Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 10 Полоцкая архитектурная школа
Полоцкая земля – могущественное княжество. В 11 веке активный участник политической Руси, соперник Киева. Недаром в «Слове о полку Игореве» воспет знаменитый полоцкий князь Всеслав, занимавший полоцкий княжеский стол с 1044 по 1101 год. Вспомним, именно при нем было положено начало каменному строительству в Полоцке. Я имею ввиду возведение в середине 11 века Софийского собора. От второй половины 11 века каких-либо сведений о каменном строительстве в Полоцке в нашем распоряжении не имеется. Возможно, оно возобновилось лишь к началу 12 века, как это было в Новгороде. Как обстояло дело с каменным строительством в Полоцке после постройки Софийского собора. Ответ на этот вопрос дает архитектурно-археологическое состояние памятников Полоцкой земли, развернувшееся в 60-70-е годы 20 века. Ответ, разумеется, неполный. Тем не менее, археологический материал дает представление о весьма интенсивном строительстве, которое велось в Полоцке и других городах княжества в первой половине - середине 12 века. На фоне археологического состояния полоцких памятников счастливым исключением выделяется Спасо-Преображенский собор Ефросиньева монастыря - единственный полностью сохранившийся памятник архитектуры Полоцкой школы. Остатки каменных построек выявлены на территории Верхнего и Нижнего замка, в Спасском монастыре (что в окрестностях Полоцка, а ныне в черте города) и на Бельчицах, где находилась загородная усадьба Полоцких князей и монастырь. Свое название это место (на левом берегу Западной Двины) получило по ручью Бельчицы. Самый ранний памятник на Бельчицах – так называемый, Большой собор. Его посвящение неизвестно, поэтому он и существует в науке вот под таким именем нецерковным - Большой собор. Датируется здание началом 12 века. Не исключена и более ранняя датировка. Судя по фундаментам и нижним частям стен, это был шестистолпный трехапсидный храм с тремя притворами перед северным, западным и южным входом. Его размеры в плане 23, 5 примерно на 16 с небольшим метров. Подкупольный квадрат храма (это важно отметить) сдвинут к западу, то есть купол опирается на 4 западных столба, а не как обычно на пары восточных. Впервые в Полоцкой архитектуре этот прием использован зодчим Софийского собора. Его применение в Бельчицком храме свидетельствует о преемственности в полоцком зодчестве. При наличии трех притворов такое расположение купола должно было подчеркивать центричность объемной композиции, ее высотность. Возможно, уже в этом храме появились те черты ступенчатой башнеобразной композиции, которые будут в дальнейшем развитии Полоцкого зодчества доминирующими и станут определяющими в всего Древнерусского зодчества в конце 12 века. Еще одна оригинальная черта Полоцкого зодчества домонгольского времени связана с системой и материалом кладки. Строили в Полоцке только из плинфы, используя традиционный для Древнерусского зодчества конца 10 – начала 13 веков известковый раствор с кирпичной крошкой в качестве наполнителя. Но в отличие от мастеров Приднепровской школы Полоцкие строители возводили стены в системе кладки со скрытым рядом, то есть на лицевую сторону стены плинфы выходили через 1 ряд. Скрытый (иначе говоря, сдвинутый) вовнутрь для лучшей привязки ряд плинфы затирался раствором. Сочетание узких рядов – красный кирпич и плинфы, красно-коричневой плинфы и широких полос розоватого цемяночного раствора – создавало красивый живописный эффект. Кладка из плинфы со скрытым рядом - типично Полоцкий прием, опознавательный знак Полоцкого зодчества 12 века. Постройкой Большого Бельчицкого собора строительство на Бельчицах не ограничивалось. Здесь в первой половине 12 века. были построены еще 2 каменных храма, а в конце 12 – начале 13 века к ним добавился еще один каменный храм. Четыре каменных храма в одном монастыре – случай уникальный для зодчества домонгольской поры. Вслед за Большим собором строится Борисоглебская церковь и Пятницкий храм – усыпальница. Борисоглебский храм с его вытянутым по оси запад-восток плану далеко выступающие центральные апсиды и двумя боковыми скрытыми в толще стены предвосхищает хорошо сохранивший Спасский собор Ефросиньева монастыря.О нем скажем погодя. Особенности Пятницкой церкви иного рода. Это был совсем небольшой бесстолпный храм с прямоугольной, а не округлой, как обычно, апсидой. Такое решение алтарной части можно считать оригинальным, но не уникальным, так как при обстройке Софийского собора в первой половине 12 века был возведен храм-крещальня тоже с прямоугольной апсидой. Такая же форма апсиды известна в Смоленском зодчестве. Сохранившиеся до сводов руины Бельчицких храмов пережили Великую Отечественную войну и были, к сожалению, разобраны в послевоенный период. Нельзя не упомянуть еще один оригинальный храм на Бельчицах, известный по рисунку конца 18 века. На рисунке представлен план характерно Полоцкого храма – сильно вытянутый, с одной апсидой на востоке и, что особенно важно, с полукруглыми апсидами - певницами, так называемыми, с северной и южной стороны. Подобные 3 конхи известны по раскопкам еще в двух городах, древнерусских городах в Новгороде Северском и Путивле. Тип подобных храмов восходит к монастырской традиции Афона и Балкан. Каждый из Бельчицких храмов оригинален сам по себе, а, в целом, этот, увы, утраченный ансамбль, вне всякого сомнения, был воплощением Полоцкого архитектурного своеобразия в стилистическом и образном отношении. К числу ранних полоцких храмов относится церковь-усыпальница полоцких епископов в Спасском монастыре. Его остатки были открыты раскопками 60-70-х годов 20 века. Алтарная часть здания не сохранилась. Основной четырехстолпный объем был охвачен с трех сторон галереей с небольшими бесстолпными храмами у восточных торцов. Обнаружено большое число кирпичных склепов, а в северной галерее - подземная погребальная камера. По письменным данным храм был усыпальницей полоцких епископов. Князей же хоронили у Софийского собора, в усыпальнице, возведенной в начале 12 века. Остатки этого здания также открыты раскопками. Самым известным полоцким храмом 12 века является хорошо сохранившийся Спасо-Преображенский собор Ефросиньева монастыря. Дочь полоцкого князя Георгия Предслава очень рано, вероятно, еще в 20-е годы 12 века, а родилась она в начале 12 века около 1104-1106 годов. Очень рано вступила на стезю монашеского подвижничества. Сперва подвязалась в так называемом голбце (особом помещении у Софийского собора), а затем по совету епископа оставалась в предместьи города, именовавшемся тогда Сельцом. Здесь она основала монастырь, приняла постриг и получила имя Ефросинья. Житие Святой Ефросиньи Полоцкой сохранилось в поздних списках, имеются в нем и сведения и о построенном основательницей монастыря каменном храме. Организатором строительства и, вероятно, зодчим был, как сказано в Житии, преставник над делатели церковными Иоанн, в списках Иван. Время постройки храма в Житии не указано, но уверенно можно утверждать, что собор был возведен до 1161 года. Именно этим годом датируется знаменитый крест Ефросиньи Полоцкой, изготовленный по ее заказу мастером Лазарем Бокши и вложенный ею в Спасский храм. Во время Великой Отечественной войны крест был утрачен, судьба его неизвестна, а это было выдающееся произведение прикладного искусства, святыня Полоцкой земли. Храм, несмотря на реконструкцию его верхних частей в 30-е годы 19 века, сохранился хорошо. Исследования здания в 20 веке показали, что это одна из самых оригинальных построек домонгольского времени. Памятник очень важен для понимания динамики и смысла развития не только Полоцкой архитектуры, но и зодчества Древней Руси конца 12-начала 13 века в целом. В плане храм близок к храму Бориса и Глеба на Бельчицах. Вытянутый по оси восток-запад план, шестистолпная внутренняя структура здания с нартексом. Алтарная часть с одной выступающей апсидой и двумя боковыми, утопленными в толще восточной стены и снаружи невыявленными. Это всё характерные полоцкие черты в архитектуре этого времени. Ход на хоры размещен в западной стене, хоры имеют п-образную форму. В выступающих на восток помещениях хор находятся небольшие крестообразные храмы, молельни, перекрытые купольными сводами, которые снаружи не выявлены. Нартекс и апсида несколько ниже основного объема, который имеет закомарное завершение. Венчает храм одна глава. Самая оригинальная часть храма скрыта ныне поздней кровлей. В 20-х гг. 20 века был обследован чердак здания. Выяснилось, что под барабаном храма находится массивный постамент кубической формы; каждая из его 4-х граней декорирована кокошником 3-лопастной формы. Такое устройство подчеркивало вертикальный размер, придавало верхней части здания, а с учетом пониженных нартекса и композиции храма, в целом, ступенчатый, центрический вид. Вертикальная устремленность композиции подчеркивают и впервые здесь встречающиеся закомары и кокошники с килевидными подвышениями. Килевидная форма закомар и кокошников сопутствует русской архитектуре не только в Древнерусский период, но и в18 и в 19 и даже в 20 веке. Строитель Храма, мастер Иоанн, был несомненным новатором. Спасский собор, а, возможно, и ранее построенный им же Борисоглебский храм на Бельчицах свидетельствуют о поиске нового композиционного решения. В нем отчетливо выявилось стремление зодчего подчеркнуть динамику архитектурных масс, акцентировать их ритмическое нарастание к центру, усилить нарядность венчающих частей здания. Это был первый известный нам опыт создания храма башнеобразного облика. Новации полоцкого мастера получат дальнейшее развитие в архитектуре других школ. В Полоцке же непосредственным продолжением новаций, воплощенных мастером Иоанном в Спасском соборе, стал храм в Детинце, открытый раскопками в 1967 году. Шестистолпный храм с тремя притворами, характерно полоцкой алтарной частью. Передняя апсида его выступает, боковая скрыта в восточной стене, сдвинутым к западу подкупольным квадратом. Все эти особенности встречаются в более ранних постройках. Новое - в сложно профилированных пучковых пилястрах, членящих фасады храма снаружи и акцентирующих его углы. Синтез всех этих особенностей в храме на Детинце позволяет утверждать, что уже в 60-80-х годах 12 века именно в Полоцке сложился башнеобразный ступенчатый по объемной композиции храм. Лишь в конце 12 – начале13 века этот тип храма и этот образ храма станет общерусским достоянием, во многом определив облик домонгольского зодчества на заключительном этапе его развития. О постройках в других городах Полоцкой земли. Остатки небольшого четырехстолпного храма обнаружены в Минске. Храм по каким-то причинам был недостроен. Его возведение ограничилось закладкой фундамента. Именно поэтому его датировка вызывает затруднения, равным образом и особенности его несостоявшегося объемно-пространственного решения, но видимо запланированного. Возможно, постройка относится к началу 12 века. Сохранившаяся до сводов церковь Благовещенья в Витебске (единственная постройка древнего Витебска) была варварски порушена в 1961 году. Остатки здания после протестов общественности законсервировали, а в 90-е годы выстроили заново с полным восстановлением верха, хотя каких-либо документальных данных для этого не было. Это способ реставрационного деяния, который, прямо скажем, не соответствует нормам научной реставрации. По плану Витебский храм близок к Спасскому собору Ефросиньева монастыря. Отличие в том, что его средний неф спланирован очень рационально и состоит почти из одинаковых квадратных ячеек. Другая особенность церкви Благовещенья – система кладки, в которой ряды тесаных известняковых блоков чередуются с двойными рядами плинф. В русской строительной практике такая система кладки неизвестна. Аналоги - в памятниках Византии и Балкан. Подобная кладка зафиксирована еще один раз в церкви Бориса и Глеба в Новогродке. Храм этот раскрыт раскопками под более поздней постройкой того же имени. Такая особенность зафиксирована в основном объеме Борисоглебского храма. Охватывающая здание галерея сложена по-полоцки из плинф в системе со скрытым рядом. С 70-80-х годов строительство в Полоцке сходит на нет. Тому способствовали, надо полагать, неблагоприятные обстоятельства внутренней жизни княжества, неудачи внешнеполитического и военного характера. Однако идея полоцких зодчих, их свершения не пропали. Архитектура конца 12 – начала 13 века за пределами Полоцкой земли активное развивают полоцкое архитектурное наследие. В первую очередь это относится к архитектуре Смоленской земли. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 3483; Нарушение авторского права страницы