Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пащчиматанасана — интенсивное растягивание задней поверхности всего тела
К Пащчиматанасане следует отнестись с особым вниманием — это тренировочная асана, по важности не уступающая четырем главнейшим медитативным асанам.
Выполнить мягкую Мула-бандху. Поднимая руки перед собой, с выдохом медленно сесть (между направленными вертикально верх ступнями — расстояние, равное одной длине ступни) (рис.2-29.2). С медленным вдохом вытянуть руки верх ладонями вперед, вытянуть также позвоночник, расправить грудную клетку, продолжая удерживать мягкую Мула-бандху (рис.2-29.3).
рис.2-29.1 рис.2-29.2
Выдыхая, опуститься вперед, стараясь наклоняться преимущественно за счет сгибания в тазобедренных суставах. Захватить себя руками за ступни, притянув к себе пальцы ног основаниями ладоней (рис.2-29.4).
рис.2-29.3 рис.2-29.4 Если это не получается, можно выполнить классический захват больших пальцев ног кольцами из больших, средних и указательных пальцев рук. Если и это оказывается непреодолимой проблемой — захватить ноги за голени. Со вдохом вытянуть позвоночник вперед-вверх, стараясь еще больше наклонить вперед таз, не сгибая при этом ноги в коленях, укладывая живот на бедра и раскрывая промежность к земле (рис.2-29.5).
рис.2-29.5 рис.2-29.6 Можно помочь себе, известным способом подтянув ягодицы руками вверх (рис.2-29.6). Подошвы ступней должны располагаться в одной вертикальной плоскости, наружные ребра ступней вперед не выворачивать. С выдохом вытянуться вперед, волнообразным «выстилающим» движением. Выполнить Джаландхара-бандху и, помогая себе руками и скользя головой по ногам, вытянуться к ступням, стараясь полностью положить туловище на бедра. Колени, по возможности, не сгибать. Можно, впрочем, сначала принять самое нижнее положение со слегка согнутыми ногами, а потом полностью выпрямить их, держась руками за ступни и этим движением еще больше растягивая позвоночник. Повторить чередование движений «вытягивающий прогиб — выстилание» еще два-три раза, после чего, полностью выдохнув, расслабить туловище и замереть в самом нижнем положении на 10—20 секунд. Можно использовать захваты различной глубины (см. описание Джану-ширшасаны). Достигшие совершенства в выполнении Пащчиматанасаны с захватом могут практиковать свободный вариант с ладонями, плоско лежащими как можно дальше впереди на полу (рис.2-29.7).
рис.2-29.7 рис.2-29.8
Чтобы убедиться в том, что Пащчиматанасана выполнена полноценно, следует слегка нажать на пол ладонями за счет напряжения мышц живота, и лишь затем расслабиться. В этом — секрет правильного выполнения данной а саны: не тянуть голову к ногам, сгибая позвоночник, но стараться животомм толкать вперед туловище, наклоняя таз при выпрямленном и максимально вытянутом позвоночнике — ПОЧТИ С ПРОГИБОМ НАЗАД. Ступни тянуть себя. После фазы фиксации с медленным вдохом прогнуться верх (рис-2-29.5), выдыхая, еще раз лечь туловищем на бедра и со следующим вдохом подняться в положение 2-29.3. Выдыхая, опустить руки, параллельно положив их ладонями на пол на расстоянии примерно одной длины ладони за тазом пальцами назад (рис.2-29.8), и со вдохом поднять таз как можно выше за счет вытягивания позвоночника. Продолжая вытягивающее движение, мягко запрокинуть назад голову и оттянуть ступни (рис.2-29.9). рис.2-29.9 Это — Пурвоттанасана — растягивание передней поверхности тела, — которая почти всегда должна выполняться вслед за Пащчиматанасаной. Растягивание передней стороны тела при напряжении всей мускулатуры задней. Выдыхая, лечь на пол и расслабиться, лежа на спине. Можно повторить все с самого начала. Постепенно время удержания фазы фиксации может увеличиваться, можно даже сделать в самом нижнем положении несколько дыханий. Для начала достаточно вьшолнять Пащчиматанасану один-два раза в день, постепенно желательно довести количество ее выполнений до 5—7 в течение всего дня. Как и выполнение Джанушир-шасаны, практика Пащчиматанасаны для большинства начинающих будет сопряжена с большими трудностями. Самое главное поэтому — не спешить. Постепенно, день ото дня, наклон будет становиться все более глубоким, ноги в коленях — все более прямыми, тазобедренные суставы — все более подвижными, позвоночник — все более гибким. После того как удастся лбом коснуться коленей, все усилия следует сосредоточить на «выстилании» всего туловища по бедрам.
. рис.2-30.1 ВНИМАНИЕ! Именно задержка — с перекрыванием голосовой щели то, что обычно принято называть задержкой дыхания. Отпустить ногу и с выдохом вернуться в исходное положение. Повторить движение с левой ногой. Вернуться в исходное положение. Повторить то же самое с двумя ногами (рис.2-30.2). рис.2-30.2 Эти три фазы выполняются именно в таком порядке, ни в коем случае нельзя начинать с левой ноги! Повторить весь цикл три-четыре раза, не более.
Способствует развитию мускулатуры нижней части туловища, активизирует жизнедеятельность органов брюшной полости и устраняет запор.
В своей «Йога-терапии» Шри Свами Шивананда описывает не полный вариант Шакти-чалана-мудры, при котором манипуляции мышцами таза и нижней части живота в определенном порядке совмещаются с напряженным дыханием типа Бхастрика, а упрощенный.
Все их неиспользованное семя трансформируется в жизненную силу, грубая сексуальная энергия — в тонкую энергию творчества. Во время полового акта — в момент оргазма — с помощью особых техник семя втягивается внутрь тела вместо того, чтобы быть выброшенным при эякуляции наружу сквозь мочеиспускательный канал. Женщины благодаря практике этих приемов не теряют ту энергию, которая обычно утрачивается во время менструации, а аккумулируют ее в измененном — сублимированном — качестве. ВНИМАНИЕ! Речь идет о регулярной практике, а не о судорожных попытках «наверстать упущенное» в дни менструаций. НЕПОСРЕДСТВЕННО ВО ВРЕМЯ МЕНСТРУАЦИИ ПРАКТИКА ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ТЕХНИК РАБОТЫ С СЕКСУАЛЬНОЙ ЭНЕРГИЕЙ НЕДОПУСТИМА! Одной из таких техник и является Шакти-чалана-мудра, способствующая преобразованию семени — физиологического концентрата энергии и информации — в тончайшую силу жизни.
Семенные пузырьки ослабевают, а неуправляемые мыслеобразы сексуального содержания, теснясь в мозгу, вызывают спонтанное истечение семени при эротически окрашенных мыслях и при возбуждении, или даже без него, — самая ценная из физиологических жидкостей — безнадежно утрачивается, покидая организм при мочеиспускании. Причем самым неприятным является то, что обычно человек даже не отдает себе в этом отчета.
Чрезмерные маструбации в ранней юности и половые излишества в зрелости — в частности, чрезмерно активная неконтролируемая половая жизнь в супружестве — также вызывают ослабление половых желез и нервов. У тех, кто ревностно соблюдает принципиальный обет сексуального воздержания, кто предается молитвенной практике и медитации без оказания должного внимания телу, у кого мысли постоянно поглощены решением абстрактных философских вопросов или научно-технических проблем, активная циркуляция праны и крови происходит в верхней части грудной клетки и в области головы, органы же нижних частей туловища остаются без должного питания. В результате самый мощный источник жизненной энергии — сексуальная сфера — оказывается истощенным, недуги обрушиваются на организм в превеликом множестве, старость приходит преждевременно и человек умирает, медленно и мучительно разлагаясь живьем, отдавая себе отчет в том, что получить полное удовлетворение от жизни он так и не успел, не сумев выполнить всего, что хотел, и насладиться всем, чем мог.
[Весьма интересен и показателен тот факт, что подавляющему большинству тех, кто практикует Брахмачарью — сексуальное воздержание — как средство духовного развития и при этом не применяет никаких специальных приемов и упражнений для трансформации и сублимации семени и сексуальной энергии, ТАК ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Избавляет же от столь жалкой и столь всеобщей в нынешнем человечестве участи постоянная настойчивая практика Шакти-чалана-мудры. Разумеется, в сочетании со здоровыми, естественными и полноценными сексуальными отношениями в семье, практикуемыми с применением особых йогических техник и медитативных приемов, направленных на контроль мужского и женского оргазма и эякуляции. Используя эти практики (их описания, упоминания о них и результатах их применения встречаются почти во всех классических индийских и даосских йогических трактатах), семейные йогины и йогини (женщины-йоги) не только получают от секса неизмеримо большее наслаждение, чем то, которое может бы» достигнуто в обычном принятом в нынешние времена в цивилизованном человечестве полуживотном инстинктивном варианте полового сношения, но также избегают пр" этом растрат семени, трансформируя и трансмутируя как собственно семя, так сексуальную силу в высшие творческие потенции сознания и параллельно накапливая сбалансированную космическую силу золотого потока, также задействованную практике йогического полового акта. 32. Шалабхасана — саранча Техника выполнения. Лечь на пол вниз лицом, вытянуть позвоночник, подбородок опустить на пол, руки положить впереди. Выдохнуть. Сделать вдох. Выполнить легкую Мула-бандху. Медленно выдыхая, вытяивающим назад-вверх движением поднять как можно выше правую ногу. Вдохнуть. С медленным выдохом опустить ногу на пол. Повторить то Все самое с левой ногой. Повторить с каждой ногой еще по два раза. Потом - с правой ногой и правой рукой.
Со вдохом поднять одновременно обе руки и обе ноги. Задержаться на несколько секунд в этом положении (рис.2-32.1), затем с выдохом опуститься. Повторить еще два раза, положить руки вдоль туловища и расслабиться в течении одного-трех циклов естественного дыхания. рис.2-32.1
Сжать руки с Ваджра-мудру — символ молнии — кулаки с вложенными внутрь большими пальцами. Поставить кулаки на пол вертикально большими пальцами вниз. Руки в локтях можно чуть-чуть согнуть. Вдохнуть и с медленным выдохом, отталкиваясь от пола руками, вытягивающим назад-вперед движением поднять как можно выше прямую правую ногу. Проделать тоже самое с другой ногой. Повторить ещё два раза. Затем поднять обе ноги (рис.2-32.2). Схема дыхания — та же. Повторить ещё два раза.
рис.2-32.2
По мере повышения уровня тренированности количество повторений может быть увеличено. Количество ассиметричных движений в каждую сторону должно быть одним и тем же. Исключение составляют особые случаи, когда требуется несимметричная проработка спины и ног — например, при работе с остеохондрозами или детскими сколиозами. Каждый из таких случаев требует обязательной консультации специалиста-ортопеда, врача, знакомого с Йога-терапией, или специалиста-практика по лечебной физкультуре.
рис.2-32.3
(В отличие от собственно скорпиона — Врищчикасаны (рис.2-32.4) — и скорпион» верхнего (рис.2-32.5) — Урдхва-врищчикасаны, выполняемых соответственно в стоике на предплечьях и в стойке на руках. «Скорпионы» чрезвычайно эффективно очищают кровь и повышают устойчивость организма к воздействию токсинов).
рис.2-32.4 рис.2-32.5
Эта асана — очень эффективное профилактическое средство против радикулита и ревматических симптомов в области поясницы. После нескольких дней практики она полностью излечивает часто сопутствующие менструациям боли в области крестца у женщин. Упражнение содействует избавлению от ревматизма рук и ног, а также от невралгии седалищного нерва. Кроме того, она позволяет совершать длительные пешие переходы, не чувствуя при этом ни малейшей усталости, и повышает выносливость к тяжелым физическим нагрузкам.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы