Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Реставрация после Второй Мировой Войны



 

Вторая мировая война оказа­лась важной вехой в развитии пред­ставлений о задачах сохранения па­мятников и их реставрации. Такие су­щественные факторы, как массовое разрушение памятников во время военных действий и намерившиеся в послевоенный период резкие изме­нения социального уклада, в частности бурное развитие урбанизации, приве­ли к сложению новой во многих отно­шениях ситуации.

Представления о методике рестав­рации, сколь бы различными они до этого ни были, традиционно, складыва­лись исходя из положения, что раз­рушения памятника и изменения его архитектуры, которые реставратору предстоит тем или иным способом исправить, сложились уже в давнее время, и данные для реставрации предстоит добывать путем прочтения остатков старых форм на самом объек­те, сбора исторических свидетельств и изучения архитектуры соответствую­щего времени. Относительность и неполнота собранных таким образом свидетельств были одной из причин часто проявлявшегося недоверия к реставрации вообще, что особенно сказалось при формулировании прин­ципов археологической реставрации. Кроме того, в обычной, традиционной ситуации памятник не реставрирован­ный, как бы сильно искажен он ни был, предстоял как историческая ре­альность, в то время как его целост­ный облик, восстановление которого входило в задачу реставрации, вос­принимался как нечто не только иде­альное, но и одновременно искусст­венное. Восстановленное в изначаль­ных формах античное или средневеко­вое сооружение неизбежно должно было казаться в каком-то смысле фальшивым уже потому, что его пол­ное обновление как бы перечеркивало существование огромного историчес­кого пласта, отделяющего его возве­дение от современности.

В этом отношении ситуация с па­мятниками, разрушенными во время войны, оказывалась принципиально иной. О прежнем виде таких соору­жений не приходилось строить догад­ки: он был точно зафиксирован в об­мерах, фотографиях, подробных опи­саниях. Целостный облик памятника (в данном случае – сложившийся ко времени разрушения) был жив в со­знании людей; ненормальным воспри­нимался не он, а вид лежащих на месте памятника руин. Эта ненормаль­ность оказывалась особенно разитель­ной, когда утрачены были часть цело­го здания или важный компонент ар­хитектурного ансамбля.

Существование подобной проблемы обнаружилось задолго до второй ми­ровой войны, когда в 1902 г. внезапно обрушилась колокольня св. Марка в Венеции, служившая главной доминан­той не только группы центральных площадей, но и всей городской пано­рамы. Уже тогда возникла оживлен­ная полемика между сторонниками ее воссоздания, и противниками; на­стаивавшими, во имя избежания фаль­сификации памятника, на, том, чтобы новая колокольня была возведена в новых формах и на новом месте. Решение о воссоздании колокольни по-старому было воспринято как спор­ное, но частное как бы не затраги­вающее кардинальных проблем реставрации.

Более остро проявилась подобная же ситуация после первой, мировой войны, когда памятники ряда стран, особенно Франции и Бельгии, оказа­лись серьезно поврежденными. При этом вновь возникла полемика по по­воду правомерности воссоздания утра­ченного. Многие деятели культуры; в частности скульптор, Роден; поэт Ростан; возражали против попыток по­вторить древний подлинник, настаи­вая на сохранении руин как свиде­тельства человеческого варварства «позор для них, Парфенон для нас». Очень скоро, однако, обнаружилось, что руины поврежденных артиллерией сооружений быстро разрушались от воздействия атмосферы, и необходимы были специальные меры по их защите. Кроме того, в некоторых случаях технические возможности реставраторов оказались более совершенными, чем принято было считать. Например, раз­битые скульптуры Реймскогo собора были не заменены новыми копиями, против чего возражали художники, а тщательно и аккуратно склеены из обломков. Все это привело к тому, что на практике почти все повреж­денное было восстановлено.

Размеры разрушений, которые при­несла с собой вторая мировая война, оставили далеко позади масштабы предшествующих военных катастроф. Особо большой ущерб был нанесен памятникам в Советском Союзе и в Польше. Разрушены были не только отдельные сооружения, но и целые города с большими архитектурными комплексами речь шла уже не о потере отдельных ценных пpоизведений, а о возможности утраты следов сущест­вования национальной скульптуры (как это имело Место в случае разрyшен­ной Варшавой). Принципы отношения к архитектурному наследию, выработанные на практике реставрации, от­дельных сооружений, пришлось cooтносить с новой ситуацией, при которой, решались более широкие проблемы; чем методы восстановления, отдельного сооружения.

И Практика, и теоретические вы­сказывания по поводу принципов вос­становления разрушенного были весьма различны. Наиболее близко к ре­комендациям теории, археологической реставрации, было решение, принятое по отношению к собору, в Ковентри (Англия), почти полностью уничтоженному при бомбардировке города не­мецкой авиацией. Остатки, средневекового здания были законсервированы с минимальными докладками, нeобхо­димыми для сохранения подлинника, а новое здание городского собора возведено рядом в современных фор­мах. Развалины, собора приобрели значение не только руинированного памятника древнего зодчества, но и исторического памятника, связанного с трагическими событиями нашей эпохи.

Пример собора в Ковентри остал­ся, однако исключительным, и это не случайно. Жизнь настоятельно требовала возрождения, разрушенныx городов, а сохраняться как, руины могли лишь очень немногие сооруже­ния. На практике необходимо было тем или иным путем восстанавливать здания для жилья или иных жизнен­ных функций. Поэтому в основном существовала альтернатива – сми­риться с потерей и возводить на месте исторических зданий, разобрав их ос­татки совершенно новые сооружения либо, пытаться восстановить, целост­ность разрушенных памятников. При­меров и того, и другого решения су­ществует достаточно много.

Наиболее авторитетные, теоретики реставрации высказались в пользу дифференцированного подхода к проблеме. Небольшие, частные повреждения, по общему убеждению, предстоя­ла безусловна устранить. В случае разрушений более значительных, когда утрачены существенные части памятни­ка, была признана возможность раз­личных решений в зависимости от степени документированности пред­полагаемого восстановления, компози­ционной роли утраченного элемента, функциональных требований и иных факторов. На практике преобладаю­щей тенденцией оказалось стремление восстановить памятники и при значи­тельных утратах, иногда полностью или почти полностью разрушенные. Так, например, в Северной Италии были, восстановлены многие мосты взорванные немецкими войсками во время отступления, среди них мост Санта-Тринита во Флоренции, Кастельвеккьо и де ла Пьетра в Вероне.

Мотивировка их воссоздания в старых формах была различной, на в целом преобладали соображения градострои­тельного порядка. Так, средневековый мост Кастельвеккьо составлял единый комплекс с замком, который полно­стью уцелел, и речь, по мнению руководителя работ архит. Пьеро Гаццола, шла а воссоздании не целого памят­ника, а его важной составной части. Реставрация моста де ла Пьетра, сохранившего в опарах и арках поздне­античную кладку из массивных мра­морных блоков и относившегося в верхних частях к XVI в., облегчалась тем, что многие блоки были целы, и оказался возможным фрагментарный анастилоз. Новым материалам была дополнена главным образом кирпич­ная кладка. Однако и в этом случае одним из главных аргументов в пользу восстановления моста в прежних формах была его градостроительная роль. Па словам Гаццола, «в течение более пяти веков облик довоенного моста способствовал созданию особой атмосферы квартала: неповторимое слияние форм, различных материалов и красок.

В Советском Союзе восстановле­ние разрушенных во время фашистско­го нашествия памятников приняло очень значительные размеры. Наибо­лее широка развернулись рабаты на дворцово-парковым комплексам в при­городах Ленинграда. В них, как правило, уцелели парки и остовы каменных сооружений, при этом почти полностью была утрачено богатое внутреннее декоративное убранство. Воссоздание пригородных дворцов в прежнем виде требовала, таким образам, воспроизведения за­ново элементов не только рядовых, но и сложных, подчас уникальных, являвшихся самостоятельными произ­ведениями декоративно-прикладного или изобразительного искусства. Традиционные положения археологичес­кой реставрации исключали возмож­ность воспроизведения заново таких элементов. Вместе с тем отказаться от их восстановления означало бы в данном случае примириться с утратой напоминаний о большом и чрезвычайно важном явлении в развитии русского искусства. Исключительность соз­давшейся ситуации привела к приня­тию решения, которое в обычных условиях вряд ли была бы возмож­ным. Осуществление задачи возрожде­ния ленинградских пригородов потре­бовало огромных материальных и творческих усилий, организации спе­циализированной строительной базы; возрождения утраченных художест­венных промыслов. Восстановление памятников из руин имела места не только под Ленингpадом. Так, в Нов­городе была воссоздана почти полно­стью заново церковь Спаса на Нередице, от которой уцелели лишь нижние части стен. В данном случае воссоз­дание было продиктована требования­ми сохранения исторического пейзажа Новгорода и необходимостью защиты оставшихся фрагментов стенописей. Оно стало возможным благодаря нали­чию исчерпывающей фиксации, про­изведений при первой реставрации памятника.

Наиболее крупным комплексом, восстановленным из руин практически заново, был центральный -район Вар­шавы – Стара Място. Здания ста­рого города, воссоздавались по мате­риалам фиксации, проведенной нака­нуне войны. При точном повторении старых фасадов они оборудовались внутри в соответствии с современными требованиями комфорта. Решающими в данном cлучае оказались не теоре­тические положения реставрационной методики, а национальные чувства народа, отстоявшего в ходе войны сваи права на существование, восстанов­ление старого центра столицы при­обрело значение символического акта.

Значительные споры вызвали по­пытки воссоздания памятников не в той редакции, которую они имели в момент разрушения, а с воссозданием только наиболее древних и наиболее интересных в художественном отно­шении частей. С одной стороны, такой подход к восстановлению памятников со сложной строительной историей позволял раскрыть в них наиболее древний и ценный исторический пласт, не уничтожая позднейших наслоений, поскольку они на времени вмешатель­ства реставратора уже практически перестали существовать. Так были реставрированы готические церкви Санта-Кьяра и Сан-Лорeнцо в Неаполе, барочнее внутреннее убранство которых погибло при бомбардировке города. Наиболее известный пример такого решения в отечественной прак­тике – восстановление церкви Пятницы в. Чернигове (архитекторы П. Д. Барановский и H.B. Холостенко ). Пятницкая церковь, конструктивная система которой, каза­лось бы не позволяла датировать ее ранее ХV в., а внешняя декорация имела барочный характер, считалась памятником относительно поздним. Только в результате военных разру­шений, когда обнажилась основная структура здания, стало очевидным, что памятник в действительности да­тируется рубежом XII и XIII вв. и представляет исключительный интерес для истории русского зодчества. Обме­ры руин и тщательная разборка зава­лов дали возможность с большой до­стоверностью реконструировать первоначальный облик здания. Однако по­добный подход к восстановлению разрушенных памятников лишал сторонников восстановлению важного аргумента в пользу отхода от строгих норм обычной реставрационной пpактики, поскольку восстанавливался уже не привычный, облик памятника, живой в сознании современников. Поэтому реставрации такого типа, далеко не всеми признаны правомерными, в частности, восстановление церкви Санта-Кьяра в готической редакции выз­вало в свое время очень резкую полемику.

Мотивировка правомерности, вос­создания утраченных сооружений градостроительными соображениями отражает значительные изменения, про­исшедшие к этому времени в оценке произведений зодчества прошедших эпох быта окончательно отвергнута восходящая к XVIII-X-IX вв. тради­ция рассматривать памятник, как сущность изолированную от своего контекста и единственно ценную свои­ми внутренними стилистическими особенностями (характеристика П. Гац­цола). В некоторых стрa­нах, в первую очередь в Италии, понимание нерасторжимой связи каждого древнего сооружения с его окружени­ем и значения самой городской среды как самостоятельного и полноценного памятника определялось, уже в 30-е годы, но всеобщее признание этот принцип получил в послевоенный пе­риод. Перенесение акцента с отдeль­ного сооружения на среду частью ко­торой служит это сооружение не могло не сказаться, на разных случаях по-разному, на подходе к решению собственно реставрационных задач. Кроме того, в послевоенные десятилетия окончательно созрело представ­ление о необходимости активного включения здания в современную жизнь, непременного наделения его важной для общества практической функцией. Приспособление памятни­ков для современного использования стало рассматриваться не как неизбежно зло, а как необходимое условие их сохранeния. Это обстоятельство также наложило отпечаток на, современную реставрационную, практику.

Новая ситуация вызвaла к жизни, с одной стороны, значительное ожив­ление реставрационной деятельности (особенно ощутимое в странах, наибо­лее пострадавших в ходе войны), с другой стороны – очень большую пестроту принимаемых решений. Не­обычные масштабы воссоздания заново отсутствующих частей, частые при ликвидации военных разрушений, способствовали проявлению подобных же тенденций при реставрации па­мятников, просто обветшавших либо же перестроенных или разрушенных в давнее время. Отдельные работы приближались по своему характеру, к нормам, казалось бы, навсегда от­вергнутой стилистической реставрации. Особенно резкую полемику вызвало сооружение заново по очень незначи­тельным остаткам стои Аттала в Афинах. Столь значительное по мас­штабам воссоздание античного coopyжения было бы редкостью даже для XIX ст. В Советском Союзе сходные тенденции тоже имели место. Сравни­тельно недавний и особенно нагляд­ный пример – неоправданное и недо­кументированное воссоздание Золотых ворот в Киеве.

Спорность многих реставраций, разнообразие индивидуального подхо­да отдельных архитекторов стимули­ровали оживление интереса к вопросам реставрационной теории. Наиболее актуальным при этом был вопрос об отношении к положениям археологи­ческой реставрации. В этом плане подавляющее большинство высказав­шихся были вполне солидарны: основ­ные принципы, сформулированные в первой половине нашего столетия, несмотря на новые оттенки, которые внесла жизнь в послевоенный период, остаются незыблемыми. Если не при­нимать во внимание восстановление разрушенных во время войны памят­ников, то наблюдавшиеся в послево­енные годы попытки вернуться к ста­рым методам реставрации, допускав­шим попытки стилизаторского домысливания, представляют собой, по опре­делению одного из теоретиков рестав­рации Роберто Пане, «забвение куль­турного опыта». Воссоздание стои Аттала Пане охарактеризовал как проявление подхода к памятнику не как к исторической индивидуальности, а как к предмету потребления, «потре­бительская стоимость» которого воз­растает в зависимости от степени его I занимательности для неподготовлен­ного, «уставшего от развалин» туриста. Подобным же образом в Советском Союзе в 60-е годы в печати неодно­кратно высказывался призыв перейти от реставрации памятников к их консервации.

Вместе с тем в высказываниях многих авторов проявилась тенден­ция к более гибкому применению сформулированных до этого правил реставрации. Так, П. Гаццола и Р. Па­не выступали с предложением частич­ных изменений в тексте Хартии ре­ставрации 1931 г., дающих несколько большую свободу реставраторам в выборе приемов, например в методах Обозначения реставрационных добав­лений. Эти предложения отразили еще одну новую тенденцию – перейти, к более многосторонней оценке па­мятника. Стилистическая реставрация опиралась на представление о памят­нике как о произведении искусства, которое реставратор волен дополнят коль скоро он проникся закономер­ностью его построения. В противопо­ложность этому археологическая ре­ставрация исходила из оценки памят­ника преимущественно как историчес­кого источника, чем и мотивировалась строгость научного подхода. Согласно точке зрения ряда современных теоре­тиков, памятник, являясь историчес­ким источником, в той же мере дол­жен рассматриваться как произведе­ние искусства. Не претендуя на воз­можность подменить собой древнего зодчего, современный реставратор не может тем не менее отвлечься от художественной оценки, и реставрация представляет собой не только область научного исследования, но и область творчества, хотя и ограниченного жесткими рамками. Архитектор, производящий реставрацию, должен забо­титься не только об исторической верности и соблюдении установленных норм, но и о гармонии целого, достигаемой, однако, не методами стилизаторского дополнения, а исходя из современной системы художественного мышления.

Лекция № 2


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь