Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХСтр 1 из 22Следующая ⇒
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Любая наука представляет собой систему теоретических знаний об объективном мироздании, природных и социальных явлениях, основанную на практических исследованиях. Цель науки — сбор, обработка, анализ и систематизация объективной информации. Научные знания — это знания упорядоченные, то есть организованные в определенную систему, знания взаимосвязанные и логически последовательно изложенные, обоснованные, доказанные. Объект науки — совокупность исследуемых явлений. По объекту исследования науки подразделяются на естественные, изучающие природные явления (астрономия, биология, химия, физика и др.), и гуманитарные, изучающие явления социальной жизни (история, философия, социология, политология и др.). От объекта исследования следует отличать предмет науки — отдельные свойства, стороны изучаемого объекта. Один и тот же объект может изучаться различными науками, причем каждую из них исследуемый объект интересует именно со своих позиции. Скажем, человек как разумное существо изучается и биологией, и философией, и психологией, и медицинскими науками. Но каждая из них изучает особые грани человека как биосоциального существа. Если представить объект науки в качестве системы, то ее предмет составят отдельные элементы объекта, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой. Предмет исследования определяет специфику того или иного научного знания. Являясь наукой гуманитарной, теория государства и права изучает особые феномены (явления) социальной жизни. Если объектом изучения теории государства и права как науки выступают государство и право, то ее предмет — это основные, сущностные свойства государства и права, взятые в их взаимосвязи и развитии. Как уже было сказано выше, каждая наука имеет свой предмет исследований: строго определенный круг явлений, закономерностей, которые находятся в центре её внимания. Выделение предмета изучения позволяет говорить о научной зрелости, самостоятельности, эффективности научной деятельности. Теория государства и права относится к общественным наукам. Её предметом являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Теорию государства и права можно определить как учение о сущности, свойствах, социальном назначении, закономерностях возникновения и существования государства и права как целостных, взаимосвязанных явлений. Предмет теории государства и права составляют: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Любая наука, прежде всего, имеет дело с закономерностями, которые проявляются в форме законов (естественно, не юридических, а социологических, физических и т.п.). Закон есть объективная, необходимая, существенная. Устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Предметом теории государства и права выступают основные государственно-правовые закономерности, что и отражено, собственно, в самом названии науки. Среди них можно назвать следующие закономерности: - возникновения государства и права; - смены их исторических типов; - развития их сущности; - эволюции форм государства и права; - построения системы органов государства и системы права; - осуществления функций государства и права; - пределов регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения; - расширения и обогащения прав личности и усиления их гарантированности; - проявления принципов демократии, законности и правопорядка; - развития правосознания и правовой культуры; - соблюдения, исполнения, использования, применения норм права; - развития самой юридической науки. Выражение «наиболее общие закономерности» означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества, где бы оно не находилось. 2) Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только «для себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего родя её азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, нормы права, институт, подотрасль и отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии и пробелы, юридическую практику и правонарушение, законность и правопорядок, правовые средства, субъективные права и юридические обязанности, дозволения и запреты, юридическую ответственность и наказание, льготы и поощрения, правовые стимулы и ограничения, механизм правового регулирования и правовые режимы и т.д. 3) Собственно, каждая наука использует и создает свои понятия, позволяющие её познавать исследуемые объекты. Понятия служат формой отражения мира в мышлении, с их помощью познаются сущность явлений и процессов, их связи, обобщаются их наиболее важные признаки и стороны. Многообразие явлений порождает и множество понятий, которые дают возможность их «описания». Кроме слова «понятие», в науке часто используют такие слова, как «термин» и «категория». Если под первым понимается слово или словосочетание, точно обозначающее определенное понятие, то под вторым – наиболее общее, предельно широкое фундаментальное понятие, обобщающее различные понятия, фиксирующие наиболее существенные их признаки.
Государство — суверенная политическая организация классового общества, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, служащая целям обеспечения социального компромисса в данном обществе. Сущность государства. Сущность государства традиционно определяется социальным назначением, природой государства. Кто и как управляет государством? Чьи интересы защищает государственная власть? Каковы его назначение и основные функции? Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой — долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую — общесоциальной. Классовая природа государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее Может осуществляться в форме прямого насилия или «мягкого» пропагандистского навязывания своей воли большинству населения — так называемое информационное зомбирование. В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей, элиты. Марксизм-ленинизм неоправданно абсолютизировал классовую составляющую государства. Согласно этой теории государство есть орудие насилия экономически господствующих классов — владельцев основных средств производства, призванное подавлять эксплуатируемые классы. Государство, по мнению В.И. Ленина, — это организация насилия для подавления какого-либо класса, машина, аппарат для подавления одним классом другого. Право — всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены. Таким образом, марксизм-ленинизм не признавал что-либо надклассовое, общесоциальное в сущности государства. Общесоциальная природа государства. Любому (особенно демократическому) государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения. Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет «функцию общих дел», выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми Его задача — преодоление социальных противоречии, конфликтов, разногласии, учет и координация интересов различных групп населения Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Соотношение между общесоциальным и классовым в государствах разных эпох не одинаково, оно изменяется, развивается, динамично отражая реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства. Последнее можно выразить формулой — «все меньше классового, все больше общесоциального». Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Государство олицетворяет общую волю, представляющую собой выражение преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство (Дж. Локк). Сущность государства — «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов» (Н Макиавелли). Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности». Таким образом, можно определить сущность государства как проявление определенных регулятивных, организационных начал в обществе, состоящих из разных слоев, классов, групп, упорядочения их совместной жизнедеятельности, как средство обеспечения различными методами (от убеждения до принуждения) порядка, стабильности и поступательного развития общества. Другими словами, сущность государства заключается в том, что оно является главной управляющей системой общества, предназначенной для учета и координации интересов различных групп населения, преодоления социальных противоречий внутри страны и за её пределами.
Государство - это политико-территориальная организация классового общества, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавления и управления, и служащая обеспечению социального компромисса в этом обществе. Право – система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих общественные отношения с целью обеспечения социального компромисса в обществе. Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различают три подхода. Первый – этатистский, исходящий из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой естественной школы права стоят на позиции, что праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Они утверждаю, что право возникло до образования государства. И третья точка зрения не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Единство государства и прав состоит в том, что они: - возникают и развиваются совместно; - имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии; - выступают средствами управления, инструментами властвования; - призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; - основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п. Различия между государством и правом заключаются в следующем: - если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; - если государство выражает силу, то право – волю; - если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма. Что касается взаимодействия государства и прав, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливает компетенцию его органов, регулирует взаимоотношения государства, общества, личности.
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций, в том числе трудовых коллективов и т.п.), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система имеет ряд характерных черт: 1) именно в её рамках и с её помощью осуществляется политическая власть; 2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической системы общества; 3) она обладает относительной самостоятельностью. Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации т объединения, трудовые коллективы и т.п. 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней своё особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества. Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы: - обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.); - управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); - мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое невыполнение); - выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); - удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); - интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии); - политическая социализация (посредством неё формируется политическое сознание индивида, и он «включается в работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения всё новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др. Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечивать нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем: 1) государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия их успешной деятельности; 2) может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий движений, групп давления и т.п.; 3) государство регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; 4) может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения; 5) деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии. Типология — это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам. Исходные предпосылки для типологии государственно-правовых систем: 1. Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера. 2. Каждое государство и право имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Причем такое развитие сопровождается не «косметическими», а коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти. 3. Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. В то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу — исторический тип государства и права. 4. В развитии каждого государства и права можно проследить объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства (экономикой), социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т. п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права — с другой. 5. Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды. Эволюция есть длительный процесс накопления количественных и качественных изменений, революция — быстрое, скачкообразное изменение в государстве и обществе. Не следует подменять термин «революция» такими понятиями, как «переворот», «насилие», «военный захват власти», «вооруженное восстание». 6. Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ. Возникновение государства и права у различных народов происходит не одновременно, а по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права. 7. Тенденция глобального характера — нарастающая интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, нивелирование различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем. 8. Истории известны регрессивные периоды деградации отдельных государственных и правовых систем. Однако в целом развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Его содержание характеризуется следующим: - постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека; - развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний; - уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды; - демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций; - гуманизация государственного управления и нормативного регулирования. Формационная типология. Опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы. Государственные и правовые институты здесь признаются вторичными, производными от уровня производительных сил, то есть своеобразной «политической надстройкой» над «экономическим базисом». Центральной категорией выступает общественно-экономическая формация — исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой формации (кроме первобытнообщинной) соответствует свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный или социалистический. Причем каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего. В рамках формации выделяется господствующий тип собственности, обусловливающий экономическое и политическое господство определенного класса. Например, главный принцип организации и функционирования рабовладельческого государства и права — частная (коллективная) собственность на средства производства и рабов; феодального государства и права — частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян; капиталистического — формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности; социалистического — государственная собственность на средства производства. Формационная типология отличается однобокостью в стремлении обосновать историческое развитие исключительно объективно-экономическими условиями производства. Формационная типология не учитывает в полной мере иные, неэкономические факторы в развитии государства и права. Это касается демографических, культурологических, социальных, географических и других моментов. Выстраивается жесткая схема исторического процесса, под которую «подгоняются» конкретные государства. Согласно данной типологии все государства без исключения должны следовать пяти этапам формационного развития. Но это справедливо лишь отчасти. История многовариантна, и многие государства вообще не имели в своем развитии отдельных формационных этапов (рабство, социализм). Так, экономика рабовладельческого и феодального сообществ носила многоукладный характер, что не позволяет выделить здесь господствующий тип собственности. Кроме того, всегда существовало множество смешанных, «переходных типов» государств и правовых систем, не вмещающихся в рамки определенной формации. Не выдержал испытания практикой тезис о социалистическом государстве и праве как наиболее прогрессивном и передовом. Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства. Цивилизационная типология. В основе типологии — совокупность самых разнообразных факторов, таких, как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические особенности, уровень технического развития и др. Базовой категорией выступает цивилизация как совокупность материальных, научных, политико-правовых, культурных и других достижений общества. Цивилизации отличаются друг от друга, прежде всего, культурным и историческим наследием, а также другими элементами, включая присущий каждой цивилизации тип государства и права. Например, А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом. В целом отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов. Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство. Ряд западных ученых обосновывает деление государств на древние (древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские), средневековые и современные. Существуют и другие виды цивилизационных типологий. Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-историчеких условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства); 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная 9гнографически адресная) типология государств. Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как широкого и объемного понятия.
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей. Основными видами форм государственного устройства являются: - унитарное государство; - федерация; - конфедерация. Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности. Признаки унитарного государства следующие: - единство и однородность территории; - отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве); - деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку; - административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства; - наличие только одной общегосударственной конституции; - наличие единой системы законодательства; - наличие единых для всей страны высших органов государственной власти; - парламент, как правило, имеет однопалатную структуру; - органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти; - единое гражданство для всей страны; - единая денежная система; - общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика. Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д. Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности: - унитарные государства с автономиями; - децентрализованные унитарные государства. Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц. Автономии могут быть: - административными (построены сугубо на началах самоуправления); - политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства). Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР). Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля. Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством. Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности. Можно выделить следующие признаки федерации: - территорию федерации составляют территории её субъектов; - субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику; - в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром; - высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам; - наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству; - парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов. Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах. Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика. В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями. Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация. Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны: - слабый уровень интеграции составляющих её частей; - наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства; - отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий; - право свободного выхода из конфедерации. Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства. Примером конфедерации являются: • США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году); • Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию); • ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году); • Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы