Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воссоздание полностью утраченных памятников



 

Воссоздание заново полностью утраченных сооружений, строго говоря, не может рассматриваться как реставрация, а сами вновь возведенные сооружения уже более не являются памятниками архитектуры (если только не будут призваны таковыми последующи­ми поколениями, подобно тому, как мы сейчас признаем Кремлевскую звонни­цу, отстроенную после наполеоновского нашествия, памятником архитектуры, но уже не XVI—XVII вв., а XIX в). Эта тема включена нами в текст данного раздела условно, на том основании, что решение названной задачи, если она по каким-либо причинам ставится, требует навыков специальных исследо­ваний, а также знания старых строи­тельных приемов и конструкций, кото­рыми располагает архитектор-рестав­ратор, и только им может быть вы­полнена на необходимом профессио­нальном уровне.

Само по себе повторное создание утраченного древнего здания, так назы­ваемого новодела или макета в нату­ральную величину, действие бессмыс­ленное и к тому же дорогостоящее. Оно может быть оправдано только в редчайших случаях как одно из средств решения более широкой задачи: градо­строительной реставрации (воссозда­ние колокольни св. Марка в Венеции), восстановления цельности ансамбля (строительство заново взорванных в 1812 г. башен Московского Кремля), мемориальной (восстановление усадь­бы Михайловское, воссоздание Триум­фальной арки Бове, посвященной побе­де над Наполеоном).

В силу этого строительство заново разрушенных памятников архитектуры допускается лишь при соблюдении ряда условий, обусловливающих соответствие поставленной задаче. Прежде все­го здание должно быть возведено на том самом месте, где оно стояло, иначе идея воссоздания лишается своего ос­новного аргумента – возможности восстановления композиционных свя­зей города или отдельного ансамбля. С этой точки зрения, произведенное восстановление Триумфальной арки Бове на новом месте и без обрам­лявших ее кордегардий было несом­ненной ошибкой. Кроме того, воссоздание может быть оправдано лишь в том случае, если архитектурно-прост­ранственная среда, важной компози­ционной частью которой был утрачен­ный памятник, сохранила все свои основные характеристики. Строитель­ство макета древнего сооружения в новой градостроительной ситуации бессмысленно. При восстановлении должна быть воспроизведена именно та редакция утраченного здания, ко­торая существовала в данном градо­строительном окружении (т. е., как правило, предшествовавшая разруше­нию). Попытка создания копии в пред­полагаемом древнем виде не есть восстановление утраченного элемента ансамбля и потому не может быть оправдана. Наконец, формы воссозда­ваемого сооружения должны быть определены с максимальной точностью.

 

 

Перевозка памятников и создание музеев

Под открытым небом

 

Из признания ценности и нерас­торжимости связей, возникающих меж­ду памятником и его исторически сло­жившейся средой, следует вывод, что памятник должен сохраняться на своем подлинном месте. Перемещение памят­ников Венецианская хартия признает недопустимым, за исключением редких случаев, когда оно становится необ­ходимым средством их сохранения.

Такая специфическая ситуация иногда возникает при проведении боль­ших по объему работ, имеющих народ­нохозяйственное значение, когда тер­ритория, на которой находятся ценные памятники, подлежит затоплению, попадает на трассу прокладываемых дорог и т. п. Кроме того, особые меры по сохранению часто требуются по отношению к сооружениям, находя­щимся в труднодоступных местах, вдали от крупных населенных пунктов. В таком положении нередко оказы­ваются сельские постройки, которые в силу коренных изменений социаль­но-бытового уклада и характера сель­скохозяйственного производства ока­зываются практически ненужными и не поддерживаются. Меры их охраны на местах оказываются малодействен­ными. В пользу возможности их пере­возки говорит и давняя практика перенесения деревянных постро­ек, обусловленная техникой возведения деревянных зданий, легко под­дающихся демонтажу и повторной сборке.

Перевозка памятников деревянного зодчества целесообразна при обеспече­нии их охраны, что наиболее надежно достигается при создании на новом месте музейного режима. Поэтому пер­вые опыты перевозки были связаны со сборкой памятников на территории су­ществующих музеев. Так, еще в 1930-е годы на территорию музея «Коломен­ское» в Москве были перевезены надвратная башня Николо-Корельского монастыря на Белом море и домик Петра I из Архангельска. В послевоен­ный период перенесение деревянных сооружений в музеи приобрело очень широкие масштабы. Перевозимые из затопляемых районов и других мест сооружения иногда поначалу ставились внутри старых монастырских комплексов, что облегчало их охрану и содер­жание, но оказывалось одинаково неуместным как по отношению к самим памятникам, попадавшим в чуждую для них среду, так и по отношению к архитектурным ансамблям, в которые вносились инородные элементы. Следующим этапом было создание музеев на открытой терри­тории, причем первые опыты также были спорными (например, довольно бессистемное размещение различных зданий рядом с ансамблем Кижского погоста). К настоящему времени в этой области накоплен значительный опыт и выработаны некоторые методические основы организации такого рода му­зеев.

Прежде всего, принято считать, что музеи должны представлять не просто сочетание отдельных построек, но еди­ный организм. Представляются в нем лишь сооружения, связанные с опреде­ленной территорией и культурной тра­дицией. Музей призван отражать не только строительное искусство, но и вообще материальную культуру данной территории в широком смысле, т. е. быть комплексным архитектурно-этнографическим музеем. В основу кладет­ся принцип создания сети региональ­ных музеев. Но и в пределах одного региона собираемый материал должен быть систематизирован по террито­риальному и этническому признаку, что означает разделение музея на ряд зон, отвечающих выявленному при соответствующих исследова-ниях тер­риториально-этническому зонированию региона. Каждая зона составляет как бы отдельную экспозицию. Она по возможности комплектуется характер­ным набором сооружений, располагаемых в соответствии с бытовав­шими планировочными приемами. Та­ким образом, экспозиция строится по принципу воспроизведения общего характера сельского поселения, свой­ственного той или иной территории. Отдельные зоны, как правило, разде­ляются небольшими зелеными массива­ми, играющими роль кулис.

Перевозиться в музеи должны преи­мущественно сооружения, находящие­ся вдали от транспортных магистралей, в местах, где не могут быть созданы условия для их сохранения. К настоя­щему времени выявилась порочность практики, когда ради создания эффект­ной музейной экспозиции перевозятся наиболее ценные постройки, которые часто могли бы успешно сохраняться; на своих местах, и тем самым целая область или значительные ее части практически лишаются выдающихся памятников. Недопустимо также, если из существующего ансамбля перено­сятся в создаваемый музей отдельные, наиболее значительные сооружения, а остальные тем самым лишаются сти­мула их сохранения.

Наибольшая часть удачных приме­ров создания архитектурно-этнографи­ческих музеев падает на западные рай­оны европейской территории Союза, в частности Прибалтийские республики, где исторически сложилась хуторская система застройки, обстановка которой может быть сравнительно легко воссоз­дана в новых музеях на небольшой территории. Для русского Севера были характерны значительно более крупные населенные пункты, расположенные в открытом ландшафте, и попытки их фрагментарного воспроизведения в новых музеях приводят по большей части к искусственности построения экспозиции.

Эти недостатки создаваемых новых музеев привели к осознанию необхо­димости перехода к новому типу му­зеев-заповедников, организуемых на реальной базе существующих старых поселений или целых кустов деревень, с ограниченной перевозкой небольшого числа сооружений на место ранее су­ществовавших и утраченных в недавнее время.

Своевременное создание таких музеев-заповедников или музеев-резерватов в районах сосредоточения наибольшего числа интересных в архи­тектурном и этнографическом отношении сооружений позволит сохранить во всей полноте архитектурную и при­родную среду, полноценно отражаю­щую жизненный уклад народа, складывавшийся на протяжении столетий. Музеи должны иметь обширную ох­ранную зону, где наиболее ценные постройки сохраняются на своих местах, а для ознакомления с ними прокладываются специальные туристс­кие маршруты. В целом эта идея может быть охарактеризована как идея созда­ния национальных парков. При таком решении задачи будут сведены к минимуму нежелательные перевозки отдель­ных сооружений.

 


[1] Современная архитектура. – 1971. - № 6. – С. 69.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1607; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь