Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет философии техники и ее задачи. Соотношение философии науки и философии техники.



Предмет философии техники и ее задачи. Соотношение философии науки и философии техники.

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание " Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Итак, техника должна быть понята

как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

 

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний.

Философия техники (обобщённое) – это: особая дисциплина, располагающаяся в точке пересечения философии и верхнего слоя технического знания, в которое она входит в качестве составной части; - это та сфера духовной деятельности, где формируется мировоззренческие, нормативные и ценностные основы технического мира, сама идея технического, понимание техники, её места и роли в истории и т.д. Философию техники интересуют вопросы: что есть техника? что есть технический мир?

 

Необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является техника в виде технического устройства (артефакта). Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта. Результат технического сознания – выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре. Если техника, как техническое устройство (артефакт) - это объект технологии; артефакт плюс техническое действие – объект технической науки, Объект ф. т. - техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как феномен культуры. Предмет технологии – техническое действие. Предмет технической науки – техническое знание. Предмет философии техники – развитие технического сознания. Проблемы философии техники: проблема сущности, смысла и понятия техники/технологии; проблема формирования новой концепции природы; проблемы человека, создающего и использующего технику; проблема истоков технической деятельности; проблемы ответственности за использование техники.

Задачи философии техники

 

Как полагает большинство исследователей, философия техники призвана решать две взаимосвязанные группы проблем. В первую из них входит осмысление техники, уяснение ее природы и сущности, ее роли в истории цивилизации и в современном обществе (см. хрестоматия 6.4). Вторая группа проблем связана с анализом тенденций развития современных обществ и возможностей приостановки неблагоприятных тенденций путем технического совершенствования соответствующих сфер общественной и частной жизни.

 

Проблема соотношения науки и техники

 

В современной литературе по философии техники сформулировано несколько различных подходов к решению этой проблемы:

(1) Техника - это прикладная наука. Иначе говоря, наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Такая модель взаимодействия науки и техники получила название линейной. Несмотря на наличие в ней рационального зерна, она все-таки является чрезмерным упрощением реальных отношений, складывавшихся между наукой и техникой на протяжении столетий.

(2) Наука и техника развиваются автономно друг от друга, однако эти процессы являются все же координированными. Эту модель взаимодействия в литературе называют эволюционной. Координация развития науки и техники имеет эмпирическую составляющую: иногда наука использует технические устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технике. В эволюционной модели можно выделить три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: науку, технику и производство. Развитие каждой из них описывается по эволюционной схеме, принадлежащей С. Тулмину: создание новых вариантов (фаза мутаций) - отбор вариантов для практического использования (фаза селекции) - распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу (фаза диффузии и доминирования). Эта же схема приложима и к взаимодействию всех трех сфер. В науке создаются новые варианты, техника осуществляет их отбор, отобранные варианты распространяются в производстве.

(3) Наука развивалась в зависимости от уровня современной ей техники (точка зрения, в чем-то обратная линейной модели). Конкретизируя свою позицию, ее сторонники утверждают, что научное знание развивалось за счет исследования технических аппаратов и инструментов в попытке раскрыть загадки их функционирования. Конечно, такие исследования в истории науки неоднократно имели место. Но все же исследований другого типа было, по-видимому, гораздо больше.

(4) Наиболее реалистичной и соответствующей многим историческим фактам представляется позиция, в соответствии с которой, до конца XIX в. наука и техника действительно развивались обособленно, регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но в настоящее время развитие техники осуществляется именно на основе современных научных достижений. Вообще историю взаимоотношений науки и техники, как отмечают исследователи, можно разбить на четыре периода. В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.). Третий период - классический (до середины XIX века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий. Последний (четвертый) период (настоящее время) отмечен осуществлением комплексных исследований, интеграцией технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем дальнейшей дифференциацией и " отпочкованием" технических наук от естественных и общественных.

 

Природа техники

 

Сущность техники описывается в пространстве четырех координат: первая координата задается категорией " технико-использующая деятельность", вторая – категорией " технико-производящая деятельность", третья – категорией " техническое сооружение", наконец, четвертая – категорией " техническая среда". На схеме это можно изобразить так:

ТЕХНИКО-ПРОИЗВОДЯЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

ТЕХНИКО-ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕХНИЧЕСКАЯ СРЕДА

В этой схеме важно обратить внимание на средний элемент – техническое сооружение. Он выполняет роль своеобразного посредника. С одной стороны, техническое сооружение живет по законам деятельности и является продуктом технико-производящей деятельности, с другой – по законам природы и деятельности и является средством или условием технико-использующей деятельности. Подобное двойное существование техники – одна из причин сложности ее изучения. Одни исследователи делают акцент только на деятельностной сущности техники, другие сосредотачиваются также и на изучении ее природной основы, одни считают главной технико-производящую деятельность (сюда относятся многочисленные концепции инженерного и технического творчества), другие же – технико-использующую деятельность, поскольку есть исследователи, которые относят к технике только технические сооружения.

Основная проблема сущностного описания техники состоит, с одной стороны, в категориальном описании указанных здесь четырех планов (координат) техники, с другой – в таком совмещении этих планов, которое отвечает природе техники. Первое положение, которое в связи с решением этой проблемы можно сформулировать, звучит так: техника (техническое действие) существует только на пересечении, стыке технико-производящей и технико-использующей деятельностей. Второе положение утверждает связь двух сторон технико-использующей деятельности: один искусственный – деятельностный, другой – естественный, природный. Третье положение дополняет первое: техника (техническое действие) – это такой феномен, который осознается как техническая реальность, то есть то, что обладает характеристиками, соответствующими технико-производящей и технико-использующей деятельности. Четвертое положение: технико-производящая деятельность строится с опорой на специальные знания и картины мира, как бы опосредуется этими знаковыми средствами и представлениями. Наконец, пятое положение таково: влияние техники на природу, человеческое окружение и самого человека является неотъемлемый моментом техники.

 

Понятие технологии

 

Технология, действительно, все же как-то связана с техникой, и кроме того, не просто с техникой, а с цивилизационными завоеваниями, которыми мы обязаны естественным и техническим наукам, технике и техническим изобретениям. Когда мы сегодня, например, говорим о компьютерной и информационной технологии, то имеем в виду те новые возможности и даже целую научно-техническую революцию, которую эта технология несет с собой. Наблюдения показали, что о технологии заговорили после того, как люди отчасти научились управлять развитием производства и техники, когда они заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Другими словами, с понятием технологии связан такой смысл как возможность целенаправленного повышения эффективности техники. И не только техники. Дальнейший анализ показал, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда` связаны не только с новой техникой, но также с новыми формами кооперации, организации производства или деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с энергией и целеустремленностью усилий общества и государства и т.д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (то есть является механизмом новаций и развития), а по сути представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.), существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов.

 

 

Что такое техника?

Технику в толковых словарях обычно определяют как материальные средства, которые удовлетворяют человеческие потребности и облегчают труд.

В этом расхожем определении неверно всё, за исключением родового понятия: техника – это действительно «средства». Но – не только материальные, но и духовные. Далее, техника не удовлетворяет какие-то базовые человеческие потребности, разве что только те, которые сама и порождает. Наконец, техника не облегчает труд, хотя она и способна существенно изменять его формы.

Техника как средство

В самом широком смысле, техника - это и субъект и объект. Она раскрывается как средство в системе «цель – средство – результат».[2] Драма этой триады в том, что цель никогда не реализуется так, как она была задумана: в средствах по причине их материальности таятся не только те свойства, которые замышлял использовать инженер, но и другие, которые он не мог учесть. Поэтому результаты могут быть выше или ниже того, что задумывалось, но никогда результаты не могут быть точно такими, как задумывалось в цели.

Инфернальность техники

В технике всегда сидит Другой. Техника – это современная разновидность магии.[3] Через неё входит в мир инфернальное. Техника – это Мефистофель, который готов исполнить любое ваше желание, любую прихоть, и так он захватывает над нами власть. Мефистофель прикидывается абсолютным слугой. Поначалу он появляется в образе собаки - бесконечной услужливости.

«Бойтесь данайцев, дары приносящих». Данайцы 20 лет не могли взять Трою, пока хитроумный Одиссей не придумал Троянского коня. И он решил дело!

Мефистофель лукаво говорит о себе (лжет по обыкновению): мол, я та сила, которая желает зла, но творит добро. Сложность техники в том, что, по словам Булгакова, техника это серая магия, не белая, и не черная. Никогда не знаешь, как техника обернется.

В известной притче Уильяма Джекобса «Обезьянья лапа» усохшая обезьянья лапка, привезённая сержантом Моррисом из Индии, исполняет желания его друга Уайта, пожелавшего, в шутку, получить 200 фунтов. Появившийся страховой агент приносит 200 фунтов -- страховку за сына, погибшего во время аварии на заводе.

Перед нами притча о технике. Её более развернутый и сложный вариант –образ Мефистофеля в «Фаусте». Он выполняет любые желания, по существу, прихоти Фауста, потакая не свободе, а его произволу, и в итоге захватывает над Фаустом власть. Так и техника потакает нашим прихотям, особенно в нововведениях, а потом без неё мы уже не можем.

Символичен финал «Фауста»: лемуры роют уже слепому Фаусту могилу по приказанию Мефистофеля, а Фауст принимает стук лопат за осуществление задуманных им «великих строек». И здесь то он и произносит свои роковые слова: «Остановись мгновение! ». Мефистофель овладевает душой Фауста. Но только преданная Фаустом Гретхен спасает его, заступившись за Фауста перед Богоматерью.

Ситуация с техникой, в общих чертах, была ясна уже в эпоху Просвещения. Но человечество тупо продолжает идти по техническому пути.

И в национальном масштабе: нам кажется, что если мы слезем с нефтяной иглы, то решим наши национальные проблемы! «Давайте делать наукоемкую продукцию, и тогда станем мировыми лидерами, как Америка». Но что такое – эта наукоемкая продукция!? Это оружие. Что бы ученые не делали, у них всё равно получается оружие! Будем вооружаться сами и будем вооружать своих соседей! Но уже М.С. Горбачев прекрасно понимал ситуацию, порождаемую ядерным оружием: «Чем больше ядерного оружия, тем меньше мы можем рассчитывать на его послушное поведение» [4].

Нет, чтобы подумать о том, что история дает отставшей в техническом отношении России шанс в этой кризисной ситуации первой преодолеть техногенез, выйти из этой стихии или хотя бы радикально эту стихию ограничить!

Авантюрность техники

Поскольку мы не можем жить без технического прогресса, то мы не должны вводить в оборот еще не проверенную технику. В технике всегда есть момент авантюры.

Проведенное в 1944 г. первое испытание ядерного устройства закончилось благополучно. Но у физиков, этих современных магов, вызывавших потусторонние силы, тогда не было уверенности, что цепная реакция не пойдет дальше и не приведет к взрыву всего земного шара. Они боялись, но всё же нажали на красную кнопку. Пронесло.

Через 40 лет в Чернобыле в 1986 г. на 4-м блоке АЭС тоже ставили эксперимент. И тоже нажали роковую кнопку, отключив защиту. Но на этот раз не пронесло. Эти исконно славянские земли погибли навсегда. Время заражения сравнимо с временем существования славянских этносов.

Но вернемся на абстрактный уровень.

Техногенная цивилизация

Само понятие «техника» появилось в новых языках только в XVIII веке.[8] И это не случайно, так как, если традиционное общество воздерживалось от ставки на технику, [9] то новоевропейская цивилизация сделала технику главной стратегией своего существования и развития. Невиданная воля к технике характеризует Паустовскую цивилизацию.

Просветительский ответ на вопрос: «Почему человек зол? Отчего все несчастья? » - «Человек зол, так как он голоден, ему не хватает элементарных средств для выживания». Если с помощью «хитрости разума» заставим работать природу для удовлетворения наших потребностей, то мы сделаем человека добрым. Таков был замысел, проект новоевропейской цивилизации, созданный Ф. Бэконом и Р. Декартом.

Провал техногенного проекта

Однако через 300 лет выяснилось, что этот проект, по существу, провалился. Люди не стали добрее. Наоборот, войны стали более жестокими, относительные потери в войнах не сократились.[10] Оказалось, что техника не экономит труд, как надеялись еще в 1960-е гг.[11] Новоевропейская техника при всей своей изощренности не может побороть голод в мире. Половина человечества по-прежнему имеет нерациональную диету (с существенной нехваткой белков), недоедает или просто голодает, хотя уже в результате неолитической революции проблема голода могла быть решена. По-прежнему острым остается жилищный кризис во всем мире.

Вывод

Новоевропейская техника как центральный элемент в системе «цель – средство – результат» в разных отношениях предстает то в единстве с целью, то в единстве с результатом. В единстве с целью, в своей одухотворенности целью техника символизирует высшее, духовное. И выступает как момент становящейся ноосферы. В единстве с результатом, в своей результативности, техника предстает как принадлежащая к дольнему миру вещественности, миру косного вещества, враждебной нам техносферы.

Это и есть самая основа противоречий техногенной цивилизации.

12 Вопрос Технологический детерминизм.Технократия и технофобия.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Возник в 20-х 20 в. в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства. Приверженцы Т.Д. считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства.

Центральное понятие Т.Т. - технократия, под которой обычно понимают: 1) технических специалистов, носителей научно-технических знаний; 2) тип государственного устройства, при котором экономическая и политическая власть находится под контролем технических специалистов. Одна из первых концепций технократизма была разработана Вебленом. Она отразила обозначившееся в начале 20 ст. несоответствие между темпами изменения техники и формами организации деятельности, общественной жизни в целом, в частности, противостояние интересов технократии (руководителей производственного процесса) и бизнеса. Технократы в качестве приоритета видят общественный процесс в целом и необходимость устранения порождаемых им противоречий. Представители бизнеса, собственники на первое место ставят частный интерес. В 50-60-е 20 в. - начинается второй этап в развитии идеи технократизма. Он связан с именами Гэлбрэйта, Турена и др. Технический прогресс и связанные с ним организационные сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупных корпораций, власть в которых принадлежит технократии. Тем самым общество может трактоваться, в конечном счете, как система принятия решений - техноструктура (при сохранении значительной роли государства). Третий этап (70-90-е) эволюции Т.Т. связан с еще большим возрастанием в мире роли информационных технологий, формированием единой информационной инфраструктуры, усилением влияния техники и ее мира.

ТЕХНОФОБИЯ

понятие, выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его бытию. (Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.). Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как " вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях " техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение " идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. под воздействием бурного роста техносферы и ее амбивалентного (не только позитивного, но и разрушительного) воздействия на жизнь человеческих сообществ Т. получает широкое распространение в массовом сознании. Е.М. Бабосов

 

13 вопрос Социальная оценка техники. Социальная ответственность субъекта технической деятельности

Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство (артефакт), созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий действие (техника письма, техника плавания, техника вопросов и т.д.) Созидательный характер техники: техника есть основание, на котором стоит техногенная цивилизация: в аспекте творчества: средство реализации сущностных сил человека (форма материализации потенций человека и природы во всем их многообразии); в аспекте жизнедеятельности: средство решения экономических, экологических, коммуникативных, управленческих, культурных и других задач, средство благосостояния населения. Разрушительный: техника есть способ эксплуатации природы человеком; средство разрушения и природы, и человека. Проблемы негативных социальных и других последствий техники, проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии.

 

Изначальная цель инженерной деятельности - служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду с точными экономическими и четкими техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологичного применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми.

Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды и т.д. Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом. И хотя научно-техническая разработка остается делом специалистов, принятие решения по такого рода проектам - прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального, психологического, экологического ущерба, который может быть следствием реализации некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной жизни, неизбежным условием и следствием ее демократизации.

Оценка техники означает планомерное, систематическое, организованное мероприятие, которое анализирует состояние техники и возможности ее развития; 1)оценивает непосредственные и опосредованные технические, хозяйственные, в плане здоровья, экологические, гуманные, социальные и другие следствия этой техники и возможные альтернативы; 2)высказывает суждение на основе определенных целей и ценностей или требует дальнейших удовлетворяющих этим ценностям разработок; 3)вырабатывает для этого деятельностные и созидательные возможности, чтобы могли быть созданы условия для принятия обоснованных решений и в случае их принятия соответствующими институтами для реализации".

Оценка техники становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Вероятно, следовало бы говорить о социальной оценке техники, но в таком случае не фиксируются такие важные аспекты, как например, экологический. Иногда оценку техники называют также социально-гуманитарной (социально-экономической, социально-экологической и т.п.) экспертизой технических проектов. Оценка техники, или оценка ее последствий является междисциплинарной задачей и требует, подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными знаниями. Индивидуальная ответственность означает необходимость развития самосознания всех инженеров в плане осознания необходимости социальной, экологической и т.п. оценки техники.

 

Предмет философии техники и ее задачи. Соотношение философии науки и философии техники.

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание " Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Итак, техника должна быть понята

как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

 

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний.

Философия техники (обобщённое) – это: особая дисциплина, располагающаяся в точке пересечения философии и верхнего слоя технического знания, в которое она входит в качестве составной части; - это та сфера духовной деятельности, где формируется мировоззренческие, нормативные и ценностные основы технического мира, сама идея технического, понимание техники, её места и роли в истории и т.д. Философию техники интересуют вопросы: что есть техника? что есть технический мир?

 

Необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является техника в виде технического устройства (артефакта). Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта. Результат технического сознания – выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре. Если техника, как техническое устройство (артефакт) - это объект технологии; артефакт плюс техническое действие – объект технической науки, Объект ф. т. - техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как феномен культуры. Предмет технологии – техническое действие. Предмет технической науки – техническое знание. Предмет философии техники – развитие технического сознания. Проблемы философии техники: проблема сущности, смысла и понятия техники/технологии; проблема формирования новой концепции природы; проблемы человека, создающего и использующего технику; проблема истоков технической деятельности; проблемы ответственности за использование техники.

Задачи философии техники

 

Как полагает большинство исследователей, философия техники призвана решать две взаимосвязанные группы проблем. В первую из них входит осмысление техники, уяснение ее природы и сущности, ее роли в истории цивилизации и в современном обществе (см. хрестоматия 6.4). Вторая группа проблем связана с анализом тенденций развития современных обществ и возможностей приостановки неблагоприятных тенденций путем технического совершенствования соответствующих сфер общественной и частной жизни.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. C S: Предметом изучения « римского права» являются
  2. I. Предмет и задачи дидактики
  3. III. 1.-ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИНАМИКИ
  4. III. 3. ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ АНАТОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
  5. V. О предметах ведения Государственной Думы
  6. V1: РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  7. А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта
  8. Аксиологическое измерение науки
  9. Акт применения норм права: понятие, структура , виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  10. Актуальные проблемы предмета ГПП.
  11. Алгоритм формирования техники двигательных действий легкоатлетических упражнений. Характеристика и технология обучения технике легкоатлетического вида из школьной программы (по выбору).
  12. Анализ развивающей предметно-пространственной среды, МТБ


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь