Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия, мировоззрение, культура.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Философия, мировоззрение, культура. Философия – феномен в культуре человеч. общ-ва, особая область знания, кот своими истоками уходит в глубокую древность. Понятие «философия» буквально означает «любовь к мудрости». Его в культурный оборот ввел Пифагор, использовавший термин «философ». Философия формирует в человеке компетенцию рационального и критического мышления, позволяющую находить правильные и обоснованные ответы на сложные вопросы бытия, познания и жизни. Философия формирует мировоззренческую позицию, позволяющих человеку воспринимать мир и себя как единую систему. Мировоззрение – духовная основа освоения и изменения человеком окружающего мира. Оно представляет собой совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют делать взвешенный выбор в конкретной ситуации и правильно выстраивать отношения. Смысл и предназначение философии раскрывается в ее двух важнейших функциях – мировоззренческой и методологической. В современной культуре философия представлена как особый тип знания, деятельности, социальный институт. По своей природе философское знание, относительно свободно от утилитарных практических интересов. Этим оно отличается от конкретно-научных и технологических сведений, которые призваны обслуживать практические нужды человека. Основой философского знания являются категории – предельно общие понятия, отражающие всеобщие существенные связи и отношения человека и мира. В них синтезируются знания из различных областей знания и человеческой культуры. Итак, философия – тип рационально-критического, аргументированного мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой. В таком качестве философия является не только мировоззрением, но и особой наукой, целью которой является постижение универсальных сторон бытия природы, общества, человека и их наиболее общих законов функционирования и развития. Культура – то что мб отражено с помощью языка, совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности. Культура представляет собой сложный мир символов и знаков, используемых человеком для обозначения окружающего мира. 2. Сознание как предмет философского анализа. Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать. Сознание является высшей формой психического отражения и выражает способность человека фиксировать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с факторами внешней и внутренней среды. Формы сознания: 1) индивидуальное сознание (мышление, интуиция и др.), выражается в виде Я, самосознания (самопознания). Самосознание связано с самооценкой, самонаблюдением, самосовершенствованием; 2) общественное сознание, характеризует степень социокультурного развития общества. Уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука)». Сознание обычно наделяется также творческим характером, способностью к самопознанию, рефлексии, внутреннему диалогу, знаково-символическим способом выражения, связью с бессознательным. В античнойфилософии проблема сознания обсуждалась как проблема души и ее роли в жизни человека . В Средние века проблема сознания рассматривалась как проблема самосознания. В Новое времяединственной несомненной реальностью был признан индивид как познающий субъект, обладающий сознанием в форме мышления, разума. В неклассической философии в поле зрения попали воля, эмоции, бессознательное и их связи с сознанием.
Природа философских проблем. Специфика философской аргументации. Философские проблемы весьма и весьма многочисленны. Филсофские проблемы = предмет философии. Круг вопросов, охватываемых философией: 1) проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы сущего; 2) проблема человека, смысла его существования в мире; 3) проблема взаимосвязи человека и мира; 4) проблема субъект-субъектных отношений, межличностных, социальных отношений. Указанные проблемы составляют ядро предмета философии (фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии и опосредовании). В соответствии с проблематикой возможно структурирование философского знания. Философия включает онтологию — учением о бытии, гносеологию —учение о познании, аксиологию — учение о ценностях, социальную философию – учение об общих характеристиках общественной жизни, философия истории – учениеоб истории, философскую антропологию — учение о человеке, историю философии – учение об развитии философии, этика – учение о нравственности, эстетика – учение о красоте (прекрасном). Аргументация— интел-ная ком-ная деятельность по обоснованию или опровержению позиции, представленной системой утверждений с целью убеждения определенной аудитории. Специфика философской аргументации определяется и ограничивается спецификой философского знания. Причина противоречивости философских рассуждений, систем и теорий заключается в вероятностном характере их оснований. Содержание понятия «философская аргументация» раскрывается в следующем определении: философская аргументация - это система методов, инструментов и средств, на которых основываются философские взгляды, демонстрируются философские утверждения и признаются очевидными для аудитории их доказательства; аргументативная деятельность направлена на совершенствование мышления той аудитории, с которой ведется диалог. Философия и идеология в современном мире. Слово «идеология» означает учение об идее. Понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII в. ввели авторы многотомной книги «Элементы идеологии», П.Кабанис, Э. Кондильяк и др. Происхождение идеологии: 1) идеология существовала всегда; 2) возникла в связи с формированием классов; 3) появляется в Западной Европе не ранее XVIII в. и является третьей, после религии и политического национализма, формой самосознания людей. Философия всегда имеет своей возможностью создание идеологии. Идеология – это совокупность искусственно создаваемых и задаваемых идеалов. Идеалы – это цели, установленные и руководящие деятельностью человека. Философия же ориентирована на поиск целей. Она берет свое начало в культуре и находит цели. Философия формирует идеологию, потому что дает ей цели. Следствием философии И.Канта является идеология гражданского общества, основанного на праве. Следствием русской религиозной философии является идеология православного общества. Если нам поверить Н.А.Бердяеву, то по его словам славянофильство первая самостоятельная в России идеология. Следствием философии К.Маркса, точнее сказать, последовавших интерпретаций материализма явилась идеология тоталитарного государства. Под влиянием философии происходит формирование идеологии. Идеология для философии в каком-то смысле предмет создания. Так как со временем идеология, созданная философией, растворяется в культуре. А философия, берет начало в культуре. Так, что происходит некоторое развитие человечества. Философия – это универсальное средство для поиска целей. Философия находит цели, стремится их систематизировать. Политика превращает найденные философией цели в идеологию. Итак, философия задает цели и средства, обеспечивая возможность появления идеологии.
Понятие научной критики. Научная критика является способом реагирования членов научного сообщества на представляемую научную идею, концепцию, теорию Н.К.– необходимое условие и важнейший метод совершенствования и развития науки, одна из обязанностей любого ученого по отношению к любому фрагменту научного знания, в том числе к своим собственным концептуальным построениям и взглядам. Основа научной критики — сомнение в безусловной истинности и окончательной обоснованности любого элемента научного знания, а тем более — вненаучного. Способы научной критики — анализ продуктов научной деятельности на их соответствие принятым стандартам, идеалам и нормам научной деятельности, анализ самих стандартов с точки зрения их универсальности, эффективности и полезности; формы — дискурсная, опытная (наблюдательно-экспериментальная) и практическая аргументация и контраргументация, выдвижение альтернативных концепций и способов решения имеющихся познавательных и практических проблем. Научная критика — единственное эффективное противоядие против догматизма и авторитаризма в науке. Селекционно-оценочная функция критики заключается в проверке идей на соответствие критериям «нормальной» научной работы, принятым в данном дисциплинарном сообществе. Эвристически-прогностическая функция критики состоит в выявлении возможности применения метода, концепции и теории, возможного обозначения сферы и границ их использования. Корректирующе–развивающая функция научной критики предполагает корректировку методов, теорий, способов обоснования и формы их представления. В зависимости от характера научной коммуникации, от принадлежности учёного к научному микросообществу и принятыми в нем собственными эталонами научной работы, от личных интересов учёного, целесообразно выделять когнитивные и личностно-ценностные мотивы критической деятельности.
Философская герменевтика. Герменевтика представляет собой течение в современной философии, направленное на теоретическое обоснование и методически выверенное истолкование текстов. Сам этот термин восходит к имени посланца Богов Гермеса, который, согласно древнегреческой мифология, должен был истолковывать и объяснять людям божественные вести. Основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены вначале XIX в. Ф. Д. Шлейермахером. Для Шлейермахера герменевтика связана, прежде всего, с пониманием психологии и характера автора исследуемого текста. Основная задача герменевтического исследования, по Шлейермахеру, «вживаться» в изучаемый текст, постигая не его структуру и даже не предметное содержание, а то, что движет рукой автора. Взгляд на герменевтику как на методологическую основу гуманитарного знания был выработан в работах известного немецкого философа, психолога и историка культуры Вильгельма Дильтея. Герменевтика была распространена им на область «наук о духе», занятых изучением культуры и истории и, разумеется, общества и человека. Х. Гадамера: его интерес сосредоточен на философии понимания. Он, рассматривая понимание как способ человеческого существования, конкретизирует этот универсальный способ освоения мира с помощью понятия опыта. Гадамер ставит на место познания опыт: жизни, философии, истории, искусства. Он исходит из того, что такой опыт дает гораздо больше, чем это может быть исследовано с помощью научного познания. Важнейшей особенностью понимания выступает идея герменевтического круга. Речь идет о принципе понимания определенного текста, основанном на взаимосвязи части и целого. Другими словами, понимание рассматривается как своего рода движение по кругу: от части к целому, и от целого к части. Философский структурализм. Одним из философских направлений современности является структурализм. В формировании собственно структуралистского направления участвовали Женевская школа лингвистики, русский формализм, пражский структурализм, американская школа семиотики Ч. Пирса и Я. Морисса, Копенгагенский и Нью-йоркский лингвистические кружки, структурная антропология К. Леви-Стросса, структурный психоанализ Ж. Лакана, структура познания М. Фуко и др. Основная специфика структурализма заключалась прежде всего в том, что его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как «эпифеномены», то есть как внешнее проявление («манифестацию») внутренних, глубинных и поэтому «неявных» структур, вскрыть которые они и считали своей задачей. В решении этой задачи весь пафос структурализма был направлен на придание гуманитарным наукам статуса наук точных. Отсюда его стремление к созданию строго выверенного, точно обозначенного и формализованного понятийного аппарата, широкое использование лингвистических категорий, тяга к логике и математическим формулам. Поэтому структурализм возникает прежде всего как комплекс структурно-семиотических представлений с явно выраженной лингвистической ориентацией. Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура представляет собой совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях или в терминологии структуралистов это синхроническая фиксация любой диахронически развивающейся системы. Типы научной рациональности Научная рациональность - это тоже соответсвие теоретических построений, но уже не объекту, изображенному теорией, а тем познавательным средствам, нормам и идеалам, которые приняты наукой и ведут к объективной истине. Каждая эпоха характеризуется собственным типом рациональности. Деление наук на естественные, социально-гуманитарные и технические родилось в рамках классического типа рациональности, господствовавшего в науке вплоть до 20в. При классическом типе рациональности предполагают, что реальность изучается такой, какова она есть безотносительно к исследователю., неприменным условием объективно-истинного знания является считается элиминация из описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Неклассическая рациональность(нач.20 в). научное изучение реальности предполагает учет используемых средств(приборов, систем счета). Постнеклассическая рациолнальность(конец 20в)- исследование объективной реальности соотносится не только с материальными средствами (приборами) но и с социальными целями/ценностями. Снимается противопоставление естественного и технического знания знанию социально-гуманитарному.Создается основа для их глубокой интеграции. Т. о.с течением времени иземенялось философское видение науки.(научное познание организуется в соответствии с человеч. Возможностями, ценоостями и истор. Сложивш. Формами.
Понятие этоса науки. Этос науки- понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Наиболее известна концепция «нормативного этоса науки», разработанная в 40е гг. 20 века американским социолологом Р.Мертоном. Им была сформулирована концепция научного этоса как набора ценностей и норм, регулирующих научную деятельность. К их числу Мертон относил универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованной скептицизм. Подуниверсализмом, как важнейшей из норм, понимается то, что ученые в своем исследовании и в оценке исследований своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпатиями и антипатиями, но исключительно общими критериями и правилами обоснованности, доказательности знания, что позволяет науке преодолевать различие и противоборство существующих в ней групп, школ.Всеобщностьозначает, что результаты научной деятельности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и является общим достоянием научного сообщества.Незаинтересованность– это готовность ученого согласиться с любым хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат его собственным убеждениям.Организованный скептицизм– установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющихся знаний в целях его постоянного улучшения. В дальнейших исследований социологов науки было показано, что выделенные Мертоном ценности и нормы в реальной научной деятельности могут в конкретных ситуациях модифицироваться и даже заменяться альтернативными. Так, принцип универсализма в реальной практике не всегда соблюдается. Оценки ученых результатов своих коллег зачастую личностны, эмоционально окрашены. К своим собственным идеям исследователь чаще всего не относится критически, как это предлагает мертовский принцип организованного скептицизма, а отстаивает их, даже когда сообщество критически относится к полученным результатам. Открытость исследований, полагаемая принципом коллективизма в мертоновской характеристике научного этоса, часто нарушается режимом секретности. Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что тем, кто связан с нею, приходится заниматься этическими проблемами. Никогда в прошлом не было такого, чтобы исследователям в своей повседневной деятельности приходилось тратить столько внимания, времени и сил не только на обсуждение этих проблем, но и на попытки найти то или иное решение. Никогда в прошлом не было и такого, чтобы научные исследования и их приложения оказывались объектом столь интенсивного детального регулирования – не только этического, но и юридического. Средоточием наиболее острых этических проблем является генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Наблюдается ее неуклонимое приближение к человеку, его потребностям. Такое приближение происходит отнюдь не бессознательно. Для того, чтобы выяснить как можно улучшить условия его жизни, возникает потребность в проведении новых и новых экспериментов на самом человеке. Сам человек становится в большей степени объектом исследований. Участие в таких исследованиях сопряжено с большим риском для испытуемых. С целью контролирования этот риск стали развиваться средства этического регулирования биомедицинских исследований. Ныне существует два основных механизма такого регулирования: 1) процедура информированного согласия, которое перед началом исследования дает каждый испытуемый 2)каждые исследовательский проект может осуществляться только после того, как заявка будет одобрена независимым этическим комитетом. Описанные механизмы этического контроля находят применение даже в таких исследованиях, которые проходят без непосредственного воздействия на испытуемого.
Этические нормы охватывают самые различные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикацию научных результатов, проведение научных дискуссий, когад сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту обрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношения науки и ученого с сообществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблемы социальной ответственности науки. Научно-технический прогресс непрерывно порождает новые материалы, приботы, устройства, предметы одежды и продукты питания. Каждый такой продукт должен быть проверен на безопасность с токсикологической, экологической и пр. точек зрения. Каждая такая проверка испытаний на добровольца, а значит орбита этического регулирования все больше расширяется. Опят истории убедил нас, что знание – это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Мы знаем, что последствия научно-технического прогресса бывают серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предотвратить возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований.
III. Гуманизм Государственное управление – вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства политических, социальных и экономических программ среди населения. Прообразы института государственной службы встречаются еще в Древний период истории человечества. А уже в Древней Греции появились первые философские воззрения относительно правильной организации государственной жизни, нравственности правителей, были подвергнуты анализу природа власти, начали формироваться понятия «взаимодействие с обществом», «роль права». Существенную роль в формировании этики государственной и муниципальной службы оказали исторические условия формирования государственной власти в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными социально-политическими особенностями государства. Государственная гражданская и муниципальная служба предполагает наличие у каждого служащего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика государственной и муниципальной службы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и др.). На разных уровнях государственной службы объем властно-распорядительных полномочий различен. Так, на низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу централизации деятельности гражданской службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть. На муниципальной службе служащие выполняют только исполнительские, вспомогательные задачи по решению вопросов местного значения. Как отмечает Л.П. Абрамова, этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе гражданской службы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих. В организации государственного управления есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от государственных служащих моральными качествами. Нравственность служащих и управленцев в государственных органах власти подвергается своего рода испытаниям, что значительно трансформирует этическое поведение служащих с момента их поступления на работу. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются: 1) специфическая форма оплаты труда в государственной службе; 2) её территориальное устройство; 3) вертикальная выстроенность по направлению деятельности; 4) особый характер текучести рабочей силы; 5) особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности государственной службы. Такие особенности в равной степени оказывают влияние и на муниципальных служащих. Этика государственных и муниципальных служащих представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. Но поскольку государственный и муниципальный служащий – это лицо государства, залог успешного функционирования государства или муниципального образования, поэтому существует ряд качеств, которыми служащие должны обладать. Такие качества или требования к государственным и муниципальным служащим прописаны в законах и за несоответствие установленным нормам служащие несут ответственность. Отсюда, можно сделать вывод, что именно право играет решающую роль в этическом воспитании государственных и муниципальных служащих. В этике государственной и муниципальной службы право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы и с внешним миром Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д. Цель права: унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства. Современные исследователи вопросов этики государственной и муниципальной службы отмечают тенденцию унификации этических норм для служащих в различных странах. В основном, такое сращивание моральных норм происходит в сфере практической нравственности и этикетных формах. Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на унификацию этических норм государственной и муниципальной службы в различных странах: 1. Глобализация экономики и образование единого экономического пространства, которое потребовало единства регулирования экономических процессов. 2. Обострение экономических проблем и глобальных проблем современности, что потребовало создания различных международных организаций. В этих организациях работали люди из разных государств, они должны находить общий язык, а это легче сделать при единых моральных ценностях. 3. Образование крупных центров международного значения по подготовке управленческой элиты, где в тесном контакте работают представители различных государств. 4. Формирование мощных международных коммуникативных систем, которые сделали более близкими отношения между нациями, кроме того, пропаганда через средства массовой информации определённых образцов поведения, манер, этикета. 5. Многоплановое развитие форм общения потребовало совершенствования систем этикета и усвоения этих норм. 6. Децентрализация управления, идущая в последнее время, которая на региональном и муниципальном уровне вовлекла в активную форму управления новые слои и отряды госслужащих. 7. Существенную роль в сближении норм этики госслужбы сыграли и новые тенденции, проявившиеся в условиях реформирования государственного аппарата в конце ХХ века: сращивание бизнеса и государственной службы, бизнеса и политики. Этика бизнеса, проникшая в госслужбу, всегда была более универсальной и унифицированной, как вышедшая из этики протестантизма В вопросах этики государственного управления базовыми понятиями являются термины «служебная этика» и «этика управления». Кратко обратимся к данным понятиям. Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной морали. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики: 1) дисциплинированность; 2) сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности; 3) корректность межличностных отношений. Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властных, распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления. Все нормы этики управления можно условно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали).
Философия и футорология. ФУТУРОЛОГИЯ (лат. futurun - будущее и греч. logos - учение, слово) -представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин „Ф." предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую надклассовую „философию будущего", противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие распространилось на Западе в смысле истории будущего", „науки о будущем", призванной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин „Ф.", ввиду его многозначности и неопределенности, с конца 60-х гг. вытесняется понятием „исследование будущего", к-рое охватывает теорию и практику прогнозирования. В буржуазной Ф. выделяются апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. течения. В 60-х гг. господствовало первое, выдвинувшее постиндустриального общества" теорию (Белл, Г. Кан, Арон, Б. де Жувенель). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде, Ф. Полак, И. Гал-тунг), леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы западной цивилизации" перед лицом научно-технической революции (А. Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. буржуазная Ф. переживает кризис, в ходе к-рого сначала выдвинулось течение, доказывающее неизбежность „глобальной катастрофы" при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с конца 70-х гг., - течение, отстаивающее необходимость перехода к „новой цивилизации", построенной на принципах буржуазного гуманизма. Ведущее влияние в буржуазной Ф. 70-х гг. при- обрел Римский клуб, по инициативе к-рого развернулось т. наз. Глобальное моделирование перспектив человечества на основе использования ЭВМ. Многообразным и противоречивым концепциям буржуазной Ф. противостоит марксистско-ленинское учение о будущем человечества, научное прогнозирование, к-рое опирается на положения диалектического и исторического материализма, теорию научного коммунизма.
Кальвинизм Среди видных американских религиозных мыслителей называют Эдвардса Джонатана, большую известность получили его яркие проповеди: «Грешники в руках разгневанного Бога» и другие. Его философские воззрения сочетают платонизм c эмпирической эпистемологией, механику Ньютона и субъективный идеализм Джорджа Беркли. В целом, его метафизика близка к Беркли, хотя Эдвардс пришёл к ней независимо от английского философа[2]. Как кальвинист Эдвардс Джонатан отрицает свободу воли, проповедует пуританский образ жизни. Эпоха Просвещения В начале XVIII века американская философская традиция преимущественно занимается метафизическими и богословскими вопросам. Во второй половине века большое внимание уделяется разуму и науке, с верой в будущее совершенство человека, принцип невмешательства в экономике, существенное значение для американских мыслителей приобретают вопросы политэкономии и социально-политическая проблематика. Четыре отца-основателя Джон Адамс, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин и Джеймс Мэдисон публиковали сочинения на политические темы. Продолжая линию пуритан XVII века, отцы-основатели придавали важное значение вопросам взаимодействия государства и личности, государства и религии. Это время принятияДекларации независимости США и Конституции США, которые были результатом дебатов и компромиссов. Так же как отдельные европейские мыслители эпохи Просвещения, некоторые отцы-основатели были приверженцами деизма[3]. Известным деистом и писателем-просветителем был Томас Пейн, в своих произведениях доказывал необходимость американской революции и независимости от британской короны[4]. На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма. Существенное развитие получила школа прагматизма наряду с незначительным распространением гегельянства (Джордж Холмс Ховисон). Трансцендентализм Трансцендентализм в США является реакций на интеллектуализм в общем и механическую картину мира, и характеризуется повышенным вниманием к субъективности человеческого опыта. В трансцендентализме выражена холистическая установка на личное совершенствование, которое достигается посредством интуиции ирефлексии, в противоположность предписаниям и догмам организованной религии. Писатели-трансценденталисты в своих произведениях стремятся к возвращению к природе, верят, что путь к истинному знанию проходит через погружение в природу и её созерцание. Известные трансценденталисты: Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Уолт Уитмен[5]. Дарвинизм в Америке Публикация теории эволюции Чарльза Дарвина в 1859 году сильно воздействовало на американскую философиию. Джон Фиске и Чонси Райт рассматривали мораль и сознание с точки зрения теории Дарвина, являются предшественниками эволюционной психологии и эволюционной этики. Американский философ Уильям Грэм Самнер под влиянием английского мыслителя Герберта Спенсера занимался теорией, которую сегодня называют социальный дарвинизм. Самнер, также как известный предприниматель и филантроп Эндрю Карнеги, считали, что фактор борьбы за выживание определяет социально-политические процессы, поэтому невмешательство государства в экономику есть принцип, наиболее соответствующий естественной политико-экономической системе[6]. Прагматизм Одним из влиятельных направлений американской философии является прагматизм. В его основе труды Чарльза Сандерса Пирса, Уильяма Джемса и Джона Дьюи. К основным принципам прагматизма относятся: первичность практики, отрицание материализации теорий и концепций, натурализм и антикартезианство, примирение антискептицизма и фаллибилизма. XX век и современность В начале XX века прагматизм был временно (до второй половины XX века) отодвинут на второй план другими философскими направлениями и школами, Под влиянием научного мировоззрения и теории относительности Альберта Эйнштейна разрабатывается философия процесса. В середине XX века подъём популярностифилософии языка и аналитической философии. Напротив, интерес к экзистенциализму и феноменологии в Америке не столь значителен как в Европе[1] Против идеализма Прагматизм продолжает играть значимую роль в американской философии, и одним из значительных его представителей в XX веке является Джордж Сантаяна. Сантаяна утверждает, что идеализм противоречит здравому смыслу. Он также отвергает познавательный фундаментализм, считая науку «аккомпанементом искусства»; рассматривает науку, искусство, общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством в его стремлении установить равновесие со средой. Философия процесса Главные представители: Альфред Норт Уайтхед и Чарльз Хартсхорн. В основе теории философии процесса положение о том, что события и процессы являются основополагающими онтологическими категориями. Уайтхед считает, что вещи в природе представляют связь событий, которые имеют перманентный характер (в этом усматривается аналогия с диалектикой Гераклита). В дальнейшем Чарльз Хартсхорн развивает теорию философии процесса и разрабатывает процесс-теологию. Аналитическая философия С середины XX века начинает период доминирования аналитической философии в Америке. К тому времени была известны труды европейских философов-аналитиков и представителей логического позитивизма. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы