Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Если возможна русская философия, то только как философия веры (Павел Флоренский)



Вслед за В.Соловьевым во второй половине ХIХ века появляется целая плеяда религиозных философов: С. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, С. Франк и др.

Семен Франк. Человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальное познание, реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает контакт, возникает единство. Мы живем не на изолированных островах, а на едином материке. И вот этот-то материк, который объединяет всех нас, и есть последний и подлинный предмет познания. Человек познает не только отражение своих собственных чувств, а познает некий субстрат, глубину.

Федор Достоевский. Его религиозная этика основывалась на признании человека духовно свободным существом. Абсолютная свобода обрекает человека на необходимость постоянного выбора между добром и злом. Ф. Достоевский считал ложным учение утилитаризма, где человек рассматривается существом рассудочным и благоразумным, действующим во имя собственной пользы.

Философские идеи. Поведение человека должно основываться на ощущении Бога, полагая тем самым мистический характер этического в человеке. Этическое, как и эстетическое, понимается Достоевским как ощущение и искание Бога, но между добром и красотой не обнаруживается внутренняя связь, поэтому «не красота спасет мир, но красоту в мире нужно спасать» («христову красоту»).Каждый народ движется силой этического и эстетического, занят «исканием Бога». История должна быть свободным движением народов к «оцерковлению», духовному объединению всего человечества на основе христианских ценностей.

Лев Толстой. Целью его философствования было обнаружение того, что является абсолютным добром. Жизнь вне абсолютного измерения не имеет смысла: таково мировоззренческое кредо мыслителя. Большое влияние на него оказали философские взгляды И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, а также многие идеи христианства, буддизма, конфуцианства и даосизма.

Принцип «непротивления злу насилием». Он диктуется человеку его «высшей разумностью» и требует отречения от мира.

Принцип имперсонализма, то есть принцип отрицания значимости индивидуального существования человека.

Л.Толстой развивает эти принципы в учении об опрощении человека. Следуя Ж-Ж.Руссо, он критикует культуру общества как ненужное и искусственное создание человека, а науку как ложное знание, не открывающее смысл жизни. Поэтому идеальное общественное устройство - крестьянский патриархальный быт.

Николай Бердяев. Абсолютная свобода есть предельная и основная характеристика человека, она не находится даже в подчинении у Бога. Свобода не связана ни с бытием, ни с необходимостью, свобода не связана ни с добром, ни со злом, она есть некоторое потенциальное первоначало, из которого разворачивается Бог, мир и человек.Познание человека и его свободы. Дух человека не есть бытие: он – свобода и творческий акт.Н.Бердяев отделяет человека от Бога и уравнивает их в происхождении, тем самым оправдывая его существование. На философском языке это называется антроподицеей, т.е. человек призван к соучастию в божественном творчестве. Человеческая история понимается как продолжение миротворения: Бог и человек вместе преодолевают «иррациональную тьму свободы».

Экзистенциализм Н.Бердяева. Не существует предустановленной гармонии бытия, единства целого как истины, добра, справедливости, Бытие универсально-общего есть конструкция субъекта. Бытие есть лишь внутренняя составная часть единичного. Истина есть конкретная личность, ее путь и жизнь.

Иван Ильин. Мы призваны творить свое и по-своему, русское по-русски. Основной характерной особенностью исторического развития России он считает трагизм ее истории. Всякий, изучающий историю России, видит картину предельного драматического напряжения, как внешнеполитического, так и внутреннего - социального, духовно-нравственного и религиозного. Образ " осажденной крепости" наиболее соответствует историческому бытию России.

Культурные архетипы. Если национальный духовный акт, которым народ творит свою культуру, и свойства национального характера со временем обретают качество архетипов, то они, наряду с бессознательными, эмоциональными процессами, могут быть и социально воспитуемы, целенаправленно формируемы. Воспитание детей - это " пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту".

Русский космизм. Крупнейшими представителями философии космизма были К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Федоров и др.

Космисты противопоставили принципу антропогеоцентризма принцип антропокосмизма. Человека является не только следствием земных условий и причин, но и результатом динамики и структуры Вселенной. Предназначение человека – освоение внутреннего и внешнего космоса, поскольку и «душа» - космическое явление.

Важнейшие принципы русского космизма:

· Признание существования множественности разумных миров

· Признание существования «разума космоса», который превосходит в своей деятельности тот мир, который определяется человеческим познанием как мир причин и следствий в их бесконечной последовательности.

· Научное мировоззрение не дает картины мира в ее действительном состоянии, потому что ученый противопоставляет себя миру, но существует только одна природа – благодаря чему человек и может познавать.

· Проявление этой природы в человеке определяется в космизме как «естественный свет разума». Утрата этого «света» и привела человека к риску экологических катастроф. Чтобы избежать их, человек должен вновь ощутить себя и стать космическим существом, то есть стать духовным существом с ясным восприятием мира.

Николай Федоров. Исходный принцип– утверждение единства человека и космоса. Человек может и должен организовать космос и свою жизнь в нем на основе познания и нравственного отношения ко всем явлениям реальности.Необходимость преодоления смерти. Преодоление смерти связывается с необходимостью воскрешения всех живших когда-либо людей на Земле. Это и должно стать «общим делом», в котором большое место отводилось науке, поскольку центральной задачей при этом оказывалась необходимость выявления и собирания всех атомов и молекул, входивших некогда в организмы умерших.Проблема гармонизации. Науки должны раскрыть законы сохранения и трансформации информации на атомарном и молекулярном уровне. Восстановление души или сознания философ связывал с восстановлением организма.Преодоление смерти открывает возможность освоения человеком космоса и, тем самым, решения глобальных проблем. Поэтому решение всех основных задач человечества требует познания природы и гармонизации его отношений с природой, что позволит полностью управлять природными процессами на Земле, в солнечной системе и, в перспективе, во Вселенной.

Классическое евразийство

Термин «Евразия» впервые был введен в 1883г. австрийским ученым Г. Зюззом и первоначально обозначал географическое пространство. «Евразийство» сформировалось как самостоятельное идейно-политическое и философское течение в среде русской эмиграции в 1920-1930 годах. Началом движения стал выпуск сборника молодых философов и публицистов Н.С.Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В.Флоровского, Л.П.Карсавина, Н.Н.Алексеева и П.П.Сувчинского. «Исход к Востоку. Предчуствия и свершения. Утверждение евразийцев» София, 1921г.

Основные идеи: Категорически отвергая западничество и одновременно его славянофильскую альтернативу, евразийцы декларировали свою «серединную» позицию: «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других… Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как серединную, евразийскую культуру».

Н.С.Трубецкой – идея полицентризма. Вместо принципа градации народов и культур по степеням совершенства (европоцентризм), обосновывается новый принцип равноценности и качественной несоизмеримости всех культур и народов земного шара (полицентризм).

П.Н.Савицкий - идея месторазвития. Месторазвитие – это «широкое общежитие живых существ, взаимно приспособленных друг к другу и к окружающей среде», т.е. непосредственная связь народа с географической средой, в которой он возник. Эта среда накладывает свой отпечаток на особенности и ход истории народа, а народ, в свою очередь, приспосабливает среду обитания под себя.

Л.Н.Гумилев. Создал теорию этногенеза и пассионарности. Евразийский суперэтнос возник на пятьсот лет позже западноевропейского. Сейчас находится в своем расцвете. Народам Евразии только еще предстоят великие дела. Никакие культурные веяния не способны оказать влияние на самобытность народа, имеющую биосферную природу. Только в результате пассионарного толчка два соседних народа могут физически слиться друг с другом и образовать новый этнос.

Заключение:

· Основные темы русской философии – судьба России и мировой цивилизации и проблема человека.

· Большой вклад русские мыслители сделали в изучение нравственного и эстетического начал человека, развили религиозную философию

· Ярким явлением мировой философии стали учения русских философов о космосе и о месте человека в нем («русский космизм»).

· Кроме понятий, сформировавшихся в западной философии, русские мыслители использовали собственные категории, такие как «всеединство», «цельное знание», «живознание», «соборность», «софиология», «синергизм», «богочеловечество», «живая этика», «метафизика сердца», «стыд», «евразийство» и др

 

Лекция 7


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь