Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.



Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития и функционирования природы, общества и мышления. Термин « диалектика » в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем противопоставления противоположных мнений, способ ведения ученой беседы. Платон называл диалектику логическим методом, при помощи которого происходит познание истинных сущностей-идей. Диалектика в философии Аристотеля – способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, достоверность которых неизвестна.

Развитие понятий диалектики и диалектического способа мышления в эпоху, предшествовавшую современному их пониманию, завершается в немецкой классической философии. Ее важнейшее достижение – создание диалектики как теории развития, теории познания и логики. Если в античной философии диалектика разрабатывалась преимущественно на базе повседневного опыта, если в последующие исторические эпохи диалектика, в значительной степени вытесненная метафизическим способом мышления, получает спорадическое (единичное, случайное) развитие лишь в отдельных выдающихся философских учениях, то в немецком классическом идеализме диалектический способ мышления превращается в систематически разработанную теорию. Классики немецкого идеализма сознательно применяют диалектику в различных областях знаний, формулируют наиболее общие законы развития познания, духовной культуры и в известной мере материальной действительности. В рамках этого философского движения, начатого Иммануилом Кантом (1724–1804), продолженного Иоганном Готлибом Фихте (1762–1814) и завершенного Георгием Вильгельмом Фридрихом Гегелем (1770–1831), диалектика впервые в истории философской мысли становится системой принципов, законов и категорий, которые характеризуются как органически связанные друг с другом, изменяющиеся и развивающиеся в ходе исторически прогрессирующего познания.

Карл Маркс (1818–1863) и Фридрих Энгельс (1820–1895), материалистически переосмыслив идеалистическую диалектику Гегеля и его непосредственных предшественников, создали материалистическую диалектику, которая, являясь непосредственной противоположностью идеалистической, есть не столько ее преодоление, сколько необходимое, объективно-критическое продолжение. Противоположность между материалистической диалектикой и идеалистической характеризуется, прежде всего, в мировоззренческом аспекте.

История науки и практики свидетельствует о том, что движение, материя, развитие неразрывно связаны между собой. Это единство представляет собой объективное основание научной необходимости органического соединения материализма и диалектики в единую систему взглядов. В результате такой «интеграции» материализм приобрел во второй половине XIX века диалектический характер, а диалектика стала материалистической. Впервые в истории философской мысли было создано учение о материи, которое органично включило в себя диалектическую концепцию развития; в свою очередь, учение о движении и развитии стало разрабатываться на основе материализма, понимания того, что носителем всех изменений и форм развития является материальный мир.

Будучи учением о движении и развитии, диалектика нацелена на то, чтобы вскрывать сущность развития, его источник, формы и законы. Можно сказать, что диалектика – это учение о противоречиях как источнике движения и развития, об их разрешениях, о количественно-качественных изменениях, преобразованиях и развитии мира, об отрицании старого и утверждении нового. Таким образом, диалектика – это учение об общих законах природы, общества и познания, а также особенных диалектических закономерностях, характерных для природы, общества и познания.

Всякий процесс развития материального объекта есть, прежде всего, процесс его изменения. Однако не всякое изменение объекта представляет процесс его развития. Иначе говоря, развитие – это определенным образом направленная совокупность изменений, то есть сложный вид движения. Будучи особым видом движения, развитие характеризуется рядом существенных особенностей.

Процессу развития присуща необратимость, то есть невозможность полного, абсолютного возврата системы в начальное, исходное положение. Так, старый организм не может трансформироваться в молодой, высшие животные не могут сами по себе превратиться в низших и т.д. Конечно, необратимость в той или иной мере свойственна всем процессам, происходящим в мире, что связано с необратимостью времени. Поэтому необратима история Вселенной в целом. Но необратимость именно в развитии означает необратимость в целостном усложнении объекта, в качественном преобразовании его структуры, другими словами, развитие связано с неодолимостью нового, с невозможностью полного возвращения к старому состоянию, качеству.

И, наконец, развитие носит направленный характер, оно предполагает движение материального объекта, прежде всего, по восходящей линии, то есть прогрессивную направленность как изменение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Примером поступательного развития является развитие форм движения материи, например эволюция биологических видов, смена общественно-экономических формаций. Направление в развитии следует понимать как объективную тенденцию совокупности происходящих при этом изменений.

Развитие – это высший тип движения, изменения в природе, обществе и мышлении, предполагающий переход от одного качественного состояния к другому, более совершенному. В отличие от движения, являющегося атрибутом, способом бытия материи, развитие присуще не сразу всем состояниям материи, но как способность оно тоже есть атрибут.

Все процессы развития делятся на две большие группы – материальные и духовные. Материальные процессы – объективная диалектика – это совокупность диалектических процессов в материальном мире. В отличие от материальных духовные процессы развития – субъективная диалектика – необходимо предполагают совершенствование человеческого мышления. К числу процессов духовного развития относится поступательное движение человеческого познания, науки, морали и других форм общественного сознания.

Между материальными и духовными процессами развития существует внутренняя связь. Развитие материальных объектов может происходить без развития духовных процессов, однако диалектика сознания не может быть без диалектики вещей.

Деление процессов развития на материальные и идеальные относительное, поскольку идеальные процессы развития в конечном счете связаны с материальными основами и являются отражением материальных процессов.

Диалектика как научная система включает в себя принципы, законы и понятийно-категориальный аппарат (язык диалектики). Законы регулируют и фиксируют отношения между категориями, а принципы – между законами. Принципы диалектики – это ее руководящие идеи, широкие основополагающие правила, которые составляют основание всей системы диалектической теории. К числу основных принципов диалектики относятся принципы конкретности и взаимодействия, развития, всеобщей взаимосвязи, причинной взаимообусловленности (принцип детерминизма), отражения. Центральным в диалектике как теории развития является принцип материального единства мира.

Законы диалектики выражают объективные связи и отношения в развитии материальных объектов. Они действуют независимо от того, познаны человеком или нет. Объективный характер диалектических законов означает также и то, что люди не могут создавать или отменять действие этих законов по своему произволу. Однако они в состоянии их познать и использовать в своей деятельности.

Диалектика рассматривает наиболее общие законы развития в единстве с особенными диалектическими закономерностями и представляет собой философское учение:

1) во-первых, о диалектическом развитии природы, а значит, об особенностях действия всеобщих законов развития в этой области (диалектика природы);

2) во-вторых, о социальной диалектике, то есть о специфике действия диалектических законов в обществе;

3) в-третьих, о познании, его диалектических законах и формах (гносеология);

4) в-четвертых, о развитии мышления (диалектическая логика);

5) в-пятых, о преобразовании мира, законах и формах практической деятельности (праксиология).

Таким образом, она выступает как учение о развитии материального мира, как всеобщая теория развития в природе и обществе, как теория познания и логика, как учение о практике. И, наконец, диалектика является методологией, поскольку в ее задачу входит разработка универсальных методов познания и преобразования мира, а также взаимодействия этих методов. Любая научная система содержит в качестве своего основания философские принципы, законы и понятийно-категориальный аппарат.

 

Основные законы диалектики.

Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и развития явлений. Категория «закон» в науках и философии есть одна из ступеней познания человеком единства и связей, взаимозависимостей сторон мирового процесса. Гегель в своей «Науке логики» выделил следующие моменты содержания категории закона:

1) закон есть прочное, остающееся, тождественное в явлении, «спокойное» отражение явлений;

2) закон не есть нечто потустороннее по отношению к явлению, а непосредственно в нем наличествует, проявляется;

3) закон есть существенное отношение, он отражает существенное в движении универсума;

4) законы мышления отражают характер мыслительных связей, и они – основа практической целесообразной деятельности человека.

Акцентируем внимание на том, что законы диалектики действуют независимо от того, познали ли мы их или нет. Люди не могут произвольно ни создавать, ни уничтожать законы природы и общества, и поэтому они могут успешно осуществлять лишь ту деятельность, которая согласуется с требованиями этих законов. Объективно правильное отражение законов познания должно учитывать, что в природе – а до сих пор большей частью и в человеческой истории – законы прокладывают себе путь бессознательно, в форме необходимости, среди бесконечного ряда случайностей, через них и вопреки им.

Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон вскрывает источник развития, заключающийся в том, что в каждом ограниченно целостном объекте, явлении, предмете изначально заложены противоположные качества, стороны, тенденции, единство и борьба которых составляют стимул, движущую силу развития.

Действие закона единства и борьбы противоположностей раскрывается в трех основных понятиях: «тождество противоположностей», «различие противоположностей» и «противоположность различий». Эти понятия в совокупности образуют категорию «диалектическое противоречие», действие которой и характеризуется рассматриваемым законом.

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практике, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике – положительные и отрицательные заряды; в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии – анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности – возбуждение и торможение – таков беглый перечень противоположностей, открытых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, осмысления процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой шкале занимают «предельные», крайние места. Например: верх – низ, правое – левое, сухое – мокрое, горячее – холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях. Соответственно они перестают быть противоположностями – сторонами противоречивого единства атома.

Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания.

Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями. Последнее в классово-антагонистических обществах находит свое выражение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социальной революции, замене старого общественного строя новым.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.

Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащих к классу однотипных с ним предметов.

Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость, коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

Чтобы понять существо этого закона, следует, прежде всего, выяснить, что такое качество и количество.

Возьмем, например, такой металл, как золото. Он обладает характерным желтым цветом, тягучестью, ковкостью, имеет определенную плотность и теплоемкость, температуру плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в целом ряде кислот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. Все это вместе взятое и отличает золото от других металлов.

Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других и есть его качество.

Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяет нам определять, различать их. Качественно различаются и общественные явления. Так, капитализм отличает от феодализма господство товарного производства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки.

Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягучесть и другие признаки золота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности – его качеством.

Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д.

Количественная характеристика присуща и общественным явлениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соответствующим уровнем, степенью развития производства. Государство располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми, энергетическими ресурсами.

Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своего рода граница, рамка, в которой предмет остается самим собой. Нарушение меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 357 оС. При температуре минус 39 оС ртуть затвердевает, а при 357 оС начинает кипеть, переходит в парообразное состояние.

Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Как было сказано, изменение количества в известных пределах не приводит к изменению качественного состояния предмета.

Но стоит только выйти за эти пределы, нарушить меру, как ранее казавшиеся несущественными количественные изменения обязательно приведут к коренным качественным превращениям. Количество перейдет в качество.

Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Качественное изменение в отличие от количественного выражается понятием скачка. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, образование и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.

Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к скачку (качественному изменению), – поломка детали машины из-за «усталости» металла. Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качественный переход, а происходит постепенное накопление элементов нового качества и отмирание элементов старого качества. Такие скачки длительны, постепенны.

Закон отрицания отрицания (или закон двойного отрицания). Это закон раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять его сущность и значение, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.

Термин «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной области, – указывал Маркс, – не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества – рабовладельческим, рабовладельческого – феодальным, феодального – капиталистическим. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

С возникновением нового, развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым – новейшим.

Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности, имеет место и в общественной жизни. Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т. д.

Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь