Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РЕДАКТОРСКАЯ ШКОЛА В. Г. КОРОЛЕНКО



Первое выступление Короленко в печати относят к 1878 году, когда в газете «Новости» была помещена его первая коротенькая заметка. Начало собственно редакторской работы Короленко следует отнести к 1887 году, когда он вошел в редколлегию журнала «Северный вестник», по-настоящему редакторский талант Короленко раскрылся в журнале «Русское богатство». Это один из журналов-долгожителей – он издавался в Петербурге в 1876 – 1918 годах. В 1895 году Короленко становится сотрудником журнала «Русское богатство» и редактирует отдел беллетристики. В течение пяти лет Короленко ведет отбор материалов, ведет переписку с авторами, правит материалы. Кроме того, ему приходится работать с авторами «Северного вестника», которые продолжали направлять ему для анализа свои произведения.

Уважение вызывают многие качества Короленко-редактора. Прежде всего, его никогда не покидало чувство огромной ответственности за судьбы людей, с которыми сводила его судьба. Может быть, потому он и завел Редакторские тетради, в которых фиксировал успехи и просчеты авторов, следил за развитием их литературных способностей. Систематические записи о работе с авторами он ведет с 1888 года, с 1900 по 1921 год тетради становятся более подробными, включают конкретные рекомендации и советы. Особенно полные и обстоятельные записи посвящены произведениям молодых авторов. Короленко внимательно анализировал рукописи писателей из народа и относился к ним со всей требовательностью. Он не допускал снисхождения к работам малоподготовленных авторов и был категорически против существовавшего в те годы мнения, что произведения писателей из народа нужно публиковать в специальных сборниках и разделах журналов. Короленко был очень пунктуальным человеком, выступал против стихийности и субъективизма в редакторско-издательской практике.

В. Г. Короленко был правдив в своих оценках, «трезвую, резкую правду» предпочитал в своей работе с молодыми авторами. Литературное дело считал ремеслом трудным и доступным далеко не каждому. Предостерегал дилетантов о мнимой доступности, о необходимости постоянно работать над собой.

Говоря о редакторской школе Короленко, необходимо напомнить о трех стадиях развития профессиональных навыков литераторов. На первом этапе необходимо научиться правильно строить свою речь, затем наступает пора работы над индивидуальным слогом, третья стадия предусматривает овладение художественной формой – картиной, образом.

Основными формами редакторской работы Короленко считал советы авторам и письма-рецензии.

Свою задачу редактора Короленко видел в следующем: «Если уж издавать журнал ли, или газету, то только для того, чтобы стоять в том месте, где будущее встречается с прошлым. Ну, а тут больше всего и ударов. Считаю для себя за счастье, что они не минуют и меня».

 

ОПЫТ А. П. ЧЕХОВА-РЕДАКТОРА

 

Среди тех, кто наиболее плодотворно занимался редакторской деятельностью в России в конце XIX века, необходимо назвать А. П. Чехова. Он сотрудничал во многих изданиях, начиная с юмористических еженедельников. В конце 80-х – начале 90-х годов он руководил отделом беллетристики популярного ежемесячного журнала «Русская мысль». К работе в этом издании Чехова привлек Короленко.

Чехов не писал критических статей. Его замечания о задачах редактора и литературного редактирования содержатся в основном в его письмах.

Чувством такта и уважения к авторам отличаются письма Чехова. В частности, в письме к своему брату Александру, за литературной деятельностью которого он внимательно следил, Чехов делает следующую приписку: «Пишу это тебе как читатель, имеющий определенный вкус. Пишу потому также, чтобы ты, пиша, не чувствовал себя одиноким. Одиночество в творчестве тяжелая штука. Лучше плохая критика, чем ничего...»

Большое внимание уделял Чехов выбору темы. О месте человека в мире собственников, о непрочности мира, о завтрашнем дне учил он писать правдиво и достоверно. Из принципа правдивости выводил Чехов и такой критерий оценки художественного произведения, как достоверность фактического материала. Искажение фактов, предостерегал он молодых авторов, «коробит читателя и подрывает авторитет писателя».

Подчеркивая в письмах к авторам необходимость поработать над произведением – «спешить ведь некуда» – Чехов словно оправдывается: «Когда критикуешь чужое, то чувствуешь себя генералом».

Чехов охотно работал над чужими рукописями. Он был убежден, что благодаря сокращениям и редакторской правке сможет сделать рассказы, присланные в редакцию и забракованные ею, пригодными для печати. Скрупулезно и кропотливо устранял Чехов-редактор языковые и стилистические погрешности, нарушения языковой нормы. Мастер емкой и лаконичной фразы, Чехов предостерегал от излишнего употребления разговорных, просторечных слов и диалектизмов. Не советовал без необходимости употреблять иноязычные слова и канцеляризмы. Он считал, что любое отклонение от языковой нормы должно быть обоснованным, направленным на создание определенного настроения и характеристики героев произведения.

Подробно, доброжелательно, неторопливо анализирует Чехов авторские рукописи. Он советует, как исправить недостатки, как усилить эффект произведения. Однако не все, конечно, у начинающих получалось так, как предполагал Чехов. Для этого нужно было иметь талант такой же силы, как и у самого Чехова.

Особое внимание Чехов-редактор уделяет мелочам, деталям, которые и составляют картину. Чехов предостерегает молодых авторов от мелкотемья, штампов, неправильного выбора главного героя произведения.

Сохранилась рукопись рассказа писательницы Е. М. Шавровой «Софка» с правкой А. П. Чехова. Писатель Ю. Нагибин так комментирует чеховскую правку: «По-моему, - пишет он, - небольшой рассказ Е. Шавровой с чеховской правкой должен изучаться молодыми редакторами, как солдаты изучают устав боевой службы, что касается старых редакторов, то либо в них такое отношение к тексту уже выработалось всей долгой жизнью в своей профессии, либо уже не выработается никогда».

Среди прочих заслуг Короленко и Чехова следует, кроме умелой работы с текстами, выделить и еще одну – они первыми отметили талант молодого Горького. Если о роли Короленко в его судьбе хорошо сказал сам Горький, то об отношении к нему Чехова свидетельствует следующее письмо Антона Павловича молодому писателю:

«...Вы спрашиваете, какого я мнения о Ваших рассказах. Какого мнения? Талант несомненный и при том настоящий, большой талант. Например, в рассказе «В степи» он выразился с необыкновенной силой, и меня даже зависть взяла, что это не я написал. Вы художник, умный человек. Вы чувствуете превосходно. Вы пластичны, т. е., когда изображаете вещь, то видите ее и ощупываете руками. Это настоящее искусство. Вот Вам мое мнение, и я очень рад, что могу высказать Вам его. Я, повторяю, очень рад, и если бы мы познакомились и поговорили час-другой, то Вы убедились бы, как я высоко Вас ценю и какие надежды возлагаю на Ваше дарование...»

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСOК

 

А.М. Горький и В.Г. Короленко: Переписка, статьи, высказывания. - М.: Гослитиздат, 1957. С. 44.

В.Г. Короленко о литературе. - М.: Гослитиздат, 1957. С. 495 – 496, 509 – 511, 521 – 522, 547 – 548, 581 – 582, 590 – 591.

Видуэцкая И.П. А.П. Чехов и его издатель А. Ф. Маркс. – М.: Наука, 1977. С. 58 –94.

Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917). Наука, 2001 – 464 с.

Книговедение. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 153, 373, 524.

Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10 т. – Т. 10. – М., 1955. – С. 469.

Летов Б.Д. Короленко – редактор. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, - 217 с.

Литературное наследство. Т. 68, Чехов. – М., 1960. С. 838 – 844.

Нагибин Ю. Чехов редактирует // Литературная учеба. - 1979. - № 3.

Негретов П.И., В.Г. Короленко: Летопись жизни и творчества 1917 – 1921 (Под ред. Храбровицкого А. В.). – М.: Книга, 1990. - 288 с.

Паперный З. Чехов – редактор Чехов //В мире книг. – 1977. - № 7.

Сытин И. Д. Жизнь для книги. – М., 1960. – С. 67.

А. П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем. - М., 1949. Т. 13. - С. 214 – 215; Т. 15. С. 10 – 11, 33, 319 – 320; Т. 16. С. 184, 214 – 215; Т. 17. С. 375 – 376.

Чехов в воспоминаниях современников. - М., 1960. С.462.

 

ГЛАВА 10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕДАКТОРСКОЙ

ШКОЛЫ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В начале XX века значительно выросли масштабы издательской деятельности. Большим читательским спросом пользовалась экономическая и политическая литература. К 1905 - 1907 годам в стране сформировалась многопартийная политическая система со всеми ее сложностями. В то время существовало около 70 партий различных направлений. Многие партии имели свои издательства. В конце XIX - начале XX веков наряду с литературой, издаваемой официально,

существовала нелегальная печать.

Членами пролетарской партии подпольно издавались листовки, прокламации, брошюры. В 1896 году в Женеве было организовано печатание сборников «Работник». В 1900 году начала выходить большевистская газета «Искра». У большевиков были также газеты «Вперед», «Пролетарий», издаваемые в Вене в 1904 – 1905 годах, «Социал-демократ» (1908 – 1917), «Звезда» (1910 – 1912 ), «Правда» (с 1912), журналы. Кроме того, в 1906 году большевики открыли свое издательство «Вперед», руководство которым было поручено В. Д. Бонч-Бруевичу. Издательство просуществовало до 1907 года, и было закрыто властями. В стремлении легально издавать большевистскую литературу большевики открывают издательство «Зерно» во главе с М. С. Кедровым, в 1910 году – издательство «Жизнь и знание», в 1912 году – издательство «Прибой».

Большевики первыми в России организовали обучение журналистов: на Капри в 1909 году, в Болонье (1910), в Лонжюмо под Парижем (1911).

Литература, издаваемая большевистскими издательствами, освещала жизнь рабочих и крестьян, критиковала представителей правящего класса и открыто призывала народ к борьбе за свои права. Такие призывы не устраивали правительство, поэтому между представителями издательств и цензурными комитетами часто возникали конфликты. Так, было конфисковано выпущенное издательством «Зерно» двухтомное собрание сочинений В. И. Ленина «За 12 лет», в 1914 году было закрыто издательство «Прибой», возобновившее свою работу лишь после февральской буржуазной революции.

О принципах редактировании большевистской литературы, о задачах литераторов подробно и популярно рассказывал в своих работах В. И. Ленин. Он указывал на необходимость неразрывного единства политического, научного и литературного редактирования. Главным принципом большевистской литературы была партийность. Этому принципу посвящена статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», опубликованная в 1905 году. К работе над текстами допускались лишь проверенные, политически грамотные люди, которые могли умело вести пропаганду и агитацию за большевистские идеи.

В 1898 году было открыто демократическое издательство «Знание», просуществовавшее до 1913 года. С 1900 года творческой работой в издательстве руководил А. М. Горький. Он сумел объединить вокруг себя писателей-реалистов, лучших литераторов того времени. «Знание» выпускало также естественно-научные и социологические исследования зарубежных авторов.

В издательстве «Знание» был организован выпуск массовой серии «Дешевая библиотека», в программу которой вошли 160 произведений русской и зарубежной классики. В 1905 году при издательстве в составе редколлегии «Дешевой библиотеки» была создана партийная редакционная комиссия, которая начала выпуск общественно-политических изданий. В состав комиссии вошли Ленин, Луначарский, Воровский и другие.

В 1915 году по инициативе Горького в Петербурге было открыто демократическое издательство художественной и общественно-политической литературы «Парус».

Ведущее место в стране по объему выпускаемых книг в начале века принадлежало Петербургу. Однако перед революцией 1917 года значительно возрос объем книжной продукции, выпускаемой в Москве, развивалось книгопечатание и в таких крупных провинциальных городах, как Казань, Саратов, Нижний Новгород и др.

После революции 1905 года были несколько смягчены требования цензуры, а 26 апреля 1906 года вышел новый указ о цензуре, который давал право судебным органам возбуждать уголовное преследование за издание «преступных» книг. Были конфискованы тысячи книг.

Наряду с большевистской литературой существовала литература либералов, представителей буржуазной интеллигенции. Выпускались книги религиозного характера, научные исследования, учебники. Среди изданий светского характера популярностью пользуются детективы, любовные романы, декадентские стихи. Редакторы, работавшие над этой литературой, заботились о ее занимательности и доступности.

В период от февраля к октябрю 1917 года большевистские издательства выпустили 125 изданий, издательства других политических партий – 630. Меньшевистскую, эсеровскую и кадетскую литературу выпускали еще порядка 40 издательств.

В борьбе за читателя издания вели полемику между собой, разоблачали и критиковали друг друга. В этой борьбе фиксировались серьезные ошибки и неточности, а также личные качества сотрудников.

Происходит концентрация издательского дела. Так, фирма А. Ф. Маркса становится частью издательского комплекса И. Д. Сытина. В 1914 году «Товарищество И. Д. Сытина и К» выпускало четверть всей книжной продукции страны. В издательстве Сытина выходили учебники и учебные пособия, книги, брошюры, газета «Русское слово» (1897 – 1917), журналы «Вокруг света» (1891 – 1917), «Искра» (1901 – 1916). Кроме того, издательство Сытина выпускало энциклопедические издания: «Военная академия» в 18 томах, «Детская энциклопедия» в 10 томах, собрания сочинений известных русских писателей, а также издания для крестьян и ремесленников.

С приходом в Россию иностранного полиграфического оборудования появляется больше возможностей улучшения художественного оформления книги. В самом конце XIX века в России открываются две иностранные издательские фирмы – «Брокгауз и Ефрон» и «Просвещение». Обе являлись дочерними предприятиями крупных германских издательств.

Октябрьская социалистическая революция поставила новые задачи в области книгоиздательского дела. Главные направления были определены Декретом о печати, подписанным В.И. Лениным и опубликованным 10 ноября (27 октября) 1917 года. Декрет определил пути развития советского книгоиздательского дела, сформулировал основные принципы политики Советской власти по отношению к буржуазной печати. Были закрыты антиправительственные органы прессы, в числе которых контрреволюционные – «Биржевые ведомости», «Русская воля», бульварная «Газета-копейка», кадетская «Речь», «Новое время» и др. До конца 1917 года было закрыто более 120 изданий. Высвободившееся типографское оборудование стало использоваться для печатания советских изданий. Главной задачей издательств нового типа было не создание рентабельного, прибыльного производства, а «удовлетворение духовных запросов народа, коммунистическое воспитание и просвещение масс».

В конце 1917 года стали открываться советские издательства. Первое из них – Литературно-издательский отдел (ЛИО) Наркомпроса - было создано по инициативе Ленина. В его задачи входило издание художественной, научно-популярной и педагогической литературы. В первую очередь должны были издаваться произведения русских классиков, близкие трудовому народу.

Осенью 1918 года при Наркомпросе по инициативе Горького было организовано издательство «Всемирная литература». Это было первое в Европе издательство, в задачи которого входило знакомить читателей не только с творчеством отдельных писателей, но и целых литературных школ и направлений. К работе Горький привлек более 80 признанных писателей, историков, литературоведов. Каталог изданий «ВМ» включал более 1500 книг.

В годы гражданской войны открывается Российское телеграфное агентство (РОСТА). С осени 1919 года агентство выпускало «Окна сатиры РОСТА» – оперативные отклики на события, плакаты вывешивались первоначально в окнах пустующих магазинов, откуда и пошло их название. Поскольку плакаты освещали впоследствии не только сатирические темы, их стали называть «Окна РОСТА». Среди тех, кто внес наиболее весомый вклад в выпуск «Окон», был В. В. Маяковский. Им написано порядка 80 процентов текстов и нарисовано 350 – 400 плакатов.

Продолжали свою деятельность в первые годы Советской власти и крупные издательские фирмы - И. Д. Сытина, Сабашниковых, И. П. Сойкина и др. Вместе с ними возникали новые частные и кооперативные издательства обществ, союзов, научных организаций и литературных групп. Так, кооперативное книгоиздательское товарищество «Колос», основанное в 1918 году, издавало книги по социологии, истории литературы, мемуарные и библиографические издания.

В годы гражданской войны ощущался недостаток бумаги и полиграфических мощностей. В связи с этим было организовано печатание русских книг за границей. В 1919 году под руководством Горького в Берлине было открыто издательство З. И. Гржебина, которое занималось выпуском сокращенных изданий русских писателей. В редакцию входили А. А. Блок, К. И. Чуковский. Однако книги за границей печатались медленно, их было сложно контролировать и финансировать, и проблемы книгопечатания решены не были.

Существование государственных, частных, акционерных и кооперативных издательств не могло удовлетворить потребностей страны в книге, не отвечало и запросам государства. Была необходима централизация издательского дела.

12 июля 1918 года Совнарком принимает постановление «Об организации полиграфического дела», что явилось первой попыткой централизации издательского дела. Был нужен орган, контролирующий и направляющий всю книгоиздательскую деятельность в интересах молодой советской республики. Коллегия Наркомпроса в ноябре 1918 года приняла решение организовать Центральный книжный комитет, в задачи которого входило планирование издательской деятельности, очередность выпуска продукции, ценообразование, учет и распределение.

20 мая 1919 года ВЦИК принимает постановление о создании единого Всероссийского государственного издательства при Наркомпросе. Произошло слияние издательств ЛИО, ВЦИК, Петроградского и Московского Советов, «Коммуниста», а также крупных кооперативных организаций. Это было крупнейшее универсальное издательство. В 1920 году Госиздат выпустил одну треть всей книжной продукции. Количество частных и кооперативных издательств и их доля в выпуске книжной продукции значительно уменьшились.

Госиздат в середине 1923 года после утверждения Совнаркомом «Положения о Госиздате» становится коммерческим предприятием, которому была передана монополия на выпуск собраний сочинений классиков марксизма-ленинизма, а также учебников. Другие издательства могли заниматься выпуском этой литературы лишь с ведома Госиздата.

В 1924 – 1927 годах Госиздатом было выпущено 17 процентов общего числа изданий и 33 процента общего тиража книг, выпускаемых в стране. В ведении Госиздата было 75 процентов всего книжного оборота. Деятельность издательства была направляющей в системе книгоиздательского дела СССР.

Изменяется внешний вид книг, выпущенных Госиздатом: место брошюры, очень распространенной еще в 1922 году, занимает солидная, хорошо изданная и переплетенная книга. Другой серьезной заслугой Госиздата было снижение цен на выпускаемую продукцию. Выпущенные миллионными тиражами произведения классиков марксизма-ленинизма и учебная литература отличались самыми низкими в истории издательского дела ценами.

В систему Госиздата входило четыре типографии и одна нотопечатня. Штат состоял из 7 000 рабочих, инженеров, техников. Не случайно продукция, выпущенная Госиздатом в 1930 году, составила 304 млн. экз. и в 2, 4 раза превысила продукцию всей России, выпущенную в 1913 году.

Развитие Госиздата шло по следующим направлениям: концентрация, типизация издательств и централизация руководства.

Руководители страны Советов хорошо понимали роль книги в воспитании масс, в борьбе за построение коммунистического общества, к которому стремился советский народ. Вопросы печати обсуждались на совещаниях всесоюзного масштаба. VI Всесоюзный съезд работников печати, состоявшийся в январе 1928 года, рекомендовал в основу рационализации книгоиздательского дела положить принцип типизации издательств по характеру литературы и ее социальному назначению. Было намечено ускорить разработку плана реорганизации издательского дела страны. Для этого нужно было уточнить объем работы Госиздата, устранить параллелизм в работе издательств, разграничив их деятельность, ограничить деятельность ведомственных издательств.

Госиздат и его отраслевые отделы стали в дальнейшем базовыми для создания самостоятельных типизированных издательств, объединившихся в 1930 году в ОГИЗ (Объединение государственных книжно-журнальных издательств РСФСР).

Во время своего существования Госиздат формировал тематику изданий, его работа отражала волю партии и государства. За работой издательства внимательно следил В. И. Ленин. Он требовал повышения качества выпускаемой продукции, применения строгих мер к виновникам опечаток и работникам, допустившим брак в оформлении книг.

Большое внимание в первые годы Советской власти уделялось изданию технической, естественно-научной, а также научно-популярной литературы.

Велика была потребность в художественной литературе и изданиях для детей и юношества. К работе над произведениями этой тематики привлекались наиболее опытные и внимательные редакторы, в числе которых А. А. Блок, В. Я. Брюсов, К. И. Чуковский. Была подготовлена серия «Народная библиотека», иллюстрировали которую лучшие художники того времени А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев и др. Сочинения русских классиков издавались по матрицам книгоиздателя А. Ф. Маркса.

Тематике и принципам оформления литературы для детей много внимания уделял А. М. Горький. Книги выходили сериями: «Народно-школьная библиотека», «Библиотека для семьи и школы», «Библиотека детского чтения», «Библиотека русских классиков для школы и самообразования» и др. Выпуск на русском языке сказки татарского автора Г. Тукая «Шурале» послужило началом издания литературы народов СССР для детей.

В 1925 году при Центральном издательстве народов СССР были открыты школа подготовки типографских рабочих и книжная фабрика.

Специфику редактирования в советский период определяли три главных требования: партийность, народность, массовость. Для работы над книгой редактору необходимы были не только профессионализм, высокая культура и эрудиция, знание норм литературного языка и грамотность, но и владение марксистско-ленинской теорией, знание актуальных проблем внутренней и внешней политики страны.

Большое внимание вопросам печати уделял В. И. Ленин. Он подчеркивал необходимость неразрывного единства политического, научного и литературного редактирования.

В годы становления Советского государства сформировалась публицистика нового типа, которой были присущи классовость, партийность, агитационный характер. Советскую публицистику отличал пропагандистский характер, идейная направленность и действенность. К руководству редакционными коллективами, а также к работе над отдельными видами литературы допускались только члены партии, люди, проверенные и надежные в политическом отношении.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Архив А. М. Горького. Т. 10, кн. 2., 1964-1965, Москва. С. 125

Баренбаум И.Е. История книги. – М.: Книга, 1984. С.146 – 191.

Вольфсон М. Б. Пути советской книги. – М., 1929.

Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. 3-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2001.- 447 с.

Горький А. М. Собр. соч. в 30-и т. - М.: Гослитиздат, 1949-1955. Т. 25. С. 56 – 62, 100 – 103, 116 – 125, 146 – 153, 470 – 484; Т. 30 С. 270, 534.

Динерштейн Е.А. Положившие первый камень: Госиздат и его руководители. – М., 1972. С. 5, 11, 54.

Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917). Наука, 2001 – 464 с.

Издательское дело в СССР (1923 – 1931): Сб. документов и материалов. – М.: Книга, 1978. С. 146.

Книговедение. Энциклопедический словарь. - М., 1982. С. 148, 585.

Кузьмин Н. Режиссер книги //Вечерняя Москва. – 1971. - 22 апреля.

Лихтенштейн Е.С., Осетров Е.И. Советская книга на службе мира и гуманизма. – М.: Книга, 1972. С. 72.

Малыхин Н. Г. Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР. – М.: Книга, 1965.

Назаров А. И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя. 1917 – 1923. – М., 1968.

О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: Сб. документов и материалов. – М., 1972. С. 389.

Средства массовой информации и пропаганды. - М., ИПЛ, 1984. С. 212, 262.

Теория и практика редактирования: Хрестоматия. – М., 1990. – 382 с.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь