Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 7 Архитектура второй половины 11-начала 12 века
Каменное строительство этого периода сконцентрировано в основном в Киеве. Исторической подоплекой развития архитектуры был процесс дальнейшего углубления христианизации, что отразилось, прежде всего, в интенсивном монастырском строительстве. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году на арену активной деятельности выходят его сыновья: Изяслав, Святослав и Всеволод. В конце 11 - начале 12 века многие постройки связаны с именем Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого. Княжеское строительство ведется, в основном, в отчих монастырях- т.е. семейных, монастырях, храмы которых рассматривались как усыпальницы той ветви княжеского рода, к которой принадлежал заказчик. Княжеское строительство прокладывало «магистраль» архитектуры данного периода. Кроме князей строили и церковные иерархи. Здания, возведенные по их заказам, часто восходили к архитектурным образцам, находящимся за пределами Руси – в Византии. И отличались исключительным своеобразием, такие: Церковь Богородицы на Клове в Киеве, Михайло-Архангельский собор в Переяславле. Конечно, эти постройки отличались от главных городских храмов, они были меньше, композиция – проще. Сохранность зданий этого периода оставляет желать лучшего. Особенно досадна утрата венчающих частей, верхов. Это обстоятельство делает весьма проблематичной реконструкцию барабанов, их количества, устройства. В 60-е годы 11 века был заложен Собор Дмитриевского монастыря – здание не сохранилось. В 1070 году князем Всеволодом заложен Михайловский собор на Выдубичах, сохранился частично. В 1073 году заложен Успенский собор Печерского монастыря, разрушен в 1941 году, восстановлен в наше время. Затем закладывается князем Святославом храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде, известен лишь по археологическим данным. Игумен Стефан в 70-80-е годы закладывает храм Богородицы в Кловском монастыре, завершен храм был лишь в 1108 году, известен по материалам раскопок. В 1086 году строится Андреевский собор в Янчином монастыре, в 1108 году закладывается собор Михайловского Златоверхого монастыря. По археологическим данным известны храмы в усадьбе Художественного института в Киеве, трапезная Киево-Печерского монастыря, две церкви Зарубского монастыря и некоторые другие. Неплохо сохранился Троицкий надвратный храм Печерского монастыря, построенный около 1106 года. За фасадами, оформленными в стиле украинского барокко, сохраняется квадратный в плане, четырехстолпный одноглавый объем небольшого храма, который осенял тройной проезд Святых ворот. Из перечисленных построек особую важность представляет Успенский собор Печерского монастыря. Киево-Печерский патерик, т.е. монастырская летопись, сообщает о чудесном явлении игумену Феодосию четырех зодчих, которые, как они сказали, посланы самой Богородицей для возведения монастырского собора. Мерой длины, ширины и высоты являлся пояс, пожертвованный в монастырь варягом Шиманом. Успенский собор шестистолпный, одноглавый храм с п-образными хорами и тремя гранеными апсидами. Его длина около 35, 5 м, а ширина – 24 м. При стороне подкупольного квадрата около 8.5 м. У северо-западного угла храма крещальня – небольшой четырехстолпный одноглавый храм. Шестистолпная структура здания связана с ориентацией на подобную структуру основного объемы Десятинной церкви. В целом, объемно-пространственное решение здания на фоне Софийских соборов выглядит значительно проще. Упрощение, сокращение размеров характерно для данного периода. Почти все постройки конца 11 – начала 12 века следуют тем же схемам. Как сообщает Печерский патерик, Успенский собор стал образцом для строительства подобных храмов в других городах. В 70–80-х годах ушедший из Печерского монастыря игумен Стефан основал на Клове монастырь и заложил храм Богородицы, ориентируясь на знаменитый Константинопольский храм во Влахерлах. Храм не сохранился, план реконструируется по археологическим данным. По одному из вариантов реконструкции это был храм с куполом на восьми опорах, диаметр купола более 9, 5 метров. Аналогов такой композиции на Руси не было ни до, ни после постройки игуменом Стефаном. Оригинальность здания связана, надо полагать, с особым культурным кругозором заказчика, выбравшим в качестве образца византийскую схему храма, неизвестную на Руси. Заложенный в 1070 году, собор Выдубицкого монастыря сохранил только западную часть. Современный облик церковь обрела в 1766–1769 годах. Не сохранившуюся восточную часть здания удалось выявить раскопками, которые были проведены в 1945 году. Апсиды храма разрушились полностью. Внутренняя структура здания воссоздается в виде шести- или восьмистолпной структуры с нартексом в западной части и башней с лестницей на хоры в его западной части. Башня немного выступает за линию северного фасада. В Выдубицком монастыре в 1199 году случилось весьма важное событие историко-архитектурного характера: здесь было возведено необычное гидротехническое сооружение – подпорная стена. Летописец в восторженном тоне говорит о заказчике этого сооружения, князе Рюрике Ростиславовиче, который имел «любовь ненасытную о зданиях», то есть был страстным строителем, – замечательная характеристика государственного деятеля. Необходимость в постройке стены была связана с тем, что Днепр, подступая к ограде монастыря, размывал берег и грозил обрушить церковь Михаила. Называет летописец и имя зодчего – Петр Меланек, приятель князя (добавляет летописец). Это одно из немногих, известных нам имен зодчих до монгольского времени. Как сообщает летопись, стена вызвала у киевлян необычайный интерес и восторженную оценку. К сожалению, никаких следов ее до наших дней не сохранилось.Особое место занимает история храмового строительства в Ижгороде, ныне это окраина Киева. Здесь при Ярославе Мудром были захоронены останки его братьев Бориса и Глеба, убитых Святополком Окаянным. Позднее, как известно, Борис и Глеб были канонизированы. В письменных источниках довольно подробно изложена история храмового строительства в Ижгороде. В XI – начале XII века сообщается о трех последовательно сменявших друг друга деревянных храмах: небольшой церкви Клецкого типа, большом пятиглавом храме и об одноглавой постройке 1072 года.Незадолго до смерти князь Святослав Ярославович заложил в Ижгороде каменный храм, предназначенный быть усыпальницей для Бориса и Глеба, но завершить постройку не успел, это удалось сделать его сыну Олегу Святославичу лишь к 1115 году. 1–2 мая 1115 года в присутствии высших светских и церковных иерархов храм был освящен. Туда были перенесены и саркофаги с мощами Бориса и Глеба. Храм этот был разобран еще в XVII веке, о его особенностях можно судить только по археологическим данным. Это был большой, довольно вытянутый в плане, храм. Его размеры – 24 * 42 метра (размеры в плане). Это самая большая по размерам постройка второй половины XI – начала XII века. Восьмистолпная структура интерьера и сдвиг угольного квадрата к центру отличают храм от других зданий этого времени. Не сохранился и собор Михайловского Златоверхого монастыря, заложенный в 1108 году князем Святополком. Здание было разобрано в середине 30-х годов XX века. В плане храм следует уже сложившейся традиции: это шестистолпный, трехапсидный храм с нартексом, в северной части которого башня с лестницей на хорах. Снаружи у юго-западного угла основного объема одновременно с ним была построена маленькая четырехстолпная церковь-крещальня. Компактный, несколько вытянутый по оси запада–востока объем основного храма венчался, вероятно, одной главой. Расположенные на одном уровне закомары подчеркивали цельность и ясность композиции храма. Внутри стены были украшены мозаиками и фресками. В центральной апсиде сохранилась великолепная по своим художественным достоинствам мозаичная композиция «Евхаристия», снятая перед разрушением здания и принесенная в Софийский собор. Мозаичное изображение святого Дмитрия Солунского передано в Третьяковскую галерею. В 90-х годах XX века, совсем недавно, собор Михайловского Златоверхого монастыря воссоздан в формах украинского барокко XVII–XVIII веков. О технике строительства в этот период. Она следует традиции 30–50-x годов. Здания возводились в смешанной технике из плинфы и камня на цемяночном растворе. Заметным явлением в архитектуре начала XII века стало возведение церкви Спасо-Преображения в княжеском селе Берёстове по соседству с Киево-Печерским монастырем. Строительство этого храма связывают с именем Владимира Мономаха и временем его княжения в Киеве между 1113 и 1125 гг. Существует версия и более ранней датировки, не выходящая, впрочем, за хронологические рамки рассматриваемого периода. В начале XX века этот храм, дошедший до нас с весьма значительными искажениями первоначального облика (они относятся к XVII–XIX векам), был отреставрирован известным специалистом этого дела Петром Петровичем Покрышкиным. Выяснилось, что от первоначального храма сохранилась лишь западная часть. Раскопками выявлены центральная и восточная части храма, крещатые столбы и притворы. Схема плана оказалась традиционной для этого времени: трехнефный храм с нартексом, торцы которого несколько выступают за линию северной и южной стены. В нартексе располагались крещальня и лестничная башня. Особенность объемной композиции храма – наличие притворов, то есть небольших пристроек перед западным, южным и, вероятно, северным входами в храм. Как выяснилось, западный притвор и два других, надо полагать, имели весьма своеобразную трехлопастную систему перекрытия. В этой системе сочетались элементы кирпичного свода с деревянными брусьями, что, казалось бы, противоречит здравому смыслу архитектурной логики, но в домонгольский период да и позже дереву доверяли, дерево было в основе, в подосвенной части многих храмов. Деревянными были связи внутристенные и воздушные, и вот в сводчатую систему внедряется дерево, деревянные брусья, без которых трехлопастное завершение, трехлопастная система перекрытия была бы решительно невозможна. Не исключено, что такое же трехлопастное завершение имели и фасады основного объема, однако, реконструкция венчающих частей храма остается проблематичной. Фасады здания были декорированы двух- и трехуступчатыми нишами. Это продолжение более ранней традиции. К числу декоративных элементов относятся также кресты из плинфы и поясок миандра. В отличие от других построек этого периода сцены храма Спаса на Берестове сложены только из плинфы, причем в системе со скрытым рядом, своего рода, выделенная из системы OPUS MIXTUM, система чисто плинфяной кладки со скрытым рядом. Камни на фасадах отсутствуют – в этом возможно видеть симптом перехода на новую систему кладки – равнослойную без скрытого ряда, которая как раз в 20–30 годах приходит на смену смешанной кладке. О строительстве в этот период в других городах. В Чернигове, к примеру, в конце XI века, вероятно, по инициативе Владимира Мономаха, был построен небольшой четырехстолпный храм-усыпальница. Еще одна каменная постройка неясного назначения обнаружена под Борисоглебским собором. Есть определенные основания полагать, что каменное строительство в этот период осуществлялось и в Полоцке. Однако, известные по раскопкам, Полоцкие храмы датируются в широком диапазоне. Начало XII века отмечено интенсивным строительством в Новгороде, но это особая тема, к которой нам еще предстоит обратиться. Особо надо сказать о строительстве в Переяславле Южном. Здесь по инициативе митрополита Ефрема в конце XI века развернулось масштабное каменное строительство. Под 1089 годом летопись перечисляет целый ряд возведенных зданий. Среди них – Михайловского собора, каменной стены вокруг епископского двора с надвратной церковью Федора, церковь Андрея у ворот и каменной бани, ранее, как отмечает летописец, строения на Руси невиданного. Вероятно, ряд построек в этот период возведено по инициативе Владимира Мономаха, княжившего в Переяславле в конце XII века. Ни одной переяславльской постройки на поверхности земли, к сожалению, не сохранилось. Все они известны по результатам раскопок. Надо отметить особый вклад в архитектурно-археологическое изучение переяславльских памятников экспедиции Санкт-Петербургского университета под руководством Михаила Константиновича Каргера. Главным храмом города был Михайло-Архангельский собор, восходящий по своим особенностям в плане к византийским образцам, причем ранее не Руси неизвестным. Подобно церкви Богородицы на Клове этот храм не имел аналогов в древнерусском зодчестве ни до ни после постройки. Огромные размеры и богатое внутренне убранство собора ставят его особняком в переяславльском строительстве и позволяют сопоставит с постройками 30–50-х годов XI века – Софийскими соборами. Другие постройки Переяславля также отличаются от киевских и весьма существенно. Это совсем небольшие бесстолпные, двустолпные, явно не крестово-купольного типа постройки. По назначению это, скорее всего, приходские церкви и храмы-усыпальницы. Техника строительства близка киевской, типология же решительно иная. Своеобразие переяславльских построек очевидно даже по археологическим материалам. Здесь, надо полагать, работала другая, нежели в Киеве, строительная организация, артель (пользуясь более поздним термином). Строительство в Преяславле – пролог к архитектуре XII века, когда в условиях феодальной раздробленности формируется особое региональное направление в зодчестве – архитектурная школа. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы