Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 1 История изучения древнерусского искусства



Билет 1 История изучения древнерусского искусства

Начало древнерусского искусства – конец 10 века. На Руси не было античности и средневековья. В 726 году византийский император издал закон об изъятии икон из церквей. Это и вызвало сильнейший резонанс. 11 век – сосуществование русского и византийского искусств. 12 век - русское искусство становится вполне самостоятельным. 13 век – монголо-татарское иго. Русь становится плацдармом для развития поздневизантийских мастеров. В 11 веке при Ярославе, Владимире многие русские храмы были построены византийскими зодчими. Древнерусскому искусству присущ церковный характер, т.е. сакральный характер русского искусства. С петровского периода начинается секуляризация русского искусства, характеризуемое появлением светского начала, картин, а не икон. Первая гражданская постройка, из сохранившихся, датировалась 15 веком.

Древнерусское искусство делится на 2 неравномерных периода:

1. домонгольский

2. послемонгольский

1. 11 столетие – как эпоха единого древнерусского Киевского государства. 12 век- единая Русь распадается на отдельные княжества – это способствовало обогащению русской культуры локальными вариантами.

2. Время, когда Русь приспосабливается к «монгольской администрации». 1230-1380 – идет процесс адаптации Руси. 1292-1478 - искусство возвращается, расцветает. Если говорить о Москве, то первые памятники появились в конце 14 века, вскоре после Куликовской битвы. «Период ранней Москвы» - это Дмитрий Донской, его жена, сын Василий, Феофан Грек, Андрей Рублев, Сергий Радонежский. Затем, перерыв (середина 15 века – феодальная война). 1467 – вторая половина-конец 15 века «Период Ивана III». В это время строится Московский Кремль. «Период Василия III» - формирование централизованного единого московского государства и, конечно, искусства. 1453 – падение Константинополя. Грозненская эпоха была катастрофической. Искусство подверглось игу опричнины. При Иване Грозном появляются: Храм Василия Блаженного, Собор Соловецкого монастыря. Русская икона переживает расцвет, появляются новые сюжеты. Конец 16 века - время спокойное, относительно благостное. Наступает смута. Из-за отсутствия единой идеологии, всеобщего хаоса (12-15 лет) русское искусство переживало не самые лучшие времена. 1613 год – Михаил Федорович Романов. Начинается последний древнерусский век, 17. К 1620 году русское искусство обрело в себе внутренние ресурсы, чтобы развернуться в полную мощь. В 17 веке формируется единое финансовое пространство, идет расширение территории. Ведется торговля пушниной и солью. Русское искусство 17 века радовало пышностью, изобилием. Отделенный смутой от рюриковского времени 17 век пытается наверстать упущенное за смуту, но в нем есть консерватизм. В 17 веке постепенно Русь приоткрыла «железный занавес» и стала торговать с Европой. С одной стороны, 17 век очень консервативен, с другой – поднят негласный «железный занавес Европы». Стали появляться памятники западноевропейского искусства: гравюры, картины, которые служили русским мастерам образцами. Русские иконописцы постепенно знакомились не только с самими произведениями, но и с системой западного мышления. В 17 веке эти тенденции усилились. Один из ключевых моментов 17 века – это раскол между консерватизмом и тягой к реформированию. Однако Россия подходит к петровскому времени подготовленной.

Билет 2 Начало каменного строительства на Руси. Десятинная церковь.

Ключевой момент в истории, культуре и архитектуре Руси – принятие христианства в 988 году. У отечественного зодчества византийские корни. В некотором смысле, история архитектуры - это история освоения и, в некотором смысле, преодоления византийской основы. История древнерусского зодчества начинается с конца 10 века при князе Владимире, крестившим Русь. Послы князя, направленные в Византию для испытания веры. Они вернулись потрясенные красотой богослужения, скорее всего, оно проходило в Софийском соборе. От конца 10 века сохранилось извести о каменном тереме княгини Ольги в Киеве, но место и формы неизвестны. Каменное строительство в домонгольском периоде было доступно лишь князьям и церковным иерархам. Каменное строительство начинается с церкви Богородицы в Киеве во имя Успения Богоматери, заложенной Владимиром 989 году, строительство было закончено 996 году. Мастер был приглашен из Византии, скорее всего из Константинополя. Духовенство Киевского храма получило десятину от князя на церковные нужды, поэтому она и получила такое название. В 1039 храм был заново освещен, видимо после какой-либо перестройки, обстройки. В 1242 году храм пережил штурм Киева монголами. Последние защитники Киева забаррикадировались в этом храме, своды не выдержали и обрушились, погребя под собой людей. В конце 14 века летописец упоминает его в описании Киева, и говорит, что у храма было 25 глав. В 30 годах 17 века в юго-западной части храма устроена небольшая церквушка и возобновлено богослужение. Первые исследования проводились в начале 19 века, к тому времени наземных частей здания уже не было, на их месте бы лишь задернованный холм. В 1824 году были раскопки остатков храма, их проводил Кондрат Лохвицкий. Однако результаты раскопок признали неудовлетворительными и в 1826 году остатки снова были вскрыты под руководством СПб архитектора Ефимова. Это был крестово-купольный тип здания. В 1828-1842 на месте Стасовым возведен новый. Он был меньше оставались свободным площади к востоку и северу. Основу фундамента составляли не только сваи, но и система деревянных продольных и поперечных лежней, которые заливались цемяночным раствором. В 1935 году снесена постройка Стасова, а в 1938-1939 гг велись раскопки Каргера. Глубина закладки фундамента 140 см при ширине 110см. В плане – шестистолпная трехапсидная постройка с галереями с севера и юга. В западная части были крещальня, башня или другие постройки. Храм имел мозаики, ей были украшены наиболее важные в богослужебном отношении части храма, фрески- были убранством стен. Найдены мраморные плиты от парапетов к холлу. Уступчатые ниши, обломки голостняков. Мраморные полы, инкрустированные мозаикой в алтаре. В других частях - полевные плитки. Неопределенность в реконструкции западной части здании. В настоящее время ведутся новые раскопки. Очень важен вопрос о завершении храма. 25 глав – невозможно. Многоглавие связано с условиями заказа. Храм был окружен дворцами – знаем о 4, они плохо сохранились. Это византийская работа, однако, с большим местным технико-технологическом, ремесленном, производственном потенциале. Русь начинает каменное строительство с грандиозной постройки.

 

Билет 4 Спасо-Преображенский Собор в Чернигове

В 1015 году после смерти Владимира, началась борьба за престол, в результате которой у власти оказался Ярослав, севший в Киеве в 1019 году. Его брат сел в Чернигове. Отношения между ними были напряженные, что не способствовало каменному строительству. Его интенсивное продолжение в 30-50-е годы 11 века. Традицию каменного строительства продолжает Мстислав Черниговский, построивший в Тмутаракани Церковь Богоматери. В Чернигове по его заказу в начале 30-х годов заложен Спасо-Преображенский Собор. В 1036 году князь Мстислав похоронен в церкви спаса (3.5-4 м). Хорошо сохранился. 5 глав. В конце 18-19 веке у юго-западного угла построена башня с конусовидным завершением, надстроена северная башня, появился западный притвор. Плинфа (2.5 см)+ камень + цемяночный раствор. Спасский Собор очень большой четырехстолпный трехнэфный храм с 3 апсидами на востоке, с нартексом, с развитой алтарной частью. У юго-заподного угла - башня с лестницей на хоры. У юго-западного угла небольшая 2 этажная крещальня. Размеры 33х22 см; фундамент 2 м; толщина стен около2 м; размеры плинфы 34х23. Пол из шиферных плит. Интерьер вытянут с запада на восток. Имел 5 глав.

Ладога.

Образцами новгородского строительства второй половины XII – начала XIII века могут служить хорошо сохранившиеся храмы Ладоги – Успенский и Георгиевский (третья четверть XII века). Ладога, подобно Пскову и Руссе, находилась на положении пригорода и подчинялась светским и церковным властям главного города земли – Новгороду. Строительство каменных храмов в Ладоге началось в середине XII века возведением не сохранившейся до наших дней церкви Климента (1153 г.). Построенные вслед за ней храмы Успения Богоматери и Св. Георгия принадлежат к одному типу – это совсем небольшие четырехстопные одноглавые храмы. Построены они по-новгородски: об этом свидетельствуют материал, технические, конструктивные и декоративные особенности. Ладожские храмы – этап в развитии новгородской архитектурной школы.

В 50-60е годы новгородские мастера переехали из Пскова в Ладогу, отстроили 4 храма, они располагаются цепочкой вдоль рек Волхова и Ладожки=> у них был единый градостроительный план.

1. Церковь Климента-1153, повторила схему Мирожского храма, но уже с надстроенными западными пряслами и дополнительным членением нартексом- только археологические данные есть

2. Успенская в них выравниваются пониженные конструкции Климентовской

3. Спасская церкви- боковые апсиды, приводит это все к оформлению

4. Георгиевская 4столпного 3апсидного однглавого сооружения- характерного

типа храма для новгородского зодчества 2 половины 12 века.

Сейчас сохранились только 2 церкви- Успенская и Георгиевская.

Георгиевская церковь- 1165 г, маленькая, почти квадратная в плане, из природного камня и кирпича, снаружи стены разделены широкими лопатками на 3 неравных прясла, с внутренней стороны лопатки не обозначаются, стены ровные, столбы простые, квадратные. 2 угловые камеры в западной части- функция приделов, хоры, ход на хоры в толще западной стены.

 

Билет 1 История изучения древнерусского искусства

Начало древнерусского искусства – конец 10 века. На Руси не было античности и средневековья. В 726 году византийский император издал закон об изъятии икон из церквей. Это и вызвало сильнейший резонанс. 11 век – сосуществование русского и византийского искусств. 12 век - русское искусство становится вполне самостоятельным. 13 век – монголо-татарское иго. Русь становится плацдармом для развития поздневизантийских мастеров. В 11 веке при Ярославе, Владимире многие русские храмы были построены византийскими зодчими. Древнерусскому искусству присущ церковный характер, т.е. сакральный характер русского искусства. С петровского периода начинается секуляризация русского искусства, характеризуемое появлением светского начала, картин, а не икон. Первая гражданская постройка, из сохранившихся, датировалась 15 веком.

Древнерусское искусство делится на 2 неравномерных периода:

1. домонгольский

2. послемонгольский

1. 11 столетие – как эпоха единого древнерусского Киевского государства. 12 век- единая Русь распадается на отдельные княжества – это способствовало обогащению русской культуры локальными вариантами.

2. Время, когда Русь приспосабливается к «монгольской администрации». 1230-1380 – идет процесс адаптации Руси. 1292-1478 - искусство возвращается, расцветает. Если говорить о Москве, то первые памятники появились в конце 14 века, вскоре после Куликовской битвы. «Период ранней Москвы» - это Дмитрий Донской, его жена, сын Василий, Феофан Грек, Андрей Рублев, Сергий Радонежский. Затем, перерыв (середина 15 века – феодальная война). 1467 – вторая половина-конец 15 века «Период Ивана III». В это время строится Московский Кремль. «Период Василия III» - формирование централизованного единого московского государства и, конечно, искусства. 1453 – падение Константинополя. Грозненская эпоха была катастрофической. Искусство подверглось игу опричнины. При Иване Грозном появляются: Храм Василия Блаженного, Собор Соловецкого монастыря. Русская икона переживает расцвет, появляются новые сюжеты. Конец 16 века - время спокойное, относительно благостное. Наступает смута. Из-за отсутствия единой идеологии, всеобщего хаоса (12-15 лет) русское искусство переживало не самые лучшие времена. 1613 год – Михаил Федорович Романов. Начинается последний древнерусский век, 17. К 1620 году русское искусство обрело в себе внутренние ресурсы, чтобы развернуться в полную мощь. В 17 веке формируется единое финансовое пространство, идет расширение территории. Ведется торговля пушниной и солью. Русское искусство 17 века радовало пышностью, изобилием. Отделенный смутой от рюриковского времени 17 век пытается наверстать упущенное за смуту, но в нем есть консерватизм. В 17 веке постепенно Русь приоткрыла «железный занавес» и стала торговать с Европой. С одной стороны, 17 век очень консервативен, с другой – поднят негласный «железный занавес Европы». Стали появляться памятники западноевропейского искусства: гравюры, картины, которые служили русским мастерам образцами. Русские иконописцы постепенно знакомились не только с самими произведениями, но и с системой западного мышления. В 17 веке эти тенденции усилились. Один из ключевых моментов 17 века – это раскол между консерватизмом и тягой к реформированию. Однако Россия подходит к петровскому времени подготовленной.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Определите значимость для переводчика изучения особенностей литературного направления, к которому относится тот или иной автор.
  2. Актуальность изучения проблем народонаселения
  3. Акустический аспект изучения звуков
  4. Архитектура предприятия, история возникновения.
  5. Ассоциативные связи, обусловленные чувственной общностью восприятия объектов изучения или их окружения.
  6. Билет 1. Предмет геологии, её цели и задачи (составные части геологии и предмет их изучения)
  7. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
  8. В зависимости от цели изучения того или иного документа указанные исследования условно подразделяются на три группы.
  9. В качестве рабочих гипотез при разработке методики изучения мотивационных характеристик личности были избраны следующие.
  10. В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
  11. В фонде не только собирают и хранят фильмы - там их реставрируют. Фонд богат собранием архивных материалов по кино и библиотекой по вопросам киноискусства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2042; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь