Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского



Ценность школы равняется ценности ее учителя.

А. Дистервег

Нянковский Михаил Александрович (р. 1962) – преподаватель литературы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж».

Им разработана система теоретико-литературных представлений, которой по мере историко-литературного изучения русской и западноевропейской классики должны овладеть учащиеся. Общий принцип изучения теории литературы – овладение терминологией и навыками анализа различных уровней художест­венного произведения: от интерпретации событийной организации произведе­ния (сюжетный уровень) – к постижению особенностей взаимодействия персо­нажей (система образов) – через анализ принципов предметной детализации (уровень детали) – к рассмотрению речевых механизмов произведения (уро­вень художественной речи). Значительное внимание уделяется пространствен­но-временной организации текста.

В 10 классе отрабатываются ро­довые признаки эпоса, лирики и драмы, своеобразие и разновидности литера­турных жанров (особенно жанра романа, как наиболее активно развивающегося в данный период). Через постижение структуры художественного текста учащиеся приводятся к пониманию нравственно-этической, философской, рели­гиозной, идеологической проблематики, к выявлению способов выражения ав­торской позиции, к осознанию таких важных черт русской классической литературы, как гуманизм, патриотизм, отрицание насилия, идея сострадания, мило­сердия и т.д.

Структура курса литературы 11 класса подвергнута более серьезной пере­работке. Уменьшается удельный вес историко-хронологического изучения лите­ратуры XX века. В основе тематических блоков программы лежат типологиче­ские разновидности литературы (литература реализма, литература модернизма, литература постмодернизма и т.д.). В основу классификации ли­тературных явлений положены не идеологические, а общекультурные и стиле­вые принципы. Подобный подход позволяет избежать непродуманных идеологических оценок того или иного социально-исторического явления, отраженного в литературе, и сосредоточить внимание собственно на художественных текстах. Изучается, таким образом, не общест­венно-политическая действительность (это задача курса истории), а реальность самой литературы, живущей по своим, эстетическим законам, во многом отлич­ным от законов социальных.

Отечественный литературный процесс дается в общеми­ровом контексте. Параллельно с произведениями русских авторов изучается ряд явлений западных литератур (литература экспрессионизма, экзистенциализма, проза «потерянного поколения», драма абсурда и др.) Литература русского зару­бежья изучается как полноправная часть отечественной культуры.

Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества оп­ределяет многочисленные межпредметные связи:

– с курсами МХК (образы мировой культуры в творчестве Мандельшта­ма, А. Платонов и П. Филонов, футуристы и русская живопись начала XX века, эстетика карнавала в романе «Мастер и Маргарита»);

– основами философии (символизм и идеи В. Соловьева, экзистенциали­стские идеи в творчестве А. Камю);

– с историей религии (интерпретация библейского сюжета в романе Бул­гакова, библейские образы у Платонова, образ Христа у Блока и Ахматовой).

 

Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской

Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли.

Д.С. Лихачев

Климентовская Зинаида Викторовна – учитель начальных классов школы-лицея № 4 г. Рязани, Народный учитель РФ.

В основе системы развития речи младших школьников лежит использование коммуникативно-личностного подхода в соединении с комплексной подачей языкового материала: лексики, грамматики, выразительных средств языка.

Целевые ориентации программы по развитию речи рассчитаны на школу повышенного уровня:

¶ способствовать возрождению интеллектуального потенциала страны;

¶ дать высокий уровень общеобразовательной подготовки;

¶ приобщить детей к мировой цивилизации, миру искусства;

¶ расширить возможности их контактов с детьми разных стран;

¶ сформировать потребность к самосовершенствованию, самообучению, саморазвитию.

Концептуальные направления

v Развитие интеллекта, речи, коммуникативных возможностей.

v Привитие любви к русскому языку, воспитание внимания к слову, стремления овладеть богатством русской речи.

v Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

v Формирование коммуникативных способностей, умений и навыков связного изложения мыслей.

v Максимальное развитие творческих способностей и логического мышления.

v Развитие лучших нравственных качеств и нравственных взглядов на окружающий мир.

v Ежедневная работа с единицами речи, наблюдения над словом.

Особенности содержания:

Систематическая лексическая работа: этимологический анализ; толкование слова; многозначность; словообразовательный анализ; подбор синонимов, антонимов; использование фразеологизмов; словесное рисование с использованием метафор.

Синтаксическая и стилистическая работа:

– составление словосочетаний и предложений;

– перестройка текста с творческим дополнением;

– связный текст (озаглавить, выделить главную мысль);

– письменные сочинения разнообразных типов;

– литературное творчество детей;

– освоение законов построения текста;

– пользование словарями различных типов: толковым, этимологическим, словарем синонимов и антонимов.

Орфоэпическая работа: привитие произносительных норм.

Основные формы работы:

– анализ текста-образца, принадлежащего перу мастера слова;

– нестандартность фронтальной беседы, рассчитанной на монологическую речь;

– конструирование предложений на заданную тему;

– интегрированные уроки;

– самооценки детей;

– творческие разминки («Продолжи фразу», «Определи основной тип высказывания»);

– создание эмоциональных ситуаций (например, восхищение природой с использованием восклицательных предложений);

– составление рассказа или сказки, где необходимо употребить, например, группу родственных слов;

– «необычная монологическая речь» (составление маленького собственного текста, умение правильно строить предложения, задавать вопросы).

Большое значение придается диагностике и последующей коррекции деятельности учащихся и учителя.

 

 

Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России ‑ 96» Е.А. Филипповой

Учителя изрекают свои истины – результаты опыта всей жизни – через пропасть, и до учеников, на другом, далеком берегу, доносятся лишь ропот волн, шум ветра и обрывки банальностей.

М. Уилсон

Филиппова Екатерина Алексеевна учитель французского языка с.ш. № 34 г. Рязани, заслуженный учитель РФ.

Концептуальные положения

v Опора на идеи коммуникативной дидактики.

v Ориентация учебного процесса на личность обучаемого, его индивидуальные интересы.

v Учет регионального компонента в обучении, создание социокультурного опыта.

v Усиление прагматических аспектов изучения языка.

v Контекстность (аутентичность) учебного материала – погружение учащихся в аутентичную языковую среду (страноведческая информация, социально-культурная специфика школьников, их индивидуальный жизненный опыт, традиции, привычки в общении, индивидуальная мотивация и потребность в учении).

v Привлечение образного мышления учащихся при представлении героев рассказа, драматизация, театрализованные ролевые игры.

v Усиление психологического аспекта в обучении – использование упражнений, которые вовлекают учащихся в размышления о выборе профессии, о себе, своих друзьях, семьях.

v Игра: викторины, конкурсы, соревнования, задания на поисковый просмотр текста, разноплановые творческие задания с учетом дифференцированного подхода к учащимся.

v Использование на уроках и дома различных источников информации: словарей, учебников, печатных изданий, радио, телевидения, аудио- и видеокассет и, наконец, Интернета.

v Работа по системе Станиславского, основой которой является вера в предлагаемые обстоятельства (задание «Представьте себе…» с использованием деталей костюма, реквизита на уроках есть не что иное, как предлагаемые этюды в театральном училище).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь