Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра общественно-гуманитарных наук



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра общественно-гуманитарных наук

 

И. И. ОРЛОВА

 

 

БИОМЕДИЦИНСКАЯ

ЭТИКА

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов 1, 2 курсов

всех факультетов медицинских вузов

 

 

Гомель

ГомГМУ

УДК 608.1(072)

ББК 5: 87.7я73

О-34

 

Рецензенты:

кандидат филологических наук,

доцент кафедры общественно-гуманитарных наук

Гомельского государственного медицинского университета

Т. П. Целехович

 

 

Орлова, И. И.

О-34 Биомедицинская этика: учеб.-метод. пособие для самостоятельной

работы студентов 1, 2 курсов всех факультетов медицинских вузов / И. И. Орлова. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 44 с.

ISBN 978-985-506-538-9

 

 

Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса и ориентировано на освоение важнейших проблем биомедицинской этики в рамках программы подготовки специалистов.

Предназначено для самостоятельной работы студентов 1, 2 курсов всех факультетов медицинских вузов, преподавателям и всем, кто интересуется проблемами биомедицинской этики.

 

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.

 

УДК 608.1(072)

ББК 5: 87.7я73

 

 

ISBN 978-985-506-538-9 © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2013

ТЕМА 1

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,

МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Биоэтика как учение о ценностном отношении к живому

Понятия «биоэтика», «биомедицинская этика» включают в качестве своей составной части термин «этика».

«Этика»философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Существуют, стало быть, мир явлений морали и нравственности и наука, его описывающая и изучающая. Это аналогично тому, как мы различаем явления жизни, с одной стороны, и биологию как науку о них, с другой, или явления психики, душевной жизни и науку психологию.

Понятие «биоэтика» ввел В. Поттер в середине ХХ века. Введение в науку данного понятия было необходимо в связи с бурно развивающимися биомедицинскими исследованиями, их достижениями и проблемами.

Необходимо озвучить некоторые из них:

· трансплантология;

· опыты на новорожденных с дефектами развития;

· опыты на эмбрионах людей и животных;

· биомедицинские исследования на умственно и физически неполноценных людях и т. д.

Биоэтика — это учение, которое ориентирует человека на выработку и установление нравственно-понимающего отношения к Жизни и Иному живому, на заботу о правах биоса.

Главный принцип биоэтики — это принцип Благоговения перед жизнью, основанный на формуле А. Швейцера: «Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить».

От понятия биоэтики необходимо перейти к понятию биомедицинская этика.

Предметом биомедицинской этики выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков, в особенности, к Человеку — его жизни, здоровью, смерти, включая и традиционные установки медицинской этики. Биомедицинская этика должна опираться на те общечеловеческие ценности, которые выработаны социумом, составляют основу всей его жизнедеятельности, но обретают особый смысл и специфику в профессиональной деятельности врача.

Причины и источники формирования биоэтики

Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Однако рубеж конца ХIХ – начала ХХ века был не менее богат открытиями и достижениями, чем конец века ХХ. Именно со второй половины ХХ века изменения в медицине принимают принципиально новый характер. Современная медицина получает реальную возможность:

· «давать» жизнь (искусственное оплодотворение);

· определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия);

· отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью, вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека. Стремительный рост деклараций и документов этического характера, принимаемых национальными и международными профессиональными медицинскими ассоциациями, сопровождается формированием медицинского законодательства. При этом «ценности» и «законы» даже в пространстве одного государства не всегда совпадают, обнаруживая ценностное многообразие и различие между такими формами регулирования человеческих отношений, как мораль и право. Вопрос об этическом самосознании врачей-практиков, ученых-исследователей и моральной ответственности пациентов за согласие на принятие той или иной методики лечения приобретает в настоящее время особую важность. Нравственные убеждения людей остаются сегодня одним из основных способов защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий.

Неоспоримым фактом истории человечества является непосредственная связь нравственных ценностей и религиозных представлений. По Благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Московской Патриархии был создан Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике, объединивший ведущих ученых, известных врачей и богословов. В течение 1998–1999 гг. Совет принял ряд заявлений, выражающих этическое отношение православной общественности к проблемам, которые ставит каждая из новейших биомедицинских технологий. Глубокая озабоченность этими проблемами нашла свое отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Подход к проблемам биомедицины, определяемый традициями и ценностями православной культуры, — это уникальная, а значит, и ценная, особенно в масштабах мирового сообщества, позиция. Одновременно — это свидетельство верности своему культурно-религиозному типу, что в немалой степени способствует его выживанию и сохранению.

1.3.Содержание и структура биомедицинской этики

Как любая молодая отрасль знания биомедицинская этика нуждается в определении статуса и круга собственных проблем.

1. Что изучает биомедицинская этика?

Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения вообще и взаимоотношения между врачом и пациентом, в частности.

2. Как это изучает биомедицинская этика? (рисунок 1).

Изучение отношений

Нормативно, т. е. на основании традиционных моральных ценностей
Дескриптивно, т. е. на основании описания реальных отношений, опросов, анкетирования

 

 


Рисунок 1 — Изучение отношений

 

3. Почему это изучает биомедицинская этика?

Потому что несовершенный характер этих отношений, может повредить человеку и обществу.

Биомедицинская этика — это наука, которая впитала в себя:

· медицинскую деонтологию (учение о должном, т. е. существуют обязательства врача, которые он должен исполнять не потому, что это принесет кому-то или ему самому пользу, а потому, что он выполняет свой долг);

· прикладную этику (эта отрасль знаний обращается к проблемам прикладного характера);

· экологическую этику (это отрасль знаний, которая сформировалась как ответ на грозящую миру экологическую катастрофу. Предметом экологической этики выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде «ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО – ПРИРОДА»);

· биоэтику (как учение о нравственно-понимающем отношении к жизни и живому).

Круг проблем биомедицинской этики:

1. Однозначное определение сущности и признаков Жизни и Смерти человека, которое выступает делом совокупных усилий медиков, философов, этиков и является необходимым основанием деятельности практикующих специалистов: трансплантологов, реаниматологов, акушеров и др.

2. Решение вопроса о праве человека на достойную жизнь и столь же достойную смерть, к которому должны подключиться юристы и представители религиозных конфессий, чтобы реально оказывать человеку необходимую помощь в его страданиях.

3. Необходимость признания автономии личности пациента.

4. Решение вопроса о норме и патологии взрослого человека и человеческого зародыша.

5. Рассмотрение всех возможных последствий медико-биологических исследований и экспериментов на человеке; определение меры ответственности и степени риска исследователя.

6. Определение уровня автономности и прав психических больных и лиц с девиантным поведением (наркоманов, алкоголиков и др.).

ТЕМА 2

ТЕМА 3

БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Виды смерти


Клиническая Биологическая

отсутствие видимых признаков наступлением восстановление

жизни, угасание функций ЦНС, жизненных функций невозможно

но с сохранением обменных (необратимость)

процессов в тканях (обратимость)

Рисунок 3 — Виды смерти

 

Чем быстрее констатируется смерть, тем быстрее признается, что дальнейшее лечение бесполезно, вследствие этого становится возможным высвободить персонал, который его проводит, используемые препараты и оборудование, весьма дорогостоящие и дефицитные. В современной медицине складывается такое положение, когда заповедь «Бороться за жизнь больного до последнего вздоха» утрачивает универсальную применимость.

Хосписы. В развитии некоторых заболеваний (например, злокачественных опухолей) раньше или позже наступает момент, когда активная терапия делается невозможной. Место борьбы за спасение жизни больного занимает паллиативная помощь (обезболивание, уход, социально-психологическая поддержка). Основная задача такой помощи — защитить пациента от психофизических страданий и болей, а также обеспечить достойное умирание. Умирающие испытывают страх перед смертью, болью, зависимостью от других. Основатель современных хосписов (организаций по физической и моральной поддержке умирающих) англичанка С. Сондерс еще в 1948 г. пришла к простой мысли: умирающему пациенту можно и нужно помочь. Сложившаяся с тех пор система паллиативной помощи стала реализацией этой простой и гуманной цели. Умирающий пациент с помощью грамотного паллиативного лечения может быть избавлен от боли и получает возможность общаться с семьей и друзьями. В рамках хосписного движения ведется также активная психологическая и социальная поддержка членов семьи умирающих.

Одним из критериев успешного паллиативного лечения является расширение возможностей самообслуживания больного, что одновременно увеличивает его самоуважение. Умирающий человек особенно остро чувствует недостаток заботы о нем, поэтому имеет право на капризы и даже на чувство злости. Надо уметь соглашаться с больным, а принятый в хосписах обычай выполнения последнего желания есть логическое завершение этой линии поведения, всей философии паллиативного лечения.

Виды эвтаназии

 


Пассивная Активная

отказ от жизнеподдерживающего преднамеренное вмешательство

лечения, когда оно либо прекра- с целью прервать жизнь

щается, либо вообще пациента средствами,

не начинается вызывающими летальный исход

Рисунок 4 — Виды эвтаназии

С моральной точки зрения при анализе отказа от лечения значимой является разница между ситуацией, когда принимается решение не начинать лечение, и ситуацией, когда прекращается уже начатое лечение. В первом случае может быть нарушена обязанность (позитивная моральная обязанность) спасти или не дать умереть. А во втором — негативная моральная обязанность — не умерщвлять.

Если с некоторыми формами отказа от лечения, ведущими к смерти пациента, приходится мириться как с неизбежным злом, то против активной эвтаназии выдвигаются весьма сильные аргументы морального характера. В большинстве стран активная эвтаназия запрещена законом.

Различают три формы активной эвтаназии:

1. Убийство из сострадания (если жизнь является мучением для пациента, то она прерывается другим человеком, причем без согласия на это страдающего пациента).

2. Добровольная активная эвтаназия (врач по просьбе больного делает ему летальную инъекцию).

3. Самоубийство при помощи врача (врач передает в руки пациента средство, позволяющее покончить с собой. Пример: американский врач Джек Кеворкян — «доктор-смерть», который создал устройство, вызывающее смерть тогда, когда сам пациент приведет его в действие).

В США функционирует общество «Хэлмок», агитирующее в разных штатах страны за изменение законодательства с целью разрешить врачам ассистировать при самоубийстве. Несколько лет назад в результате референдума в штате Орегон им удалось одержать победу. Однако принятый закон долгое время не удавалось применить из-за препятствующих позиций Американской Медицинской Ассоциации и Американской Психиатрической Ассоциации. Лишь в 1998 г. в Орегоне была проведена первая эвтаназия в соответствии с этим законом.

Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и Беларуси, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Однако более молодые врачи чаще считают эвтаназию допустимой, чем врачи старших возрастных групп. Это веский довод в пользу того, что в будущем отношение врачей к эвтаназии может стать более терпимым.

ТЕМА 4

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ

ТЕМА 5

ТЕМА 6

ТЕМА 7

Хельсинская декларация

Наряду с «Нюрнбергским кодексом» особую значимость приобрела принятая в 1964 г. «Хельсинская Декларация» всемирной медицинской ассоциации (ВМА). К этому времени практика проведения исследований на человеке неуклонно расширялась, совершенствовались их методы, что ставило все новые этические и правовые проблемы. Дискуссии, связанные с проведением исследований на человеке и нашли свое отражение в тексте «Хельсинской Декларации» в редакции, принятой Генеральной Ассамблеей ВМА в 1989 г. «Декларация» имеет подзаголовок «Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования на людях». Его положения нашли свое отражение и развитие в целом ряде других международных нормативных документов, а также в национальном законодательстве многих стран, в том числе и Беларуси.

Одной из особенностей «Декларации» является то, что в ней содержится требование, согласно которому цель и методы проведения любой экспериментальной процедуры на человеке должны быть ясно изложены в специальном протоколе и рассмотрены независимым этическим комитетом, который дает рекомендации по его одобрению или неодобрению.

Практически каждая из содержащихся в «Декларации» рекомендаций может быть рассмотрена как самостоятельная проблема. В том, что это действительно так, легко убедиться, обратившись к поистине гигантской литературе, которая существует сегодня в данной области.

ТЕМА 8

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, В. П. Очерки экологии человека / В. П. Алексеев. — М., 1993.

2. Биомедицинская этика: учеб. пособие / под ред. Т. В. Мишаткиной, С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. — Минск, 2008.

3. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. сб. статей / отв. ред. и сост. Б. Г. Юдин. — М., 1998.

4. Богораз, И. В. Больной и врач / И. В. Богораз. — М., 1982.

5. Вагнер, Е. А. Раздумья о врачебном долге / Е. А. Вагнер. — Пермь, 1991.

6. Введение в биоэтику: учеб. пособие. — М., 1999.

7. Врач и пациент: этико-правовой аспект. — М., 1990.

8. Денисов, С. Д. Биомедицинская этика: практикум / С. Д. Денисов, Я. С. Яскевич. — Минск, 2011.

9. Дюркгейм, Э. Самоубийство (социологический этюд) / Э. Дюркгейм. — М., 1997.

10. Жизнь и смерть: загадки и противоречия. — М., 1990.

11. Иванюта, О. М. Врач и больной / О. М. Иванюта, Ю. Л. Замдборг. — Киев, 1988.

12. Иванюшкин, А. Я. Профессиональная этика в медицине / А. Я. Иванюшкин. — М., 1990.

13. Комаров, Ф. И. Философия и нравственная культура врачевания / Ф. И. Комаров. — Киев, 1988.

14. Косарев, И. И. Гуманизм и антигуманизм в медицине / И. И. Косарев. — М., 1983.

15. Косарев, И. И. Нравственная ответственность врача в современном мире / И. И. Косарев, А. В. Сахно. — М., 1987.

16. Кубарь, О. И. Этические и правовые проблемы исследований на человеке: из истории России ХХ века / О. И. Кубарь // Человек. — 2001. — № 3.

17. Магазиник, Н. А. Искусство общения с больными / Н. А. Магазиник. — М., 1991.

18. Михайлова, Е. П. Биомедицинская этика. Теория, принципы, проблемы / Е. П. Михайлова, А. Н. Барток. — М., 2009.

19. Мишаткина, Т. В. Высшие моральные ценности: пособие к семинарским занятиям / Т. В. Мишаткина. — Минск, 2000.

20. На грани жизни и смерти (биоэтика в США). — М., 1989.

21. Орлов, А. Н. Культура общения врача / А. Н. Орлов. — Красноярск, 1987.

22. Павлов, Ю. Д. Медицинская этика / Ю. Д. Павлов, П. М. Сапроненков. — Л., 1984.

23. Павлова, О. С. Что такое биоэтика? / О. С. Павлова // Чалавек. Грамадства. Свет. — Минск, 2001. — № 1.

24. Проблемы биоэтики. Реферат. сборник / отв. ред. Б. Г. Юдин. — М., 1993.

25. Пулмэн, Д. Достоинство человека, боль и страдание / Д. Пулмэн // Человек. — 2001. — № 3.

26. Руженков, В. А. Основы биомедицинской этики: учеб. пособие / В. А. Руженков, А. В. Боева. — М., 2010.

27. Требования биоэтики: медицина между надеждой и спасением. — Киев, 1999.

28. Угрюмов, Б. Л. О врачебном долге / Б. Л. Угрюмов. — Киев, 1987.

29. Чеботарева, Э. П. Врачебная этика / Э. П. Чеботарева. — М., 1984.

30. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. — М., 1992.

31. Этика биомедицинских исследований: сб. — М., 1989.

32. Этика: учеб. пособие / под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. — Минск, 2002.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

БИОМЕДИЦИНСКАЯ

ЭТИКА

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов 1, 2 курсов

всех факультетов медицинских вузов

 

 

Редактор Т. Ф. Рулинская

Компьютерная верстка С. Н. Козлович

 

Подписано в печать 04.04.2013.

Формат 60´ 841/16. Бумага офсетная 65 г/м2. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л. 2, 56. Уч.-изд. л. 2, 80. Тираж 365 экз. Заказ № 111.

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

ЛИ № 02330/0549419 от 08.04.2009.

Ул. Ланге, 5, 246000, Гомель.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра общественно-гуманитарных наук

 

И. И. ОРЛОВА

 

 

БИОМЕДИЦИНСКАЯ

ЭТИКА

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов 1, 2 курсов

всех факультетов медицинских вузов

 

 

Гомель

ГомГМУ

УДК 608.1(072)

ББК 5: 87.7я73

О-34

 

Рецензенты:

кандидат филологических наук,

доцент кафедры общественно-гуманитарных наук

Гомельского государственного медицинского университета

Т. П. Целехович

 

 

Орлова, И. И.

О-34 Биомедицинская этика: учеб.-метод. пособие для самостоятельной

работы студентов 1, 2 курсов всех факультетов медицинских вузов / И. И. Орлова. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 44 с.

ISBN 978-985-506-538-9

 

 

Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса и ориентировано на освоение важнейших проблем биомедицинской этики в рамках программы подготовки специалистов.

Предназначено для самостоятельной работы студентов 1, 2 курсов всех факультетов медицинских вузов, преподавателям и всем, кто интересуется проблемами биомедицинской этики.

 

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.

 

УДК 608.1(072)

ББК 5: 87.7я73

 

 

ISBN 978-985-506-538-9 © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2013

ТЕМА 1


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.128 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь