Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приспособление памятников архитектуры



 

Помимо исторической и худо­жественной ценности памятники архи­тектуры, как правило, обладают и не­посредственно материальной, утили­тарной ценностью. В этом их специ­фическое отличие от произведений дру­гих видов искусства, сохраняемых как памятники. Исключение составляют лишь немногие сооружения, которые по самой своей природе не могут быть использованы для практических надоб­ностей и для которых единственный мыслимый вид использования – это возможность их осмотра. Таковы арки, колонны, обелиски, таковы руины соо­ружений глубокой древности.

Утилитарная ценность памятников архитектуры как используемых зданий имеет подчиненное значение по отно­шению к их художественной и исто­рической ценности, однако она очень существенна. Наделение памятников той или иной современной функцией создает необходимые условия для их постоянного поддержания и сохране­ния. Более того, как нередко отмечает­ся в последнее время, благодаря их практическому использованию памят­ники лишаются своего рода отстранен­ности от современности, свойственной музейным предметам, и оказываются вовлеченными в интенсивную жизнь об­щества. Их эмоциональное воздействие на людей становится более органичным. В соответствии с этим за последние десятилетия во многом изменилось от­ношение к проблеме использования па­мятников архитектуры. Если раньше его часто склонны были рассматривать как неизбежное зло, то сейчас к нему все более относятся как к положитель­ному фактору при условии, конечно, что функциональное назначение опре­делено правильно, а приспособление осуществлено продуманно и тактично.

Сооружения, которые мы сейчас рассматриваем как памятники, в свое время были возведены для какой-то определенной цели, которой они известное время успешно служили. Однако в дальнейшем изменение социальной структуры общества и условий жизни приводило к тому, что старые здания переставали удовлетворять практичес­ким потребностям. Иногда оказывалась утраченной сама та функция, ради ко­торой они были созданы (феодальные замки, дворцы и многие другие виды сооружений), иногда настолько суще­ственно менялись планировочные, тех­нологические, санитарно-гигиеничес­кие и иные требования, что здания оказывались уже непригодными для традиционного использования (больни­цы, производ-ственные здания, многие жилые постройки и др.). В результате создавались предпосылки для пере­стройки старых зданий, их сломки, пло­хого ухода, что, в свою очередь, вело к быстрому разрушению. Особенно уско­рился процесс утери памятниками воз­можности быть использованными по прямому назначению уже в наше время. Отсюда возникает настоятельная по­требность в наделении памятников ар­хитектуры (практически их большин­ства) новой функцией. Правильный вы­бор новой функции – первейшая зада­ча подготовки к использованию, от него более всего зависит дальнейшая судьба памятника. При решении этой задачи, естественно, учитываются местные по­требности в размещении тех или иных учреждений, имеющиеся площади, транспортные возможности и многое другое, но определяющими остаются социально-культурная ценность памят­ника и требования его сохранности как целостного архитектурного орга­низма.

На выбор функции влияют, прежде всего, художественные качества памят­ника. Для наиболее совершенных соо­ружений, прославленных шедевров ар­хитектуры, зданий с сохранившимися интерьерами высокого художественно­го значения нередко бывает воз­можен лишь один вид использования — создание условий для наиболее широ­кого ознакомления с ними, их музеефикация. Следует отличать музеефикацию памятника от его приспособления под музей: в музеефицированном сооруже­нии не размещаются коллекции, а само оно приобретает значение основного и иногда единственного экспоната.

Примеров музеефицированных па­мятников существует большое множе­ство – это и дворцово-парковые ком­плексы в пригородах Ленинграда, и кремлевские соборы в Москве, и древ­ние храмы Киева и Новгорода. Однако даже наиболее выдающиеся памятники при определен-ных условиях не только могут, но и должны иметь практическое использование. При этом содержание новой функции должно отвечать соци­альному и культурному значению па­мятника. Как пример такого соответ­ствия можно назвать использование здания Сената в Кремле для церемоний торжественного вручения государ­ственных наград и премий или ратуши в Каунасе для Дворца бракосочетаний. Вообще при определении новой функ­ции памятников предпочтение обычно отдается использованию их под куль­турно-общественные учреждения: му­зеи, концертные и лекционные залы. В этом случае достигается также воз­можность максимально широкого дос­тупа посетителей для ознакомления с художественными ценностями памят­ника. Широко практикуется также раз­мещение в памятниках архитектуры административных учреждений, науч­но-исследовательских институтов, про­ектных организаций. Из-за сильно из­менившихся санитарно-гигиенических требований не всегда удается сохра­нять за старыми зданиями их преж­нюю жилую функцию, хотя в принципе такое сохранение всегда желательно.

Если при проектировании нового здания его объемы и планировка как бы заданы функцией, то при решении вопросов использования памятника ар­хитектуры приходится учитывать, что его планировочные особенности, разме­ры и связь помещений составляют не­изменную структуру, и к ней должна быть подобрана соответствующая усло­виям памятника функция. Задача осложняется тем, что пробивка новых проемов в памятнике, устройство зано­во дополнительных перекрытий, лест­ниц и т. п., как правило, недопустимы и могут иметь место лишь в порядке исключения, причем не в главных, а во второстепенных, главным образом уже ранее сильно перестроенных частях здания.

Для памятников архитектуры ис­ключен выбор функции, которая имеет перспективу расширения, поскольку объем памятника должен и впредь оставаться неизменным. Это дополни­тельная причина, наряду с соображе­ниями этического порядка, почему не допускается использование памятников для размещения производства.

Одним из важных требований при­способления является также целост­ность функционального назначения не только отдельного памятника, но и та­кого архитектурного ансамбля, кото­рый в прошлом имел единое исполь­зование (усадьба, монастырь и т. п.).

Чтобы старое здание могло быть полноценно использовано для новой функции, должно быть осуществлено его приспособление, т. е. комплекс ра­бот по его частичному переустройству, но такому, которое бы в максималь­ной степени учитывало его значение и особенности как памятника архитек­туры. Приспособление должно выпол­няться таким образом, чтобы не только не нарушить существующий облик па­мятника, но и сохранить потенциаль­ную возможность выявления всего того ценного, что он хранит в себе в скры­том виде. Поэтому возможности при­способления стоят в прямой зависи­мости от возможностей реставрации. С другой стороны, реставрация, основ­ной целью которой становится макси­мальное продление жизни памятника, должна производиться с учетом его последующего функционального ис­пользования, которое может до неко­торой степени повлиять на меру вно­симых в памятник изменений. Поэтому в настоящее время принято считать, что реставрация и приспособление не могут быть оторваны друг от друга, и оба этих вопроса должны решаться еди­новременно и комплексно.

Наиболее совершенная форма ком­плексного решения задач реставрации и приспособления – их совместное про­ектирование и осуществление не по отдельным сооружениям – памятни­кам архитектуры, а по архитектурным ансамблям или же по целостным участ­кам городской застройки, включающим как выдающиеся произведения архи­тектуры, так и более рядовые соору­жения, В этом случае в плане решения ре-ставрационных задач наиболее пол­ноценно учитывается соотношение рес­таврируемого памятника и архитек­турно-пространственной среды. В плане приспособления наличие сооружений различного характера и различной ху­дожественной и исторической ценности позволяет более гибко подходить к со­блюдению функциональных требова­ний, одновременно сохраняя всю стро­гость реставрационных ограничений по отношению к наиболее ценным зда­ниям или их частям. Такие комплек­сные работы по реставрации и при­способлению кварталов в исторических центрах городов практикуются во мно­гих странах. Иногда к ним применяется термин «ревалоризация», т. е. восста­новление ценности, причем этим терми­ном охватывается как восстановление архитектурно-художественной ценнос­ти, так и ценности эксплуатационной.

Приспособление памятников к сов­ременному использованию есть прежде всего средство их сохранения. Поэтому обязательным условием приспособле­ния должно быть абсолютное уважение к приспосабливаемому памятнику, не­допустимость его повреждения. Преж­де всего предъявляется требование фи­зической сохранности памятника, осо­бенно сохранности всех ценных в худо­жественном или историческом отноше­нии элементов. Понятие физической сохранности включает в себя и созда­ние условий эксплуатации, максималь­но обеспечивающих противодействие разрушительному влиянию времени.

Помимо физической сохранности не­обходимо обеспечить сохранение усло­вий восприятия памятника, не допус­кая не только искажения его внешнего вида, но и искажения внутреннего про­странства, во всяком случае тех поме­щений, интерьер которых обладает определенной художественной цель­ностью. Это должно учитываться при распределении помещений по их фун­кциональному назначению. На этой почве нередко возникают противоре­чия между интересами памятника и нормативными требованиями, предъяв­ляемыми к размещению учреждений определенного назначения. В этом слу­чае обычно приходится изыскивать компромиссные решения, идти на завы­шение площадей, на частичное отступ­ление от норм ради сохранности па­мятника. Уважение к памятнику дол­жно проявляться не только в выборе функции, соответствующей его куль­турно-историческому значению, но и при определении назначения отдельных его частей, которое должно учитывать их относительную художественную ценность и функциональную роль в прошлом. Так, особое отношение, ис­ключающее возможность приспособ­ления для «низких» целей, должно проявляться к помещениям, имеющим ме­мориальное значение, к усыпальницам, культовым зданиям и в особенности их алтарным частям. В них исклю­чается устройство санузлов, кухонь, моек, подсобных кладовок и т. п.

Задачи, решаемые при приспособле­нии памятников, не сводятся к соблю­дению системы ограничений. Внесение в интерьер (а иногда в ограниченной мере и во внешнюю архитектуру зда­ния) новых элементов, необходимых для организации современной жизне­деятельности, ставит сложную задачу гармоничной увязки этих элементов с архитектурой памятника. Новые лест­ничные ограждения, дверные заполне­ния, осветительная арматура, а во мно­гих случаях и находящаяся в здании мебель вступают в активное взаимо­действие с другими элементами интерьера, сохранившимися от прошлых эпох. При всем разнообразии возможного подхода к решению возникающей зада­чи возможны три основных направле­ния. Одно из них – подделка под стиль памятника, что широко практиковалось в прошлом и что в некоторых слу­чаях может граничить с фальсифика­цией. Подобный метод трудно совме­щается с современными теоретически­ми взглядами на реставрацию, и поль­зоваться им следует лишь в отдельных случаях и с очень большой осторож­ностью. Диаметрально противополож­ное направление – внесение в истори­ческий интерьер резко контрастных по стилистике элементов, выдержан­ных в формах подчеркнуто сов­ременной архитектуры. Чисто умозри­тельно такой подход вполне оправдан, но все же он далеко не всегда при­водит к художественно полноценным результатам. Возможность его исполь­зования обусловлена особенностями памятника, его стилистикой и особенно степенью сохранности древних элемен­тов в интерьере. Обычно чем фрагментарнее сохранилось старое декоратив­ное убранство интерьера и вообще ху­дожественно активные формы, тем большей свободой обладает архитектор при внесении в интерьер новых элемен­тов, которые иногда бывают призваны восполнить утрату композиционной це­лостности. От этих новых, стилисти­чески контрастных элементов требует­ся не только собственная художествен­ная выразительность, но и безупреч­ность технического исполнения. Третье направление связано с поисками сре­динного пути: создание элементов ин­терьера откровенно новых, но вместе с тем художественно увязанных со ста­рой архитектурой и как бы подчинен­ных ей. При всей трудности такого проектирования срединный подход бо­лее универсален и в нем заключены очень большие возможности. Единого рецепта в данном случае не может существовать, поскольку рассматривае­мая задача – творческая.

Приспособление памятника к сов­ременной функции предусматривает наделение его необходимым инженер­ным оборудованием, обеспечивающим комфортные условия пребывания. И в этом случае должно превалировать тре­бование сохранности памятника. Ин­женерные сети здания – памятника архитектуры должны в минимальной степени нарушать как эстетическую, так и конструктивную его целостность, что приводит к необходимости поисков нетиповых решений и к признанию возможности более гибкого подхода к соблюдению нормативов, обязательных для нового строительства. Значитель­ные ограничения при приспособлении памятника накладываются на пробивки и штрабление стен, сводов и потолков. Они должны быть не только сведены к минимуму, но и сосредоточены в тех местах, где они способны в наимень­шей степени нарушить ценные элемен­ты памятника. Особые требования воз­никают при наличии в сооружении стенописей, лепнины и других ценных элементов отделки. В этих случаях необходимо создание режима, обеспе­чивающего оптимальные для их сохра­нения параметры температуры и влаж­ности.

Если эти параметры существенно отличаются от обычных, соответст­вующих комфортным условиям для пребывания людей, то предпочтение, безусловно, отдается целям сохране­ния памятника, а эксплуатационные возможности использования соот­ветствующих помещений ограничи­ваются.

В целом приспособление памят­ника архитектуры к современному использованию обычно представляет сложную задачу и требует всесторон­него учета не только историко-художественного значения памятника, но также его конструктивных и техничес­ких особенностей. Поэтому вопросы приспособления должны входить в компетенцию архитектора-реставра­тора.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1439; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь