Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эпоха дальнейших исследований



Вслед за эпохой Маджлиси последовал период прогресса в изучении хадисов. Ученые этой эпохи не отвергли труды таких людей, как Файд аль-Кашани, аль-Хурр аль-‘Амили и Аллама Маджлиси, напротив, однако они с большой осторожностью подходили к результатам их исследований и уделяли большое внимание выработке новых сложных критериев оценки хадиса. Среди тех, кто оставил заслуживающие внимания книги в области науки хадисоведения, можно назвать Алламе Мухаммада Хусейна ибн Аллама ат-Таки и Мухаммада Нури аль-Мазандарани ат-Табарси, последний является автором труда «Китаб мустадрак аль-васа’ил ва мустанбат аль-маса’ил», написание которого он завершил в 1319/1901 гг., добавив несколько глав в «Китаб аль-васа’ил аш-шиа». Эта книга является объемнейшим сводом шиитских хадисов. Аллама Нури умер в 1320/1902 г. в Наджафе.[38] В этот блистательный период жили такие выдающиеся люди, как аятолла Хадж Ака Хусейн Буруджерди, который произвел работу по определению достоверности нескольких тысяч хадисов. Есть надежда, что шиитские ученые современности достигнут еще больших успехов в этой сфере.

Первые записи хадисов у суннитов

Согласно «Кашф аз-Зунун», когда сподвижники Пророка (ДБАР) начали умирать один за другим, потребность в записи хадисов стала очевидной. Считается также, что первым человеком, составившим исламскую книгу, был Ибн Джурайдж.[39] Следующей была составлена «Аль-Муватта» (ум. 179/795), а Раби‘ ибн Сабих из Басры был первым, кто составил книгу, состоящую из разных глав.

«Ас-Сихах ас-Ситта», или «Шесть достоверных сборников»

Работа по составлению сборников хадисов продолжалась вплоть до создания сводов аль-Бухари и Муслима, на смену которым пришли ат-Тирмизи, Абу Да’уд ас-Саджистани, ан-Наса’и и другие.[40] Малик ибн Анас, живший в Мекке, скомпилировал хадисы в своей «Аль-Муватте» по юридическому принципу.[41] Имам Ахмад ибн Ханбал в своем «Муснаде» разделил хадисы на разные главы, в каждой из которых приводились хадисы от какого-нибудь одного сподвижника Пророка (ДБАР).[42] Аль-Бухари, работавший над своим сводом после них, классифицировал хадисы по региональному принципу: он посвятил несколько разделов хадисам, рассказанным людьми из Хиджаза, Ирака и Сирии. Муслим удалил повторяющиеся хадисы и поместил их в разные главы, посвященные разным аспектам фикха, другие же главы были посвящены биографическим подробностям. Последующие ученые – Абу Да’уд, ат-Тирмизи и ан-Насаи расширили объем работы, уделяя большее внимание классификации материала.[43]

Работы, в основу которых легли «шесть канонических сборников»

За первыми собирателями хадисов последовали те, кто составлял свои собственные сборники, используя своды «ас-сихах ас-ситта», группируя и реорганизуя уже имеющийся хадисный материал – это такие ученые, как ‘Абдулла Мухаммад ибн Хамд ибн Абу Бакр, Ахмад ибн Мухаммад ар-Ракани и Абу Мас‘уд Ибрахим ибн Мухаммад аль-Димашки. Который объединил книги аль-Бухари и Муслима.

После этого Абу-ль-Хасан Зарин ибн Му‘авийа соединил сборники «Аль-Муватта» Малика и «Аль-Джами‘» ат-Тирмизи с книгой «Сунан» Абу Да’уда и ан-Наса’и и работами Муслима и Бухари. Затем Ибн Асир объединил шесть классических сборников с книгой Зарина, в результате чего получилась более систематизированная работа. Потом Суйути свел воедино «ас-сихах ас-ситта» и десять масанид (мн.ч. от муснад) и назвал эту книгу «Джам‘ аль-Джавами‘». Однако в ней содержится некоторое количество слабых хадисов.[44]

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что первичной целью собирателей хадисов была запись преданий, и они не уделяли внимания принципам и технике их сбора и написания книги. Можно сказать, что вначале даже не стояло такой цели, как составление сборников, скорее, ставилась задача записать и сохранить хадисы в личных свитках.

На следующем этапе, несмотря на то, что ставилась сознательная цель составлять своды хадисов, в них присутствовало множество изъянов, ибо в этих сборниках не было порядка, и хадисы были рассортированы таким образом, что читателю приходилось просматривать всю книгу, чтобы найти определенный хадис.

На третьем этапе – в период классификации хадисов – каждый автор подразделял их на главы исходя из своих собственных соображений: кто-то руководствовался классификацией в соответствии с разделами фикха, а другие составители учитывали, из какой местности происходят рассказчики.

На четвертом этапе составители удаляли повторяющиеся хадисы, немного облегчая читателю восприятие материала.

На пятом этапе эксперты в области хадисов начали анализировать предания с разных точек зрения, например, разные правоведы открывали в них новые нюансы – что мы подробнее обсудим в соответствующей главе. На протяжении этого периода большая часть хадисов была подвержена критическому исследованию, кроме того, проводилась работа по сведению их в единый сборник. [45]


 

Часть вторая

Причины возникновения ‘Илм Дирайат аль-хадис

К сожалению, в силу разных причин, о некоторых из которых мы упомянем вкратце, хадисы не были защищены от фальсификаций и других проблем. Огромное количество недостоверных преданий попало в сборники пророческих преданий. Задача отделения подлинных хадисов от апокрифического материала стала столь же насущной, как и очищение цветника от сорняков. Как и в случае с сорняками, их распознание и отбраковка является нелегкой задачей, ибо нельзя оставить их нетронутыми, иначе они начнут представлять угрозу аутентичному материалу. Именно по этой причине религиозные ученые, будучи бдительными садовниками Веры, начали искать способы отделения сфабрикованных преданий от истинных хадисов. Для выполнения этой задачи им нужны были новые инструменты, найти которые было непросто, что очевидно, ибо несмотря на усилия ученых, предпринимаемые на протяжении веков, остатки этих опасных и деструктивных сорняков продолжают прорастать.

Тому, что эти зловредные сорняки пустили корни в цветнике пророческих преданий, есть несколько существенных причин:

  1. Среди передатчиков были и такие, кто сознательно сеял зерна таких сорняков и заботился об их росте и выживании. Из таких деятелей – сторонники Бану Умаййа (омеййядов) и других врагов Ислама, которые скрывали свои искренние намерения.[46]
  2. Появление многочисленных сект в Исламе, чьи последователи стремились изобрести документальные подтверждения своей правоты и нанести вред своим оппонентом[47].
  3. Фабрикациями также занимались те, кто был предан столпам повеления одобряемого и запрета зла, которые ошибочно полагали, что таким образом они смогут лучше наставлять окружающих.[48]
  4. Включение в хадисный материал иудейских мифов, которому способствовало народное любопытство и интерес людей к жизни предшествующих Пророков (мир им). За счет таких вымыслов в хадисы были привнесены ложные сведения о жизни и деяниях пророков (мир им) – такие, какие распространял ат-Табари, ссылавшийся на авторитет Ибн Мунаббиха. Согласно его сообщениям, у месяца раньше были руки и ноги, но поскольку он позволил дьяволу войти в свой живот, Господь сделал так, чтобы его конечности утонули в его животе! [49]
  5. Племенные и региональные предрассудки и конкуренция побудили некоторых к фабрикации хадисов с целью получить свидетельство своего превосходства над остальными – что становится очевидным при анализе хадисов, рассказанных жителями разных городов.
  6. Иных к выдумыванию хадисов толкали личные амбиции, ибо они хотели таким образом быть включенными в число ученых-мухаддисов.
  7. Фабрикация хадисов служила достижению личных целей и завоеванию благосклонности со стороны правящего халифа.[50]
  8. Противоречия и разногласия между правоведами (фукаха’) способствовали тому, чтобы некоторые ученые начинали фабриковать хадисы для того, чтобы получить обоснование для своих точек зрения в области фикха.
  9. Кроме того, рассказчики историй и сказок иногда были склонны позволять своему воображению вторгаться в царство хадисов.[51]

В силу вышеупомянутых и других причин стала необходимой критическая проверка хадисов. В результате усилий, предпринимаемых мусульманскими учеными в этой связи, в науке хадисоведения возникло новое направление, которое получило название «дирайат аль-хадис».[52]

В «Нихайат аль-дирайа» дается такое определение предмету науки дирайат аль-хадис: «Это наука, которая изучает иснад, содержание, предмет и способ передачи хадиса таким образом, чтобы приемлемые предания могли быть отделены от неприемлемых».

Дирайат аль-хадис

Вслед за возникновением ‘илм дирайат аль-хадис появились и различные ответвления этой науки. Были выработаны определенные правила и основополагающие принципы, каким образом отличить заслуживающий доверие хадис от недостоверного. Корпус таких правил стали называть «мусталах аль-хадис», которые совместно с ‘илм ар-риджал («наука о передатчиках») содержат в себе средства тщательного исследования хадисного материала. Тем не менее, для этого также необходимо знать основы арабской грамматики и синтаксиса, быть знакомым с буквенным стилем и формой, осведомленностью об отмененных (мансух) и отменяющих (насих) айатов Корана, знанием истории Ислама и разных исламских течений и их идеологии, а также иных деталей, связанных с хадисами.

Хаджи Халифа в своем «Кашф аз-зунун» определяет предмет ‘илм аль-дирайат таким образом: «‘Илм дирайат аль-хадис, в рамках которой исследуется содержание и смысл употребляемых в хадисе слов с точки зрения арабской грамматики и синтаксиса, шариатских критериев, и проверяет их соответствие обстоятельствам жизни Посланника Аллаха (ДБАР), лингвистическим стандартам арабских наук и сообщениям о Посланнике Аллаха (ДБАР), и состоит из ‘илм ар-риджал (наука о передатчиках, их именах, происхождении, времени жизни и датах смерти, их характерах и обстоятельствах, при которых они слышали и передавали хадис, содержанию хадиса также уделяется внимание) и критериев оценки преданий как приемлемых или неприемлемых. Это подразумевает классификацию разных способов передачи, выявление особенностей языка рассказчика, их замечаний и критики в отношении того, что они слышали, их взаимодействия с первичным источником того, от кого они получили хадис, знание о том, что рассказчик обладал разрешением (иджаза)[53] [со стороны того, от кого он слышал хадис, на передачу хадиса], и знание видов классификации хадисов, таких, как сахих (достоверный), хасан (хороший), да‘иф (слабый) и т.д.»[54]

‘Илм ар-риджал

В соответствии со следующим айатом Священного Корана, мухаддисам (ученым-хадисоведам) необходимо скурпулезно исследовать все нюансы, связанные с передатчиками хадисов:

«О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по неведению [невинных людей], а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили» (49: 6).

Что касается тех, кто были начинателями в этой области, следует отметить, что в этом разделе науки шиитам принадлежит пальма первенства. Первым автором, который написал книгу на эту тему, стал Абу Мухаммад ‘Абдулла ибн Джибилла ибн Хаййан аль-Канани (ум. 219/834).[55] Однако Джалал ад-дин ас-Суйути пишет в своей книге «Китаб аль-’ава’ил, что первым автором книги об ‘илм ар-риджал был Шу‘ба (ум. 260/873-874).[56] Тем не менее, ясно, что это утверждение Джалал ад-дина ас-Суйути не согласуется с тем историческим фактом, ибо ‘Абдулла ибн Джибилла умер на сорок лет раньше Шу‘бы.

Другой важный момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что написание биографических хроник приобрело актуальность для шиитов с самых первых дней существования Ислама. Если принять это к сведению, станет понятно, что книги Абу Рафи‘ и его последователей превосходят все остальные труды [на данную тематику].[57]

В некоторых книгах об ‘илм ар-риджал в биографиях передатчиков не указывается дата их смерти – например, в «Тарих» Ибн Джарира, «Мурудж аз-захаб» аль-Мас‘уди, «Аль-камил фи-ль-тарих» Ибн аль-Асира. В других же приводятся даты смерти без биографических подробностей. В третьих, более всеобъемлющих книгах, присутствуют все необходимые детали – например, в работах Абу-ль-Фараджа Джавзи и Аз-Захаби.[58]

Пять важных шиитских работ

Существует пять главных книг по ‘илм ар-риджал, написанных шиитскими учеными:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь