Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Единство и противоречие теории и факта в процессе развития научного знания. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза, программа. Факт и теория. В обычном смысле слово " факт" (от лат. factum - сделанное, свершившееся) является синонимом слова " истина", " событие", " результат". Как категория методологии науки факт - это достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, носящие наиболее общий характер, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся на них по логическим правилам. Например, классическая механика может быть представлена как система, в фундаменте которой находится закон сохранения импульса (" вектор импульса изолированной системы тел с течением времени не изменяется" ), тогда как другие законы, в том числе известные каждому студенту законы динамики Ньютона, являются его конкретизациями. Строгое построение геометрической теории, предложенное Евклидом, привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений и истин, принятых без доказательств (аксиом).
Англо-американская историческая школа в философии науки и ее основные представители. Американская философская традиция берёт начало во время колонизации Америки[1]. Пуритане, прибывшие в Нью-Йорк, представляют раннее течение американской философии в русле религиозной традиции, ставится акцент на отношении между личностью и обществом. Это видно в таких документах, как Основные законы Коннектикута (англ. Fundamental Orders of Connecticut, 1639) и Массачусетский свод свобод (англ. Massachusetts Body of Liberties, 1641). Особенность А.ф. в том, что хотя она развивалась под сильным влиянием идей иконцепций, проникавших из Европы, последние обретали здесь новый смысл и звучание. В XVIII веке американскую философию условно можно разделить на два основных направления: пуританский кальвинизм и политическую философию отцов-основателей (под влиянием европейской эпохи Просвещения). Кальвинизм Среди видных американских религиозных мыслителей называют Эдвардса Джонатана, большую известность получили его яркие проповеди: «Грешники в руках разгневанного Бога» и другие. Его философские воззрения сочетают платонизм c эмпирической эпистемологией, механику Ньютона и субъективный идеализм Джорджа Беркли. В целом, его метафизика близка к Беркли, хотя Эдвардс пришёл к ней независимо от английского философа[2]. Как кальвинист Эдвардс Джонатан отрицает свободу воли, проповедует пуританский образ жизни. Эпоха Просвещения В начале XVIII века американская философская традиция преимущественно занимается метафизическими и богословскими вопросам. Во второй половине века большое внимание уделяется разуму и науке, с верой в будущее совершенство человека, принцип невмешательства в экономике, существенное значение для американских мыслителей приобретают вопросы политэкономии и социально-политическая проблематика. Четыре отца-основателя Джон Адамс, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин и Джеймс Мэдисон публиковали сочинения на политические темы. Продолжая линию пуритан XVII века, отцы-основатели придавали важное значение вопросам взаимодействия государства и личности, государства и религии. Это время принятияДекларации независимости США и Конституции США, которые были результатом дебатов и компромиссов. Так же как отдельные европейские мыслители эпохи Просвещения, некоторые отцы-основатели были приверженцами деизма[3]. Известным деистом и писателем-просветителем был Томас Пейн, в своих произведениях доказывал необходимость американской революции и независимости от британской короны[4]. На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма. Существенное развитие получила школа прагматизма наряду с незначительным распространением гегельянства (Джордж Холмс Ховисон). Трансцендентализм Трансцендентализм в США является реакций на интеллектуализм в общем и механическую картину мира, и характеризуется повышенным вниманием к субъективности человеческого опыта. В трансцендентализме выражена холистическая установка на личное совершенствование, которое достигается посредством интуиции ирефлексии, в противоположность предписаниям и догмам организованной религии. Писатели-трансценденталисты в своих произведениях стремятся к возвращению к природе, верят, что путь к истинному знанию проходит через погружение в природу и её созерцание. Известные трансценденталисты: Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Уолт Уитмен[5]. Дарвинизм в Америке Публикация теории эволюции Чарльза Дарвина в 1859 году сильно воздействовало на американскую философиию. Джон Фиске и Чонси Райт рассматривали мораль и сознание с точки зрения теории Дарвина, являются предшественниками эволюционной психологии и эволюционной этики. Американский философ Уильям Грэм Самнер под влиянием английского мыслителя Герберта Спенсера занимался теорией, которую сегодня называют социальный дарвинизм. Самнер, также как известный предприниматель и филантроп Эндрю Карнеги, считали, что фактор борьбы за выживание определяет социально-политические процессы, поэтому невмешательство государства в экономику есть принцип, наиболее соответствующий естественной политико-экономической системе[6]. Прагматизм Одним из влиятельных направлений американской философии является прагматизм. В его основе труды Чарльза Сандерса Пирса, Уильяма Джемса и Джона Дьюи. К основным принципам прагматизма относятся: первичность практики, отрицание материализации теорий и концепций, натурализм и антикартезианство, примирение антискептицизма и фаллибилизма. XX век и современность В начале XX века прагматизм был временно (до второй половины XX века) отодвинут на второй план другими философскими направлениями и школами, Под влиянием научного мировоззрения и теории относительности Альберта Эйнштейна разрабатывается философия процесса. В середине XX века подъём популярностифилософии языка и аналитической философии. Напротив, интерес к экзистенциализму и феноменологии в Америке не столь значителен как в Европе[1] Против идеализма Прагматизм продолжает играть значимую роль в американской философии, и одним из значительных его представителей в XX веке является Джордж Сантаяна. Сантаяна утверждает, что идеализм противоречит здравому смыслу. Он также отвергает познавательный фундаментализм, считая науку «аккомпанементом искусства»; рассматривает науку, искусство, общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством в его стремлении установить равновесие со средой. Философия процесса Главные представители: Альфред Норт Уайтхед и Чарльз Хартсхорн. В основе теории философии процесса положение о том, что события и процессы являются основополагающими онтологическими категориями. Уайтхед считает, что вещи в природе представляют связь событий, которые имеют перманентный характер (в этом усматривается аналогия с диалектикой Гераклита). В дальнейшем Чарльз Хартсхорн развивает теорию философии процесса и разрабатывает процесс-теологию. Аналитическая философия С середины XX века начинает период доминирования аналитической философии в Америке. К тому времени была известны труды европейских философов-аналитиков и представителей логического позитивизма. Куайн поддерживает точку зрения, что философия и наука совместно должны стремиться к интеллектуальной ясности и пониманию мира. Студентом Куайна в Гарварде был Крипке, также один из наиболее известных современных философов-аналитиков, занимается исследованиями в области модальной логики и семантики, философии языка, вносит вклад в теорию множеств. Другим студентом Куайна был Дэвид Льюис, считается одним из величайших философов XX века[7], разработал теорию модального реализма. Томас Кун известен работами в области истории науки, философии науки и социологии знания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы