Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Курран Дж. Медиа и демократия: переосмысление
1. Каким образом идеи Юргена Хабермаса могут быть использованы при рассмотрении роли СМК в демократическом обществе? 2. Опишите и дайте общую характеристику модели демократических СМК. 3. Ядро (системы) массовой коммуникации: способ формирования, функции, проблемы, модели управления вещанием. 4. Сектор гражданских СМК: назначение, структура, функции, трудности. 5. Сектор профессиональных СМК: назначение, специфика, функции. 6. Сектор частных предприятий и сектор социального рынка: специфика, функции, способы организации. 7. Как данная модель демократических СМК реализуется в настоящее время в России? И.П. Яковлев Теории массовых коммуникаций Печатается по: И.П. Яковлев. Основы теории коммуникаций. СПб, 2001.
Теория массового общества СМИ являются социальным институтом, взаимодействующим не только с аудиторией, но и с другими экономическими, политическими, культурными институтами общества. Теория массового общества рождалась во второй половине XIX века, когда активно шел процесс индустриализации и урбанизации, ломки традиционного образа жизни, вытеснения феодальной аристократии с экономической и политической арены. Медиа вписывались в это новое время, активно участвовали в формировании индустриально-капиталистического общества. Стала расти потребность все больших масс людей в информации Печатные прессы и линотипы позволили снизить цены на газеты, что привело к широкому распространению дешевой «желтой» прессы В начале XX века во всех отраслях были свои бароны. В прессе наиболее крупным считался В. Херст. Он скупал прогорающие издания и превращал их в доходные предприятия, доказывая тем самым, что они ничем не отличаются от бизнеса. Главным секретом его успеха было обслуживание читателей с низким доходом. Содержание включало много картинок, сериалы историй и комиксы. К особой точности в сообщениях не стремились. Событиям придавали выгодную окраску. Главными аргументами явились успех у публики и доход. Надо было уловить то, что хотят люди, а затем воздействовать на них В этот период рождалась теория массового общества Ее социальными опорами стали монархисты и революционеры. Первые защищали интересы слабеющих элит, а вторые — эксплуатируемых масс. Они критиковали прессу за упрощенность и отстаивание интересов эксплуататоров. Основные положения теории массового общества: • СМИ имеет силу прямого воздействия на умы средних людей; • это злая опасная сила, за которой нужен постоянный контроль; • СМИ разлагают сознание людей, что приводит к негативным личностным и социальным последствиям; • массы людей для медиа, потому что они отрываются от традиционных социальных институтов, защищавших их от манипуляций; • СМИ инициируют хаос, что чревато установлением тоталитарного порядка; • массмедиа подрывают высшие формы культуры и ведут цивилизацию к упадку. Ожесточенные споры сторонников и противников теории велись в течение века, но в 1960-х годах стало ясно, что первые потерпели поражение. Споры о массовой культуре продолжаются и сегодня, хотя о деградации общества под влиянием СМИ речи уже не идет. Тоталитаризм же возможен, но не является неизбежным. Социальный и культурный хаос не состоялся. Проявления массового общества имеют место во всех странах, но их сила зависит от конкретных условий. Так, советское и российское общество на рубеже 1990-х годов в значительной своей массе было охвачено общими демократическими ожиданиями, в том числе и под влиянием СМИ. В целом теория массового общества преувеличила силу влияния СМИ. Средний человек оказался лучше, чем о нем думали, и не во всем и не всегда поддается манипулированию. В рамках концепции массового общества возникло несколько конкретных теорий о влиянии СМИ на людей. Необходимо упомянуть о некоторых из них. Теория пропаганды. Массмедиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оправдывает средства и надо любыми способами убедить людей отказаться от «неправильных» идей и принять те, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропагандистскую роль. Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропаганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задачи. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты. Применительно к ПР также употребляют слова «белый» и «черный», хотя значения их не совпадают с содержанием пропаганды. В то же время элементы всех видов пропаганды можно обнаружить в ПР, особенно в сфере политики. Теория магической пули. Эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному влиянию. В этом заключается магическая сила СМИ. Классическим аргументом в пользу этой теории является эффект от передачи по радио в 1938 году текста Г. Уэллса о высадке марсиан на землю. Многие американцы, не зная, что это литературный текст, восприняли его как сообщение о реальном событии. Возникла массовая паника. Этот факт свидетельствует о том, что в определенных условиях воздействие СМИ может иметь магическую силу. Но это возможно только в определенных обстоятельствах. Американский эффект возник в результате уловки продюсера О. Уэллеса, который не сообщил, что читаемый текст представляет собой отрывок из фантастического произведения «Война миров» Г. Уэллса. Если бы все знали, что это фантастика, то никакой бы паники не возникло. Следовательно, соединение фактора потенциального страха с незнанием может быть использовано в манипулятивных целях и произвести эффект магической пули. Теория научной пропаганды Г. Лассвелла. Власть пропаганды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь становится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут сработать даже грубые формы пропаганды. Лассвелл отверг простую теорию магической пули. Он считал, что «хорошая» пропаганда должна осторожно готовить людей к принятию идей и действий. Нужна хорошо подготовленная долговременная стратегическая кампания по культивированию новых идей и образов. В случае успеха создаются эмоционально сильные коллективные символы, которые могут стимулировать благоприятные массовые действия. Он считал Гитлера злым художником. Пропаганде нужны ученые. Массмедиа должны быть в руках новой элиты, научной технократии, профессоров социальных наук. Пропаганда должна опираться на науку. Эти идеи созвучны марксистским о научной идеологии. Разница в том, что Лассвелл опирался на идеи бихевиоризма и фрейдизма. Теория формирования общественного мнения У. Липпманна. Автор книги «Общественное мнение», опубликованной в 1922 году, исходил из идеи несоответствия, разрыва между внешним миром и образами в наших головах. Он сомневался в возможностях большинства управлять собой. Отсюда и беспокойство о жизнеспособности демократии и роли СМИ. Необходим контроль над прессой. Самоцензурой в СМИ ограничиться нельзя. Нужна власть умной демократии — научной элиты, которая на научной основе отделяет факты от фикций и принимает правильные решения о том, кто какие сообщения должен получать. Он думал о создании органа из интеллигенции, который стоял бы над правительством, оценивал информацию и распределял ее между элитами и народом, запрещая выпуск вредной, которую лучше не знать. Жизнь показала утопичность этих идей, а опыт партийного контроля над СМИ в СССР доказал, что она несет в конце концов больше минусов, чем плюсов, и не выдерживает испытания временем. Одним из самых видных оппонентов идей Лассвелла и Липпманна был Д. Дьюи. Он выступал против элитарного управления массовой коммуникацией. Люди должны учиться защищать себя сами и помочь им в этом должно образование. СМИ должны также осуществлять функции обучения людей критическому мышлению, организуя публичные обсуждения разных вопросов. Эти идеи не потеряли актуальности и сегодня. Теория социальной ответственности СМИ. В борьбе за свободу прессы и ее подчинения обществу возникла теория социальной ответственности массовой коммуникации со следующими принципами: · медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом; · эта ответственность должна быть связана с соблюдением профессионализма — информативности, правдивости, точности, объективности и баланса информации; · в рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов; · они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств; · медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике;
· общество и общественность вправе ожидать высокого уровня профессионализма, а вмешательство возможно с позиций обеспечения общественного добра; · журналисты и другие медиаспециалисты несут ответственность перед обществом, а также перед своими служащими и рынком. Процесс реализации этого в целом правильного подхода сталкивается со стремлением журналистов к максимальной свободе, а государственной бюрократии — к ее ограничению и контролю. Оптимальный путь массовой коммуникации — пройти между Сциллой и Харибдой так, чтобы выдержать требования социальной ответственности в условиях свободы творчества. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1541; Нарушение авторского права страницы