Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 3. Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока
Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэдо, таэквондо и пр. не существует на Востоке изолированно. Являясь частью воспитания человека и образа его жизни, эти виды единоборств служат развитию и становлению гармоничной личности. В боевом искусстве, например, как это ни парадоксально, содержится и миролюбие буддизма: мастера боевого искусства никогда не бывают агрессивными, напротив, любые приемы начинаются с защитных, а не с атакующих движений. “Мастер ушу никогда не нападает первым, он лишь возвращает назад зло, которое исходит от противника” — такова заповедь боевого искусства. Еще пример: именно на Востоке рукопашный бой был превращен в искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней. Истоки практики йогов восходят к магии древнейшей религии II в. до н.э. в жизни племен, населявших Древнюю Индию. Йога буквально означает связь, единение, сосредоточение, усилие. Основоположником этой религиозно-идеалистической системы принято считать Патанджали (II в. до н.э.). Его ценное наследие дошло до нас в виде сборников афоризмов под общим названием “Драгоценные четки”. В такой своеобразной форме изложены основные постулаты хатха-йоги, цели которой определяются следующими восемью ступенями совершенства: строго соблюдать всеобщие моральные заповеди — яма; заниматься (путем самодисциплины) внешним и внутренним очищением — нияма; посредством физических упражнений (принятия поз — асан) стремиться достичь физического здоровья; научиться контролировать свое дыхание и таким образом управлять потоками праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами — пранаяма; уметь управлять своими чувствами (эмоциями) — пратьяхара; научиться в нужный момент сосредоточивать (контролировать) свое внимание на поставленной цели (задаче) — дхарана; овладеть всеми премудростями созерцания (медитации), направляя свое мышление в необходимое русло, — дхъяма; достичь состояния самадхи, т. е. слияния с понимаемым каждым по-своему абсолютом (богом, истиной, космосом и т.д.). В результате многовековых усилий кроме религиозной и философской систем сложилась и уникальная система психофизиологического тренинга, т. е. возникли многие течения йоги, основанные на двигательных действиях. Среди них можно выделить хатха-йогу. Ее относительно подробно описал в IV—V вв. Шилпасатраке в книге “Руководство по искусству движений”. Хатха-йога, или физиологическая йога, по своей сути представляет собой метод очищения и укрепления организма с помощью особой системы упражнений. Основными элементами, которые составляют хатха-йогу, являются асаны (позы) и пранаямы (дыхательные упражнения). Кроме этого, выделяют еще методы контроля и воздействия на эмоциональное состояние человека, гигиену, питание и сон. Развитие хатха-йоги совпало с периодом расцвета медицины в Древней Индии, которая более чем на тысячу лет раньше У. Гарвея знала законы кровообращения, объясняла роль микробов в возникновении болезней. Поэтому не случайны различные асаны в системе йога, воздействующие на системы организма. В XIII в. система хатха-йога, состоявшая из статичных асан, пополнилась течениями, где уже были динамические упражнения. Эти течения назывались дандалок и баскик. Заметную роль в этом сыграл пророк провинции Пенджаб гуру Нанак (1469 — 1538). Следует заметить, что в отличие от христианства религия средневековой Индии не была противником физических упражнений, и йоги в частности. Напротив, она активно и положительно влияла на практику йоги, основанной на движениях. В учении йогов много по-настоящему ценного, полезного для людей. Опыт ее применения изучается и совершенствуется в наше время на уровне научно-исследовательских институтов. На этой основе создается более совершенная система. В частности, разработана йога для здоровья (Р. Хитлман, 1991), многие упражнения йоги находят свое применение и в современном физическом воспитании школьников. Но здесь часто речь идет о внешнем сходстве асан с современными физическими упражнениями. Например, обучая школьников выполнению стойки на лопатках (“березке”), учитель акцентирует внимание на освоении этого двигательного действия. Далее же, когда ученик освоит это упражнение, учитель, как правило, не возвращается к нему, т.е. ставится исключительно двигательная (физическая) задача. А вот какова целевая установка при выполнении “березки” в йоге? Эта асана называется сарвангасана (“свеча”). Во-первых, освоение позы (“свеча” выполняется в двух вариантах) необходимо для того, чтобы в дальнейшем использовать ее в оздоровительных целях. Во-вторых, при выполнении этой асаны йог знает о следующем: асана оказывает воздействие не только на различные мышцы, но и на систему кровообращения, щитовидную железу, железы внутренней секреции. Специалисты современной йоги утверждают, что сарвангасана незаменима при лечении гастритов, гепатитов, запоров, диспепсии, различных функциональных заболеваний органов глаз и области уха—горла—носа, а также для снятия головной боли. Целительно воздействие этой позы и при расширении вен на ногах. Даются указания, что упражнение следует выполнять после окончания рабочего дня и всегда перед едой. Специалисты считают, что фиксировать эту позу можно до 15 мин. Начинающим же достаточно и 1 мин, затем время удержания позы постепенно увеличивается, но следует проверять, как это сказывается на кровяном давлении и на работе сердца. Вышесказанное, разумеется, не является методическим указанием, а лишь демонстрирует различие между физическими упражнениями со спортивной направленностью и такими же упражнениями (по своей внешней форме) из оздоровительной системы йога. Система дыхательных упражнений (пранаяма) отличается своим совершенством, ее эффективность признается большинством современных специалистов. Немалое значение в системе йога придается вопросам мышечного расслабления. Оно может осуществляться двумя способами: либо при помощи последовательной релаксации (расслабления) отдельных частей тела, либо путем одновременного общего расслабления. Для последовательной релаксации йоги выделяют 16 областей тела, на которых поочередно следует концентрировать внимание: кончики пальцев ног, голени, колени, бедра и руки, сфинктер прямой кишки, половые органы, пупок, желудок, сердце, шея, губы, кончик носа, глаза, пространство между бровями, мозг. Особого внимания заслуживают многие рекомендации по личной гигиене. Занимающиеся йогой не курят, не употребляют спиртных напитков, ограничивают количество принимаемой пищи. Большое внимание йоги придают чистоте тела. Помимо общеизвестных рекомендаций в йогических текстах встречаются советы по гигиене дыхательных путей. В целом обновленная система йогов заняла по-настоящему важное место в системе оздоровительной физической культуры. Ушу означает в переводе “воинское искусство” или “воинская техника”. Оно (искусство) включает в себя: рукопашный бой без оружия и с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках и т.п. Соответствующий психофизический тренинг считается необходимой составной частью любой разновидности ушу. Термин “ушу” появился в Китае в Средневековье, однако лишь в XX в. он стал обозначать все созданные в Китае способы единоборства с оружием и без него, а также связанные с подготовкой бойцов методы тренировки и основанную на их базе гимнастику. Таким образом, в Китае под ушу иногда подразумевают все виды восточных единоборств: вьетнамское — водао, корейское — таэквондо, японское — каратэдо и другие азиатские системы, развившиеся во многом на китайской основе. В Китае классические, “главные”, виды ушу обычно подразделялись на три группы: единоборство с оружием и без него, стрельба и метания, театральные и спортивные выступления. В настоящее время в КНР ушу подразделяется так: выполнение комплексов формальных (общеразвивающих) упражнений, обусловленный спарринг без оружия, свободный спарринг двух партнеров без оружия, бой без оружия против нескольких противников, упражнения с оружием и схватка с оружием или без него против вооруженных противников, лечебно-оздоровительная гимнастика с включением дыхательных упражнений и точечного массажа. На протяжении веков обучение воинов или крестьян в повстанческих отрядах проходило по облегченной программе классических видов ушу, которая должна была привить определенную культуру движений, навыки владения оружием, верховой езды и т. п. Настоящие же мастера ушу проходили многолетний курс обучения в монастырях и закрытых школах, где опытные наставники посвящали их в тайны цигун — техники управления “жизненной энергией” организма — абсолютным оружием древности. Только в специальных, предназначенных исключительно для посвященных, школах, оснащенных соответствующим оборудованием и методиками, мастеру могли дать ключ к искусству владения ушу. Гимнастика ушу содержит в себе два исторически сложившихся направления — “внешнее” и “внутреннее”. Считается, что “внешнее” развивает тело, т.е. его физические кондиции, а “внутреннее” — психику, сознание. Сейчас в ушу насчитывается несколько сотен не похожих друг на друга школ. Такое разнообразие стилей — результат как многовековой истории развития ушу, так и ее широкой разбросанности по огромной территории Китая. Сначала системы упражнений разделялись на внешнее и внутреннее направления — первое, как уже говорилось, с упором на развитие физических качеств (“длинный кулак”) — шаолиньская школа, второе — с акцентом на мобилизации “жизненной энергии” (школы тайцзи, синъи, багуа). Затем великая река Янцзы обозначила границу северного (хуацюань, чацюань, таньтуй, дитанцюань, фаньцзыцюань) и южного (школы Хун, Лю, Цай, Ли, Мо, юнчунь, уцзу) направлений. На северное и южное течения распалась и шаолиньская школа, развивавшаяся главным образом усилиями нескольких одноименных монастырей. Многие школы ушу имеют в своем арсенале упражнения со снарядами — спортивными вариантами оружия прошлых эпох, разновидности которых исчисляются десятками. Наконец, самобытной ветвью ушу являются так называемые подражательные стили — “звериные” школы: “Орла”, “Обезьяны”, “Богомола” и т.п., школа “Пьяного”. Они встречаются и на юге, и на севере как во внешних, так и во внутренних стилях. На примере становления и развития ушу в северной шаолиньской школе, культивировавшей внешнее направление, проследим далее ее эволюцию в Китае. Шаолинь, находящийся и в настоящее время недалеко от древней столицы Лоян, по праву считается колыбелью классических воинских искусств “внешнего” стиля. Он был построен в III в. Шаолиньское ушу вобрало в себя богатейшие традиции борьбы, существовавшие в Китае на протяжении многих веков. Так, в 35 километрах от Шаолиня на стене древней ханской гробницы были обнаружены фрески с изображением борьбы. Эти фрески нарисованы тремя веками раньше основания монастыря. Монастырь, построенный группой буддийских монахов с помощью местных крестьян, должен был защитить братию от войск враждующих феодалов и свирепых разбойничьих банд. Монастырь получил название Шаолинь — Молодой лес. В V в. Шаолинь был уже главным буддийским центром государства Северная Вэй. Старое здание было перестроено, монахам были созданы все условия для занятий боевыми искусствами. Император распорядился оставить в монастыре гарнизон для охраны. Отныне монахам не нужно было нести караульную службу, изнурять себя разучиванием сложных приемов рукопашного боя. Посвятив свое время религии, они надолго отошли от практики ушу. Почти на сто лет традиции монастырского рукопашного боя были преданы забвению. История свидетельствует, что в 527 г. н. э. в Китай из Индии прибыл буддийский проповедник Бодхидхарма с небольшой группой единомышленников. Прибыл он для проведения посвящения. Его желание стать советником правителя государства Северная Вэй не осуществилось, и он удалился в буддийский центр этого государства — Шаолинь. С его именем связывают то, что на протяжении VI —IX вв. центром обучения военно-прикладному искусству кулачного боя (цюань-шу) снова стала монастырская школа Шаолиня, имевшая филиалы при нескольких храмах в разных частях страны. Уже во времена Бодхидхармы, как свидетельствуют китайские историки, в Шаолине появились профессиональные преподаватели воинских искусств. Любопытно, что среди борющихся монахов на фресках встречаются некитайские этнические типы — с удлиненными носами и темной кожей. Так согласно канону принято было изображать индийцев. Вероятно, художники увековечили память первых наставников ушу, пришедших в монастырь вместе с Бодхидхармой. Сам Бодхидхарма не был профессиональным наставником воинских искусств, вероятно, владел ими лишь в той мере, которая считалась необходимой и достаточной. Тем не менее для учеников, полных дилетантов в этом деле, он был непререкаемым авторитетом. Нет ничего удивительного в том, что молодым монахам нравилось чередовать продолжительную сидячую медитацию с овладением искусством кулачного боя. На первых порах обитателям Шаолиня было показано 18 элементарных приемов, которые должны были составить минимальный комплекс самообороны. До нашего времени в китайском искусстве кулачного боя было разработано несколько тысяч приемов, причем многие из них зародились в Шаолине, но упражнения Бодхидхармы всегда оставались неотъемлемой частью программы обучения. В них, как утверждают современные специалисты, нашли законченное воплощение характерные особенности боевой практики Чань (Чань — одно из направлений религии-учения — буддизма): концентрация, расслабление, контроль за дыханием, плавность и незаметность переходов, повышенная координация движений, неослабевающий контроль за маневром противника, точность выполнения приема, следование специфическому ритму боя. Введенный Бодхидхармой или его преемниками комплекс ушу назывался “Восемнадцать движений рук архатов” (архат — земной полубог), поскольку именно в этих исходных положениях были запечатлены в скульптуре и фресках Индии канонические изображения древних индийцев буддийского пантеона (храма). По преданию, Бодхидхарма ввел и специфическую разминочную гимнастику, изложив ее суть в трактате “Перемены в мышцах и сухожилиях”. Она также включала в себя 18 основных упражнений и была рассчитана исключительно на повышение общего жизненного тонуса монахов. Дамо (так китайцы называли Бодхидхарму, так как по-китайски вторая часть его имени — “дхарма” звучит как “дамо” — путь, закон), кроме названного приписывают сочинение еще одного важного трактата — “Трактата о мозге костей”. Вообще, в Китае существует традиция — связывать великие свершения и открытия с легендарными героями древности. Отличия монастырской системы самообороны от светской были продиктованы рядом обстоятельств. Воины (а искусство кулачного боя уже с эпохи Хань (II в. н.э.) в упрощенных формах практиковалось в семьях потомственных военных) пользовались мечом, пикой, секирой, клевцом, шестопером и др. В бою ставка делалась главным образом на владение оружием. Физические действия без оружия использовались лишь в самом крайнем случае. Между тем монахам волей-неволей приходилось рассчитывать только на физические возможности да силу молитвы. Уставом буддийской общины монахам разрешалось иметь в личном распоряжении 18 (комплекс ушу, как вы уже знаете, также состоял из 18 приемов! ) предметов, в том числе плошку для подаяния, четки, трут и прочие совершенно непригодные для боевых действий вещи. Были в том списке также посох и нож, которые, конечно, разрешалось пускать в ход при самозащите, преимущество перед мирянином могли дать только виртуозное владение своим телом, быстрая реакция, четкая постановка удара и блока. Лишь спустя столетия в практику монастырского ушу вошла отработка приемов с различными видами оружия. Принципы военной подготовки монахов основывались на результатах предельных по трудности упражнений, позволявших надеяться, что боец всегда сумеет отразить действия противника и нанести смертельный ответный удар. Школе Шаолиня в отличие от светского ушу были свойственны прежде всего жесткость и прямолинейность движений в сочетании с предельной резкостью. В Шаолине поощрялась практика ближнего боя, причем наряду с ударами отрабатывались и различные виды захватов кисти руки с последующим воздействием на болевые точки. В борьбе с сильным противником большего веса умело захваченный мизинец мог скорее принести победу, чем несколько серий ударов руками и ногами. Впоследствии в рамках монастырской школы был разработан целый комплекс приемов по захватам руки. На протяжении VI —IX вв., пока обитатели Шаолиня удерживали в тайне наиболее существенные элементы своего искусства, монастырская система самообороны успешно развивалась. В основе совершенствования были наблюдения за повадками животных. Например, удары руками наносились не только кулаком, но и пальцами в положении птичьей лапы — ими резко сжимались участки кожи (особенно в области лица). Эта техника возникла в Шаолине и получила название “Орлиные когти” по аналогии с манерой орла нападать на свою жертву, вонзая в нее когти и разрывая тело. Первые патриархи Шаолиня разработали монастырский устав, который неукоснительно соблюдался. Монахи вставали в 5 ч утра и в любое время года проводили 2 ч в медитации на открытом воздухе. Несколько наставников с бамбуковыми палками ходили между рядами монахов и ударами по плечу будили нерадивых, начинавших дремать. Вслед за медитацией шло выполнение гимнастических упражнений. Большое внимание уделялось водным процедурам и массажу. То и другое производилось в специальных павильонах. После легкого завтрака несколько часов отводилось теоретическим занятиям. Рукопашный бой, занимавший важное место в жизни обитателей Шаолиня, рассматривался как продолжение религиозной практики, своего рода активная медитация, ведущая к “прозрению”. Занятия ушу проходили во внутреннем дворе монастыря либо под огромным навесом, прикрывавшим место занятий от дождя. Вся братия выстраивалась рядами в определенном порядке, соответствовавшем семи рангам старшинства. Перед строем становился главный наставник воинских искусств, а рядом с ним четыре помощника (шифу). Ученики и учителя склонялись в ритуальном поклоне. После этого приступали к повторению знакомых приемов и разучиванию новых. В полдень шли обедать в трапезную. В рационе преобладали рис, соя, кунжут, овощи, а также всевозможные полезные коренья и травы. Считалось, что вегетарианская диета не только позволяет свято соблюдать заповеди Будды, но и способствует очищению организма от различных шлаков, созданию идеального “сосуда” для циркуляции биоэнергии. После короткого отдыха занятия ушу продолжались, но теперь вся братия разделялась на группы: новичков, опоясанных символической толстой веревкой (вервием) — характерным атрибутом шаолиньского монаха, и старых мастеров. Новички осваивали базисные стойки и приемы, затрачивая порой месяцы и даже годы на отработку одного-единственного движения. Лишь спустя три года они допускались к работе с партнером в свободном спарринге. “Опоясанные вервием” (новички) занимались по четыре человека под руководством “старших братьев” — опытных наставников шифу. Они разучивали сложные комбинации приемов, применяя в схватке различные способы нападения и защиты. Старые мастера совершенствовали свое мастерство под присмотром главного наставника. Для них объектом изучения были “точечные касания” (болевые приемы), секретные методы дыхания и контроль жизненной энергии. Под вечер группы вновь объединялись, чтобы продемонстрировать друг другу и “старшим братьям” свои умения. Ежедневная оценка освоенных движений позволяла наставникам судить об успехах или о неудачах каждого монаха. При этом излишняя самоуверенность и бахвальство жестоко карались: вызвав хвастуна, наставник перед строем легко доказывал ему кулаком несовершенство его познаний. Личный пример при обучении ушу был в основе обучения. Учитель же, потерпев поражение в схватке с учеником, хотя и сохранял свой престиж, но по отношению к данному ученику уже не мог считаться учителем. Традиции и этика Шаолиня предписывали мастеру до глубокой старости оставаться в форме и уметь противопоставить свое мастерство азарту молодежи. В истории монастыря как символ активного долголетия и непревзойденного мастерства осталось имя патриарха Линь Во. Почтенный старец сумел одолеть в поединке 30 шифу подряд, не получив ни единого удара. Поскольку схватки проводились в полную силу, без всяких скидок на “учебный” характер занятий, монахи часто получали тяжелые травмы и должны были сами лечить поверженных собратьев. Помимо традиционного канона они владели секретными приемами реанимации, в основе которых была система “точечного касания”. Как и способы поражения ударами в уязвимые точки на теле, эти способы лечения держались в глубокой тайне, порождая в народе легенды о сверхъестественных способностях шаолиньских лекарей. Сейчас эти места на теле человека называют биологически активными точками (БАТ). Необыкновенные способности воспитанников Шаолиня были продемонстрированы в настоящих боевых действиях. Основатель династии Тан (618 — 907) император Гао-цзу, прослышав о мастерах Шаолиня, обратился к настоятелю с просьбой предоставить отряд монахов в распоряжение действующей армии. Такой отряд был сформирован. Появляясь на самых опасных участках, монахи вклинивались в ряды неприятеля и прокладывали путь главным силам. Вооруженные лишь тяжелыми деревянными или железными посохами, дружинники Шаолиня были непобедимы в рукопашном бою. Сплоченность, мужество и презрение к смерти преумножали их силы. После воцарения новой династии слава о школе воинских искусств Шаолиня гремела по всему Китаю. Но секреты монастырского ушу по-прежнему оставались достоянием избранных. Составленный тогда трактат по искусству кулачного боя “Цюань-цзин” тщательно хранился внутри монастыря. К сожалению, этот уникальный труд сгорел во время пожара. Конец IX — начало X в. были тяжелым временем для буддизма в Китае. Подавляя народные волнения, правительство обрушило удар и на буддийское духовенство, считавшееся одним из источников смуты. Было разрушено и сожжено 4, 5 тыс. больших буддийских монастырей и около 40 тыс. других храмов. Не избежал этой трагической участи и Шаолинь со всеми своими филиалами. Монахи, изгнанные из обители, вынуждены были искать убежища среди мирян. Опасаясь преследования, многие сменили монашеское одеяние на крестьянское платье. Гонения на буддизм вскоре прекратились, но Шаолинь уже не был прежней академией воинских искусств. Выйдя за стены монастыря, ушу все глубже проникает в народную среду, приобретая новый, светский, характер. Монгольское владычество в Китае в XIII—XIV вв. послужило косвенной причиной оживления деятельности мастеров ушу. Строгий запрет на ношение оружия выдвинул на передний план искусство цюань-шу (цюань — кулак). Возникали новые школы, многие из них были на нелегальном положении. Предание гласит, что с помощью шаолиньских монахов был освобожден от монголов Пекин, завоеватели были изгнаны в северные степи, за Великую стену. В начале XV в. монастырю вновь были пожалованы деньги и земельные угодья. Влияние монахов при дворе заметно возросло. Но многие шифу предпочитали из гуманных соображений не раскрывать тайны ушу. Один из мастеров, например, завещал выбить на своем надгробии следующие слова: “Дети мои, здесь погребено всеобъемлющее Учение. Сокрытая здесь мудрость — это богатство, которое никогда не увидит света дня. Молчание было необходимо, чтобы уберечь Учение от неразумных, — иначе могилу эту нельзя было бы назвать могилой мудрости”. Оставшиеся немногие хранители секретов Шаолиня не были сторонниками раскрытия секретов школы. Во-первых, шифу запрещалось обучать лиц, не являющихся буддийскими монахами или хотя бы послушниками. Во-вторых, они опасались жестокой конкуренции, так как в миру уже было немало мастеров, способных успешно соперничать с питомцами Шаолиня. Наконец, учитывая всеобщее падение нравов в хаосе антимонгольской борьбы и междоусобиц, можно было предположить, что из вчерашнего ученика может выйти обыкновенный разбойник с большой дороги. В конце концов шаолиньская школа оказалась перед выбором: превратиться в некое наследие прошлого, лишенное какой-либо практической ценности, или идти по пути радикального обновления. Ведь замкнутость — противник прогресса. История возрождения ушу в Шаолине связана с именем Цзяо Юаня (конец XV в.). Им были разработаны 72 приема захвата рук. Основанные на хорошем знании анатомии и законов биомеханики, приемы Дзяо Юаня были рассчитаны на воздействие на болевые точки в суставных соединениях. Он также хорошо знал, что Китай буквально наводнен специалистами ушу самых разных школ, у которых есть чему поучиться. Покинув стены Шаолиня, Цзяо Юань отправился странствовать по Китаю, надеясь пополнить знания об ушу. Поиски закончились тем, что три крупнейших мастера — Цзяо Юань, Ли Чэн и Бай Юйфэн — впервые в истории китайского ушу объединили усилия по его совершенствованию. Старец Ли владел тайной “медленной смерти”, страшным и разрушительным оружием — искусством “эффективного касания”, поражения уязвимых точек, а также искусством реанимации и точечного массажа. Бай Юйфэн предложил обновить и усовершенствовать традиционные “звериные” стили и способы ведения боя — стили “Тигра”, “Дракона”, “Леопарда”, “Змеи”, “Журавля”. Так был разработан новый комплекс из 170 приемов шаолиньского ушу. Возрождение Шаолиня имело и моральную сторону. Моральный кодекс шаолиньского монаха содержал знаменитые “Десять заповедей Цзяо Юаня”, большинство из которых украшают стены современных спортивных залов и первые страницы пособий по ушу: - изучающий цюань-шу должен заниматься ревностно и упорно, не допуская никаких посторонних отвлечений; - применять цюань-шу разрешается исключительно в порядке самообороны; - обучающийся должен быть почтителен и скромен в обращении к наставнику и старшим товарищам, всегда проявлять по отношению к ним уважение; - обучающийся должен быть всегда вежлив, честен, доброжелателен в отношениях с товарищами; - изучающий цюань-шу обязан на людях сдерживать желание обнаружить свои познания, уклоняться от любого вызова; - изучающий цюань-шу ни в коем случае не должен первым затевать драку; - изучающий цюань-шу не должен пить вино и есть мясо; - обучающийся должен сдерживать половое влечение; - не следует торопиться обучать цюань-шу людей посторонних, не являющихся истинными буддистами, дабы не нанести вреда себе и своему делу. Обучать нужно лишь достойных — добрых сердцем и отвечающих искренней благодарностью; - изучающий цюань-шу должен всемерно избегать злобы, жадности и хвастовства. В эпоху Мин, наступившую после изгнания монголов (XIV— XVII вв.), в Шаолине комплекс из 170 приемов Цзяо Юаня существенно усовершенствовался. В это время по всей территории Китая возникает немало школ, течений, направлений и стилей ушу. Морские торговые пути способствовали в конце XV в. проникновению ушу в другие страны. Отдельные монахи нередко покидали монастырь и разбредались по разным городам и весям. Одним из таких отходников был Чэнь Юаньбин, который в 1558 г. прибыл в Японию и обосновался в одном из монастырей. Там он обучал многих молодых самураев, положив начало одной из популярных школ — дзю-дзюцу (джиу-джитсу). В период 1644—1723 гг. Китай подвергся нашествию маньчжуров. В течение многих лет монастырю удавалось сохранить видимость лояльности к маньчжурским властям, оставаясь одновременно центром заговорщиков. Конспиративная антиманьчжурская деятельность Шаолиньского монастыря закончилась тем, что огромный отряд правительственных войск взял штурмом упорно сопротивлявшуюся крепость и учинил среди ее защитников кровавую резню. 128 монахов-рыцарей погибли на поле брани. Лишь пятерым удалось скрыться. Вскоре, в 1723 г., хэнаньский Шаолинь был восстановлен. Новые обитатели поддерживали традиции монастыря, однако от антиманьчжурской борьбы решительно отказались. Практика духовного и военного обучения монахов в Шаолине в XVII — начале XX в. была характерна следующим. Долгие часы медитации, философские беседы и упорные практические занятия ушу были основными видами воспитания обитателей. Тренировки уже включали упражнения, способствующие владению оружием. К ним приступали те члены братии, которые прошли базовый пятилетний курс цюань-шу и освоили основы цигун. Сила ударов чаще всего отрабатывалась на мешках с рисом или песком. Для укрепления костей следовало наносить удары кулаком, ребром ладони вначале по песку, затем по гравию, по доскам, по скрученной лошадиной шкуре, по железному ведру с песком или водой, по металлической пластине и, наконец, по раскаленной плите. Такой способ подготовки назывался “железный кулак”. Закалке подвергались не только те части тела, которые наносили удар, но и те, которые могли принимать удары противника. Например, мышцы живота разрабатывались до такой степени, что могли не просто принять удар, но и “втянуть” бьющую руку, зажав ее, словно в тисках. Подвижность в суставах доводилась до такой степени, что человек мог отразить удар в лицо, всего лишь приподняв и выдвинув вперед плечо. Тем же путем достигалось удлинение руки или ноги на несколько сантиметров при выполнении ударов. Известно, что некоторые мастера XX в. умели таким же образом увеличивать свой рост. В Шаолине теория и практика ушу составляли неразрывное единство. Все свойства человеческого организма учитывались, проверялись практикой и составляли целостную систему, которая является основой всех современных школ “внешнего” стиля. Многолетний психофизический тренинг в стенах Шаолиня был направлен на выработку пяти бойцовских качеств: повышенного состояния органов чувств и скорости двигательной реакции, прямоты и искренности, бесстрастности, ловкости и грациозности, способности к комбинированному мышлению. На очередных и “выпускных” экзаменах, которые сдавали монахи, проверялись и оценивались именно эти качества. Первое подразумевало умение “чувствовать” противника в бою, воспринимать его психические импульсы и мгновенно на них реагировать. Для этого следовало как бы слиться с ним и раствориться в нем, полностью “перестроиться на его волну”, буквально физически ощутить его сильные и слабые стороны. Существовали специальные упражнения на развитие такой “чувствительности” — от простых до невероятно сложных. К простым относились парные упражнения с контактом. Например, человек, сидя на плечах партнера, с закрытыми глазами улавливает импульсы перехода последнего из одной стойки в другую и сопровождает каждый переход соответствующим ударом или блоком. Более сложное упражнение: между разведенными большим и указательным пальцами партнер держал листок бумаги и неожиданно отпускал его. Следовало двумя пальцами схватить падающий листок. Это же проделывалось с палочкой или металлической пластинкой. Затем то же выполнялось с закрытыми глазами. Еще несколько упражнений... Два партнера становились друг против друга и поочередно с закрытыми глазами наносили удары так, чтобы они не достигали цели на несколько миллиметров. Защищающийся должен был по “биоэнергетической волне” определить, в какое место направлен удар и правильно среагировать на него. Постепенно упражнение усложнялось: увеличивалось количество атакующих, стоящих по кругу (до 8 человек), удары периодически достигали цели, и на них нужно было ставить блок либо уклониться. Выполнялись и упражнения с “темной комнатой”. За дверью в темной комнате становился человек, иногда с палкой, который должен был нанести входящему удар. Задача входящего — предугадать направление удара и блокировать его либо уклониться от удара. Постепенно число нападающих доводилось до четырех, причем им разрешалось использовать оружие. Прямота и искренность рассматривались как чисто моральные качества. Они вырабатывались годами психической закалки, испытаниями при перенесении боли, голода, жажды, унижений и оскорблений во время обучения в монастыре. Медитациями достигались спокойствие и непоколебимость духа. Ловкость, грациозность и экономичность движений отрабатывались в тао — комплексах формальных упражнений. Способность к комбинированному мышлению выявлялась в умении соединить физические действия с осмысленным анализом их выполнения. Например, умение представить стратегию и тактику предстоящего боя, когда действия противника мысленно “проигрываются” на много ходов вперед, как в игре в шахматы... Подготовленность монахов в Шаолиньском монастыре проверялась системой промежуточных тестов и на “выпускных” экзаменах. По окончании срока обучения, длившегося в среднем 12 — 15 лет, претендент на звание шифу должен был предстать перед настоятелем и несколькими наиболее уважаемыми монахами. Сначала следовали вопросы по истории, теории и этике цюань-шу в тесной связи с учением Чань (религия или учение буддизма). Если собеседование проходило успешно, испытуемый допускался непосредственно к экзаменам. Первым этапом испытаний была “Комната радости и грусти”, где проверялись интеллектуальные способности, здравый смысл и самообладание. Делалось это так: члены комиссии поочередно рассказывали испытуемому смешные и грустные истории. Если он проявлял хоть какие-либо эмоции, результат испытания был обречен на провал. Сумевший невозмутимо выслушать все смешные анекдоты и душераздирающие повествования имел право пройти в следующий зал — “Комнату могущества”, где проверялись его физические возможности. Сила определялась подниманием над головой каменной гири весом приблизительно в 150 кг, требовалось натянуть огромный и тугой лук, пронести через зал две корзины с камнями весом по 200 кг каждая. Экзаменуемый должен был прямым ударом кулака разбить три кирпича, а ребром ладони или основанием кулака — от семи до десяти (сложенных, разумеется, стопкой) и примерно такое же количество — ребром стопы. Затем перед монахом ставился напоминающий гильотину аппарат, позади которого была укреплена мишень. Между гильотиной и мишенью горел огонь. Требовалось нанести удар по мишени и мгновенно отдернуть руку, так как удар приводил в действие нож. Если испытуемый не успевал убрать руку, то падающий нож втыкался в руку неудачника. Успешно прошедшему “Комнату могущества” открывался допуск в “Комнату мрака” — темный коридор, где сразу же за дверью подстерегало падающее справа или слева бревно. Если “шестое чувство” не подводило монаха, он должен был, увернувшись от бревна, сесть посреди помещения и устремить взгляд на ступни скрещенных ног. В почти непроницаемой темноте в сидящего бросался нож. Ориентируясь по свисту рассекаемого воздуха и смутному блеску стали, следовало либо уклониться в сторону, либо блокировать нож рукой, либо перехватить его в воздухе. Последним испытанием в “Комнате мрака” было следующее: массивный деревянный брус на колесах с разгона влетал в темный коридор и мчался прямо на человека. Необходимо было или прижаться к стене, или перепрыгнуть через эту “смертельную коляску”. В противном случае не исключался летальный исход. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы