Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МДК 02.01.01 Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства (по видам)



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ и БИБЛИОГРАФИЯ

МДК 02.01.01 Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства (по видам)

Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

по виду «Художественная роспись по дереву»

 

Сызрань, 2015г.

ОДОБРЕН Предметно-цикловой комиссией «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»   Протокол № ____от «__» _________ 2015 г. Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности54.02.02«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»  
РАССМОТРЕН Методическим советом коллежа. Протокол № ____от «__» _________ 2015 г.   Председатель методического совета ___________________ Реброва Е.Г.
    Председатель предметно- цикловой комиссии ___________________ Печенова Т.В.
  Заместитель директора по учебно-производственной работе   ___________________ Фирсова Г.А.
Составитель, преподаватель ГБПОУ СКИК А.Г. Смирнова

 

Содержание

Руководство начинающему миниатюристу
Лаковая миниатюра есть искусство традиции
Техника лаковой миниатюры гуашью
Выбор основы и ее обработка
Подготовка доски к грунтовке
Процесс наложения грунта на доску
Приемы письма лаковой миниатюры гуашью
Приспособления и инструменты
Методика освоения техники рисунка традиционных элементов лаковой миниатюры
Основные стилевые особенности Сызранской росписи (Школы Елены Казаковой)
Стилевые особенности отдельных элементов
Приемы роскрыши
Плави
Пробела инокопью
Роспись пробелов золотом и алюминием «в щетинку»
Роспись золотом
О композиции
Библиография

Руководство начинающему миниатюристу

Руководство для начинающих миниатюристов составлено на основании специальной литературы, учебной программы Палехского и Холуйского художественных училищ, иконописной методической литературы, а также воспоминаний учеников и коллег Елены Казаковой, черновиков открытых уроков автора и методических разработок. В приложении приведен Библиографический список, который может быть полезен не только специалисту, но и простому читателю.

Приступающему к изучению техники Сызранской лаковой миниатюры гуашью прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью города Сызрани и народа его населяющего. Лаковая миниатюра гуашью — это не просто искусство, это искусство, созданное талантом мастера Елены Николаевны с использованием традиций и культуры народов и народностей, населяющих Сызрань и Сызранский район.

Необходимо также возыметь уважение к тем людям, которые на протяжении прошлых веков создавали российскую лаковую миниатюру в Палехе, Холуе, Федоскино, потрудились в этом деле, сумели выработать художественный язык, создали его высокий стиль.

Ошибается тот, кто ищет и сызранской миниатюре только внешнюю красивость. Через красоту волжской природы, сызранских затонов и заливов, лесов, полей и степей, архитектуру и людей, изображенных на каждой работе, зритель проникает и саму сущность любви к родному краю у мастеров и учеников – художников.

Педагог в данном случае выступает не только как учитель, но и как воспитатель, который духовно готовит ребенка к созданию творческой работы. Не оставляет без внимания не только грамотность ученика, но и должное отношение к труду, со вниманием писать не только фигуры людей и памятники архитектуры, растения, животных и птиц, деревянные избы, украшенные ажурной резьбой. Сама Елена Николаевна ежедневным трудом, письмом высокого профессионального уровня своим примером показывала тот уровень, к которому нужно стремиться.

Начинающему художнику предлагается работать не только по «образцам», но и творчески воплощать в видимых образах то, что недоступно чувственному восприятию. Поэтому в творчестве, совершенствоваться можно не только через изучение природы и натуры, нужно учиться через копирование работ профессиональных мастеров.

Копируя работу, ученик всесторонне познает и соприкасается с тем миром, который изображен на миниатюре. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, постигает глубину содержания работы, постигает четкости форм, внутреннюю обоснованностью деталей и простотой художественного выражения.

При подборе работы для копирования надо иметь в виду, что наряду с миниатюрами высокого художественного качества существует много так называемых «примитивов. Они не могут служить образцами для изучающих лаковую миниатюру. В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных мастеров, так как среди миниатюр не каждая может быть образцом для начинающего.

В бытность педагогом Елена Николаевна сама рисовала рядом с учениками, свои творчеством показывая пример, позволяя познавать секреты мастерства. Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, могут показать, как положить правильно высветление на ликах и одеждах, но колорит их всегда искажен, поэтому придерживаться его не следует. Самое большее, что может дать репродукция, — это подсказать размещение цветовых пятен; сам же тон, например, красного, синего, зеленого и др., можно взять верно, только имея опыт копирования подлинников. Надо принять пока «на веру» все, что непонятно и мало приемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.

В дальнейшем, когда своеобразие лаковой миниатюры будет внутренне принято, когда в память внедрятся приемы художественного раскрытия образа, можно проявить свою творческую импровизацию, сделать «по-своему», вначале хотя бы в деталях.

В заключение скажем, что трудолюбие, усидчивость, внимание к деталям и доведение работы до логического завершения – это характеристика мастера-миниатюриста и в процессе обучения педагог не только учит, но и воспитывает в юном ученике настоящего мастера.

 

Техника лаковой миниатюры гуашью

Техника лаковой миниатюры гуашью не сложна. Последовательность писания миниатюры выработана в глубокой древности художниками-иконописцами, и по традиции передается мастерами из поколения в поколение. Поэтому начинающие художники, прежде чем «уйти в свободный полет» должны также строго и неуклонно ее придерживаться.

Каждая работа состоит из четырех основных частей — слоев:

Первый слой — щит из деревянной доски или резного белья, изделие из папье-маше или другого материала — является ее основой.

Второй слой — грунт, или левкас. Для иконописи использовался левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Сегодня в художественных магазинах продается большое количество самых разнообразных грунтов на основе клеев, акрила и т.п. материалов. На начальном этапе обучения (при качественной обработке изделия) меловой грунт заменяется простейшим раствором клея ПВА и воды (1 к 10).

Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: гуаши.

Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего лака.

Сообразно с этим работа над миниатюрой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее лаком.

Выбор основы и ее обработка

Доска для миниатюры в иконописи готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение иконописцы отдают кипарису, липе и ольхе. Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, и в них не заводится жучок-точильщик (благодаря специфическому запаху кипариса). Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью, так как иконопись требует горизонтального положения доски (в отличие от станковой живописи) и позволяет, для удобства иконописца, поворачивать икону в разных направлениях.

Современных мастера при изготовлении «белья» в основном используют липу и сосну, также в лаковой миниатюре широко используются изделия из папье-маше. Доска, предназначенная для миниатюры, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях.

Художественные магазины и салоны представляют художнику широкий выбор изделий различных форм, размеров и материалов для лаковой миниатюры.

Картину, выполненную в технике лаковой миниатюры для целостности впечатления не вставляют в раму, декоративная отделка, прописанная художником по краю работы, сама служит рамой картины. Размер картины, ее ширина и длина имеют значение только для замысла художника. Для создания большого панно художник мог использовать не только широкую доску, но и доску, составленную из нескольких меньших, собранных на шпонку. В современном мире стала широко использоваться многослойная фанера.

Отличительной особенностью сызранской миниатюры является характерный орнамент в стиле модерн, соответствующий архитектуре застройки города после пожара 1905 года. Где каждое здание своеобразно и неповторимо, но гармонично включено в архитектурный ансамбль улиц и площадей.

Елена Николаевна Казакова говорила, что миниатюра – это не маленькое изделие, а очень тонкая роспись. В технике лаковой миниатюры могут быть расписаны большие изделия, панно и настенные композиции.

Подготовка доски к грунтовке

Подготовка доски или другого деревянного изделия к грунтовке заключается в следующем. Дерево смачивается водой и высушивается. Изделие после высыхания становится шершавым и шкурится наждачной бумагой «нулевкой». Процесс повторяется 2-3 раза до достижения гладкой бархатной фактуры поверхности изделия.

Если на доске есть какие-нибудь выбоины, выпавшие сучки, прожженные места, то все эти изъяны следует исправить. Выпавшие сучки и глубокие выбоины лучше всего заделать вклейкой хорошо подогнанных кусочков дерева, или массой просеянных и смешанных с клеем опилок, или густой кашицей из мела с клеем; в последнем случае это место сначала надо проклеить горячим клеем и просушить. Прожженные места необходимо тщательно вычистить до дерева и также заровнять. Так же можно использовать профессиональные шпатлевки, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

Стоит помнить о том, что если в новой доске на лицевой поверхности есть сучки, их необходимо выбрать и заделать деревом на клею. У сучков есть свойство при ссыхании древесины (сами они не ссыхаются) выступать из поверхности доски. Если их оставить, впоследствии они выбьют грунт и испортят готовое изделие.

Для дальнейшей обработки доски под левкас необходим, прежде всего, грунт или клей ПВА. Подготовленное изделие покрывается раствором клея ПВА и воды в пропорциях 1 х 10. Каждый слой грунта должен хорошо просохнуть.

Профессиональные мастера также пользуются клеем животного происхождения: столярным, желатиновым, рыбьим. Столярный клей бывает разных сортов и названий: кожный, шубный, мездровый, костный, столярный, малярный, гранулированный — разновидность столярного клея, несколько иной выработки. Все они различны по своей склеивающей силе и эластичности. Старые мастера предпочитали для грунтов мездровый клей, отличающийся особой крепостью и белизной. Наиболее стойким в этом отношении является мездровый клей. Вместо клея может использоваться желатин. Склеивающая сила желатина уступает лучшему сорту кожного клея. При пользовании, особенно в грунтах, рыбьего клея необходима осторожность, так как его высокая клеящая сила (выше, чем у желатина высшего качества и столярного клея) может при неумелом обращении с ним способствовать образованию в грунте трещин.

Современные изделия сызранской лаковой миниатюры имеют различную цветовую основу. Некоторые мастера используют фоном фактуру самого дерева. В этом случае грунт, наносимый на дерево должен быть бесцветным, прозрачным.

При других видах работы на грунт наносится левкас белого цвета. Если вы хотите изготовить левкас самостоятельно, то вам необходим также мел, хорошо просеянный, в котором нет не перемолотых частиц. Ни гипс, ни алебастр, ни белила не заменяют в данном случае мела, дающего после окончательной обработки особый эффект глубины и прозрачности. Кроме того, наблюдения показывают, что алебастровые грунты при неблагоприятных условиях разрушаются сильнее, чем меловые, в них происходит разрыхление и распыление левкаса.

Для окончательной шлифовки левкаса нужна наждачная бумага средней и мелкой зернистости.

Стоит отметить что отечественные производства торгуют различными изделиями, подготовленными для лаковой миниатюры. По специальным заказам вы можете приобрести загрунтованные под лак формы в Палехе, Холуе, Федоскино, на производственных комбинатах, специализирующихся в изготовлении подобного вида изделиях.

Приемы роскрыши

Роскрышь элементов пейзажа в зависимости от уровня студента может быть выполнена несколькими приемами.

Например, нужно прокрыть гору желтоватого тона. Разводится светлая охра до нужной для плави густоты. Ею проплавляются световые части горы и ее площадки. Затем составляется желтый тон несколько темнее первого, и им проплавляются теневые части горы и ее уступы, а входы в пещеры прокрываются умброй.

Другой вид роскрыши, которому обучаются на начальном этапе — все элементы живописи раскрываются плавью, всякий своим одним основным тоном. Таким приемом раскрываются одежды человека, фигуры животных и некоторые другие элементы живописи. При такой роскрыши соблюдается ровность и прозрачность плави, чтобы раскрытые элементы не были просто раскрашены, не смотрелись бы чистой краской, но чтобы каждая плавь играла живым тоном. При роскрыши плавью преследуется и очень важная задача — создать впечатление объема.

Роскрышь голов и обнаженных частей тела человека — санкирь. Санкирь составляется согласно выбранному художником типажу. Он может быть светло-желтым, для загорелого лица — коричневатым, для бледного — желто-зеленоватым и разных других тонов. Принято говорить: одежда человека и пейзаж раскрыты, а головы «засанкирены». Роскрышь и санкирь делаются одновременно.

Четвертый этап - это роспись. Росписью называется прорисовка по роскрыши темным тоном всех контуров и деталей.

Для росписи составляется темный тон, в большинстве случаев из жженой умбры и острой беличьей кистью выполняют роспись. На деревьях — оконтуриваются их стволы и сучья, прорисовываются общие формы их листьев, на горах — площадки и уступы, на воде — рисунок волн. Прорисовываются все контуры и складки одежды человека, контуры животных, палат и их украшений, а также всех других элементов композиции.

Роспись делается художником не одинаковыми, а мягкими, плавными, темными, живыми линиями разной толщины и разной силы. Нужно, чтобы линии росписи не смотрелись отдельно от роскрыши, а сливались с нею в общем ее тоне. При росписи, как и при роскрыши, разностью силы линий выявляются объемы изображений.

Одновременно е росписью фигуры человека прорисовываются по санкирю таким же темным тоном голова и обнаженные части его тела, черты лица, волосы и пальцы рук и ног (опись).

Пятый этап — приплавка теневых и световых частей всех элементов композиции. Приплавка делается кистью средней остроты с целью выявления объема. Чего не удалось полностью достичь при роскрыши и росписи, дополняется легкими приплавками теневых и световых частей.

Например, на одеждах делается легкая приплавка теней тоном несколько темнее роскрыши. В элементах пейзажа также приплавляются их теневые части тонами несколько темнее роскрыши, а на световых частях тонами несколько светлее ее, чтобы тон каждого элемента смотрелся звучнее и живописней. Для решения этой задачи приплавка как теневых частей, так и световых делается не всегда одинакового тона с роскрышью, особенно в пейзаже. Например, в писании воды. Если вода раскрыта кобальтом, для улучшения звучания общего гона теневые части или провалы между волнами проплавляются ультрамарином, а самые световые части первоплановых волн — изумрудной зеленью с белилами. Получаются переливы нескольких разных тонов, и общий тон становится звучной.

Так же и в письме гор, например, желтого тона. Их теневые части и уступы приплавляются темной охрой с киноварью, а световые части и лещадки — несколько светлее, холодноватым зеленовато-желтоватым, и общий тон горы приобретает хорошее звучание.

В письме деревьев — если дерево осеннее, то теневые части листвы проплавляются холодноватой зеленью, а листва световых частей дерева, наоборот, золотисто-теплыми тонами. Так приплавки придают хорошее звучание роскрыши и росписи и усиливают впечатление объема.

Шестой этап — окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа. Отделка красками также преследует цель еще усилить условный объем всех элементов и придать им законченность. Па некоторых одеждах, фигурах человека делаются пробела. Большинство пробелов делается золотом (в последующем этапе), но делаются они и красками. Между пробелами золотом и краской имеется существенная разница, несмотря на то что назначение их одно и то же — выявление объема. Пробела золотом имеют несколько разновидностей. Пробел красками — одного типа. Он накладывается на одеждах, самых высоких местах тела человека, например, на плечах, на груди, животе, коленях, а также и на телах животных. Пробел всегда кладется точно по форме тела и подчеркивает ее. Если он будет положен неправильно, то и фигура будет смотреться неправильной, изломанной.

Пробел делается в три тона, созвучных роскрыши, росписи и теневым приплавкам. Сам пробел делает условные складки одежды и имеет разные формы: на плечах, коленях — в виде завитков, на груди и животе — эти завитки несколько прямей, на берцовых и плечевых частях — совсем прямые. Пробел имеет основное пятно, которое называется «сил кой». От этой силки идут штрихи, которые подчеркивают форму ноги, руки или других частей человеческого тела.

Первый тон пробела более широкий и чуть светлее роскрыши, второй несколько светлее и уже первого, а третий тон, более светлый, делается в одну линию, которая подчеркивает второй тон и называется «оживкой» пробела. Для лучшего звучания пробела кладутся по теплым тонам роскрыши холодными тонами, по холодным — теплыми.

На фигурах животных пробел кладется по форме их тела, на самых выпуклых мышцах, так же в три тона, легкой плавью.

На деревьях, на светлой приплавке, делается соответствующим тоном листва деревьев и их форма.

На горах, по светлой приплавке, делаются лежащие по площадкам камушки («кремешки»).

Палаты (постройки) отделываются в два топа, первый топ более слабый, а второй светлее и в одну линию, которая подчеркивает выступы архитектурных украшений карнизов, узоров, орнаментальной резьбы и дает постройке законченный вид. Вся отделка красками делается мягко, не вырывается из тонов роскрыши и приплавок, органически связывается со всеми окружающими тонами и придает законченность всей живописи.

Седьмой этап — письмо головы человека и обнаженных частей его тела.

 

Плави

Из вышесказанного нам известно, что головы подсанкирены и описаны темным соответствующим тоном. Дальше следует выплавка головы (прописка головы жидкими красками), но предварительно надо сделать на ней отметки белилами — «движки». Они нужны для определения тех мест на лице, где накладывать плави. Делаются движки острой кистью, короткими линиями, белилами — на носу, на лбу, на скулах. Они определяют на лице морщины, волосы, на руках и ногах — ногти и суставы.

Плавь делается кистью средней остроты. Первая плавь называется «охрением». В светлую охру вмешивается немного белил и киновари. Этот тон называется «телесным». Разводится он яичным разбавителем до состояния, пригодного для плави. Этим тоном приплавляются выпуклые места на лице, шее, ушах, руках и ногах. Эта плавь делается с таким расчетом, чтобы она сквозила через последующие плави.

Как только высохнет охрение, идет вторая плавь. Это — наложение румянца на щеках, надбровных буграх, на слезничках, на конце носа, на губах, на мочках ушей, на сгибах пальцев рук и ног, на локтях, ладонях и коленях. Румянец составляется в большинстве случаев из одной киновари. Он также накладывается плавью и также с расчетом, чтобы он сквозил через последующие плави.

Третья плавь. Проплавляются жженой умброй зрачки глаз, брови, усы. Если голова с темными волосами, то проплавляются волосы, а если она с седыми волосами и седой бородой, то этим тоном проплавляются только концы волос и места менаду их прядями.

Четвертая плавь «подбивка». Вернемся несколько к санкирю, который описывался выше. Санкирь — это основной тон головы, он делается несколько темнее задуманного тона всего лица и в теневых его частях никакими плавями не заплавляется (кроме зрачков глаз и волос). Санкирь остается до окончания работы, характеризуя тень на лице и на всех обнаженных частях тела.

Тон подбивки составляется из охры и киновари. (Белила в него никогда не добавляются. Они, в смеси с упомянутыми красками, дают тону подбивки седину, которая никак не соединяется с санкирем.) Эта четвертая плавь является промежуточной. Назначение ее объединить все предыдущие плави с санкирем, чтобы между ними не было резких границ, чтобы световые части лица и фигуры были окутаны легким полутоном.

Пятая плавь называется «сплавкой». Тон ее составляется согласно выбранному художником тону лица. Он может быть светло-розоватым и тогда составляется из светлой охры, белил, киновари и кармина. Для лица загорелого делается тон сплавки из охры, киновари с небольшим добавлением белил и кармина. Для изнуренного лица тон составляется из охры, кармина, белил с небольшим добавлением ультрамарина. Назначение сплавки — объединить предыдущие плави (охрения, румянца и подбивки) и дать нужный общий тон лица. Сплавка не должна выходить из пределов подбивки на санкирь, так как имеет в своем составе белила и с санкирем не соединяется. Она должна быть так наложена, чтобы предыдущие плави просвечивали сквозь нее. Этой же сплавкой делаются блики на самых светлых прядях или кудрях темных волос. Па голове с седыми волосами и бородой вслед за сплавкой отдельно проплавляется седина. Тон этой плави составляется из белил, охры и сажи. Он должен быть немного светлее и холоднее санкиря.

Шестая, последняя плавь — наложение бликов. Плавь бликов составляется из светлой охры, белил и киновари. Ею проплавляются самые выступающие части лица с таким расчетом, чтобы блики были несколько светлее сплавки и мягко сливались с ней. Эти блики наносятся на лобных буграх, на морщинах, надбровных дугах, скулах, на носу. Этим же тоном освещаются блики глаз, а также все выступающие части тела человека.

Блики накладываются и на седых волосах головы, бороды, на усах и бровях тоном, несколько светлее наплавленного ранее.

Дальше идет окончательная отделка голов и обнаженных частей тела с восстановлением рисунка — опись.

В процессе плавей головы ранее сделанная опись несколько заплавляется. Требуется ее восстановить. Для этого берется острая кисть, составляется темно-коричневый тон (больше всего из жженой умбры) и им прорисовываются все черты лица тонкими, живыми линиями. Этими линиями художник выявляет определенный образ человека, его психологическое состояние и характер. Этим же тоном прорисовываются пряди волос, контуры рук и ног и других обнаженных частей тела.

Восстанавливается опись лица и волос, а также и движки, которые были нанесены перед плавью по санкирю. Они делаются тоном несколько светлее плави бликов.

Движки еще больше выявляют объем лица, подчеркивают его характеристику и придают изображению головы законченность.

Одновременно расчерчиваются волосы на голове, бороде и усах тоном несколько светлее, чем наложенные блики. Зрачки глаз и реснички прописываются сажей.

Если в композиции используется золото, то остается лишь расписать всю работу золотом и серебром, кроме уже сделанных краской пробелов, но предварительно необходимо всю выполненную работу закрепить лаком. (По незакрепленной живописи писать золотом нельзя: краски поглощают золото.)

Предмет, расписанный красками, покрывается лаком дважды. После каждого покрытия хорошо просушивается. Перед росписью золотом лаковая поверхность оттирается пемзой до матовости. Порошок пемзы с оттертой поверхности смахивается гусиным пером.

Пробела золотом и алюминием накладываются на одеждах в тех местах, где не наложены пробела цветом. Они делаются по темным тонам — золотом, по светлым — серебром. Ими же выполняются все орнаментальные украшения.

Роспись золотом и серебром на миниатюре применяется в трех видах: «в щетинку», инокопью и роспись орнаментом.

 

Пробела инокопью

Следует отметить что ни в иконописи сызранского письма (Бочкаревской школы), ни в лаковой миниатюре золото используется нечасто. В миниатюре в основном используют золотую и серебряную гуашь различного тона и оттенка.

Пробела инокопью, как прием применяется для выявления объема в письме крыльев птиц, крыш построек, украшений домашней обстановки, кораблей, повозок, радужных сияний, фантастических деревьев и других элементов. Для инокопи сначала наносятся силки, а от них идут строго прямолинейные штрихи, начинаясь небольшим утолщением и кончаясь почти незаметными глазу, расходясь от силки веерообразно. На крыльях птиц, драконов и фантастических деревьях пробел инокопью делается штрихами попарно, которые начинаются с одной точки в два ряда и постепенно расходятся.

Вначале штрихи всегда толще, к концу утончаются, почти сходя на нет. Эти штрихи не прямолинейны, а всегда идут по форме изображения, придавая ей большую выразительность.

 

Роспись золотом

Орнамент в сызранской миниатюре имеет важное значение и занимает большое место. Основная стилистика орнамента – модерн. Орнаменты делаются нескольких видов: графический орнамент со штриховой подтушевкой, орнамент с подплавкой и с подготовкой красками.

Графический орнамент выполняется линейно, и рисунок его расписывается в одну силу золотом или алюминием. И орнаменте со штриховой подтушевкой его рисунок расправляется с разной силой и штрихуется тонкими линиями по формам лепестков и листьев.

Орнамент с подплавкой прорисовывается так же, как и штриховой, только вместо штриха, на тех же местах, он проплавляется жидким золотом так, чтобы более густые подливы приплавлялись к концам лепестков и листьев. Тогда его рисунок приобретает объем.

Иногда делается орнамент с подплавкой краской. Предположим, при украшении боярской одежды, где уже написан красками орнамент, его расписывают еще и золотом, чтобы придать ему завершенность. А чтобы он был звучнее, отдельные его элементы расписывают алюминием. Роспись делается оконтуровкой орнамента с небольшой рассечкой в его центрах.

В палатах в большинстве случаев расписывают золотом украшения карнизов, наличников окон, крыльца. Выполняется это также тремя вышеописанными приемами: графическим, штриховой подтушевкой и орнаментом с приплавкой. Крыши палат в большинстве случаев расписываются золотом под орнаментальную черепицу.

Вода в большинстве случаев расписывается алюминием, а иногда золото смешивают на блюдце с алюминием и расписывают этой смесью. Она применяется в таких случаях, когда водная поверхность занимает большую площадь, и если ее расписать одним алюминием, то вода будет смотреться очень белой, а если одним золотом, то она может принять тон, не соответствующий воде. В основном это характерно для цветовой гаммы «Волжское серебро».

Вода в миниатюре расписывается по-разному. Причудливыми волнами и завитками. Первоплановые волны и завитки их гребней расписываются очень сильно, а иногда делается в них и легкая приплавка алюминием. Второплановые волны — несколько слабее, а дальние — едва заметно. Самая роспись делается графическими условными линиями завитков, которые сохраняют двух линейность, а всплески волн и их брызги делаются точками. При спокойной воде алюминием прописывается рябь и отражение солнца или луны на воде.

Приемы росписи золотом и алюминием деревьев практически не встречаются. Изредка мастерами рожь и пшеница расписывается золотом. По подготовленному ранее тону очень тонкими линиями пишутся стебли (соломка), с большой тщательностью пишется колос, а в колосе каждое в отдельности зернышко отмечается золотом в настоящую силу, второплановые колосья — несколько слабее, а задние едва заметно.

Такова в основном техника сызранского письма. Во многом это искусство опирается на традиции древнерусской иконописи. Эти традиции восприняты не механически, но со строгим отбором и значительной их переработкой согласно новым требованиям, новым задачам.

Естественно, что искусство должно будет дальше развиваться, а не остановится на уже достигнутом. Но основные принципы должны сохраниться и на новых этапах его развития.

Миниатюра сызранской школы (школы Елены Николаевны Казаковой) декоративна. Ее задача — оформить предмет, слиться с ним. И в первую очередь при росписи должен сохраниться фон, какой бы он ни был — черный, белый, красный или зеленый. Художник обязан свою живопись органически связать с ним в одно целое. В композиции должна сохраняться традиционная условность линейной и воздушной перспективы и условное освещение. Должен сохраниться прекрасный материал для живописи — гуашевые краски и золото.

Должны сохраниться художественные приемы плавей, роскрыши, росписи, приплавок, плавей головы и тончайшая техника росписи золотом и алюминием, то есть лучшее, что унаследовано нами от многовековой культуры русской иконописи. А новаторство должно развивать и совершенствовать эти традиции, а не отказываться от них. Иначе искусство миниатюры Школы Елены Николаевны Казаковой потеряет самое главное — свои корни, свою самобытность.

 

О композиции

Уже говорилось, что композиция в лаковой миниатюре берет свое начало в иконописи. Иконописцы строго хранили не только традиционную технику, но в такой же мере следовали традициям и в композиции. Композиции в работах сызранской школы мы рассмотрим на примере работ Елены Николаевны Казаковой.

В иконописной школе композиции икон можно разделить на несколько групп. Таковы же и композиции в лаковой миниатюре Сызрани.

Первая — состоящая из трех фигур по плечи, «головная» композиция.

Вторая — также состоящая из трех фигур, изображенных по пояс, «поясная» композиция.

К третьей группе можно отнести композиции с тремя фигурами в полный рост.

Четвертая группа — иконы с житием того или иного святого, где его фигура в рост являлась центром всей композиции. Отдельные сюжеты из его жития, выполненные в более малом масштабе, располагались иногда по всему фону вокруг центральной группы, иногда лишь в нижней части иконы. Порой они включались в общий план, порой составляли отдельные клейма. Но во всех случаях эти малые сюжеты строго подчинялись главной фигуре композиции.

Пятая группа — многоклеймные иконы. Они также посвящались житиям святых или какому-либо песнопению. В центре помещался либо образ святого, которому посвящалась вся композиция, либо один из главных сюжетов песнопения. Вокруг главного образа («средника») в несколько рядов располагались клейма, отделенные друг от друга прямоугольными обрамлениями. В этих клеймах развертывалось повествование в самостоятельных малых композициях. Они были довольно сложны, и каждая из них состояла из многих элементов. Действие их развертывалось в горном или архитектурном пейзаже, иногда на воде. Встречались и сюжеты с животными. Все эти малые сцены включались в общую композицию иконы, образуя вместе со «средником» единое целое.

И наконец, шестая группа — это одно сюжетные композиции, которые обычно бывали более или менее сложными. Иногда они строились в несколько ярусов, иногда одной группой, в центре. Порой эта группа вписывалась в круг сияния.

Но во всех есть общее — декоративный принцип построения композиции на плоскости и условность перспективы. Эти принципы, наряду с техникой письма гуашью и разнообразием традиционных же приемов, лежат в основе искусства сызранской школы лаковой миниатюры и получают в ней свое развитие.

Характер данного вида искусства — декоративно-орнаментальный. В миниатюре также оно всегда сохраняет свою декоративность. Но наряду с этим искусство лаковой миниатюры во всех своих видах не теряет содержательности и образной выразительности.

Композиция строится не по правилам линейной и воздушной перспективы, а условно, согласно формам плоскостей оформляемого предмета: так, чтобы живопись не разрушала их, а элементы ее во всех планах композиций имели одну силу и четкую проработку деталей.

Декоративный характер живописи обусловлен и ее ярким цветом, и золотой росписью, и тонкостью рисунка. Все это создает нарядный, драгоценный убор того или другого предмета.

Этими основными требованиями определяются принципы построения композиции.

Первоначальная задача — выбор темы и разработка сюжета. Композиция должна быть содержательной, насыщенной и доступной для понимания. Главные герои должны быть четко выделены, их образы особо, детально разработаны. Взаимодействие и движение всех персонажей должны убеждать и впечатлять.

Композиция в работах мастеров сызранской школы обычно полностью завершается на данной плоскости — без обрезов фигур или каких-нибудь других изображений. Если же частичные обрезы неизбежны, то они не должны противоречить форме предмета или нарушать его плоскость, на которой расположена композиция. Все ее элементы должны быть четко распределены во всех планах.

Широко применяется возможность изображения в одной композиции развитие сюжета во времени. Использование клейм дает возможность широко развертывать темы повествовательного порядка.

Конечно, эти опре-деления основных характер-ных черт дают лишь общую установку, и каждый худож-ник должен применять ее согласно своим индиви-дуальным вкусам и склонностям.

Рассмотрим компо-зицию на примере авторских работ Елены Казаковой. Для примера коротко разберем несколько произведений, где по-разному выражены эти основные черты.

Одно из веяний искусства нового времени – совмещение в сувенирной продукции изделия для духовного и материального удовлетворения. Сувенирное яйцо с изображением святого, мадонны с младенцем. Иисуса Христа очень популярны среди туристов. В основу данного изображения заложен иконописный канон.


Поделиться:



Популярное:

  1. II Технология и организация строительных процессов
  2. Performance Edit (редактирование исполнения)
  3. Performance Record (запись исполнения)
  4. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
  5. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
  6. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»
  7. Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
  8. Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
  9. Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
  10. Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
  11. Алгоритм формирования техники двигательных действий легкоатлетических упражнений. Характеристика и технология обучения технике легкоатлетического вида из школьной программы (по выбору).
  12. Амнезия (потеря памяти), слабость памяти


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь