Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соотношение права и государства: основные концепции.
Право представляет собой система общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Важные решения в государстве осуществляется посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы а также является действенным инструментом их полного достижения. Соотношение права и государства проявляется: 1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и права и государства является инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связанные с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения; 2) различие государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначение, структуре и содержании, формы государства и права. Это происходит по той причине, что Роль государства в обществе устанавливать обеспечивать определенный порядок, роль права создавать для реализация данного порядка юридический механизм; 3) взаимодействие государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется В наличие разнообразных формы влияния государства и общества друг на друга. Права формируются, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, формы, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуется задачи и функции государства; 4) противоречие государства и права, которые возникают в случае выхода государственной власти из-под контроля общества, семейное право ограничить власть государства, предотвращая произвол государства. Выделяют модели взаимоотношений права и государства: 1. Тоталитарная; 2.либеральная; 3. Прагматическая. · Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит. · Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное. · Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. · Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики. 42понятие виды особенности социальных норм. соотношение права и морали единство и различия Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности. Признаки социальных норм: · регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений); · являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию; · появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность; · рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей; · за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства). Классификация социальных норм Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям: · Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей. · Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные. · В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы. Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п. Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека. Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его: · совесть; · порядочность; · честность; · осознание собственного долга. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Различия: 1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества. 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль). 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли. 43. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА С ПОЗИЦИИ НАУКИ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА в Теории существует три подхода к пониманию" источник права". 1) объективный смысл- источниками права являются Общественные отношения, которые определяют содержание юридических норм. 2) субъективный( идеальный) смысл- источником права является идеи, мысли, конкретных личности, группы лиц, которые имеют доступ к правотворческой деятельности. 3) формальный юридический смысл- источником права является формы в которых содержатся нормы права. В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи). Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.Это исторически первая форма права. Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2363; Нарушение авторского права страницы