Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовая идеология современной России



Очевидно, что основным стержнем, на котором должна базироваться новая государственная идеология России, - это воспитание в гражданах России лучших морально-нравственных качеств, которые присущи именно россиянам и были во всех прошлых поколениях и, к сожалению, в меньшей степени по сравнению с предыдущими поколениями проявляются в нынешнем поколении, – доброта, честность, порядочность, открытость, миролюбие, гостеприимство, взаимопомощь, единство, патриотизм, уважение к другим национальностям, к людям, исповедующим другую, отличную от православия, религию (так называемая веротерпимость).

Одним из присущих россиянам качеств во все времена была глубокая елигиозность, т.е. вера в Бога, соблюдение Его заповедей, исполнение Закона Божия – Библии. Качество глубокой религиозности находится в самой глубине сердца, в самой глубине души россиянина. Именно глубокая религиозность россиян является главной движущей силой в воспитании и поддержании у россиян прекрасных морально-нравственных качеств и полном отказе от низменных пороков.

Для России актуальным является анализ тенденций, наблюдаемых в эволюции одной из наиболее востребованных идеологий современности - социалистической, которые привели к появлению актуальных левых, претендующих на завоевание значительной части отечественного электората.

В качестве весомых причин, повлиявших в последние десятилетия на левую идеологию, следует отметить глобализацию, которая способствовала вытеснению модели социального государства неолиберально-монетаристской доктриной. Практика ее осуществления в странах Латинской Америки и Африки посредством международных финансовых организаций (МВФ, МБРР) привели к девальвации национальной валюты, приватизации экономики и снижению уровня жизни беднейших слоев населения. Распад социалистического блока на рубеже 1980-1990-х гг. способствовал аналогичным тенденциям в посткоммунистических странах: сокращению расходов на социальные нужды и образование, отказу от политики максимальной занятости, дерегулированию социальной и экономической сфер и как результат - прогрессирующей дифференциации между бедными и богатыми.

Эти политические и экономические процессы вызвали новейшую поляризацию левых и неолиберальных сил в мире. Глобальные изменения способствовали новому самосознанию левых, которое сильно отличается от того левого дискурса, который владел умами, например, в 1960-70-е годы, несмотря на то, что теоретическая база сегодняшних левых была заложена именно в те годы. На политические взгляды актуальных левых повлияли «постмарксизм, постструктурализм и феминизм». К авторам нового левого дискурса относят Альтюссера, Лакана, Фуко, Делёза, Гваттари, Дерриду, Бурдье, Нанси, Лаку-Лабарта, Лефевра, Муффа.

С точки зрения Ю.А.Красина, великие идеи свободы и достоинства личности «не работают», потому что оторваны от российской реальности, и заработают лишь в совокупности с другими не менее значимыми ценностями – социальной справедливости, равенства и солидарности[37].

В современных условиях наблюдается не противостояние либерализма и социализма, а их сближение, свидетельствующее о недостаточности традиционных либеральных представлений о правах и свободах человека и гражданина для эффективной защиты интересов людей. «Без торжества либеральных идей, - отмечает председатель Конституционного Суда России В.Зорькин – не было бы государства и социального, и правового одновременно, т.е. государства, где социальные права граждан принадлежат им от рождения, а не даруются им сверху, и их перечень не зависит от монаршей воли; эти права закрепляются в конституциях и законах и гарантируются государством в силу притязаний (потребностей) гражданского общества и требований норм международного права на основе принципа справедливости и общепринятых стандартов»[38].

Потребность в социальной справедливости возникла из-за неравенства условий в политической, экономической и социально-культурной областях жизни общества, которые дополняются ошибочно просчитанными социальными последствиями принятых законов, оторванностью их от реальной социально-экономической ситуации в обществе, несогласованностью с общественным мнением, культурными традициями. Такие ошибки привели к высокому уровню бедности в нашей стране.

«Представление о бедности не столько как о недостатке денег, сколько как о недостатке определенного рода возможностей – очень важная установка»[39], - отмечает член Общественной палаты А.Чадаев. Принципы социального государства предполагают создание равных возможностей для всех членов общества, проведение социальной политики, признающей за каждым членом право на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи не только, когда он работает, но также в случаях безработицы, болезни, старости, инвалидности.

Особенным для России являются завы­шенные ожидания по отношению к властным структурам, обуслов­ленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетво­ренности уровнем жизни, что оказы­вает отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, но и на восприятие демократических институ­тов и принципов.

Поворот к социалистическим ценностям продиктован также невостребованностью обществом завоеванной свободы. Для посттоталитарной России необходим постепенный переход от патернализма к свободному обществу, в котором человек больше надеется на себя, в то же время, ожидая помощи от государства. Появление среди левоориентированных политических партий «актуальных левых» продиктовано необходимостью адаптации к постсоветским условиям. Какие же дополнительные идеи могут быть востребованы обществом в силу сложившихся обстоятельств?

Общественное сознание современной России в значительной мере не принимает либерально-демократические ценности, но и не отвергает полностью их. Общественное мнение подтверждает такие тенденции. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (27-28 января 2007 г.) за последние 15 лет возросла доля граждан, положительно относящихся к понятию рынок (49% и 66%) и частная собственность (67% и 73%)[40].

Однако неспособность демократическими методами решить жизненные проблемы приводит к возникновению нового понимания демократии - как механизма социальной справедливости. Данная идея появилась в результате осознания обществом необходимости не только политической, но и социальной демократии, добивающейся социального равенства и справедливости.

 

Тема 9. Правовое воспитание

1. Понятие и сущность правового воспитания

2. Формы, средства и методы правового воспитания

3. Значение правового просвещения в правовом воспитании граждан

4. Правовое просвещение молодежи как необходимый компонент формирования правовой культуры в современном обществе

5. Экологическое воспитание как фактор формирования нормального правосознания

6. Экологическая культура как элемент правовой культуры общества.

 

Понятие и сущность правового воспитания

То, что в прежние времена делалось

с помощью наследственности, векового обычая,

преданий семейственных и народных,

- теперь может быть достигаемо только с помощью образования.

Э. Ренан

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Роль правового воспитания в формировании правовой культуры очень велика, оно является одним из способов борьбы с такими опасными явлениями как правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. А.В. Рафаева Методы В.Я. Проппа в современной науке
  2. Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
  3. Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
  4. Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
  5. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов.
  6. Административно-правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования.
  7. Аксиоматика современной экологии
  8. Анализ современного состояния АПК в России: задачи и экономическая стратегия развития
  9. Англо-американская правовая семья, или семья «общего права»
  10. Англо-американская правовая система
  11. Англо-саксонская правовая система. Особенности американского права.
  12. Англосаксонская правовая семья.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь