Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 3.ЗАРОЖДЕНИЕ РУКОПИСНОЙ КНИГИ В РОССИИ
Зарождение рукописной книги на территории России относят к глубокой древности. Из датированных рукописных книг сохранились Новгородские минеи (1095-97), «Псалтырь» 13 века и «Паримейник» (1271) и некоторые другие. Перепиской книг в монастырях и при княжеских дворах занимались специальные переписчики, а в городах – профессионалы-ремесленники. Писцы запоминали переписываемый отрывок и, передавая смысл, могли отступить от оригинала, сознательно приближая текст к своему языку или диалекту. Книги на иностранном языке переписывались более тщательно. Художники также вносили свои изменения при воспроизведении украшений, руководствуясь собственным вкусом или пожеланиями заказчика. Таким образом, после переписки получался новый вариант. В XV – середине XVI веков объем рукописных книг растет. К тому времени уже имелись многотомные рукописные труды, летописные своды. Среди рукописных изданий особое место занимает первая российская рукописная газета под названием «Вестовые письма, или Куранты», которая состояла из новостей, взятых из иностранных газет. Информационным поводом для газетных материалов служили сражения, взятия городов, приемы послов и т. д. «Куранты» выходили два-четыре раза в месяц в двух-четырех экземплярах для царя и его ближайшего окружения. В XVI веке митрополит Макарий собирает Великие минеи четьи – «все читаемые в Русской земле книги» он располагает по порядку месяцев и дней года. В минеи четьи вошли произведения церковно-повествовательной литературы. Другой заслугой мирополита Макария стало создание в каллиграфической мастерской, которой он руководил в Москве, лучших образцов вязи – декоративного письма. Это произошло в середине XVI века. В 1551 году Иван Грозный заговорил о необходимости единообразия в церковных книгах. На Стоглавом соборе он, в частности, сказал: «Писцы пишут с неправленных переводов, а написав не правят же… и по тем книгам в церквах божиих чтут, и поют, и пишут с них». Единообразия в книгах можно было достичь лишь с введением книгопечатания. Во второй половине XVI века Иван Грозный лично редактирует Лицевой (иллюстрированный) летописный свод в десяти томах. В нем изложена всемирная история от сотворения мира до времен Ивана Грозного. Поскольку в последнем томе были описаны события, связанные непосредственно с деятельностью Ивана Грозного, царь был лично заинтересован в редакторской правке. Исследователями, в частности К. М. Накоряковой, доказано, что редактором этого тома был лично Иван Грозный. Он сверял фактический материал, вносил сокращения и изменения, давал личные указания художникам. Свод состоял из 9 тыс. листов и был украшен 16 тыс. миниатюр. Иван Грозный хорошо понимал силу слова и широко использовал его в борьбе с мятежным боярством. Силу и возможности печатного слова по достоинству оценили также Борис Годунов и патриарх Иов, царь Алексей Михайлович и другие российские государи. Однако книгопечатание на Руси вводилось очень медленно. Рукописные традиции жили еще многие десятилетия, а в некоторых отраслях литературы – и столетия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баренбаум И. Е. История книги. - М.: Книга, 1984. С. 49 – 54, 57- 62. Книговедение. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 91, 194, 263, 375 –376, 583. С. Лихоткин К....Понеже жизнь есть движение / Нева. – 1994. № 4. С. 315 – 319. Накорякова К. М. Редакторское мастерство в России XVI – XIX вв.: Опыт и проблемы. – М., 1993. – 195 с. Теория и практика редактирования: Хрестоматия. – М., 1990. – 382 с. Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIII вв. - М.: Наука, 1968. С. 370 - 382. Уртминцева М. Г. Словарь русской литературы. - Нижний Новгород, 1997. С. 348 – 349, 454 – 455. Шарков О. Первопроходец.//Нева. 1994. № 5–6. С. 330 – 338.
ГЛАВА 4. НАЧАЛО ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И РЕДАКТИРОВАНИЯ В РОССИИ В XVI – XVII ВЕКАХ
До начала XVI века производство печатных книг было сосредоточено в основном в Москве, на Московском печатном дворе - крупнейшей русской типографии XVII – XVIII веков. В начале 20-х годов XVII века здесь, в частности, работали четыре мастерские - Кондрата Иванова, Аникиты Фофанова, Осипа Неврюева и Никона Дмитриева. В конце 20-х годов именно на Московском печатном дворе начинается специализация труда – появляются такие специальности, как наборщики, печатники-тередорщики, батырщики, наносившие краску на формы, разборщики а также мастеровые – словолитцы, знаменщики, резцы, переплетчики, столяры и кузнецы. В 1648 году здесь была напечатана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в 1649 году – свод законов «Уложение» царя Алексея Михайловича. Это были первые светские книги. О их популярности свидетельствует тот факт, что «Грамматика» издавалась дважды, а «Уложение» - трижды. В 1678 году от Московского печатного двора отделилась Верхняя, кремлевская типография, которая финансировалась из государственной казны. Типография пользовалась правами частного предприятия. Здесь в 1681 – 1683 годы печатались бланки для царских грамот. Верхняя типография была освобождена от церковной цензуры. Ее основатель русский и белорусский писатель и просветитель Симеон Полоцкий в царских покоях Кремля напечатал в 1679 –1683 годах 6 книг –«Букварь», «Историю о Варлааме и Иосафе», «Псалтирь в стихах» и др. В изданиях Верхней типографии появляется гравюра, что позволяет дополнить словесный образ изображением, а также стихотворные подписи к иллюстрациям. Таким образом, рождается новый прием передачи информации – композиция. Издания С. Полоцкого были близки к европейской модели книги того времени. В связи со специализацией редакционно-издательского труда появляется новая специальность – справщик, в обязанности которого входило редактирование, корректирование текста, он выполнял и роль цензора. В обязанности справщиков входило: «1. …исправлять книжное правление, дабы в печатании книжном таковых погрешностей не было, и когда каковую книгу вновь в типографию напечатать повелено будет и прислан будет письменный оригинал, то с того оригинала правильной палаты писцы должны переписать копию, которую, прочитав с справщиками, отдают наборщикам для набору. 2. С означенной переписной с подлинного оригинала копии те наборщики, набрав, велят тередорщику с батырщиком на том наборе напечатать лист на приправочной бумаге и оные наборщики, прочитав, должны взнесть в правильную палату к правлению. 3. Взнесши в правильную палату, те чтецы и писцы со оною переписною с подлинного оригинала копиею, оный напечатанный лист прочитав, выправят и велят еще лист напечатать для правления справщиком. 4. А справщики, выправя, велят подлинные печатать тысячные листы, коликое число указом повелено будет напечатать завод или два таким же способом, как и с печатных книг делается. А завод называется 1200 книг». Справщиком Московского печатного двора в 1678 – 1689 годах был соратник С. Полоцкого Сильвестр Медведев (1641 – 1691). Один из образованнейших людей своего времени, он, как и С. Полоцкий, вносил последнюю правку в отредатированные тексты. Впоследствии С. Медведев унаследовал, а затем и пополнил библиотеку С. Полоцкого. Свидетельством редакторского подхода к выпуску первопечатных книг стала деятельность белорусского первопечатника и просветителя Франциска Скорины (до 1490 – не позднее 1551) и русского первопечатника и просветителя Ивана Федорова (ок. 1510- 1583). Издания, выполненные Ф. Скориной, отличались высоким художественным вкусом. Они содержали много иллюстраций, инициалов, заставок. Ф. Скорина сам писал предисловия, послесловия, примечания. В одной из книг Библии был помещен титульный лист, в двух изданиях опубликовал свой портрет. Начало книгопечатания в России относится к 50-м годам XVI века. В период между 1553 – 1564 годами было напечатано три Евангелия, две Псалтыри и две Триоди. Так как в этих книгах отсутствовали выходные данные, их стали называть анонимными. Первой русской датированной книгой, как уже отмечалось, является «Апостол» Ивана Федорова. Это выдающееся произведение русского печатного искусства. Книга выполнена черной и красной краской с применением двухпрокатной печати с одной формы. Первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец отредактировали книгу, освободив ее от архаизмов и неславянских выражений и оборотов. Следующей книгой, которую издали первопечатники, был «Часовник», текст которого также был ими отредактирован. Достаточно вольное обращение первопечатников с текстом религиозных книг было осуждено церковью. Иван Федоров и Петр Мстиславец обвинялись в ереси и вынуждены были покинуть Москву. Заметными вехами в выпуске книг богослужебного содержания стали «Апостол» (1564), «Евангелие» учительное (1569), «Новый завет» (1580), Острожская библия И. Федорова. Работая в Москве, Белоруссии и на Украине, Иван Федоров внес огромный вклад в развитие культуры и просвещения славянских народов. Присущие ему стремления высокого патриотизма и просветительства стали главными отличительными чертами представителей русского книгопечатания впоследствии. Несмотря на то, что уже существовала технология книгопечатания, большинство книг в России в XVII веке были рукописными. Таким положение оставалось вплоть до XVIII века. Причин тому было несколько: несовершенство технологии, дороговизна, привычка к рукописным текстам. Центрами книжного рукописного дела оставались по-прежнему монастыри. На протяжении всего XVII века в Москве было напечатано 483 книги, которые по содержанию специалисты разделили на три группы: 1) литургические, церковно-служебные или культовые; 2) религиозные, но не литургические, предназначенные для чтения вне церкви; 3) не религиозные. К последним относились буквари и азбуки, военные руководства, свод законов. Роль цензора и редактора, как правило, выполняла церковь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баренбаум И. Е. История книги. - М.: Книга, 1984. С. 26 – 48, 49 – 52. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. – М., 1984. – с. 289. Есин Б. И. История русской журналистики (1703 – 1917). Уч-мет. комплект. Наука, 2001 – 464 с. Накорякова К. М. Редакторское мастерство в России XVI – XIX вв.: Опыт и проблемы. – М., 1993. – 195 с. Орлов А., Смирнов Ю. В начале века // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. С. 314 – 319. Теория и практика редактирования: Хрестоматия. – М., 1990. – 382 с.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы