, украинской, белорусской культуры (митрополита Иллариона, князя Владимира Мономаха, и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством молитвы – таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). Он отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путём иносказаний и аллегорий, идеал божеского служения видел в аскетизме. Просветитель призывал к любви и духовному единению людей. Мировоззрение Ф.Скорины складывалось на основе синтеза христианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. Он подчёркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Скорина проводил идею самоценности человеческой жизни, смысл жизни видел во множестве ценностных ориентаций – на богатство, мудрость, науку, красоту, здоровье, внутреннее духовно-моральное самоусовершенствование, на любовь ко всему живому. Достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами. Общество, считал Скорина, основывается на мире и соглашении людей, на следовании принципам справедливости и законности. Просветители 16-17 вв. С.Будный, С.Шадринский, К.Нарбут, Б.Дабшевич выступали против схоластики, церковного засилия.

30.пространственно-временная организация бытия Сложились два подхода в понимании пространства и времени. Первый – субстанциональный – рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея получила своё выражение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Второй – реляционный подход – здесь пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Пространство – форма бытия материального мира, к. хар-ет структурированность, взаимное расположение, протяжённость, соразмерность, объём, величину, взаимодействие его образований. Время – форма бытия материи, хар-щая преимущественно изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний.

Различают реальное, перцептуальное (отражённое реальное в сознании чел.) и концептуальное (теор. модели описания реал.пространства и времени) пространство и время. На разных ур. организации материи имеются разные стр-ры пространства и вр.

В древности господствовало циклическое представление о времени, что было связано с большой ролью традиций, с медленными переменами в жизни общества. Буддизм считает, что в потоке времени все старится и приближается к превращению в ничто. В средневек. христианстве понятия прошлого и будущего обрели устойчивый смысл (грехопадение - искупление - спасение). Любая среда обитания человека (пространство) была ориентирована по полюсам символов добра и зла, спасения и гибели. Русская религиозная философия трактовала время как безостановочное, безжалостное к настоящему. Ускорение движения в результате использования новых транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет», «минимизирует» время. По мере прогресса общества создается относительные возможности для контроля над пространством и временем.

ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Феномен научной революции. В динамике научн. знан. особую роль игр. этапы разв., связ. с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили назв. научн. революций. Основания науки обеспеч. рост знан. до тех пор, пока общие черты системной орг. изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоен. этих объектов соотв. сложившимся идеалам и нормам исслед-ния. Рост научн. знан. предполаг. перестройку оснований науки. Перестройка может осуществл. в 2 разновидн.: а)как революция, связ. с трансформ. спец. картины мира без существенных изменен. идеалов и норм исслед-ния; б)как революция, в период кот. вместе с картиной мира радикально мен. идеалы и нормы науки. 2 пути перестр. оснований исслед-ния: 1)за счет внутридисциплинарн. разв. знан.; 2)за счет междисциплинарн. связей, " прививки" парадигмальных установок одной науки на др.

Пересмотр картины мира и идеалов познан. начин с критич осмыслен их природы. Если ранее они восприним. как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научн. познан., то теперь осозн. их относительный хар. Такое осознание предполаг. постановку вопр. об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимание историчности идеалов познан. Ф-кий анализ явл. необх. моментом критики старых оснований научн. поиска (критич. ф-ция). Ф. выполн. конструктивную ф-цию, помогая выработать нов. основания исслед-ния. Ни картина мира, ни идеалы объяснен. знан. не м. б. получены чисто индуктивным путем из нов. эмпирич. материала. Нов. эмпирич. материал может обнаружить лишь несоотв. старого видения нов. реальности, но сам по себе не указ., как нужно перестроить это видение. Ф-ко-методологич. ср-ва активно исп. при перестройке оснований науки и в той сит., когда доминир. роль игр. факторы междисциплинарн. вз/д. Особенности этого вар-та научн. революции сост. в том, что для преобразован. картины реальности и норм исслед-ния некоторой науки в принципе не обязательно, чтобы в ней были зафиксир. парадоксы. Преобраз. ее оснований осуществл. за счет переноса парадигмальных установок и принципов из др. дисциплин, что заставляет исслед-телей по-новому оценить еще не объясненные факты. Обычно в кач-ве парадигмальных принципов, " прививаемых" в другие науки, выступ. компоненты оснований лидирующей науки.

1ая крупн. революция в науке, преимущественно в естествознан. (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрич. сист. Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т.е. создала классич. (механистич.) картину миропониман. 2ая глобальн. научн. револ. связ. с такими достижен. в естествознан., как эволюционное учен. Дарвина, появлен. клеточной теории, открытие закона сохранен. и превращен. энергии, менделеевской системы химич. элементов (XIX в.). 3я револ. в науке произошла на рубеже XIX-XX вв. Было воздвигнуто неклассич. естествознан. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами.

 

54. Методы эмпирического и теоретического исследования Эмпирическое исследование. К основным методам эмпирического исследования относится наблюдение, измерение, эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений в их естественном виде непосредственно и с помощью приборов. Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. Эксперимент – изучение предмета в специально подобранных условиях и наблюдение за ним. Результат эмпирического исследования – данные наблюдения, эмпирические факты и зависимости.

Теоретическое исследование. Методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, идеализация (логическая реконструкция действительности, в теорет. идеальном объекте сущность отделяется от явления и выступает в чистом виде, например, материальная точка – тело, лишенное размеров, масса которого сосредоточена в точке), объяснение, аксиоматический метод (из аксиом и постулатов логическим путем выводятся все остальные утверждения на основе принимаемых правил вывода и определений), восхождение от абстрактного к конкретному (от свойств, отдельных сторон к целостному знанию, например, К.Маркс: от товара как исходной абстракции, характеризующей сущность капиталистического производства, восходил к абстракциям более богатым и содержательным (деньги, капитал, прибыльная стоимость, заработная плата и др.), воссоздавая всестороннюю картину капиталистической экономики в целом), единства исторического и логического (описание реального процесса возникновения и развития объекта осуществляемое с максимальной полнотой; фиксация объективной логики развития событий, отвлекаясь от их случайных конкретно-исторических особенностей. Логическое есть отражение исторического процесса в освобожденном от случайностей виде). Результат теоретического исследования – идея, проблема, гипотеза, теория (концепция), научная картина мира.

классич этап античной фил (СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)

Сократ(470-399) в своих размышлениях двигался от общего к событиям. Все вещи своеобразны, вместе с тем имеют нечто общее - прекрасное. Сократ стремился познать субординацию, утверждал, что самая главная идея - идея блага. Человек рассм. по аналогии с природным космосом. Ценность всякого познания - научиться разумно вести чел-ие дела в повседневной жизни. Мир создан так, чтобы в нем мог существовать человек. Природа у Сократа как поле действия разумного начала. Это начало он видел нравственным, а каждая черта мира создана во благо человеку. Сократ избрал принципом своих размышлений суждение «Познай самого себя». Чтобы приобрести знание, необходим определенный метод - диалектика. Диалог, перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь новых мыслей. Платон(427-347) сравнивал человеческое существование с пребыванием в подземелье. Только понятия, если они правильно образованы, являются неизменными и дают действительное знание. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Постулат бессмертия души, способной к перевоплощениям. Высшими по ценности выступают понятия бытия: красоты, справедливости, истины. Имеются также идеи физических явлений - движения, покоя идеи существ - животного, человека, идеи произведенных человеком предметов. Средство, которое этому служит, есть диалектика. Платон выступал против рабовладельчества. Каждому сословию соответствует своя мудрость, мужество и воздержанность, в сочетании образующие высшую добродетель - справедливость. Аристотель(384-322) создал науку о законах мышления. Его труды: «Метафизика», «О душе», «Органон», «Этика», «Политика», «Поэтика», «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе». Опыт, искусство, знание и мудрость - это ступени науки. Аристотель выдвинул теорию естественного места, писал о прямолинейном движении. Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть несколько образов. Аристотель считал, что идея вещи находится внутри самой же вещи. Соотношение государства, общества и человека Аристотель рассматривал как соотношение целого и части. Сущность человека определял через деятельность души в государстве, руководствующейся разумом. Экономику Аристотель противопоставил накоплению денег ради денег. Считал, что общество состоит из разнородных элементов. По натуре своей человек меньше заботится об общем достоянии, чем о своем, рассчитывая, что другой займется общим делом.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь